Особенности когнитивного оценивания и совладания с трудными ситуациями в семейной жизни
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности когнитивного оценивания и совладания с трудными ситуациями в семейной жизни»
по дисциплине: «Психология и педагогика»
2021
45.00 BYN
Особенности когнитивного оценивания и совладания с трудными ситуациями в семейной жизни
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология и педагогика
Организация: Территориальный Центр социального обслуживания населения (г. Могилёв)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методике.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ И СОВЛАДАНИЯ С ТРУДНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Понятие «когнитивное оценивание» трудной жизненной ситуации
1.2 Феномен совладающего поведения в психологии
1.3 Преодоление трудных ситуаций в семейной жизни
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ И СОВЛАДАНИЯ С ТРУДНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
2.1 Организация, задачи и методы исследования
2.2 Результаты исследования особенностей когнитивного оценивания и совладания с трудными ситуациями в семейной жизни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Функционирование современной семьи протекает в условиях стресса и напряженности. Под влиянием политических, социальных, экономических, экологических факторов среда жизнедеятельности современной семьи становится стрессогенной. Ежедневно супруги сталкиваются со стрессами и рядом трудностей, которые им приходится преодолевать: это и затруднения в материальной обеспеченности, неуверенность в завтрашнем дне, тревога потерять уважение среди значимых людей и др.
Источником семейного стресса также могут выступать определенные ситуации или события в жизни семьи, значимые для ее членов, нарушающие привычный ход жизни, а подчас и угрожающие ее существованию. Переживание стрессов в семейной жизни и масштаб негативных последствий во многом зависят от семейных ресурсов, умения решать проблемы и справляться с трудностями и стрессом, то есть от адекватного совладающего поведения супругов. Совладающее поведение в этом случае понимается не только как способ преодоления стрессов и трудностей, но и как важнейший ресурс стабильности и жизнестойкости семейной системы. Преодоление семейных трудностей играет значительную роль в жизни супружеской пары. Дальнейшее существование брака зависит от стратегии преодоления стресса и от того, насколько эффективным он будет.
В контексте изучения проблематики стресса и совладания с ним исходной точкой анализа выступает ситуация, которая возникает кроме желания индивид и предъявляет к нему определенные требования, вынуждая его затрачивать дополнительные ресурсы на преодоление данной ситуации или приспособление к ней. Большую роль играет ситуационный фактор, проявляющийся во влиянии ситуации, оценке субъектом степени ее стрессогенности на выбор стратегий совладающего поведения.
В зарубежной литературе широко известны концепция диадического совладания со стрессом (Д. Терри и Т. Ревенсон), концепция диадического стресса и копинга Г. Боденманна. Российские психологи (Е.Л. Калугина, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк, М.А. Сизова) уделяют внимание изучению совладающего поведения в супружеских парах в связи с рождением ребенка, анализу стратегий совладающего поведения супругов в контексте межличностных отношений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ И СОВЛАДАНИЯ С ТРУДНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Понятие «когнитивное оценивание» трудной жизненной ситуации
Трудные жизненные ситуации встречаются на протяжении всего жизненного пути. В современной психологической науке жизненная ситуация рассматривается как совокупность элементов среды, обладающая внутренней целостностью, имеющая временные и информационные границы и смысл в контексте жизнедеятельности. Ситуация всегда является «жизненной», так как она включена в жизненный путь человека, является составляющей образа жизни человека. Ситуация предполагает совокупность значимых событий и обстоятельств, которые оказывают влияние на мировосприятие и поведение в определенный жизненный период, на адаптацию индивида, личность непосредственно «соприкасается» с социальной ситуацией [1, с. 98].
Многие исследователи (Р.М. Грановская, Л.И. Анциферова и др.) обращают внимание на необходимость анализа ситуаций, исходя из их субъективной значимости для человека. Определение ситуации происходит путем придания личностного значения объективной ситуации, то есть тем самым она становится субъективной. Поведение индивида обусловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения.
В работе Е.А. Белан трудная ситуация определяется как ситуация, которая сопровождается переживанием препятствий для осуществления жизнедеятельности, параметры которой в индивидуальном сознании индивида оцениваются неадекватно в сторону повышения их значимости по отношению к действительности. Кроме того, по мнению Е.А. Белан, «любая ситуация, переменные которой переоцениваются субъектом, может быть представлена как трудная. Главным критерием здесь будет выступать скрытая во взаимодействии субъекта с ситуацией система причин, по которым происходит переоценка значимости ситуационных параметров интерпретирующим субъектом» [2, с. 6].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ И СОВЛАДАНИЯ С ТРУДНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
2.1 Организация, задачи и методы исследования
Цель исследования: выявить особенности когнитивного оценивания и совладания с трудными ситуациями в семейной жизни.
Задачи эмпирического исследования:
1. Изучить способы когнитивного оценивания с трудными ситуациями у супругов.
2. Исследовать способы совладающего поведения у супругов.
3. Сравнить способы когнитивного оценивания и совладания с трудными ситуациями у супругов.
Гипотеза исследования: существуют половые различия в когнитивном оценивании и совладающим поведении супругов.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе учреждения «Территориальный Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Могилёва». Всего в исследовании приняли участие 30 человек (15 супружеских пар), 15 мужчин и 15 женщин в возрасте 25-35 лет.
Методики исследования:
1. Методики «Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций» (Е.В. Битюцкая) [5].
Цель: выявить особенности когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций.
Методика состоит из двух частей. В первой респонденту предлагается описать актуальные для него ситуации, которые он воспринимает как трудные, и указать (по предложенной шкале), насколько часто каждая из них происходит в жизни. Вторая часть состоит из 34 утверждений, соответствующих критериям оценивания, которые нужно соотнести с описанными ситуациями по шкале от 0 (утверждение совершенно не соответствует ситуации) до 6 баллов (абсолютно верно).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когнитивное оценивание стресса представляет собой процесс категоризации внешних воздействий с учетом их значения для благополучия субъекта. Первичная оценка может быть трех видов: благоприятная, незначимая и стрессовая. Вторичная оценка связана с анализом возможностей изменения ситуации, планированием своих действий, прогнозированием последствий при разных вариантах развития событий. Третий вид – это переоценка ситуации, основанная на анализе развития ситуации в сопоставлении с действиями, направленными на ее преодоление.
Преодоление трудных событий жизненного пути являются попыткой преодоления этих ситуаций и реализуются посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Стратегии преодоления – это набор действий, которые направлены на преодоление психического напряжения, созданного в процессе трудной ситуации. Стратегии преодоления могут быть активными и пассивными, поведенческими, эмоциональными и когнитивными, эффективными и неэффективными.
Под супружеским совладающим поведением понимается набор поведенческих стратегий, реализуемый как реакция на семейный стресс или проблему. Целью супружеского совладание выступает сохранение или восстановление семейной целостности, переход к дальнейшему развитию супружеских отношений, адаптация и разрешение проблемной ситуации, снижение негативных влияний на партнеров. Выбор копинг-стратегий супругами зависит, прежде всего, от стадии жизненного цикла семьи, которая определяет специфику восприятия трудностей.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что наиболее актуальными трудными жизненныи ситуациями для мужчин и женщин являются трудности в отношениях с супругом, распределение времени, конфликтные отношения с родителями. Они отмечают конфликты с супругом, эмоциональную отдаленность от супруга, напряженность в отношениях, недостаток времени на семью, конфликты с родителями. Мужчины указывают на то, что трудности в семейной жизни связаны с неподконтрольностью ситуации, с затруднениями в принятии решения. Женщины воспринимают трудную жизненную ситуацию как угрозу будущему, связанную с трудностями прогнозирования ситуации, вызывающую сильные эмоции.
1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15, № 1. – С. 3-18.
2. Белан, Е. А. Некоторые теоретические аспекты изучения трудных жизненных ситуаций // Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России: материалы научно-практической конференции / под ред. Л. И. Дементий. – Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2009. – С. 3–6.
3. Белорукова, Н.О. Семейные трудности и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи: автореф. дис. … канд. психол. наук / Н.О. Белорукова. – Костром, 2005. – 25 с.
4. Березин, Б.Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Б.Ф. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 295 с.
5. Битюцкая Е.В. Методика диагностики когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций // Психология стресса и совладающего поведения. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – С. 276 – 278.
6. Битюцкая, Е. В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания / Е. В. Битюцкая // Психологическое консультирование. – 2007. – № 4. – С. 87–93.
7. Битюцкая, Е.В. Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации с позиций деятельностного подхода А.Н. Леонтьева / Е.В. Битюцкая // Вестник Московского университета. – 2013. – № 2. – С. 40-56.
8. Битюцкая, Е.В. Опросник способов копинга: методическое пособие / Е.В. Битюцкая. – М.: ИИУ МГОУ, 2015. – 80 с.
9. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
10. Борисова, Н. М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н. М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216–218.
11. Гончарова, С.С. Совладающее поведение: теория, диагностика и результаты исследований: учеб.-метод. пособие / С.С. Гончарова, В.И. Слепкова. – Минск: БГПУ, 2010. – 200 с.
12. Грановская, Г. М. Психологическая защита у детей / Г. М. Грановская, И. М. Никольская. – СПб. : Речь, 2006. – 342 с.
13. Калугина, Е.Л. Совладающее поведение супругов после рождения в семье второго ребенка: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.Л. Калугина. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. – 19 с.
14. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома : Изд-во КГУ, 2010. – 296 с.
15. Куфтяк Е.В. Развитие семейного совладания и функциональности семьи: монография [Текст] / Е.В. Куфтяк, М.А. Сизова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. – 120 с.
16. Куфтяк Е.В. Совладающее поведение супружеской пары: динамика и структура [Текст] / Е.В. Куфтяк // Психологический журнал. – 2010. – № 3. – С. 17-24.
17. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.
18. Маслоу, А. Мотивация и личности / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2019. – 543 с.
19. Митькина, Ю. А. Формирование копинг-стратегий в семейных отношениях / Ю. А. Митькина // Аллея науки. – 2019. – Т. 5. – № 1(28). – С. 370-373.
20. Останина, Н. В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н. В. Останина // Известия РГПУ. – 2008. – № 70. – С. 127–130.
21. Осухова, Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н. Г. Осухова. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
22. Парфентьева, Т. А. Особенности копинг-стратегий в старшем школьном возрасте / Т. А. Парфентьева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2015. – № 2. – С. 17–19.
23. Прокофьева, А.В. Совладающее поведение супругов на двух этапах жизненного цикла семьи: семьи с маленькими детьми и семьи с детьми-подростками [Текст] / А.В. Прокофьева // Наука и образование: проблемы и стратегии развития. – 2017. – № 1. – С. 43-47.
24. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
25. Трущенко М.Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2012. – С. 13-16.
26. Хачатурова, М.Р. Совладающий репертуар личности / М.Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160-169.
27. Alexander A.L. Relationship resources for coping with unfulfilled standards in dating relationships: Commitment, satisfaction, and closeness // J. Soc. Pers. Relat. – 2008. – V. 25, No 5. – P. 725–747.
28. Bodenmann G., Pihet S., Kayser K. The Relationship between Dyadic Coping, Marital Quality and Well-being: A Two Year Longitudinal Study // Journal of Family Psychology. – 2006. – № 20. – Р. 485–493.
29. Fuenfhausen K.K., Cashwell C.S. Attachment, Stress, Dyadic Coping, and Marital Satis-faction of Counseling Graduate Students // The Family Journal. – 2013. – V. 21. – № 4. – P. 364–370.
30. Lazarus, R.S., Folkman, S. Stress, Appraisal and Coping. New York: Springer Publishing Company, 1984.
31. McCubbin H. I., Pallerson J. M. The family stress, process: double ABCX model of adjustment and adaptation // Social stress and the family / Eds. H.I. McCubbin, M.B. Sussman. and J. M. Patterson. – New York: The Hayworth Press Inc., 1983. – P. 7-38.
32. Pearlin L.I., Schooler C. The structure of coping // Journal of Healt and Social Behavior. – 1978. – Vol. 19. – P. 2-21.
33. Reiss D. Oliveri M. E. Family paradigm and family coping: a proposal for linking the family's intrinsic adaptive capacities to its responses in stress / Family Relattons. - 1980. – V. 29. – P. 131-144.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методике.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты