Предпосылки и экономическая эффективность создания холдингов
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Предпосылки и экономическая эффективность создания холдингов»
по дисциплине: «Экономика организации»
2021
45.00 BYN
Предпосылки и экономическая эффективность создания холдингов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика организации
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РОЛЬ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Характеристика, предпосылки и цели создания холдингов
1.2 Преимущества функционирования холдинговых систем
ГЛАВА 2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ХОЛДИНГОМ
2.1 Организационная структура холдинговых компаний
2.2 Принципы формирования организационных структур холдинговых компаний
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ ХОЛДИНГОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономическая политика, имеющая целью достижение устойчивого экономического роста, связана с созданием основных институтов рыночной экономики. На первый план выдвигается вопрос становления интегрированных корпоративных структур, в качестве организационно-хозяйственных форм которых выступают холдинги. С началом массовой приватизации совпадает время появления таких структур интеграции, как холдинги. Развитием процесса создания интегрированных корпоративных структур является становление холдингов.
В теории выделяют несколько типов холдингов, все эти типы располагаются между двумя основными полюсами. На одном полюсе находятся финансовые холдинги. Они состоят из самостоятельных бизнес-единиц, имеющих слабые связи с управляющей компанией. Функции управляющей компании для данного типа заключаются, прежде всего, в финансовом контроле путем бюджетирования прибыли и денежного потока.
На другом полюсе – отраслевые холдинги. Они обычно развивают только одно направление бизнеса, но имеют несколько зарабатывающих подразделений, которые либо работают в разных регионах, либо производят разные товары.
Примером могут служить агропромышленные или металлургические корпорации. В таких компаниях управление, как правило, централизовано.
Между двумя этими полюсами находятся холдинги, представляющие смесь финансовых или отраслевых холдингов в различных пропорциях.
В настоящее время в связи с повышением конкурентности многих рынков для холдингов остро встает вопрос эффективного управления деятельностью входящих в него организаций. Для того чтобы разобраться в клубке этих проблем, рассмотрим различные подходы к построению структуры и оценке эффективности в рамках холдинга.
Объектом исследования являются холдинговые компании.
Предметом исследования является организационная структура холдингов и ее эффективность.
Цель курсовой работы – оценить экономическую эффективность создания холдинговых компаний.
В соответствие с поставленной целью, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть роль холдингов, предпосылки и цели их создания;
- выделить сильные стороны холдингов;
- дать оценку эффективности создания холдингов.
Теоретической основой исследования в данной курсовой работе выступили монографии, учебные пособия, нормативные и правовые акты Республики Беларусь, Интернет-ресурсы.
ГЛАВА 1 РОЛЬ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Характеристика, предпосылки и цели создания холдингов
Владельцы бизнеса всегда ищут способы защитить cвои активы. И за прошедшие годы был разработан ряд стратегий, которые в этом могут помочь. Одним из наиболее эффективных является разделение бизнеса на несколько хозяйствующих субъектов, принадлежащих и контролируемых одной холдинговой компанией.
Холдинг (от англ. holding «удерживание, владение»), или группа компаний – структура коммерческих организаций, включающая в себя материнскую компанию и ряд более мелких дочерних компаний, которые она контролирует. Материнская компания владеет контрольным пакетом акций, а дочерние распределяют между собой оставшиеся акции.
Холдинг – это субъект хозяйствования любой организационно-правовой формы, владеющий контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.
Холдинговая компания – это компания, которая не проводит никаких операций, предприятий или других активных задач для себя. Вместо этого он существует с целью владения активами. Другими словами, компания не занимается покупкой и продажей каких-либо товаров и услуг. Вместо этого он сформирован таким образом, чтобы получить контроль над одной или несколькими компаниями.
Существует два основных способа, с помощью которых корпорации могут стать холдинговыми компаниями. Один из них заключается в приобретении достаточного количества голосующих акций или акций в другой компании; следовательно, предоставление ей полномочий контролировать свою деятельность. Второй способ заключается в создании новой корпорации с нуля, а затем сохранении всех или части акций новой корпорации.
Холдинговая компания может быть организована с целью приобретения других компаний. Если компания полностью приобретает другую компанию, она называется полностью принадлежащей дочерней компанией холдинговой компании.
Руководство холдинговой компании также несет ответственность за принятие решения о том, куда инвестировать свои деньги. Холдинговая компания может получить средства для осуществления своих инвестиций путем продажи доли участия в собственном капитале или своих дочерних компаниях или путем заимствования. Он также может получать доход от платежей, которые он получает от своих дочерних компаний в виде дивидендов, распределений, процентных платежей, арендной платы и платежей за функции бэк-офиса, которые он может предоставлять.
ГЛАВА 2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ХОЛДИНГОМ
2.1 Организационная структура холдинговых компаний
Экономическая реформа в нашей стране принудила организации совершенствовать структуру управления, изыскивая пути выхода из кризиса. Эти процессы привели к изменению организационных форм хозяйствования, одна из важнейших форм – холдинги.
Холдинговые компании образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и/или снижение издержек. Оба этих фактора повышают стоимость компании, ее капитализацию и для достижения этой цели необходима эффективная работа всей системы, а не только управляющей компании.
Первый путь, которым холдинговые компании могут создаваться, например, посредством последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, сельскохозяйственная промышленность и т. д.). Это так называемая «горизонтальная интеграция». Основная цель таких холдингов – завоевание новых секторов рынка.
Второй путь образования холдинговых компаний – это объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Это так называемая «вертикальная интеграция».
Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании.
Третий путь – холдинговые компании могут создаваться и путем последовательного создания предприятий и последующего их присоединения к группе.
Четвертый путь. На практике имеются примеры объединения не только отдельных коммерческих организаций, но и холдинговых компаний.
Пятый путь. Транснациональные и национальные компании объединяются по аналогичным схемам.
Шестой путь. Значительное количество холдинговых компаний образовалось и путем «деления» больших компаний при их реструктуризации.
Все приведенные выше процедуры образования холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом:
- путем скупки акций на вторичном рынке, которую осуществляет брокер;
- путем обмена акциями, специально эмитированными для этого каждой организацией.
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ ХОЛДИНГОВ
Как было рассмотрено в первой главе, предпосылки создания холдинга включают в себя и экономические факторы. Из этого следует, что, прежде чем объединять организации в холдинг, нужно предугадывать, принесет ли это должный финансовый результат.
В современный период в условиях усиливающейся конкуренции на первое место выходит управление эффективностью функционирования диверсифицированным корпоративным объединением не как простой суммой отдельных промышленных организаций, а как единой, действующей в тесной взаимосвязи с системой.
Методика оценка экономической эффективности холдинга состоит из следующих этапов:
1. Выбор объекта оценки.
2. Определение критериев эффективности деятельности холдинга.
3. Определение критериев эффективности деятельности отдельных бизнес-единиц, исходя из требований эффективности холдинга.
4. Сбор информации об объекте оценки.
5. Расчет системы показателей эффективности функциональных областей и внутрикорпоративных взаимодействий.
6. Расчет интегральных показателей эффективности бизнес-единиц и внутрикорпоративных взаимодействий в рамках отдельных процессов холдинга.
7. Сопоставление результатов оценки эффективности отдельных бизнес-единиц на соответствие критериям эффективности деятельности холдинга.
8. Расчет комплексных показателей эффективности холдинга в рамках отдельных процессов, а также комплексного показателя эффективности холдинга в целом.
9. Сопоставление результатов оценки эффективности холдинга с целевыми значениями и с показателями в динамике.
10. Выявление причин возможных отклонений полученных результатов от целевых значений.
11. Архивация данных об исходной информации и результатах оценки с целью использования их в последствии для проведения сопоставления результатов.
Эффективное управление организацией со стороны собственника возможно при наличии у последнего контрольной доли капитала. Чем больше объем средств, необходимых для приобретения контрольного пакета, тем больше риск инвестора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы были выяснены следующие моменты:
Холдинг – это субъект хозяйствования любой организационно-правовой формы, владеющий контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.
Холдинговая компания – это, по сути, материнская компания, владеющая контрольным пакетом акций дочерней компании (или нескольких дочерних компаний).
Холдинговые компании часто неактивны в плане торговли, но иногда они заняты в торговле сами. Хотя термины «холдинговая компания» и «материнская компания» часто используются взаимозаменяемо, последнее обычно подразумевает более активную торговую роль, чем первое.
Они обычно используются для «хранения» любых важных активов, принадлежащих всей группе компаний, таких как интеллектуальная собственность, недвижимость и акции дочерних компаний. Это может снизить риск потери ключевых активов, если одна из дочерних компаний столкнется с финансовыми трудностями, путем их ограждения. Преимущества холдингов включают в себя:
1. Организационная структура – объединение разрозненных компаний, что может быть полезно при приобретении других компаний или создании нескольких бизнес-предприятий. Холдинговая компания может сделать общую структуру бизнеса более четкой, что может в дальнейшем быть полезным в инвестиционной деятельности.
2. Налог – дивиденды, как правило, не облагаются налогом на «малые компании», если они передаются между дочерними компаниями и материнской компанией (так называемое освобождение от дивидендов). Кроме того, если материнская компания владела по меньшей мере 10 % акций дочерней компании в течение 12 месяцев подряд, она может затем распоряжаться этими акциями, как правило, не облагаясь налогом на прирост капитала (известным как освобождение от существенного участия в акционерном капитале).
3. Продажа бизнеса – некоторые компании могут захотеть продать определенную часть своего бизнеса, и в этом случае можно создать несколько дочерних компаний вместе с холдинговой компанией и продать одну из дочерних компаний.
1. О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 28 дек. 2009 г., № 660 : в ред. от ноябр. 2017 г. // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. Адаменкова, С. И. Анализ производственно-финансовой деятельности предприятия; учеб. / С. И. Адаменкова, О. С. Евменчик. – Минск : Регистр, 2015. – 381 с.
3. Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия): учеб. для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М. Магомедов. – М. : Дашков и К, 2016. – 292 c.
4. Веблен, Т. Теория делового предприятия / Т. Веблен. – М. : Дело, 2016. – 979 c.
Горфинкель, В. Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. – 533 c.
5. Кантор, Е. Л. Экономика добывающих предприятий и отраслей : Моногр./ Е. Л. Кантор – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2016 – 231 с. (Науч.мысль) / Е.Л. Кантор. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 232 c.
6. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия : учеб. пособие / Е. Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. – М. : Юрайт, 2014. – 448 с.
7. Кулиш, М. В. Проблемы правового регулирования деятельности холдингов / М.В. Кулиш // Вестник КСЭИ . – 2016. – № 2-3 (70-71). – С. 60–64.
8. Левитт, Стивен Фрикономика / Стивен Левитт, Стивен Дабнер. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 272 c.
9. Лемешевский, И. М. Национальная экономика Беларуси: основы стратегии развития : курс лекций для студентов эконом. специальностей вузов / И. М. Лемешевский. – Минск : ФУАинформ.
10. О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/.
11. Осипенко, О.В. Реструктуризация региональных холдингов / О.В. Осипенко. – М. : Городец, 2017. – 964 c.
12. Перечень холдингов Республики Беларусь / [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.economy.gov.by.
13. Сафронов, Н. А. Экономика организации (предприятия) : учеб. / Н. А. Сафронов. – М. : Магистр: Инфра-М, 2018. – 253 с.
14. Тищенко, С. Как решить проблемы холдингов [Электронный ресурс] / С. Тищенко. – Режим доступа: www.jurinform.ru.
15. Финансы. Белорусский рынок. [Электронный ресурс] // Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belrynok.by
16. Холдинги в основных экономических показателях. [Электронный ресурс] // Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by
17. Чайка, А. А. Теоретико-методологические основы понятия «холдинг» / А. А. Чайка, Ю. А. Тетерин // Молодой ученый. – 2018. – № 3. – С. 534–537.
18. Чикулаев Р. В. Холдинг как междисциплинарное понятие экономики и права/ Гуманитарные и социальные науки. – 2017. – №2. – С. 811–814.
19. Шалимов, В. Е. Хозрасчетный механизм управления техническим прогрессом на предприятии / В. Е. Шалимов. – М. : Экономика, 2016. – 160 c.
20. Шаститко, А. Е. Экономическая теория организаций / А. Е. Шаститко. – М. : ИНФРА-М, 2018.
21. Ширяев, В. И. Управление предприятием. Моделирование, анализ, управление / В. И. Ширяев, И. А. Баев, Е. В. Ширяев. – М. : Либроком, 2016.
22. Шишин, С. В. Предпринимательство в условиях глобализации. Проблемы и риски / С. В. Шишин. – М. : Олма-пресс, 2017. – 352 c.
23. Экономическая энциклопедия. Промышленность и строительство. В 3 томах (комплект из 3 книг). – М. : Советская Энциклопедия, 2018. – 519 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты