Механизм и основные направления социальной защиты населения в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Механизм и основные направления социальной защиты населения в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Механизм и основные направления социальной защиты населения в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
Введение
1 Сущность и содержание системы социальной защиты
1.1 Понятие социальной защиты
1.2 Принципы и элементы системы социальной защиты
2 Анализ состояния системы социальной защиты населения Беларуси
2.1 Механизм социальной защиты населения Беларуси
2.2 Динамика показателей социальной политики Республики Беларусь
3 Тенденции и направления совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь
3.1 Тенденции развития социальной защиты в Республике Беларусь
3.2 Направления совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции Республики Беларусь наше государство является социальным государством, что предполагает высокие социальные расходы государства на нужды общества.
Основной целью функционирования экономической системы является создание качественных условий жизни и устойчивых условий труда для населения, а также искоренение нищеты и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может быть реализована на разных уровнях экономической деятельности. Эффективная социальная политика создает условия для повышения качества человеческого потенциала, открывает новые перспективы для экономического развития и является ключевым фактором экономического роста.
В настоящее время страны с переходной экономикой практикуют прозрачную государственную социальную политику. Система социальной политики, существовавшая в советское время, заключалась в строгом централизованном распределении социальных выплат и реализации социальных гарантий на основе бюджетных ресурсов. Однако многие гарантии были доступны только для ограниченной группы людей. Социально-экономические и политические изменения 20-го века сопровождались появлением социальных явлений, таких как безработица, массовая бедность и так далее. В этом контексте возникла необходимость реформирования социальной политики в соответствии с принципами социально ориентированной рыночной экономики. Таким образом, основной целью государственной социальной политики является создание системы мер по улучшению условий жизни и труда всех групп населения, предупреждению и устранению социального неравенства, а также повышению образовательного и культурного уровня граждан.
Несмотря на то, что социальная политика является одним из важнейших компонентов общества, необходимо решить, какой социальной политикой, с помощью каких методов и механизмов общество может быстро осуществлять рыночные преобразования, какую роль играет государство в этих процессах и насколько устойчиво общество в зависимости Является ли это незаменимой основой для успешного развития экономики и как осуществляется социальная политика в странах с переходной экономикой? Особенно эти проблемы и проблемы определяют актуальность выбора этой темы для курсовой работы.
Цель данной работы – отразить суть социальной политики, основные направления реализации, особенности ее в Республике Беларусь.
1 Сущность и содержание системы социальной защиты
1.1 Понятие социальной защиты
Термин «социальная защита» впервые был использован в «Законе о социальной защите США» в 1935 году, в котором законодательно определено новое учреждение для этой страны по обязательному страхованию на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Вскоре этот термин стал широко использоваться во многих странах мира, а также в Международной организации труда (МОТ). Кроме того, сфера применения этого определения расширилась в ходе разработки и принятия конвенций и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАКО) и т. д.
Официальное признание, конституционно-правовое закрепление и развитие социальных прав и свобод проходили в очень сложных, противоречивых условиях. В то же время «западная» доктрина долгое время отвергала концепцию социальных прав как несовместимую с философией свободного рынка и невмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Как отмечается в юридической литературе, консолидация модели социальных прав и свобод в международных стандартах ООН стала результатом компромисса между естественным («западная» модель) и позитивным (СССР) правовым пониманием.
Жизнь человека в обществе многогранна. Будучи субъектами права, граждане одновременно реализуют целый ряд различных прав и свобод: личных, политических, экономических, социальных, культурных. Интегрирующие принципы, объединяющие экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права, являются основными правами, которые в некоторых случаях интерпретируются как независимые права: право на равное обращение, право на достоинство личности и право на жизнь, которые отвечают требованиям справедливого распределения общественных благ. Очевидно, что, например, право на неприкосновенность человеческого достоинства, защищенное Конституцией Республики Беларусь, связано не только с защитой от пыток и жестокого, бесчеловечного обращения, но также с обеспечением достойного качества жизни, свободный от голода, бедности и недоступности основных социальных благ.
В этом отношении мнение Г. Шварца выглядит очень показательно: «Когда граждане голодны, они не могут найти работу, они больны, и никто не приходит им на помощь, очевидно, что недостаточно ограничиваться защитой гражданских и политических прав».
2 Анализ состояния системы социальной защиты населения Беларуси
2.1 Механизм социальной защиты населения Беларуси
Социальная политика государства направлена на обеспечение белорусским гражданам адекватного уровня и приемлемого качества жизни, а также на укрепление демографического потенциала.
1. Улучшение демографического и потенциального потенциала страны и улучшение здоровья людей. Цель демократической политики - стабилизировать население и увеличить продолжительность жизни. В ее основные задачи входит улучшение здоровья населения, разработка системы поддержки семей с детьми и регулирование процессов внешней миграции.
2. Поддержка семей с детьми и укрепление семейных учреждений являются общенациональными задачами на текущий пятилетний период. Государственная политика будет направлена на развитие системы охраны здоровья матерей и детей и совершенствование форм социальной защиты семей с детьми.
3. Регулирование внешних миграционных процессов должно способствовать расселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Республике Беларусь, принимать меры по сокращению оттока образованной молодежи из страны и консолидации иностранных специалистов в организации.
4. Обеспечить занятость населения, повысить конкурентоспособность рынка труда и территориальную мобильность. Будет обеспечен переход от рабочих к рабочим местам. Особое внимание уделяется предупреждению о первой работе для всех выпускников высших учебных заведений, профессий и профессионально-технических училищ - специализированной подготовки.
5. Рост реальных денежных доходов. Меры в области оплаты труда направлены на повышение фактического уровня в дальнейшем, сокращение разницы между затратами на оплату труда и организацией бюджета и средней заработной платы в экономике. Выполнение этой задачи требует широкого использования гибких систем оплаты в зависимости от существующих экономических условий для обеспечения роста реальной заработной платы в сочетании с ростом производительности труда. Повышение уровня заработной платы в государственном секторе до уровня не менее 80 процентов средней заработной платы к 2020 году, включая обеспечение оптимистических функций и числовых функций в государственном секторе.
3 Тенденции и направления совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь
3.1 Тенденции развития социальной защиты в Республике Беларусь
Основные направления благоустройства Республики Беларусь включают в себя два этапа социально-экономического развития. Основная цель первого этапа (до 2020 года) - дальнейшее повышение качества жизни и уровня жизни населения путем развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического и технологического обновления, а также улучшения экономической структуры и конкурентоспособности. Целью второго этапа (2018–2020 гг.) является гармонизация отношений между обществом и природой на основе развития экономической деятельности с точки зрения воспроизводительной способности биосферы и ее переноса с выделением приоритетов на основе обоснованных ценностей. морально и морально
В ближайшем будущем (до 2020 года) наиболее важной задачей будет увеличение реальных денежных доходов и сокращение населения с низкими доходами, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материального и социального благосостояния.
На втором этапе (2021-2025) необходимо обеспечить, чтобы Республика Беларусь приближалась к уровню и качеству жизни населения в экономически развитых странах на основе социально ориентированной рыночной экономики.
Основная цель развития страны на период 2018-2020 гг. – улучшение качества жизни населения за счет повышения конкурентоспособности экономики, стимулирования инвестиций и инновационного развития.
Достижение поставленной цели и приоритетов развития на 2018-2020 годы. Увеличение ВВП страны на 12-15% за пятилетний период, реальные располагаемые денежные доходы граждан – на 9,5-11,6%.
Стратегия правительства по долгосрочной реализации целей социальной политики направлена на последовательное увеличение доходов населения как важного показателя уровня жизни населения. Рост доходов и заработной платы населения рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса.
Государственная политика в области заработной платы предполагает превращение заработной платы в надежный источник дохода, который усиливает ее роль в стимулировании труда работников, и основывается на сочетании механизмов государственного, рыночного и коллективного ведения переговоров для ее регулирования. Права субъектов предпринимательства постепенно расширяются с точки зрения образования и оплаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система социальной защиты населения – это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, его защиту от безработицы и роста цен, обеспечение системы социальных гарантий. Социальная политика государства в переходной экономике имеет особенности, выражающиеся в поддержке различных слоев населения, социальной поддержке малоимущих граждан, создании условий для развития предпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулировании сферы трудовых отношений.
Социальная политика в Республике Беларусь характеризуется конкретными целями, принципами и функциями, которые в совокупности направлены на повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение конституционных прав граждан в сфере труда, социальной защиты; защита прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам. Все обязательства государства перед гражданами закреплены в Конституции Республики Беларусь.
Основными функциями социальной политики являются стимулирование, стабилизация и т. д.
Принципы социальной политики: принцип индивидуальной социальной ответственности, солидарность, универсальность, социальная справедливость.
Задачи социальной политики: улучшение благосостояния людей, улучшение условий труда и быта; реализация принципа социальной справедливости.
Основным приоритетом социальной политики Республики Беларусь является повышение рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, больших и крепких семей, счастливого детства, молодежи, полной возможностей и перспектив, активной работы, которая приносит процветание, безопасную и достойную жизнь в старость.
Основные направления и задачи социальной защиты в Республике Беларусь включают в себя усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения, повышение эффективности социальных программ и рациональное использование средств, выделяемых государством на социальную защиту.
Важнейшими способами повышения уровня и качества жизни населения на первом этапе являются усиление роли заработной платы как основного фактора, стимулирующего экономическое развитие, и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основа для улучшения жизни населения и сокращения числа малоимущих граждан, а также предотвращения чрезмерной дифференциации уровня доходов различных групп населения в регионах и секторах экономики.
1. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь. – Мн.: БГЭУ, 2019 – 415 с.
2. Закон о занятости населения Республики Беларусь // Министерство труда и Социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/zacon.
3. Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011 – 2017 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 года №1126 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/.
4. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». Минск: Минстат Республики Беларусь, 2018. – 347 с.
5. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». Минск: Минстат Республики Беларусь, 2019. – 347 с.
6. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». Минск: Минстат Республики Беларусь, 2020. – 347 с.
7. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2017. – 576 с
8. Лутохина, Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель: Учебное пособие / Э.А. Лутохина. – Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2019. – 204 с.
9. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/.
10. Ноздрин-Плотницкий, М.И. Социально ориентированная экономика Республики Беларусь: механизм действия и направления эволюции на рубеже веков/ М.И. Ноздрин-Плотницкий. Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета. – 2018. – №2. – с. 5-10.
11. Никитенко, П.Г. Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей «Гос. упр. и экономика», «Мировая экономика» / П.Г. Никитенко. Мн.: Равноденствие, 2018. 295 с.
12. Постановление Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 03.08.2001 №9 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» // Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.newsby.org/belarus/postanov23/pst626.htm.
13. Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2018-2020// Сайт Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/pdp2018_2020.pdf.
14. Республика Беларусь в контексте мировой социальной политики/ А.Б. Чищевин; под общ. ред. А.Б. Чищевина. – Мн.: ИСПИ, 2017. – 220 с.
15. Сверж, А.И. Главная цель государства – забота о человеке / А.И. Сверж // Финансы, учет, аудит. 2017. – №9. – С.2-3.
16. Сухорукова, Т. Социальные рычаги экономического роста // Т. Сухорукова. Экономист. – 2018. №7. – С. 56.
17. Трудовой кодекс Республики Беларусь // Кодексы Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn----ctbfcfvic3abdqybq.xn--90ais/.
18. Тур, А.Н. Курс экономической теории / А.Н. Тур. – Мн.: «Мисанта», 2007.432 с.
19. Чубарова, Т.В. Государство социальных инвестиций - новый поворот в социальной политике? / Т.В. Чубарова // Общественные науки и современность. – 2017. - № 6. – С. 14-28.
20. Шавель, С.А. Императивы развития социальной сферы / С.А. Шавель // Социология. – 2017. - № 2. – С. 38-48.
21. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева и др.; под общ. ред. Н.И. Базылева. – Мн.: БГЭУ, 2016. – 752 с.
22. Электронный портал Министерства статистики Республики Беларусь // Статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты