Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь: достижения и проблемы
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь: достижения и проблемы»
по дисциплине: «Экономическая теория»
2021
45.00 BYN
Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь: достижения и проблемы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономическая теория
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Монополия: сущность, причины появления, типы и виды монополий
1.2 Антимонопольное регулирование и особенности его реализации в условиях рынка
ГЛАВА 2 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Оценка монополизации рынка Республики Беларусь
2.2 Государственное регулирование монополии в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Монополизм в экономике является одной из главных и наиболее сложных социально-экономических проблем мирового масштаба. Он служит источником множества противоречий и причиной возникновения серьезных проблем в экономике, а именно: роста цен, сокращения производства, ухудшения качества выпускаемой продукции и т.д. Неограниченная деятельность монополий несет в себе опасность как для потребителей, так и для всей экономики страны в целом.
Безусловно, вместе с монополиями рождается и необходимость их регулирования. Таким регулятором в большинстве случаев становится государство. Оно тем самым выполняет обязанность перед обществом в создании среды, обеспечивающей достойный уровень жизни и благосостояния граждан, а также обеспечивает нормальное функционирование всей экономической системы страны, защищает ее от злоупотреблений монополистов, охраняет и поддерживает различные хозяйственные субъекты от отрицательных последствий деятельности монополий, создавая тем самым конкурентоспособную экономику.
Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике, поэтому изучение темы монополии в экономической науке очень важна и актуальна.
Цель курсовой работы: рассмотреть антимонопольное регулирование в Республике Беларусь и определить пути его совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты антимонопольного регулирования;
- рассмотреть антимонопольное регулирование в Республике Беларусь;
- определить направления совершенствования антимонопольного регулирования Республики Беларусь.
Объект исследования – антимонопольное регулирование.
Предмет исследования – антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.
Информационной основой исследования выступают теоретико-методологическая литература по теме курсовой работы следующих авторов М. Л. Альпидовская, Р. М. Гусейнов, Л. Е. Басовский, А. В. Аносова, А. Ф. Бурук, а также периодические издания, данные Интернет-ресурсов, научные статьи и статистические издания.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Монополия: сущность, причины появления, типы и виды монополий
Монополии являются крупными бизнес-ассоциациями, большинство которых находятся в частной собственности и контролируют отрасли и рынки путем увеличения концентрации производственного процесса и капитала в целях установления цен и получения прибыли. Доминирование в экономике является фундаментом влияния, оказывающего влияние на все отрасли деятельности государства. Основным фактором возникновения и образования монополии является «…стремление фирмы спастись от проявления финансовой нестабильности» [3, с. 97].
Анализируя монополию, важно учитывать двусмысленность трактовки понятия «монополия». Слово «монополия» происходит от латинского языка и означает: «моно» – одно, «полио» – продают. На самом деле практически не представляется возможным найти ситуацию, когда на рынке будет работать одна фирма – производитель товаров без заменителей, т.е. применение понятий «монополия», «чистая» монополия содержит определенную долю условности.
На практике можно выделить следующие формы организации монополий: картель, синдикат, трест, концерн и конгломерат (холдинг). Таким образом, можно назвать такие формы монополий:
- картель (низшая форма монополии, когда абсолютно независимые продавцы производят ценовой сговор, устанавливая завышенную цену на товары или услуги, следят за соблюдением ценовой политики);
- синдикат (тоже форма монополии низшего уровня, когда юридически независимые предприятия объединяются в собственную систему снабжения и сбыта);
- трест (более высокая форма монополии, которая характеризуется потерей независимости предприятий, входящих в трест, контролем над ними «головной компании», полным управлением, снабжением, сбытом, производственными процессами и единой корпоративной стратегией);
- концерн (одна из высших форм монополии, когда предприятия, входящие в концерн, формально являются независимыми, но имеют значительную долю собственности одной компании; этой компанией осуществляется управление предприятиями концерна; часто предприятия концерна связаны друг с другом технологически, но легко могут быть отчуждены основным собственником без юридической реорганизации — после продажи контрольного пакета акций);
ГЛАВА 2 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Оценка монополизации рынка Республики Беларусь
Изменения, произошедшие в экономике Республики Беларусь – ослабление прямого государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, развитие рыночного механизма распределения ресурсов, разгосударствление и приватизация, включение страны в систему международного разделения труда и снижение торговых барьеров, развитие региональной и субрегиональной интеграции, которая принимает форму институциональных образований, таких как Союзное государство Республики Беларусь и России, Евразийское экономическое сообщество и другие, предлагаемый вступление Беларуси и ее основных торговых партнеров в ВТО и т. д. – привели к обострению конкурентного соперничества.
Однако инициативы по созданию справедливой конкурентной среды всегда лидируют среди предложений белорусского бизнеса по реформированию бизнес-климата в стране. Деловое сообщество постоянно жалуется на распространение монополистической практики со стороны государственных предприятий и организаций.
Несмотря на функционирование отечественного антимонопольного органа, бизнес по-прежнему недоволен тем, как страна контролирует развитие добросовестной конкуренции и выступает против монополистической деятельности. Однако, как отмечают эксперты, если около 60% активов отечественной экономики принадлежит одному собственнику – государству, которое также участвует в законотворческой деятельности, Беларусь, скорее всего, обречена на монополистическую модель экономики.
Для оценки конкуренции на рынке Республики Беларусь воспользуемся данными Национального статистического комитета. Отечественная статистика представляет степень концентрации для отраслей промышленности, но не считает их для других отраслей экономики (таблица 2.1).
Как видно из таблицы 2.1 в горнодобывающей промышленности (к этому виду деятельности относится добыча угля, сырой нефти, газа, металлических руд и прочих полезных ископаемых) в 2019 году 3 предприятия производили 96 %, 6 организаций – 98 %, 8 организаций – 98,7 %, 20 организаций – 99,9 % от всего объема продукции. Если рассматривать обрабатывающую промышленность, то можно сказать, что здесь рынок менее концентрирован: 3 организации производят 22,3 %, 6 организаций – 28,9%, 8 организаций – 32,1 %, 20 организаций – 40,8 %, 50 организаций – 50,4 % от общего объёма.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Свободная конкуренция субъектов хозяйствования на товарных рынках является основой рыночных отношений в большинстве стран мира. Конкуренция способствует экономическому росту через стимулирование инноваций и повышение эффективности бизнеса. Существование монополий оказывает негативное влияние на рынок, соответственно, вопросы ограничения конкуренции и монополизации товарных рынков привлекают пристальное внимание государства. Неконтролируемая же конкуренция может привести к негативным последствиям в результате недобросовестного поведения субъектов хозяйствования по отношению друг к другу. Развитые и развивающиеся страны в качестве одного из приоритетов государственной экономической политики определяют защиту и развитие конкуренции. Республика Беларусь в этом плане не исключение.
Меры по развитию конкуренции предусмотрены Антиинфляционной программой, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 11 сентября 2018 г. № 658/12 «Об утверждении Антиинфляционной программы».
Согласно Концепции Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года, антимонопольное регулирование будет направлено на защиту и поддержку добросовестной конкуренции для качественного обновления экономики, недопущения возникновения угроз ее развитию [13].
В современных условиях хозяйствования в Беларуси не только наблюдается модернизация государственной политики, выражающаяся в согласовании на различных уровнях ее разработки и реализации (вертикальная интеграция), но и формируется в определенном смысле новый тип взаимосвязи между различными направлениями экономической политики государства: отдельные элементы конкурентной политики, присутствуя в инновационной, инвестиционной, антимонопольной, денежно-кредитной, налоговой, сельскохозяйственной и других типах политики, также оказывают влияние на формирование конкурентной среды, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности (горизонтальная интеграция).
Приоритетами развития конкуренции в экономике Республики Беларусь станут:
- повышение эффективности системы антимонопольного регулирования в условиях цифровизации экономики;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Монополии являются крупными бизнес-ассоциациями, большинство которых находятся в частной собственности и контролируют отрасли и рынки путем увеличения концентрации производственного процесса и капитала в целях установления цен и получения прибыли. Выделяют следующие формы монополии: картель, синдикат, трест, концерн и конгломерат (холдинг). Чаще всего выделяют следующие виды монополий: административная, экономическая и естественная. Естественная монополия в свою очередь бывает природными и технико-экономическими.
К факторам появления монополий относят: исключительный контроль над факторами производства, экономия из-за роста масштабов производства, патенты, государственные лицензии и привилегии.
Антимонопольное регулирование – это совокупность законодательных, экономических и административных актов, нацеленных на ограничение условий для монополизации рынка. Антимонопольное регулирование базируется на антимонопольном законодательстве и реализуется через методы антимонопольного регулирования.
Официальная информация об уровне конкуренции на рынке Республики Беларусь представлена для отраслей промышленности в виде коэффициента концентрации, однако данный коэффициент не рассчитывается для других отраслей. Анализ значений коэффициента концентрации показал, что наиболее высокой концентрацией обладает горнодобывающая отрасль, где 3 организации производят 96 % от общего объема продукции страны. Отраслями с низкой концентрацией являются обрабатывающая промышленность, где 3 организации производят 22,3 % от общего объема продукции, и сфера водоснабжения, где 3 организации производят 30 % от общего объема выпуска рынка. В целях контроля за конкуренцией на рынках в Республике Беларусь формируются Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий.
В целях ограничения монопольной власти и развития конкуренции в Республике Беларусь функционирует Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). В своей деятельности МАРТ использует как экономические, так и административные методы. Нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции преобладают в Республике Беларусь (более 50%), антиконкурентные соглашения составляют около 5%.
1. Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: учебник / М.Л. Альпидовская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 409 с.
2. Аналитическая информация Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mart.gov.by/sites/mart/home/activities/analitics.html.
3. Аносова, А.В. Макроэкономика: учебник для бакалавров / А.В. Аносова и др.; отв. ред. С.Ф. Серегина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 527 с.
4. Антипова, Д. В. Антимонопольное регулирование в зарубежных странах / Д. В. Антипова // Самоуправление. – 2020. – №. 4. – С. 142-145.
5. Баженова, В. Ю. Антимонопольное регулирование в условиях кризиса / В. Ю. Баженова // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. – 2020. – С. 199-201.
6. Басовская, Е. Н. Экономическая теория: учеб. для вузов / Е.Н. Басовская, Л.Е. Басовский – М.: ИНФРА-М, 2017. – 375 с.
7. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 202 c
8. Бурук А. Ф. Определение сущности понятия конкуренции и проблемы ее измерения / А. Ф. Бурук // Мир экономики и управления. – 2016. – №. 3. – С. 84-97.
9. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: учеб. пособие / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2015. – 254 c.
10. Доклад по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с разъяснением от 05.03.2018 г., утв. ФАС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291724/.
11. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: учебник / В.В. Золотарчук. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 608 c.
12. Исполнительный комитет СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cis.minsk.by/page. php?id=18935/.
13. Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/Kontseptsija-na-sajt.pdf.
14. Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика: учеб. пособие / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 463 c.
15. Кураков, Л.П. Экономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, Н.Н. Дроздов, М.В. Игнатьев и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 752 с.
16. Липсиц, И.В. Экономика: учебник / И.В. Липсиц. – 4-е изд., стероетип. – М.: КНОРУС, 2017. – 310 с.
17. Макроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 336 с.
18. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mart.gov.by/news/antimonopoly_itogi_9_2019.
19. Миропольский Т.Г. Макроэкономика: учебник / под ред. Д.Ю. Миропольского, Т.Г. Бродской. – СПб.: Питер, 2016. – 368 с.
20. Музюков, Н. А. Антимонопольное регулирование на современном этапе: проблемы и перспективы / Н. А. Музюков // Молодой ученый. – 2020. – №. 50. – С. 281-282.
21. Об органах антимонопольного регулирования и торговли: Указ Президента Респ. Беларусь, 3 июня 2016 г., № 188 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31600188.
22. Политика в сферах естественных монополий [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mart.gov.by/sites/mart/home/activities/antimonopoly_reg/natural_monopolies.html.
23. Правоприменительная практика МАРТ в сфере пресечения нарушений антимонопольного законодательства [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belta.by/onlineconference/view/pravoprimenitelnaja-praktika-mart-v-sfere-presechenija-narushenij-antimonopolnogo-zakonodatelstva-1129/.
24. Промышленность Республики Беларусь 2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_14088/.
25. Селютина, Е. О. Государственное антимонопольное регулирование и защита конкуренции / Е. О. Селютина // Актуальные вопросы развития современного общества. – 2020. – С. 386-388.
26. Синяк, О. B. Конкуренция: теоретические и практические аспекты на примере Республики Беларусь / О. В. Синяк // Цифровая трансформация. – 2020. – №. 1. – С. 36-42.
27. Синяк, О. В. Роль конкуренции в системе экономических отношений на примере Республики Беларусь / О. В. Синяк // Инновационная кластеризация науки и практики в условиях цифровизации. – 2020. – С. 136-138.
28. Синяк, О. В. Система антимонопольного регулирования в Республике Беларусь и странах-членах ЕАЭС / О. В. Синяк // Наука и практика глобально меняющегося мира в условиях многозадачности, проектного подхода, рисков неопределенности и ограниченности ресурсов. – 2020. – С. 167-169.
29. Цены выросли на треть. МАРТ заподозрил семь крупнейших производителей мяса птицы в ценовом сговоре [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://finance.tut.by/news602020.html.
30. Шмарловская, Г. А. Конкурентоспособность Республики Беларусь в мировой экономике / Г. А. Шмарловская // Белорусский экономический журнал. – 2016. – № 1. – С. 22-41.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты