Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность
ВГТУ (Витебский государственный технологический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность»
по дисциплине: «Маркетинг»
2021
45.00 BYN
Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Маркетинг
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие денежно-кредитной политика, ее цели и задачи
1.2 Основные типы
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики
1.4 Проблемы практической реализации денежно-кредитной политики
1.5 Передаточный механизм денежно-кредитной политики
1.6 Особенности реализации денежно-кредитной политики в странах с трансформационной экономикой
2 ДЕНЕЖНОЙ-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Денежно кредитная политика Республики Беларусь на этапе перехода к рыночной экономике
2.2 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно–кредитного регулирования.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно–кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост таковы ее высшие и конечные цели.
Денежно–кредитная политика на макроуровне это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются в процессе реализации денежно–кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно.
В Республике Беларусь разработкой денежно-кредитной политики занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.
В Республике Беларусь реализовано значительное число мероприятий для того, чтобы создать все необходимые условия для развития рыночных отношений, таким образом можно сказать, что в настоящее время национальная экономика Беларуси характеризуется как развивающаяся. Однако, действующий механизм регулирования отечественной экономики пока не может самостоятельно сглаживать и устранять возникающие диспропорции в развитии отдельных отраслей, производств, а также другие негативные моменты.
В связи с этим возникает необходимость государственного вмешательства в экономику страны.
От эффективности деятельности Национального банка и проведения им денежно-кредитной политики зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие денежно-кредитной политика, ее цели и задачи
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны [9, с. 84].
В цивилизованной стране основными субъектами денежно-кредитной политики выступают:
- центральный банк страны и министерство финансов;
- крупнейшие коммерческие банки;
- ассоциация (союз) коммерческих банков;
- межведомственные советы по проведению денежно-кредитной и валютной политики (при правительстве страны);
- валютные и фондовые биржи, крупнейшие инвестиционные и страховые организации;
- аналитические научные центры [2, с. 457].
Особо следует выделять государственную денежно-кредитную политику, которую проводят «денежные власти страны».
В качестве ее основных направлений выделим:
- стабилизацию денежно-кредитной сферы и сохранение ее равновесного состояния;
- использование денежно-кредитных инструментов для регулирования национальной экономики.
Стратегической целью денежно-кредитной политики является обеспечение равновесия на денежном рынке как условия для устойчивого развития национальной экономики в долгосрочной перспективе. В рамках общей государственной экономической политики конечной целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов совместно с мерами экономической политики снижения и поддержания стабильно низких темпов инфляции [13, с. 19].
Промежуточные цели денежно-кредитной политики связаны с состоянием самой денежно-кредитной сферы и выбором компонента регулирования, в первую очередь, ставки процента и денежной массы.
Стратегической целью денежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем и внешнем рынках.
Стратегические задачи денежно-кредитной политики:
- сохранение долговременного и устойчивого экономического роста;
- поддержание на должном уровне склонности населения к сбережениям;
- укрепление доверия населения к национальной банковской системе;
- поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;
- обеспечение устойчивого платежного баланса страны, пополнение валютных резервов страны [23, с. 27].
2 ДЕНЕЖНОЙ-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Денежно кредитная политика Республики Беларусь на этапе перехода к рыночной экономике
Говоря о денежно-кредитной политике Республики Беларусь, следует отметить, что она, являясь неотъемлемой частью общегосударственной системы социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечить решение различных задач, вытекающих как из общего контекста развития страны и макроэкономической ситуации, так и из более специфических, связанных с особенностями банковского сектора - «кровеносной системы экономики», которая должна обеспечить сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны между собой. И эффективность денежно-кредитной политики в конечном счете определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всего множества стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.
Решение данных проблем существенно усложняется в условиях «экономики переходного периода» в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом.
Самостоятельно денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. Начало её реализации связано с введением в оборот белорусского рубля в 1992г., который первое время обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в августе 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. То есть реализация самостоятельной денежно-кредитной политики Республики Беларусь де-факто началась в 1993 г., а де-юре - в 1994 г. [12, c.647].
В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992 - 1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банка направлялись на кредитование коммерческих фирм; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Эти и другие факторы обусловили высокую инфляцию. В 1993 г. индекс потребительских цен составил 2096,5 %, а в 1994 г. - 2059,9 %.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основной целью денежно-кредитной политики является замедление инфляционных процессов. Реализация денежно-кредитной политики будет продолжаться в режиме монетарного таргетирования. В целях поддержания финансовой стабильности будет продолжена работа по ограничению системных рисков, поддержанию уровня золотовалютных резервов, обеспечению безопасного и эффективного функционирования банков, небанковских кредитно-финансовых и не кредитных финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», а также платежной системы.
Диверсификация и укрепление структуры финансового рынка, в том числе развитие его небанковского сегмента, девалютизация экономики будут способствовать решению проблем ценовой безопасности и финансовой стабильности [26].
В целях укрепления доверия к Национальному банку его коммуникационная политика будет направлена на повышение открытости и прозрачности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Денежно-кредитная политика в 2021 году будет направлена на стабилизацию инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, на уровне не более 5 процентов.
Промежуточным ориентиром останется рост средней широкой денежной массы. Учитывая необходимость обеспечения стабильности цен, рост средней широкой денежной массы прогнозируется на уровне 8–11 процентов.
Сбалансированному росту денежной массы будет способствовать поддержание реальных процентных ставок в экономике на положительном уровне. В качестве операционного ориентира для денежно-кредитной политики процентная ставка по однодневным межбанковским кредитам в национальной валюте сохранится.
Будет продолжена работа по усилению значения процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики с целью повышения эффективности решений Национального банка об экономической активности и инфляции, включая меры по девалютизации экономики и меры по стимулированию экономических связей с финансовыми инструментами в белорусских рублях.
Основным инструментом регулирования текущей ликвидности банковской системы останутся аукционные операции на основе утвержденного графика операций на открытом рынке, параметры которого будут установлены исходя из необходимости достижения ориентира. Постоянно доступные инструменты Национального банка будут ограничивать колебания процентной ставки по однодневным межбанковским кредитам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании курсовой работы были сделаны следующие выводы:
1. Денежно-кредитная политика – это политика государства, направленная на регулирование денежного обращения, изменение денежной массы в обращении, объемов кредитов, уровня процентных ставок и обеспечение стабильности экономики в целом. Денежно-кредитная политика бывает двух типов: кредитная экспансия, другими словами, политика «дешевых» денег или кредитная рестрикция, так называемая политика «дорогих» денег. Выделяют следующие инструменты денежно-кредитной политики: инструменты прямого и косвенного регулирования.
2. В Республике Беларусь регулирование денежного рынка осуществляется посредством реализации денежно-кредитной политики. Анализируя реализацию установленных показателей денежно-кредитной политики, можно отметить, что практически все целевые показатели денежно-кредитной политики страны были выполнены. Однако в 2018 году фактическое значение составило 8,1% по сравнению с запланированным 9-12%. В 2019 году прирост средней широкой массы составил 12,2 % против запланированных 9-12 %. Проведенная в 2017-2019 годах денежно-кредитная политика в Республике Беларусь существенно способствовала росту широкой денежной массы. Доля наличных денег в обращении, доля переводных депозитов физических лиц, доля переводных депозитов юридических лиц, доля срочных депозитов юридических лиц, доля ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского обращения) в национальной валюте, увеличилась. Ставки денежного рынка в 2017-2019 гг. имеют тенденцию к снижению. Проведение государством экспансионистской денежно-кредитной политики реализуется через сокращение ставки рефинансировния, что делает заимствования более дешевыми и предполагает последующее снижение ставок на депозитном рынке. Тенденция сокращения процентных ставок привела к росту требований банков к экономике Республики Беларусь.
3. Анализ денежного рынка выявил проблему долларизации экономики, которая заключается в низком уровне доверия населения национальной валюте и предпочтению хранить сбережения в устойчивых валютах. В целях дедолларизации экономики целесообразно рассмотреть: меры по развитию внутренних рынков капитала, меры пруденциальной политики и надзорные мероприятия. В анализируемом периоде в экономике страны наблюдалось сокращение инфляции и удержание её на относительно одинаковом уровне, что послужило предпосылкой для рассмотрения стратегии таргетирования инфляции как режима монетарной политики. Однако опыт иностранных стран показывает, что для эффективной реализации стратегии таргетирования инфляции необходима высокая доля иностранного банковского каптала, развитые финансовые рынки, высокие притоки иностранного капитала.
1. Андрюшин, С. А. Денежно-кредитная политика в 2020 году: экспертные оценки / С. А. Андрюшин // Банковское дело. – 2020. – №. 1. – С. 10-19.
2. Галанов, В. А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Галанов В.А., - 2-е изд. - Москва :Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 416 с.
3. Горшенина, Е. В. Денежно-кредитная система государства // Экономические исследования. – 2017. – № 1. – С. 10-17.
4. Зотович, И. Г. Методы и инструменты денежно-кредитной политики / И. Г. Зотович // E-Scio. – 2020. - № 2 (41). – С. 32-40.
5. Иохин, В. Я., Ващекина, И. В. Денежно-кредитная политика: тормоз и акселератор развития / В. Я. Иохин, И. В. Вашекина // Философия хозяйства. – 2020. – №. 2. – С. 134-151.
6. Калечиц, С. В. Обеспечение монетарной стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2018 год и задачи на 2019 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2019. – № 1. – С. 3-8.
7. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2019 год и задачи на 2020 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2020. - №1. – С. – 3-8.
8. Климович, В. П. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / В.П. Климович. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 336 с.
9. Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / Г.М. Колпакова, Ю.В. Евдокимова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 609 с.
10. Крук, Д. Э. Стабилизация в монетарной сфере: ограничитель роста или необходимое условие? / Дмитрий Крук // Банковский вестник. – 2020. – №3. – С. 42-46.
11. Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / О.И. Лаврушин. – М.: КноРус, 2018. – 256 c.
12. Лаптев, С. В. Денежно-кредитная политика как инструмент реализации задач экономического развития / С. В. Лаптев // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – № 1. – С. 43-49.
13. Левенков, А. Эффективность применения инфляционного таргетирования и возможность его внедрения в Беларуси / А. Левенков //Банковский вестник. – 2016. – № 4. – С. 16-22.
14. Макроэкономика: учебник для вузов/ под общей редакцией В.Ф. Максимовой.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 171 с.
15. Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – 2020. – № 3. – С. 47-53.
16. Национальный банк Республики Беларусь о концептуальных вопросах перехода к инфляционному таргетированию в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/obuchenie/prezentacii/perekhod-k-inflyacionnomu-targetirovaniyu.pdf.
17. Нормативы обязательных резервов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/reserverequirements/.
18. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь 2019 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Publications/ectendencies/rep_2019_12_ot.pdf.
19. Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.
20. Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/2972/2/BEJ_3_2010_luzgin_godes_ocr.pdf.
21. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/program_ek2016-2020.pdf.
22. Стратегия развития финансового рынка Республики Беларусь до 2026 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/finsector/p229_6.pdf.
23. Указ Президента Республики Беларусь 03.10.2016 № 359 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2017.pdf.
24. Указ Президента Республики Беларусь 18.12.2015 № 505 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp-2016.pdf.
25. Указ Президента Республики Беларусь 20.12.2018 № 484 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2019.pdf.
26. Указ Президента Республики Беларусь 31.10.2019 № 402 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2020.pdf.
27. Указ Президента Республики Беларусь 31.12.2017 № 470 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2018.pdf.
28. Фролова, А. А. Роль денежно кредитной политики в регулировании национальной экономики / А. А. Фролова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 4 (32). – С. 323-327.
29. Чернецов, С. А. Финансы, денежное обращение и кредит : учебное пособие / С. А. Чернецов. — Москва : Магистр, 2020. — 528 с.
30. Янов, В.В. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / В.В. Янов, И.Ю. Бубнова. – М.: КноРус, 2018. – 512 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты