Развитие тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыка на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыка на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования»
по дисциплине: «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Развитие тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыка на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Организация: Ясли-сад №31, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Уровни развития музыкально-слуховых представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕМБОВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность тембрового слуха в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста
1.3 Роль и значение музыкальных занятий в учреждениях дошкольного образования в процессе развития тембрового слуха
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Диагностика уровня развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Разработка направлений деятельности в процессе восприятия музыки на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования с целью развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие тембрового слуха является важнейшей задачей обучения на музыкальных занятиях. Способность правильно различать качество звука развивает технику исполнения и помогает глубже и полнее понять содержание музыкального произведения. Тембр – это звуковая окраска инструмента или голоса, которая создает различные эмоциональные оттенки музыкальной интонации. Тембр отражает акустические свойства звука.
Тембровый слух – это способность распознавать тембры и их специфические характеристики и свойства. Процесс формирования тембрового слуха коррелирует с основными процессами умственного познания, что позволяет достичь более высокого уровня в развитии музыкального мышления учащихся. В ходе этого процесса происходит самоконтроль аналитических и практических действий, накопление слухового опыта, формирование эстетических установок, что приводит к достижению профессионализма. Осознание качества тембрового звучания является особым вызовом для деятельности будущего музыканта и требует не только творческого подхода, но и развитых интеллектуальных способностей. Формирование тембрового слуха как особой области музыкального мышления, проявляющегося в восприятии и осознании образного содержания музыкальных произведений, приводит к глубокому и адекватному пониманию самой сущности музыки в ее философском и эстетическом аспекте.
Развитие способности воспринимать выразительный смысл тембрового звука является важным условием достижения музыкантом профессионализма в музыкальном исполнении. При восприятии различных тембров возникают многомерные ассоциации. Тембр обладает огромной степенью музыкальной выразительности: отметить ту или иную точку в музыкальном произведении, усилить и подчеркнуть контрасты. Кроме того, тембр является одним из факторов музыкальной драмы, который формирует сложный набор выразительных средств музыки в единстве с образным содержанием. Пренебрегая тембровым аспектом, невозможно получить полное представление о художественном замысле композитора и оценить оригинальность музыкального произведения.
Особенно важно становится развитие тембрового слуха и в целом музыкальных способностей у детей в период дошкольного возраста. Вопросы, посвященные этой теме, раскрыты в работах таких исследователей, как Д. Дувирак, В. Цытовича, Л. Мазеля, И. Шабуновой, В. Ульянова и др. Но проблема развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста является недостаточно изученной. По причине этого в данной работе остановимся на теме исследования: «Развитие тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыка на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕМБОВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность тембрового слуха в психолого-педагогической литературе
Исключительно важная роль музыкального слуха в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста подчеркивалась, пожалуй, всеми авторами (Б.В. Асафьев, Г.Г. Нейгауз, Б.М. Теплов и многими другими). Эта составляющая музыкальных способностей всегда называется первой, даже людьми, далекими от музыки. Действительно, музыкальный слух – это первое, что приходит на ум, когда речь заходит о музыкальных способностях.
Такие понятия, как физиологический слух и музыкальный слух, не являются идентичными, они не связаны между собой. Например, охотник, обладающий лучшим физиологическим слухом, может вообще не иметь музыкального слуха. И наоборот, хорошо известно, что Бетховен, сочиняя Пятую симфонию, почти ничего не слышал. Будучи совершенно глухим к концу жизни, он после Пятой симфонии написал еще четыре симфонии и множество других сочинений, что означает, что он сохранил свой музыкальный слух [6, с. 269].
Физиологический слух может быть более острым или менее острым, что зависит от состояния органов слуха человека, от развития его слуха и от общего состояния его организма. Часто слух ухудшается не только из-за внешних воздействий на органы слуха (например, в профессиях с высоким уровнем шума на работе), но и из-за нервного перенапряжения, то есть состояния нервной системы человека, как в данный момент, так и в течение более длительного периода перенапряжения. На способность точно различать высоту тона влияет специализация музыканта. Ведь способности развиваются в той мере, в какой они необходимы для соответствующей практики. В ней они воспитываются. У "струнных исполнителей" более тонкое различие высоты тона, в меньшей степени у пианистов, которые не могут изменить высоту тона своего инструмента. Если им приходится играть на отрегулированном или спущенном инструменте, то их острый слух может даже стать помехой [13, с. 176].
Музыкальный слух – это способность слуховой памяти и воспроизведения музыкальных мыслей, способность анализировать тональность звуковых комплексов (мелодий и гармоний).
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Диагностика уровня развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста
Для проведения опытно-экспериментальной работы по исследованию развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки на музыкальных занятиях, было проведено опытно-экспериментальное исследование.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №31 города Гродно».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 10 детей среднего дошкольного возраста (в возрасте 4-5 лет). Среди испытуемых было 5 мальчиков и 5 девовчек.
На первом этапе (констатирующий эксперимент) проводили полную диагностику по всем компонентам музыкального развития детей среднего дошкольного возраста с целью установления актуального уровня развития музыкальных способностей.
На втором этапе (формирующий эксперимент) были разработаны практические приемы формирования у детей среднего дошкольного возраста тембрового слуха за счет восприятия музыки на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования.
На первом этапе опытно-экспериментальной работы стояли следующие задачи:
1. Выявить компоненты, критерии, уровни развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить актуальный уровень развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста.
В процессе опытно-экспериментальной работы использовались следующие методики:
Игра-тест на выявление уровня развития чувства ритма «Настоящий музыкант». «Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов. Игра предполагает вовлечение ребенка в исполнение на музыкальных инструментах (на металлофоне, ксилофоне), простой мелодии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под тембровым слухом понимают способность к различению окраски музыкальных инструментов и голосов. Тембр звука представляет собой качественную характеристику звучания того или иного инструмента или голоса. Тембровый слух – это способность представлять звуки других инструментов или оркестра и передавать их на фортепиано. Как тембровые, так и динамические аспекты музыкального слуха, которые играют столь важную роль в деятельности музыканта-исполнителя, еще не так важны на ранних стадиях обучения, в отличие, например, от высоты тона. Вне профессиональной практики задача выявления тембра в звучании музыки решается редко. В сложном восприятии музыки, где мелодические движения и ритм наиболее эффективны в определении смысла и характера музыки, тембр часто остается незамеченным.
Изучению особенностей тембрового слуха у детей дошкольного возраста и путей его развития уделяется недостаточное внимание. Недостаточно развитый слух у детей среднего дошкольного возраста объединяет восприятие музыки и снижает эмоциональную реакцию на художественные образы музыкальных произведений. По сравнению с другими способностями тембровый слух у детей среднего дошкольного возраста развит в меньшей степени. Процесс развития тембрового слуха достаточно сложен, что объясняется рядом причин.
Для развития тембрового слуха полезно аккумулировать у детей как можно больше слуховых впечатлений от звучания аппаратов разных тембров. С этой целью детей знакомят с тембрами музыкальных инструментов на музыкальных занятиях. Развитие тембрового слуха должно происходить по принципу от бессознательного до сознательного. Дошкольная образовательная программа предусматривает знакомство с достаточно широким диапазоном тембров музыкальных инструментов: паяльная трубка, металлофон, колокольчик, бубен, погремушка, барабан. Программа ставит перед собой следующие цели: ознакомить детей с названиями музыкальных инструментов и сформировать у них умение различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях.
По результатам констатирующего эксперимента в целом можно сделать вывод о том, что музыкально-слуховые представления у детей среднего дошкольного возраста развиты на среднем уровне. Лучше всего у детей развита ритмичность и чувство ритма. Для того, чтобы усовершенствовать навыки развития музыкально-слуховых представлений у детей среднего дошкольного возраста, а именно тембрового слуха, предложим направления деятельности в процессе восприятия музыки на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования.
1. Ветлугина, Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. Восприятие музыки / Н.А. Ветлугина; под ред. В.Н. Максимова. – М., 2000. – 219 с.
2. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2009. – 75 с.
3. Воловникова, Г.М. Педагогический словарь: в 2-х томах / Г.М. Воловникова, Л.И. Генсиоровская. – М.: Издательство академии педагогических наук, 1960. – Т.1. – 398 с.
4. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн. для воспитателя детского сада / Н.А. Ветлугина [и др.]. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Люкс, 2005. – 671 с.
6. Гарбузов, Н.А. Зонная природа тембрового слуха // Н.А. Гарбузов –музыкант, исследователь, педагог. – М.: Музыка, 2010. – С. 256-271.
7. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу / Е.В. Горшкова. – М.: Издательство «Гном и Д», 2002. – 173 с.
8. Гурин, В.Е. Основы умственного воспитания дошкольников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие / В.Е. Гурин, О.Ю. Солопанова. – Краснодар, 2001. – 23 с.
9. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-синтез, 2005. – 88 с.
10. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
11. Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры: из опыта работы музыкального руководителя / Н.Г. Кононова. – М.: Просвещение, 2002. – 308 с.
12. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада: Из опыта работы. / Н.Г. Кононова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
13. Мухина, В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2005. – 376 с.
14. Назайкинский, Е.В. Роль тембра в формировании темы и тематического развития в условиях имитационной полифонии /С.С. Скребков // Статьи и воспоминания. М.: Сов. композитор, 2009. – С. 132–162
15. Образцова, Т.Н. Музыкальные игры для детей / Т.Н. Образцова. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», ООО «Этрол», ООО «Гамма Пресс 2000», 2005. – 277 с.
16. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. – М.: Просвещение, 2007. – 209 с.
17. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей / О.П. Радынова. – М.: Просвещение, 2007. – 119 с.
18. Сидельников, Р. Организация музыкально-игровой деятельности детей вне занятий / Р. Сидельников // Дошкольное воспитание. – 2009. – №1. – С. 5-8.
19. Тарасова, К.В. Основа системы музыкального воспитания / К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан // Дошкольное воспитание. – 2001. – №11. – С.63-69.
20. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей: избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. – М., 2005. – Т.1. – 196 с.
21. Трубникова, М.Л. Учим детей играть по слуху / М.Л. Трубникова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3. – С.83-88.
22. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. / И.Ф. Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 520 c.
23. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства / В.Н. Холопова. – М., 2004. – 286 с.
24. Цытович, В.И. Некоторые аспекты тембровой драматургии / В.И. Цытович // Современные вопросы музыкознания. – М. Музыка, 2006. – С. 207-237
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Уровни развития музыкально-слуховых представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты