Конституционный суд Республики Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конституционный суд Республики Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Конституционный суд Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Становление и развитие конституционного правосудия в Республике Беларусь
1.2 Состав и порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь
ГЛАВА 2 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Правовое регулирование компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь
ГЛАВА 3 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ
3.1 Порядок внесения вопросов на рассмотрение Конституционного Суда
3.2 Порядок судебного разбирательства
3.3 Решения Конституционного Суда Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одним из важнейших качеств современных демократических конституций, существования конституционного строя является непосредственное действие конституционных норм, их верховенство по отношению ко всем иным актам законодательства.
Сегодня Конституция – документ, с которым мы должны сверять свою деятельность: правотворческую и правоприменительную силу актов государственной власти, общественных объединений и граждан. Исходя из значимости Конституции, как системообразующего акта, в её верховенстве и защите заинтересованы все государственные органы, должностные лица и граждане.
Однако особую роль здесь играют органы конституционного контроля. Вышестоящие органы в этих целях нередко наделяются правом отмены актов нижестоящих органов, если они не соответствуют законодательству.
Среди всех субъектов, осуществляющих контроль за соблюдением конституционного законодательства, следует выделить специализированные органы конституционного контроля. В отличие от иных органов эта функция для них является основной. Учреждение судебного конституционного контроля за соответствием Основному Закону страны нормативных правовых актов является одним из проявлений системы сдержек и противовесов, реализации принципа разделения властей.
Конституционный Суд Республики Беларусь призван защищать правовые ценности, обеспечивать верховенство Конституции во имя главной цели, для которой создается государство, – служить людям, утверждать их права, свободы, а когда это необходимо, то и содействовать надлежащему исполнению возложенных обязанностей.
Качество осуществления Конституционным Судом Республики Беларусь предоставленных ему полномочий во многом зависит от полноты правовой регламентации его деятельности нормами как материального, так и процессуального права. Принимая решения и формулируя в них правовые позиции, Конституционный Суд обеспечивает защиту прав и свобод человека, конституционного строя, фундаментальных конституционных ценностей, поддерживая их конституционно-правовой баланс.
Все это говорит об актуальности данной курсовой работы. Необходимость проведения исследования по данной теме в данный момент обусловлена принятием в 2014 г. в Республике Беларусь Закона «О конституционном судопроизводстве», который существенно изменил законодательное регулирование рассматриваемого правого института, а, следовательно, предопределил и новые направления в его теоретическом изучении юридической наукой.
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Становление и развитие конституционного правосудия в Республике Беларусь
История возникновения Конституционного Суда Республики Беларусь начинается с момента создания в правовой форме и закрепления государственности Беларусь, то есть с момента создания Белорусской Советской Социалистической Республики (далее – БССР). При советской форме правления отсутствовала в системы высших органов Конституционный Суд, вследствие чего до 1989 года в Конституции не было норм, которые устанавливали статус специализированного органа контроля или надзора, но имелись предпосылки для его реализации [1, с.16].
Невозможность создания такого органа в БССР сложено вследствие негативного отношения правящего элемента (партии) к теории разделения властей. Устанавливалось, что Советы депутатов должны выполнять одновременно законодательную и исполнительную функцию, то есть высший орган власти при исполнении своих обязанностей, принимая закон, учитывал и выражал интересы всех граждан, и никто не мог оспорить его конституционность [2, с.56].
Однако с 1924 года по 1933 год осуществлялись попытки реформирование суда Союза Советских Социалистических Республик (далее – СССР) и расширения круга обязанностей по контролю за законностью конституционных актов союзных республик и СССР, но данные изменения были отменены [3, с. 8].
В 1960 году мнение о конституционности законодательства СССР выражал Нудель М.А. следующим образом: «проблемы конституционного контроля связаны с положением парламента. Признавая его верховенство, будет исключаться возможность создания внепарламентского органа по контролю конституционной юрисдикции» [3, с. 10].
Новым толчком в развитии послужило изменение 27 октября 1989 года в Конституции БССР от 1978 года, в которой закреплялся новый орган «Комитет конституционного надзора БССР (далее – ККН БССР)». ККН БССР избирался Верховным Советом БССР на 10 лет. Состоял из Председателя, заместителя Председателя и 9 членов Комитета, каждый из которых был специалистом в области политики и права. Члены ККН БССР при исполнении своих служебных обязанностей являлись независимыми и действовали только на основании Конституции БССР.
ГЛАВА 2 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Правовое регулирование компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь
Конституционный Суд Республики Беларусь имеет широкие полномочии в сфере конституционного контроля, выражающиеся в виде правоохранительной деятельности и заключается в проверке нормативно-правовых актов, которые издаются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Согласно статье 22 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь выражается в следующем:
1. дает заключение (по предложению Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее – Палата представителей), Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь):
– о законности законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь, международных договоров Республики Беларусь;
– о законности актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона;
– о законности постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь;
– о законности актов любого другого государственного органа [10].
2. дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь (по предложению Президента Республики Беларусь);
3. принимает решения о законности законов (до подписания Президентом Республики Беларусь), принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики (или принятых Палатой представителей в порядке, установленном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь);
4. принимает решения о законности не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь (по предложению Президента Республики Беларусь);
ГЛАВА 3 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ
3.1 Порядок внесения вопросов на рассмотрение Конституционного Суда
Предложения о проверке конституционности нормативных актов вправе вносить в Конституционный суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального Собрания Республики Беларусь, Совет Национального Собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший хозяйственный суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.
Если при рассмотрении конкретного дела суд приходит к выводу о несоответствии Конституционного нормативного акта, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления решения суда в законную силу ставит, соответственно, перед Верховным Судом Республики Беларусь или Высшим хозяйственным судом Республики Беларусь вопрос о внесении в Конституционный суд предложения о признании данного нормативного акта противоречащим Конституции. Верховный Суд Республики Беларусь или Высший хозяйственный суд Республики Беларусь в месячный срок должен внести в Конституционный Суд представление о признании такого нормативного акта неконституционным [15].
Предложение дать заключение о фактах систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции Республики Беларусь может быть направлено Президентом Республики Беларусь в Конституционный суд.
Рассмотрение данного вопроса по инициативе Конституционного суда не может быть отклонено.
Предложения Президента Республики Беларусь подписываются им лично [15].
Предложения Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, Совета Национального Собрания Республики Беларусь оформляются в соответствии с их регламентом и подписываются председателями соответствующих палат Парламента Республики Беларусь [15].
Предложения Совета Министров Республики Беларусь принимаются в соответствии с регламентом правительства и подписываются премьер-министром Республики Беларусь [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного, исследования можно сделать следующие выводы.
Конституционный Суд Республики Беларусь призван защищать правовые ценности, обеспечивать верховенство Конституции во имя главной цели, для которой создается государство, – служить людям, утверждать их права, свободы, а когда это необходимо, то и содействовать надлежащему исполнению возложенных обязанностей.
Качество осуществления Конституционным Судом Республики Беларусь предоставленных ему полномочий во многом зависит от полноты правовой регламентации его деятельности нормами как материального, так и процессуального права. Принимая решения и формулируя в них правовые позиции, Конституционный Суд обеспечивает защиту прав и свобод человека, конституционного строя, фундаментальных конституционных ценностей, поддерживая их конституционно-правовой баланс.
Для создания эффективной судебной системы в соответствии с Конституцией 1994 г. был создан Конституционный Суд, который занял особое место в процессе воплощения в жизнь верховенства Конституции, утверждения конституционной законности, становления конституционализма, обеспечения верховенства права.
В настоящее время Беларусь развивается как суверенное, демократическое, правовое, социальное государство, основанное на Конституции, в которой закреплены основные принципы устройства общества и государства. Систематическое и последовательное развитие конституционного контроля является неотъемлемой частью современной Республики Беларусь. Важно учитывать мировые тенденции развития в области прав человека, сохранение конституционной идентичности с учетом исторических условий, национальных традиций и ценностей.
Осуществляя предварительный конституционный контроль законов, принятых Парламентом, Конституционный Суд не только предупреждает появление в законодательстве норм, противоречащих Основному Закону государства и вступающих в коллизию с иными нормативными правовыми актами, но также излагает правовые позиции, имеющие своей целью выявление конституционно-правового смысла положений рассмотренных законов с точки зрения норм и принципов Конституции, что способствует в дальнейшем единообразному пониманию и применению истолкованных нормативных предписаний.
1. Витрук, Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие / Н. В. Витрук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2015. – 527 с.
2. Керимов, Д.А. Конституционный надзор в СССР: учеб. пособие / Д.А. Керимов, А.И. Экимов. – М., 2017. – 141 с.
3. Нудель, М.А. Конституционный контроль в капиталистических странах: учеб. пособие / М.А. Нудель. – М., 2016. – 314 с.
4. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. Выпуск №16 [Электрон. Ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2021.
5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
6. 13 сессия Верховного Совета Республики Беларусь 12 созыва – Бюл. № 87 [Электрон. Ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. / Национальный центр правовой информации. – Минск, 2021.
7. Вашкевич, А. Конституционный Суд Республики Беларусь: место и роль в системе государственных органов: учеб. пособие / А. Вашкевич – Минск, 2015. – 134 с.
8. Штайнбергер, Г. Модели конституционной юрисдикции: учеб. пособие / Г. Штайнбергер. – М.: Норма, 2017. – 298 с.
9. О конституционном судопроизводстве: Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З Беларусь [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11. Миклашевич, П.П. Совершенствование правовой основы конституционного судопроизводства в Республике Беларусь / П.П. Миклашевич // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2016. – № 2. – С. 3–13.
12. Василевич, Г.А. Конституционное правосудие / Г.А.Василевич. – 2-е изд. – Минск: Право и экономика, 2018. – 326 с.
13. Белоножко, И.Е. Статус судей Конституционного Суда Республики Беларусь / И.Е. Белоножко // Правовое обеспечение инновационного развития общества и государства. – Минск: БГУ, 2017. – С.65–66.
14. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь: Декрет Президента Респ.Беларусь, 26 июня 2008 г., № 14 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15. Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь : решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 18 сентября 1997 г. № р-58/97 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
16. Василевич, Г.А. Конституционный Суд в системе органов, осуществляющих защиту прав и свобод граждан Республики Беларусь / Г.А.Василевич // Право и кроме того демократия: сб. науч. тр. – Мн.: БГУ, 2014. – №15. – С. 14–24.
17. Палто, Н.А. Конституционный суд как орган конституционного контроля / Н.А. Палто // Развитие и перспективы национальной правовой системы в контексте европейских интеграционных процессов: материалы Международной научно-практической конференции. – Минск: Амалфея, 2017. – С.128–130.
18. Василевич, Г.А. Конституционное правосудие : учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования по специальности «Правоведение» / Г.А. Василевич. – Минск : Амалфея, 2016. – 278 с.
19. Чигринов, С.П. Правовые позиции Конституционного Суда как источник права / С.П. Чигринов // Конституционный контроль: состояние, проблемы, перспективы : сб. докл. и тез. выступлений на науч.-практ. конф. – Минск : БДП, 2018. – С. 86–89.
20. Василевич, Г.А. Юридические последствия актов Конституционного Суда Республики Беларусь / Г.А. Василевич // Право.by. – 2016. – № 2 (40). – С. 27–35.
21. Борико, С.В. Судоустройство: eчебник / С.В. Борико. – Минск: Амалфея, 2016. – 304 с.
22. Кодавбович В.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / В.А. Кодавбович. – Минск: Амалфея, 2017. – 310 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты