Развитие тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыка на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыка на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования»
по дисциплине: «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Развитие тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыка на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Организация: Ясли-сад №1, ГУО (г. Щучино)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Уровни развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Уровни развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста (контрольный этап).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕМБОВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность понятия «тембровый слух»
1.2 Особенности развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста
1.3 Роль и значение музыкальных занятий в учреждениях дошкольного образования для развития тембрового слуха
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Диагностика уровня развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Организация работы по развитию тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования
2.3 Результативность работы по развитию тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие тембрового слуха является важнейшей задачей обучения на музыкальных занятиях. Способность правильно различать качество звука развивает технику исполнения и помогает глубже и полнее понять содержание музыкального произведения. Тембр – это звуковая окраска инструмента или голоса, которая создает различные эмоциональные оттенки музыкальной интонации. Тембр отражает акустические свойства звука.
Тембровый слух – это способность распознавать тембры и их специфические характеристики и свойства. Процесс формирования тембрового слуха коррелирует с основными процессами умственного познания, что позволяет достичь более высокого уровня в развитии музыкального мышления учащихся. В ходе этого процесса происходит самоконтроль аналитических и практических действий, накопление слухового опыта, формирование эстетических установок, что приводит к достижению профессионализма. Осознание качества тембрового звучания является особым вызовом для деятельности будущего музыканта и требует не только творческого подхода, но и развитых интеллектуальных способностей. Формирование тембрового слуха как особой области музыкального мышления, проявляющегося в восприятии и осознании образного содержания музыкальных произведений, приводит к глубокому и адекватному пониманию самой сущности музыки в ее философском и эстетическом аспекте.
Развитие способности воспринимать выразительный смысл тембрового звука является важным условием достижения музыкантом профессионализма в музыкальном исполнении. При восприятии различных тембров возникают многомерные ассоциации. Тембр обладает огромной степенью музыкальной выразительности: отметить ту или иную точку в музыкальном произведении, усилить и подчеркнуть контрасты. Кроме того, тембр является одним из факторов музыкальной драмы, который формирует сложный набор выразительных средств музыки в единстве с образным содержанием. Пренебрегая тембровым аспектом, невозможно получить полное представление о художественном замысле композитора и оценить оригинальность музыкального произведения.
Особенно важно становится развитие тембрового слуха и в целом музыкальных способностей у детей в период дошкольного возраста. Вопросы, посвященные этой теме, раскрыты в работах таких исследователей, как Д. Дувирак, В. Цытовича, Л. Мазеля, И. Шабуновой, В. Ульянова и др. Но проблема развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста является недостаточно изученной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕМБОВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность понятия «тембровый слух»
Исключительно важная роль музыкального слуха в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста подчеркивалась, пожалуй, всеми авторами (Б.В. Асафьев, Г.Г. Нейгауз, Б.М. Теплов и многими другими). Эта составляющая музыкальных способностей всегда называется первой, даже людьми, далекими от музыки. Действительно, музыкальный слух – это первое, что приходит на ум, когда речь заходит о музыкальных способностях.
Такие понятия, как физиологический слух и музыкальный слух, не являются идентичными, они не связаны между собой. Например, охотник, обладающий лучшим физиологическим слухом, может вообще не иметь музыкального слуха. И наоборот, хорошо известно, что Л. Бетховен, сочиняя Пятую симфонию, почти ничего не слышал. Будучи совершенно глухим к концу жизни, он после Пятой симфонии написал еще четыре симфонии и множество других сочинений, что означает, что он сохранил свой музыкальный слух [6, с. 269].
Физиологический слух может быть более острым или менее острым, что зависит от состояния органов слуха человека, от развития его слуха и от общего состояния его организма. Часто слух ухудшается не только из-за внешних воздействий на органы слуха (например, в профессиях с высоким уровнем шума на работе), но и из-за нервного перенапряжения, то есть состояния нервной системы человека, как в данный момент, так и в течение более длительного периода перенапряжения. На способность точно различать высоту тона влияет специализация музыканта. Ведь способности развиваются в той мере, в какой они необходимы для соответствующей практики. В ней они воспитываются. У «струнных исполнителей» более тонкое различие высоты тона, в меньшей степени у пианистов, которые не могут изменить высоту тона своего инструмента. Если им приходится играть на отрегулированном или спущенном инструменте, то их острый слух может даже стать помехой [13, с. 176].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Диагностика уровня развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста
Целью данной курсовой работы является изучить особенности развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыка на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования. Исходя из этого, было проведено опытно-экспериментальное исследование развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №1 города Щучина».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 10 детей среднего дошкольного возраста (в возрасте 4-5 лет). Среди испытуемых было 5 мальчиков и 5 девочек.
На первом этапе (констатирующий эксперимент) проводили диагностику уровня развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста.
На втором этапе (формирующий эксперимент) организована работа по развитию тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыка на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования.
На третьем этапе (контрольный эксперимент) проанализировали Результативность работы по развитию тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыка на музыкальных занятиях.
В процессе опытно-экспериментальной работы использовались следующие методики:
Диагностика чувства тембра «Тембровые прятки».
Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.
Стимульный материал составила аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении: дудочки, металлофона, ксилофона, треугольника, румбы, бубна, барабана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под тембровым слухом понимают способность к различению окраски музыкальных инструментов и голосов. Тембр звука представляет собой качественную характеристику звучания того или иного инструмента или голоса. Тембровый слух – это способность представлять звуки других инструментов или оркестра и передавать их на фортепиано. Как тембровые, так и динамические аспекты музыкального слуха, которые играют столь важную роль в деятельности музыканта-исполнителя, еще не так важны на ранних стадиях обучения, в отличие, например, от высоты тона. Вне профессиональной практики задача выявления тембра в звучании музыки решается редко. В сложном восприятии музыки, где мелодические движения и ритм наиболее эффективны в определении смысла и характера музыки, тембр часто остается незамеченным.
Изучению особенностей тембрового слуха у детей дошкольного возраста и путей его развития уделяется недостаточное внимание. Недостаточно развитый слух у детей среднего дошкольного возраста объединяет восприятие музыки и снижает эмоциональную реакцию на художественные образы музыкальных произведений. По сравнению с другими способностями тембровый слух у детей среднего дошкольного возраста развит в меньшей степени. Процесс развития тембрового слуха достаточно сложен, что объясняется рядом причин.
Для развития тембрового слуха полезно аккумулировать у детей как можно больше слуховых впечатлений от звучания аппаратов разных тембров. С этой целью детей знакомят с тембрами музыкальных инструментов на музыкальных занятиях. Развитие тембрового слуха должно происходить по принципу от бессознательного до сознательного. Музыкальные занятия играю огромную роль в развитии тембрового слуха у детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы усовершенствовать навыки развития тембрового слуха или чувства тембра, были предложены направления организации работы по развитию тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования. В результате обучения и применения новых практических приемов на музыкальных занятиях в учреждениях дошкольного образования дети среднего дошкольного возраста получат новые музыкальные знания, разовьется тембровый слух и другие музыкальные способности. Они приобщатся к музыкальному искусству.
1. Ветлугина, Н. А. Дошкольный возраст и музыкальная восприимчивость. Восприятие музыки / Н. А. Ветлугина; под ред. В. Н. Максимова. – М., 2000. – 219 с.
2. Ветлугина, Н. А. Музыкальный букварь / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 2009. – 75 с.
3. Воловникова, Г. М. Педагогический словарь : в 2-х томах / Г. М. Воловникова, Л. И. Генсиоровская. – М. : Издательство академии педагогических наук, 1960. – Т.1. – 398 с.
4. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн. для воспитателя детского сада / Н. А. Ветлугина [и др.]. – М. : Просвещение, 2007. – 160 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М. : АСТ: Люкс, 2005. – 671 с.
6. Горшкова, Е. В. От жеста к танцу / Е. В. Горшкова. – М. : Гном и Д, 2002. – 173 с.
8. Гурин, В. Е. Основы умственного воспитания дошкольников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие / В. Е. Гурин, О. Ю. Солопанова. – Краснодар, 2001. – 23 с.
9. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду : программа и методич. рекомендации / М. Б. Зацепина. – М. : Мозаика-синтез, 2005. – 88 с.
10. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : учеб. для студентов высших учеб. заведений / А. Н. Зимина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
11. Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические игры: из опыта работы музыкального руководителя / Н. Г. Кононова. – М. : Просвещение, 2002. – 308 с.
12. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах : кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Н. Г. Кононова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с.
13. Мухина, В. С. Детская психология : учебник для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина; под ред. Л. А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2005. – 376 с.
14. Назайкинский, Е. В. Роль тембра в формировании темы и тематического развития в условиях имитационной полифонии / С. С. Скребков // Статьи и воспоминания. – М. : Сов. композитор, 2009. – С. 132–162.
15. Образцова, Т. Н. Музыкальные игры для детей / Т. Н. Образцова. – М. : ИКТЦ «Лада», Гамма Пресс 2000, 2005. – 277 с.
16. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. – М. : Просвещение, 2007. – 209 с.
17. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей / О. П. Радынова. – М. : Просвещение, 2007. – 119 с.
18. Сидельников, Р. Организация музыкально-игровой деятельности детей вне занятий / Р. Сидельников // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 1. – С. 5–8.
19. Тарасова, К. В. Основа системы музыкального воспитания / К. В. Тарасова, Т. Г. Рубан // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 11. – С. 63–69.
20. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей: избранные труды : в 2 т. / Б. М. Теплов. – М., 2005. – Т. 1. – 196 с.
21. Трубникова, М. Л. Учим детей играть по слуху / М. Л. Трубникова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3. – С.83–88.
22. Учебная программа дошкольного образования Республики Беларусь 2019 года. – Минск, 2019. – 446 с.
23. Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Гардарики, 2004. – 520 c.
24. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. – М., 2004. – 286 с.
25. Цытович, В. И. Некоторые аспекты тембровой драматургии / В. И. Цытович // Современные вопросы музыкознания. – М. : Музыка, 2006. – С. 207–237.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Уровни развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий этап).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Уровни развития тембрового слуха у детей среднего дошкольного возраста (контрольный этап).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты