Сюжетно-ролевые игры как сфера социализации дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Сюжетно-ролевые игры как сфера социализации дошкольного возраста»
по дисциплине: «Психология и педагогика»
2021
45.00 BYN
Сюжетно-ролевые игры как сфера социализации дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология и педагогика
Организация: Ясли-сад №38, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика социометрического исследования на основе метода Я.Л. Коломинского.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика социометрического исследования на основе метода Я.Л. Коломинского.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика Н.Ф. Комаровой «Исследование межличностных отношений в игре».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Правила проведения игр как средства социализации детей дошкольного возраста.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие социализации детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.2 Современные психолого-педагогические исследования по проблеме использования сюжетно-ролевых игр в процессе социализации детей дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Исследование уровня сформированности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
2.2 Организация работы по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста при использовании сюжетно-ролевых игр
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной курсовой работы можно объяснить, что если изучать научную детскую и педагогическую литературу, видно, что в настоящее время на первый план выходит проблема общего становления личности ребенка в процессе общения ребенка и постижения всего нового из окружающего его мира. Такая проблема активно исследуется различными специалистами: педагогами, психологами, по причине этого появляется большое количество новых методов и приемов работы с детьми раннего и дошкольного возраста по развитию и правильному формированию навыков общения и межличностного взаимодействия. Своевременное формирование данных навыков и качеств является необходимым для благоприятного процесса общения и межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, взрослыми, родителями, педагогами. Они должны быть правильно сформированы до момента поступления ребенка в школу.
Одним из важных элементов и приемов в процессе развития каждого ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. Игровая деятельность и сформированный уровень игровой активности ребенка оказывает воздействие на формирование навыков социализации или приобретения социальных навыков, навыков общения. Действия ребенка, которые он совершает во время реализации игровых ситуаций, оказывают воздействие на интеллектуальное развитие ребенка. Положительное влияние игровой деятельности на развитие личности ребенка дошкольного возраста заключается в том, что именно благодаря игровой деятельности ребенок познает навыки общения от взрослых людей и в дальнейшем копирует их в своем стиле поведения.
Именно сюжетно-ролевая игра из всех видов игр, известных в педагогике оказывает самое огромное влияние на формирование в целом личности ребенка дошкольного возраста, в том числе и в процессе развития навыков социального общения или в процессе социализации.
Изучением психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста занимались такие ученые как: П. А. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, А. А. Леонтьев, Н. Н. Подъяков, Д. Б. Эльконин и др.
В отношении развития социально-коммуникативных навыков накоплен богатый научно-методической деятельности, которая отражена в работах Б. В. Беляева, Г. Е. Ведель, И. А. Зимней, В. Л. Скалкина, Э. П. Шубина. На развитие социально-коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации было акцентировано внимание таких исследователей как: Л. А. Венгер, В. Л. Данилова, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие социализации детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Социализация представляет собой довольно длительный процесс, в процессе реализации которого личность человека приобретает новый необходимый уровень знаний, приобретает новый опыт, принимает нормы поведения и общения со стороны окружающих людей, постигает нравственные ценности в обществе, которые принято считать общепринятыми [11, с. 143].
Социализация является самым обширным понятием, которое характеризует процессы развития и становления личности. Процесс социализации предполагает не столько намеренное изучение и принятие личностью ребенка установленных норм и правил поведения, сколько процесс формирования собственного стиля поведения в собственной жизни, выработку некоторых норм и правил. Педагоги и психологи давали различные формулировки понятию социализации, остановимся на характеристике некоторых из них.
По мнению автора А. В. Запорожца, социализации представляет собой некоторый процесс приобретения и воплощение приобретенного социального опыта взаимодействия личности, формирования своей личной системы социальных связей.
А, например, А. В. Мудрик полагал, что социализация – это формирование и изменение, а также становление личности человека в процессе его ежедневного межличностного общения, усвоения норм и правил культуры. По мнению автора, процесс социализации происходит во время ежедневного опыта и под воздействием жизненных условий на протяжении всей жизни человека.
В социально-педагогическом словаре под социализацией понимается процесс формирования личности человека. Во время такого формирования личности осуществляется усвоение норм и правил языка, приобретение социальных ценностей и правил поведения, постижение и усвоение норм культуры, которые свойственны данному обществу. Таким образом, процесс социализации анализирует и как процесс, и как результат.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Исследование уровня сформированности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
В ходе работы было проведено исследование уровня сформированности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 38 г. Минска».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек), в возрасте от 5 до 6 лет.
Цель исследования: изучение влияния сюжетно-ролевых игр как средства социализации детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести исследование социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста.
2. Установить уровень сформированности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить дошкольников, имеющих проблемы в процессе межличностного общения.
4. Разработать направления работы по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста при использовании сюжетно-ролевых игр.
Этапы опытно-экспериментального исследования. Опытно-экспериментальное исследование включало в себя два этапа:
Первый этап (контрольный этап): проведение диагностики уровня сформированности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, формулировка выводов исследования.
Второй этап (формирующий этап): разработка направлений работы по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста при использовании сюжетно-ролевых игр исходя из результатов проведенного исследования.
Методики исследования.
1. Социометрическое исследование на основе метода Я.Л. Коломинского (Приложение А).
2. Для исследования уровня сформированности межличностных отношений детей средней группы использовалась диагностика Н.Ф. Комаровой «Исследование межличностных отношений в игре» (Приложение Б).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществив анализ научной и специальной литературы по теме исследования, мы пришли к выводу о том, что социализация представляет собой процесс приобретения и в тоже время активного применения некоторого опыта общения в обществе, сформированной системы общественных и социальных связей, норм и правил поведений, ценностей. Процесс социализации начинает закладываться с момента рождения, и первоначальные важные навыки социализации формируются в дошкольный период. У детей процесс социализации представляет собой сложное явлений, который осуществляется в процессе взаимодействия со взрослыми. После процесс социализации производит на протяжении всего жизненного пути человека.
Сюжетно-ролевая игра является одним из видов игровой деятельности ребенка, который сопровождает личность на протяжении всего детства. Сюжетно-ролевая игра, как и вся игровая деятельность в целом, является незаменимым и самым важным компонентов во время формования личности ребенка. К особенностям сюжетно-ролевой игры можно отнести соблюдение правил игровой деятельности, умственное и разностороннее становление личности, ребенка, приобретение необходимого социального опыта, навыков общения, развитие всех психических процессов личности. Применение сюжетно-ролевых игр в процессе становления опыта межличностного общения и навыков социализации ребенком старшего дошкольного возраста оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. При этом реализуется цель выработки навыков положительного общения со сверстниками, родными, педагогами и другими людьми, окружающими ребенка.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы было установлено, что наибольшее количество детей продемонстрировали средний уровень сформированности межличностных отношений – 60%. Для данной группы детей характерно стремление к общению и установлению новых контактов, они охотно общаются не только со сверстниками, но и со взрослыми. В процессе организации сюжетно-ролевых игр они проявляют инициативу, организаторские способности, помогают сверстникам. Низкий уровень развития межличностных отношений имеют 40% старших дошкольников. У детей данной группы наблюдается стремление к установлению контактов со сверстниками, однако не во всех ситуациях они склонны к справедливости. Также устанавливают контакты со сверстниками в некоторых случаях выборочно. Социометрическое исследование выявило, что 45% старших дошкольников находятся в неблагополучном социальном положении. Коэффициент взаимности = 28,8%, что характеризуется, как средний.
1. Антонова, Е. В. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Е.В. Антонова, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6 – С. 46–51.
2. Бахвалова, Е. С. Физические и психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения / Е. С. Бахвалова // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 436-438.
3. Билялова, З. Ш. Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи / З. Ш. Бидядова // Молодой ученый. – 2017. – №35. – С. 82-83.
4. Вахрушева, Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Л. Н. Вахрушева. – М. : Форум, 2012. – 192 c.
5. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 2008. – 309 с.
6. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 254 с.
7. Горюнова, Т. М. Развитие детей раннего возраста. Анализ программ дошкольного образования / Т. М. Горюнова. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 128 c.
8. Давыдова, О. И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях / О. И. Давыдова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. – С. 119
9. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С. А. Козлова. – М., 2004. – 150 с.
10. Коноваленко, С. В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста / С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 456 c.
11. Корепанова, М. В. Влияние взрослого на становление внутреннего мира ребенка-дошкольника / М. В. Корепанова. – Челябинск, 2007. – 243 с.
12. Марищук, Л. В. Психология развития и педагогическая психология: пособие / Л. В. Марищук, С. Г. Ивашко, Т. В. Кузнецова ; Белорусский государственный университет физической культуры. – Минск : БГУФК, 2010. – 231 с.
13. Мухина, В. С. Психология дошкольника / В. С. Мухина. – СПб. : Питер, 2011. – 544 с.
14. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. – М. : Наука, 2006. – 201 с.
15. Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве. Часть 1: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 22–23 ноября 2018 года) / отв. ред. И. П. Ильинская. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. − 318 с.
16. Психология: [учебно–методический комплекс] / Витебский государственный университет им. П. М. Машерова; сост. М. Е. Шмуракова, Р. Р. Кутькина, Е. П. Милашевич. – Витебск : Издательство ВГУ им. П. М. Машерова, 2014. – 279 с.
17. Реан, А. А. Социализация личности / А. А. Реан // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб. : Питер, 2000. – 276 с.
18. Современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях дошкольных образовательных учреждений: материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, декабрь 2014) / Под. Общ. Ред. Н. А. Вершининой. – СПб., 2014. – 114 с.
19. Солгалова, Е. В. Роль детского сада в процессе социализации личности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 122-124.
20. Социализация ребенка. Взаимодействие школы и семьи / авт.-сост. В. Е. Шиковец; Е. Н. Пархоць, В. И. Давыдова. – Минск : Красико-Принт, 2012. – 127 с.
21. Шинина, Т. В. Изучение индивидуальных особенностей социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Т. В. Шинина // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. – М.: Прометей, 2004. – С.593-595.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика социометрического исследования на основе метода Я.Л. Коломинского.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика социометрического исследования на основе метода Я.Л. Коломинского.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика Н.Ф. Комаровой «Исследование межличностных отношений в игре».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Правила проведения игр как средства социализации детей дошкольного возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты