Особенности налоговой системы Республики Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности налоговой системы Республики Беларусь»
по дисциплине: «Экономическая теория»
2021
45.00 BYN
Особенности налоговой системы Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономическая теория
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Структура платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами, за 2017-2018 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами, за 2018-2019 гг.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы налоговой системы
1.1 Сущность налогов, их функции и роль в экономике
1.2 Классификация налогов
ГЛАВА 2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь
2.1 Особенности построения налоговой системы
2.2 Анализ динамики доходной части бюджета
ГЛАВА 3 Недостатки налоговой системы Республики Беларусь и пути их преодоления
3.1 Недостатки налоговой системы Республики Беларусь
3.2 Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современной Республике Беларусь налогообложение является одним из основных противоречий между социальной и государственной властью. Создание справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечивающей ее четкость, предсказуемость и стабильность, является важным условием организации в Республике Беларусь повышения деловой и инвестиционной активности на пути к созданию рыночной экономики. Мировой опыт показывает, что эта задача является одной из самых сложных, поскольку требует учета и оптимизации сочетания двух противоречивых тенденций: во-первых, найти пути увеличения доходной части государственного бюджета, во-вторых, снизить налоговое давление на производителей, увеличить инвестиционные возможности.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что налоги являются необходимым звеном социально-экономических отношений, основным источником государственных доходов и эффективным инструментом регулирования социально-экономических отношений государством, поэтому их динамика стимулируется государством законодательно, налоги в Республике Беларусь предусмотрены Конституцией, то есть каждый обязан участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, таможенных пошлин и иных платежей (статья 56 Конституции Республики Беларусь). Налогообложение, как и вся налоговая система, является инструментом управления экономикой в рыночных условиях.
Объект исследования – налоговая система.
Предмет исследования – состояние налоговой системы Республики Беларусь
Цель курсовой работы – проанализировать состояние налоговой системы Республики Беларусь и предложить пути совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
- изучить сущность налогов и их роль в экономике страны;
- изучить понятие и элементы налоговой системы;
- провести анализ налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе;
- рассмотреть основные направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
При выполнении курсовой работы использовались общенаучные методы исследования (диалектический, метод анализа и синтеза), описание, группировка и обобщение изученного материала, связь исторического и логического.
ГЛАВА 1 Теоретические основы налоговой системы
1.1 Сущность налогов, их функции и роль в экономике
В формировании и развитии любой современной социально-экономической структуры ведущую и решающую роль играет регулирование государства в рамках избранной властью экономической политики. Одним из важнейших механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм-социальная финансовая система, основным звеном которой является государственный бюджет. Через финансовую систему государство формирует централизованные фонды и влияет на формирование децентрализованных фондов, обеспечивающих возможность выполнения функций, возложенных на государственные учреждения.
Налог — это совокупность экономических отношений, которые финансовое учреждение или государство использует в качестве одного из способов перераспределения национального дохода. Через них часть доходов организации и населения привлекается в центральный фонд для удовлетворения потребностей государства.
Налоги — это обязательные платежи, установленные высшими органами государственной власти для удовлетворения потребностей государства и при наличии соответствующих существенных предпосылок уплачиваемые в бюджет по заранее установленной ставке и в четко определенные организацией сроки [7].
В специальной юридической литературе существуют различные способы определения налогов. Например, Ф.Фома Аквинский (1225-1274) определил налогообложение как «разрешенную форму грабежа». Шарль Монтескье, с другой стороны, справедливо утверждает, что «ничто не требует столько мудрости и мудрости, чтобы определить, что отнимается у подданных и что им остается».
С точки зрения Фомы Аквинского, можно сделать вывод, что он так отрицательно относился к налогам потому, что государство регулировало и контролировало эту сферу жизни административными и командными методами, самостоятельно определяя, какие налоги нужно платить и сколько. Так Фома Аквинский считал, что налоги – это знак рабства, и Адамом Смит, который является одним из основателей налоговой теории, говорил, что те, кто платит налоги, - это не знак рабства, а знак свободы. [1, с. 7].
ГЛАВА 2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь
2.1 Особенности построения налоговой системы
Налоговый кодекс Республики Беларусь — основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения. Он имеет две составные части. Общая часть Налогового кодекса устанавливает принципы налогообложения и основу функционирования налоговой системы, определяет основополагающие понятия и категории [4]. Особенная часть Налогового кодекса конкретизирует элементы налоговых платежей, методику их исчисления и порядок уплаты [11]. До вступления Особенной части в силу элементы исчисления и уплаты отдельных налогов детализировались в одноименных законах. В настоящее время в составе налогового законодательства отсутствуют законы исключительно налоговой направленности.
Как было отмечено в предыдущей главе курсовой работы Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия. На рисунке 3.1 распределены налоги и сборы Республики Беларусь в соответствии с указанным классификационным признаком на основании информации статей 8 и 9 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.
Современный период развития национальной экономики определяется сложными экономическими условиями, связанными с замедлением экономического роста, падением мировых цен на нефть и девальвацией национальной валюты. Это, в свою очередь, требует поиска дополнительных государственных финансовых ресурсов, что приводит к использованию более эффективных методов налогового регулирования. За последние несколько лет многие страны мира регулярно используют подходы налогового регулирования по социально-экономическим вопросам для пополнения национальных доходов и поддержания уровня финансовой поддержки многих национальных расходов.
Например, Греция облагает налогом туристов, Дания облагает налогом жирность продуктов, Франция облагает подоходным налогом богатых, Россия облагает налогом предметы роскоши, Беларусь облагает налогом тунеядцев и т. д.
В соответствии с поставленной задачей налоговая политика Республики Беларусь в условиях современного развития направлена на снижение налоговой нагрузки и упрощение налогообложения хозяйствующих субъектов. При реализации Налоговой политики особое внимание уделяется инновационной и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов.
ГЛАВА 3 Недостатки налоговой системы Республики Беларусь и пути их преодоления
3.1 Недостатки налоговой системы Республики Беларусь
В Республике Беларусь особое внимание уделяется не расширению налоговой базы, а сбалансированности бюджета. Поэтому налоги в основном носят фискальный характер. С фискальной точки зрения косвенные налоги играют жизненно важную роль. Однако неясное влияние косвенных налогов на экономическую ситуацию хорошо известно. С одной стороны, они являются наиболее стабильным и надежным источником доходов бюджета, а с другой-одним из важных ценовых факторов.
В целях повышения качества налоговой среды модернизация налоговых органов должна быть направлена на развитие взаимодействия с налогоплательщиками на основе взаимодействия и расширение использования инструментов обеспечения налоговой деятельности. Налоговая среда может быть оценена по параметрам оценки качества работы налоговых органов, через показатель «удовлетворенность качеством обслуживания налогоплательщика».
Институциональный фактор налоговой среды-налоговые услуги-определяется степенью оперативного взаимодействия с хозяйствующими субъектами и населением, оценивается исходя из удобства такого взаимодействия, характеризуется удовлетворенностью качеством оказываемой налоговой услуги. Налоговые службы предоставляют равные права всем налогоплательщикам, создавая условия для развития бизнес-среды, обеспечивая тем самым финансовую стабильность и наполняемость бюджета.
Основные проблемы отечественной налоговой системы заключаются в следующем.
Прежде всего, это неоднозначность формулировки тех или иных норм и правил, предусматривающих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой степени сложности и непреднамеренным ошибкам. В первую очередь это касается НДС, налога на прибыль и экологического налога. Что касается НДС, то здесь существует очень сложный механизм налоговых льгот с некоторыми ограничениями. Кроме того, существует довольно громоздкая процедура подтверждения законности применения нулевой ставки НДС.
Вторая проблема-это стабильность нашей страны, которая заключается в непоследовательности налогового законодательства. Очевидно, что в стране, где собственная налоговая система сформировалась относительно недавно, налоговые правила могут и должны быть изменены.
Заключение
В экономических рычагах влияния государства на рыночную экономику важную роль играет налог. В условиях рыночной экономики налоговая политика широко используется в любой стране как определенный регулятор воздействия на негативные рыночные явления. Как и вся налоговая система, налогообложение является мощным инструментом управления экономикой в рыночных условиях.
Налог представляет собой часть финансовых отношений, связанных с формированием денежных доходов бюджета, необходимых для выполнения соответствующих функций государства, а именно: Социальной, оборонной, правоохранительной, дипломатической, управленческой, развития фундаментальных наук и др. Как неотъемлемая часть экономических отношений, налогообложение через финансовые отношения связано с экономической основой.
Налоговая система-это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих систему компетенции и ответственности сторон налоговых правоотношений.
Основную долю налоговых доходов Республики Беларусь составляют Налог на добавленную стоимость и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, то есть косвенный налог. В отличие от европейских стран, Республика Беларусь ориентирована на косвенные налоги, хотя прямое налогообложение является более справедливым для налогоплательщиков.
Налоговая система Республики Беларусь в настоящее время, по мнению экспертов Министерства налогов и таможенных сборов, полностью сформирована и очень эффективна: количество и налоговая нагрузка налогов и сборов меньше, чем в некоторых зарубежных странах.
Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь за изучаемые 25 лет снижалась, как номинальная, так и реальная. В 2018 году величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь составила 25,9 % в ВВП и по сравнению с 2017 годом выросла на 1 п. п., что обусловлено опережающей динамикой налоговых доходов (107,1 %) по отношению к росту ВВП (103 %). В 2019 году ситуация изменилась, и величина налоговой нагрузки составила 25 %, сократившись на 0,9 п. п.
1. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. Углубленный курс: учеб. для бакалавров / В.Г. Пансков. М.: Юрайт, 2016. 747 с.
2. Попов, Е.М. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для вузов / Е.М. Попов. Минск: Выш. шк., 2018. 319 с.
3. Финансы и финансовый рынок: учебник / О.А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О.А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2016. 415 с.
4. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by/
5. Щепотьев, А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / А. В. Щепотьев, С. А. Яшин. – Тула: НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», – 2017. – 161 с.
6. Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев; под ред. Д. Г. Черника. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 364 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
7. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 336 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
8. Лазурина, О. М. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О. М. Лазурина. – Ярославль: МФЮА, 2017. – 220 с.
9. Киреева, Е. Ф. Национальная налоговая система: направления и перспективы модернизации / Е. Ф. Киреева, И. А. Лукьянова // Белорусский экономический журнал. – 2018. – № 2. – С. 84-98.
10. Дешко, Е. Налоговая система: экономический регулятор социального государства / Е. Дешко // Налоги Беларуси. – 2015. – № 18. – С. 4-9.
11. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by/
12. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://economy.gov.by/
13. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/
14. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2019 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2020 Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/
15. О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь в 2019 году / Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http:// www.nalog.gov.by/
16. Все налоги мира-3 // [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2945195/
17. Управление налогами в финансовой системе организации: состояние и развитие: монография / Г.А. Якубенко [и др.]; под ред. Г.А. Якубенко. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2016. – 275 с.
18. Совершенствование налоговой системы: стоит ли Беларуси использовать грузинский опыт [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/publication_ru/view/sovershenstvovanie-nalogovoj-sistemy-stoit-li-belarusi-ispolzovat-gruzinskij-opyt-13060/
19. Васевич, А. Ответы на современные вызовы / А. Васевич // Финансы, учет, аудит. 2074. № 8. С. 9 10.
20. Барулин, С.В. Налоговый менеджмент: учеб. для вузов / С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, Е.В. Степаненко. М.: Дашков и К, 2082. 332 с.
21. Кулага Е.И. Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь на основе оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения / Е.И. Кулага [и др.]; под ред. А.П. Бобовича. - Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2018. – С 152-155.
22. Как снизить налоговую нагрузку в Беларуси: важные меры / экономический журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://csl.bas-net.by/press-nan/2018/07/31_kak_snizit.pdf.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Структура платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами, за 2017-2018 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами, за 2018-2019 гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты