Основные цели национальной экономики и пути их достижения
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Основные цели национальной экономики и пути их достижения»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Основные цели национальной экономики и пути их достижения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Анализ валового внутреннего продукта Республики Беларусь за 2011-2020 гг.
Приложение 2 Производительность труда по ВВП в Республике Беларусь за 2013-2020 гг. (в процентах к предыдущему году; в сопоставимых ценах).
Приложение 3 Состав иностранных инвестиций, поступивших в Республику Беларусь за 2016-2020 гг.
Приложение 4 Анализ денежных доходов населения за 2011-2020 гг.
Приложение 5 Характеристика земельных ресурсов Республики Беларусь.
Приложение 6 Характеристика водных ресурсов Республики Беларусь.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ОБЪЕКТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1 Национальная экономика, ее структура и пропорции
1.2 Цели и задачи функционирования национальной экономики
ГЛАВА 2 ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь
2.2 Анализ индикаторов устойчивого социально-экономического развития
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях (вопрос автора: а что не так?) изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития. Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что рост благосостояния и улучшение условий жизни населения Республики Беларусь напрямую зависят от уровня экономического развития страны, выбранных направлений развития и их реализации. Перед Республикой Беларусь в настоящее время остро стоит необходимость в увеличении темпов экономического роста в связи с отсталостью национальной экономики. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для нашей страны
Объектом исследования является национальная экономика Республики Беларусь. Предметом исследования является анализ целей национальной экономики и путей их достижения Республики Беларусь.
Целью написания данной курсовой работы является выявление проблем в реализации целей национальной экономики Республики Беларусь и путей их решения на основе анализа результатов ее функционирования. В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
– изучить национальную экономику как объект макроэкономического анализа;
– представить цели устойчивого социально-экономического развития и оценить прогресс в их достижении в Республики Беларусь;
– исследовать проблемы реализации целей национальной экономики Республики Беларусь и наметить пути их решения;
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения.
ГЛАВА 1 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ОБЪЕКТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1 Национальная экономика, ее структура и пропорции
Понятие национальная экономика рассматривается различными исследователями.
По мнению российского исследователя В.А. Шульги национальная экономика любой страны – сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др. [16, с. 10].
Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др. [6].
В широком смысле национальная экономика – целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации. Важнейшими сферами национальной экономики являются материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера. Каждая из сфер также имеет свои структурообразующие элементы – отрасли. [3].
Важнейшей составной частью национальной экономики является материальное производство, в котором создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления. В материальное производство входят такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь. Крупнейшей отраслью материального производства является промышленность, состоящая из двух групп отраслей – добывающей и обрабатывающей.
ГЛАВА 2 ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь
Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) – это документ, определяющий направления стабильного развития трех взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов: человека как личности и генератора новых идей – конкурентоспособной экономики – качества окружающей среды в условиях внутренних и внешних угроз и вызовов долгосрочного развития.
Концептуальным ядром НСУР-2035 является модель устойчивого развития, которая включает совокупность принципов и требований к социально-экономической и политической системам государства, режиму функционирования и взаимодействия их подсистем, обеспечивающих гармонизацию отношений в триаде «человек – окружающая среда – экономика». Для обеспечения устойчивого развития страны модель предусматривает взаимоувязанное, комплексное развитие всех ее элементов на основе соблюдения следующих критериев:
– максимизация роста социальной и экономической эффективности при недопущении ухудшения состояния природной среды;
– рациональное потребление благ и услуг в соответствии с научно обоснованными нормативами;
– соблюдение ограничений на ресурсы всех видов;
– максимальное сохранение экосистем в процессе природопользования на основе обеспечения сбалансированности кругооборота веществ [19].
Для достижения поставленных целей предстоит решить следующие задачи:
1) в области развития человека: повышение качества человеческого потенциала с учетом индивидуальных особенностей каждого человека, воспитание высокообразованной, здоровой, всесторонне развитой личности, восприимчивой к инновациям, способной превратить свои знания в фактор экономического прогресса; создание условий, обеспечивающих свободно избранную занятость и профессиональное развитие, достойный уровень доходов, высокое качество и доступность услуг для всех граждан.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Некритический перенос в белорусскую действительность постулатов классических либеральных теорий, ориентированных на экономически рациональное поведение субъектов хозяйствования и недооценивающих роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных ограничений вынуждая руководителей принимать решения без должного научно-методологического обоснования.
В результате страна испытывает серьезный недостаток капитальных вложений, невысок уровень конкурентоспособности белорусских товаров, чрезмерен уровень налоговой нагрузки на предприятия. Кроме того, темпы роста рублевой денежной массы опережают прогнозные показатели Национального банка Республики Беларусь, действия государственных органов управления в макроэкономической сфере часто вступают в противоречие с интересами субъектов хозяйствования и поэтому оказываются недостаточно эффективными. Наличие указанных проблем создает трудности в обеспечении устойчивого экономического развития страны.
Для экономики Республики Беларусь характерны ряд структурных деформаций, причинами которых являются существование в рамках бывшего Советского Союза и экономический кризис:
– несоответствие структуры производства внутренним потребностям страны и внешнему спросу;
– энерго- и материалоемкость выпускаемой промышленной продукции, что порождает зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;
– относительно высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных ресурсов;
– недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Национальная экономика основана на четком определении оптимальных приоритетов развития. В зависимости от ситуации в национальной экономике приоритетом может быть, например, достижение экономического роста, полной занятости, стабильного уровня цен и экономической свободы. Национальную экономику можно определить как исторически развитую социальную воспроизводственную систему страны, взаимозависимые отрасли, виды производства и территориальные комплексы, т.е. систему, включающую все формы социального разделения и производственной кооперации.
Развитие и совершенствование структуры национальной экономики преследуют вполне конкретные цели. Потребление всегда является конечной целью производства, и поэтому национальная экономика любой страны социально ориентирована. Это означает, что достижение эффективного функционирования всех звеньев экономической системы важно не само по себе, а потому, что оно позволяет решать проблемы экономического роста, финансирования социальных программ за счет разумного использования ограниченных ресурсов. Исходя из этого, конечной целью каждой национальной экономики является создание условий для дальнейшего роста благосостояния населения и страны в целом. Для достижения этой конечной цели необходимо решить ряд промежуточных задач: обеспечить научно-технический прогресс, повысить эффективность производства, сохранить макроэкономический баланс, снизить безработицу, повысить уровень образования и квалификации населения, развивать международные отношения и т.д. Эти цели учитываются при разработке и реализации экономической политики страны.
2. Беларусь играет ведущую роль в достижении целей устойчивого развития. В соответствующем рейтинге стран, с 166 до 18. За последние пять лет Республика вошла в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития – 53-е место. Эти результаты стали отправной точкой для прогнозных документов, разработанных Министерством экономики. Их действия прямо или косвенно способствуют достижению целей устойчивого развития.
1 Беларусь в цифрах: статистический справочник / под общ. ред. И.В. Медведевой // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2021. – 71 с.
2 Беленов О.Н. Конкурентоспособность стран и регионов: учебное пособие / Беленов О.Н., Анучин А.А. – М.: КноРус, 2019. – 142 с.
3 Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Уч. / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. – М.: Инфра-М, 2017. – 191 c.
4 Булатов, А.С. Национальная экономика: Учебное пособие / А.С. Булатов. – М.: Магистр, 2017. – 157 c.
5 Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч. часть 1: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 294 c.
6 Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч. часть 2: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 198 c.
7 Готовский, А. В. Обеспечение сбалансированного экономического роста Республики Беларусь / А. В. Готовский // Белорусский экономический журнал. – 2019. - № 2. – С. 4-24.
8 Грачев, И. Д. Инновационная активность и экономический рост / И. Д. Грачев // Инновации. – 2019. – №. 8. – С. 3-8.
9 Деревяго, И. П. Проблемы формирования эффективной политики экономического роста в Республике Беларусь / И. П. Деревяго // Белорусский экономический журнал. – 2019. - № 2. – С. 25-37.
10 Инфляция в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/inflyaciya. – Дата доступа: 19.09.2021.
11 Конкурентоспособность страны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/konkurentosposobnost-strany.html.
12 Лемешевский, И. М. Национальная экономика Беларуси : пособие для студентов учреждений высшего образования по спец. 1-26 02 02 «Менеджмент» / И. М. Лемешевский, И. П. Деревяго. – Минск : БГТУ, 2012. – 188 с.
13 Марыганова, Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: Учебное пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. – М.: КноРус, 2018. – 608 c.
14 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030 /Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubli ki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf.
15 Национальная экономика Беларуси : учебник для студентов учреждений высшего образования по экон. спец. / [В.Н. Шимов и др.] ; под ред. В.Н. Шимова. – 5-е изд., перераб. и доп. - Минск : БГЭУ, 2018. - 649 с.
16 Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. акад. РАЕН Н354 |В. А. Шульги:] – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. – 592 с.
17 Пролубников, А. В. К вопросу о факторах экономического развития / А. В. Пролубников // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2019. – №. 3 (41). – С. 67-73.
18 Родионов, А. С. Свободная рыночная экономика как необходимый фактор для устойчивого экономического роста / А. С. Родионов // Экономика. Бизнес. Банки. – 2019. – №. 8. – С. 28-43.
19 Сухарев, О. С. Формирование новой модели экономического роста: возможности и решения / О. С. Сухарев // Вызовы цифровой экономики: итоги и новые тренды. – 2019. – № 8. – С. 555-568.
20 Макроэкономический прогноз для Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.research.by/webroot/delivery/files/bro2020r1.pdf.
21 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2035 года.
22 Как развивается экономика Беларуси в 2019 году: первые итоги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eurasia.expert/kak-razvivaetsya-ekonomika-belarusi-v-2019/.
23 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.adu.by/ru/homepage/novosti/aktualnaya-informatsiya/4326-ob-osnovnykh-polozheniyakh-proekta-programmy-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-belarus-na-2021-2025-gody.html/.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Анализ валового внутреннего продукта Республики Беларусь за 2011-2020 гг.
Приложение 2 Производительность труда по ВВП в Республике Беларусь за 2013-2020 гг. (в процентах к предыдущему году; в сопоставимых ценах).
Приложение 3 Состав иностранных инвестиций, поступивших в Республику Беларусь за 2016-2020 гг.
Приложение 4 Анализ денежных доходов населения за 2011-2020 гг.
Приложение 5 Характеристика земельных ресурсов Республики Беларусь.
Приложение 6 Характеристика водных ресурсов Республики Беларусь.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты