ВВЕДЕНИЕ
1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ И ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
1.1 Характеристика расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами
1.2 Нормативно – правовое регулирование учёта и контроля расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами
1.3 Состояние, проблемы и перспективные направления контроля расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами
2 АУДИТ (РЕВИЗИЯ) РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ И ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
2.1 Организация контроля расчётов с подотчётными лицами и прочими дебиторами и кредиторами
2.2 Аудит (ревизия) расчетов с подотчетными лицами
2.3. Аудит (ревизия) расчетов по возмещению материального ущерба
2.4. Аудит (ревизия) расчетов с персоналом по другим операциям
2.5 Аудит (ревизия) расчетов с квартиросъемщиками, жильцами общежитий и другими дебиторами и кредиторами
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЁТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЁТОВ С ПОДОТЧЁТНЫМИ ЛИЦАМИ И ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Значительное влияние на эффективность использования средств хозяйствующего субъекта оказывает правильная организация внутренних расчетных операций, в частности расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям, основывающаяся на укреплении договорной и расчетно-платежной дисциплины.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций возникает необходимость использовать наличные денежные средства для расчетов с работниками по командировкам, выдачи им средств на представительские цели, для покупки за наличный расчет товаров в других организациях или у физических лиц и прочим расчетам. При этом работники организации, получающие денежные средства на указанные нужды, для целей бухгалтерского учета называются подотчетными лицами.
Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии, и они довольно многообразны, т.к. включают в себя: приобретение за наличный расчет запасных частей, материалов, топлива, канцелярский товаров; оплату мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств; расходы на командировки; представительские расходы.
Контроль за правильным ведением и оформлением учета расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям поможет избежать не только появления негативных моментов и ошибок при ведении своей хозяйственной деятельности, но и конфликтных ситуаций, способных возникнуть между руководителем предприятия и его работниками.
Проверка совершения расчетных операций позволяет представить развернутую картину финансово-хозяйственной деятельности организации: своевременность расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям.
Исходя из всего выше отмеченного тема, выбранная для исследования: «Аудит (ревизия) расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами» является актуальной. От своевременности расчетных операций с персоналом организации зависит во многом успех ее деятельности, именно поэтому контролю внутренних расчетных операций организации следует уделять пристальное внимание.
Тема курсовой работы достаточно широко освещена в экономической литературе. Наиболее информационно емкими являются исследования следующих авторов: Данилкова С.А. [6], Василенко В.А. [4], Лемеш В.Н. [18], Дробышевский Н.П. [7], Новик С. [21], Пупко Г.М. [28], Роговец Е. [30], Прокопова Т. [27] и др. Опубликованные работы этих авторов характеризуются многогранностью и глубиной исследования рассматриваемых проблем. Оценивая результаты этих исследований, а также исследований проведенных нами, следуем отметить, что многие аспекты изучаемой проблемы еще не
1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ И ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
1.1 Характеристика расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций возникает необходимость использовать наличные денежные средства для расчетов с работниками по командировкам, выдачи им средств на представительские цели, для покупки за наличный расчет товаров в других организациях или у физических лиц и прочим расчетам. При этом работники организации, получающие денежные средства на указанные нужды, для целей бухгалтерского учета называются подотчетными лицами.
Как правило, в практической деятельности любого предприятия расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер и связаны со многими другими разделами учета: операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д. Это говорит о высокой трудоемкости и актуальности проверки расчетов с подотчетными лицами.
Контроль за правильным ведением и оформлением учета расчетов с подотчетными лицами поможет избежать не только появления негативных моментов и ошибок при ведении своей хозяйственной деятельности, но и конфликтных ситуаций, способных возникнуть между руководителем предприятия и его работниками.
Для того, чтобы осуществить эффективный контроль, необходимо разобраться с сущностью и значением исследуемых экономических катего-рий. Законодательство по бухгалтерскому учету и налогам не содержит определений «подотчетное лицо» и «подотчетные средства».
По мнению Данилковой С.А., подотчетные лица — это физические лица (сотрудники организации), которым авансом на определенные цели выдаются наличные денежные средства, а также другие ценности, с обязанностью представления отчета об их использовании [6, с. 156]. Пономаренко П.Г. под подотчетными средствами понимаются денежные суммы, выданные работникам организации на определенные цели: приобретение канцелярских, хозяйственных принадлежностей, горючего и смазочных материалов, а также суммы на оплату командировочных и представительских расходов [3, с. 98].
Список лиц, которые могут получать деньги под отчет, оформляется приказом руководителя организации. На командировки приказ оформляется в каждом отдельном случае. В соответствии с приказом работник получает аванс.
По мнению В.В. Ковалева [15, с. 376] командировкой признается по-ездка работника по распоряжению руководителя организации на определенный
2 АУДИТ (РЕВИЗИЯ) РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ И ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
2.1 Организация контроля расчётов с подотчётными лицами и прочими дебиторами и кредиторами
Цель проверки расчетов с персоналом – соблюдение законодательства при совершении операций по расчетам с подотчетными лицами, персоналом по прочим операциям, внутрихозяйственных расчетов [8, с. 22].
Задачами проверки расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям являются:
- соблюдение требований нормативно-правовых актов при совершении операций по расчетам с подотчетными лицами, персоналом по прочим операциям, внутрихозяйственных расчетов;
- проверка соблюдения правил документального оформления операций по движению подотчетных сумм;
- соблюдение расчетной дисциплины;
- соблюдение правил расходования полученных средств;
- целесообразность осуществления расчетов с подотчетными лицами в национальной и иностранной валюте;
- своевременность предоставления авансовых отчетов и отчетов о ко-мандировках;
- установление законности и реальности операций, связанных с возникновением дебиторской и кредиторской задолженности;
- оценка задолженностей по реальности к взысканию и по срокам по-гашения, проверка правильности ее списания;
- проверка организации претензионной работы и ее эффективности, анализ эффективности используемых инструментов расчета и валют платежа;
- достоверность учетных и отчетных данных в части величины дебиторской и кредиторской задолженности и др [29, с. 123].
Источниками информации при проверке расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям выступают следующие документы:
1. организационно-распорядительные и первичные документы: приказ «Об учетной политике»; утвержденный руководителем график документооборота; выписки банка по расчетному и иным счетам; приложения к выпискам банка; кассовая книга; приходные и расходные кассовые ордера; авансовые отчеты подотчетных лиц с приложенными к ним документами; доверенности покупателей; прейскуранты цен; накладные; векселя; книга покупок; акты инвентаризации расчетов и др.;
2. регистры синтетического и аналитического учета: Главная книга; учетные регистры (машинограммы) по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЁТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЁТОВ С ПОДОТЧЁТНЫМИ ЛИЦАМИ И ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
Роль внутреннего контроля в настоящее время возрастает, так как он представляет собой эффективный механизм управления деятельностью организации в целом и обеспечения соблюдения политики руководства каждым отдельным работником.
Устойчивое финансовое положение организаций является необходимой предпосылкой эффективной их деятельности в условиях формирования рыночных отношений. Для этого следует обеспечить рациональное использование всех имеющихся видов ресурсов. Важную роль в решении этой задачи играет внутрихозяйственный контроль.
Внутрихозяйственный контроль - изучение финансовой и хозяйствен-ной деятельности структурного подразделения или обособленного структурного подразделения, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершения финансовых и хозяйственных операций, а также ведения бухгалтерского учета, проводимое уполномоченной службой организации (уполномоченным лицом) [7, с. 21].
Внутрихозяйственный контроль, осуществляемый бухгалтерскими службами или специально созданными внутри учреждения контрольными органами.
В сельскохозяйственных организаций зачастую вообще отсутствует контрольный орган, а функции по осуществлению контрольных мероприятий закреплены за руководителями структурных подразделений, что оговаривается в Положении о внутрихозяйственном контроле. На некоторых предприятиях иногда отсутствует и данное положение.
Нами было проведено исследование организации внутрихозяйственного контроля в СПК «Протасовщина». В результате было установлено, что на предприятии, как и во многих других хозяйствах, отсутствует Положение о внутрихозяйственном контроле, что не позволяет выявить отклонения в выполнении производственных заданий, нарушения технологии производства, факты хищений и злоупотреблений.
Хорошо организованный внутренний контроль позволяет выявить отклонения в выполнении производственных заданий, нарушения технологии производства, факты хищений и злоупотреблений.
Поэтому предприятию СПК «Протасовщина» мы бы рекомендовали разработать Положение о внутрихозяйственном контроле.
Положение о внутрихозяйственном контроле должно содержать следующие разделы:
Общие положения. В данном разделе следует указать на кого возлагается ответственность за организацию внутрихозяйственного контроля, понятия, цели, задачи и основные направления для реализации мероприятий по
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подотчетные лица — это физические лица (сотрудники организации), которым авансом на определенные цели выдаются наличные денежные средства, а также другие ценности, с обязанностью представления отчета об их использовании. Под подотчетными средствами понимаются денежные суммы, выданные работникам организации на определенные цели: приобретение канцелярских, хозяйственных принадлежностей, горючего и смазочных материалов, а также суммы на оплату командировочных и представительских расходов. Контроль за правильным ведением и оформлением учета расчетов с подотчетными лицами поможет избежать не только появления негативных моментов и ошибок при ведении своей хозяйственной деятельности, но и конфликтных ситуаций, способных возникнуть между руководителем предприятия и его работниками.
Для комплексного проведения аудита (ревизии) расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям, проверяющему, необходимо знать действующее законодательство в области бухгалтерского, налогового учета и контроля. Особенностью рассмотренных нормативно-правовых актов является то, что они постоянно дорабатываются, в них вносятся изменения, за которыми в обязательном порядке следует следить аудитору (ревизору).
Для решения всех существующих проблем управлением аудита в последние годы проводится большая работа. Новые белорусские требования к проведению аудита разрабатываются на основе мирового опыта, но с поправкой на реалии отечественной экономики. Работа над их совершенствованием с учётом изменений в экономике нашей страны не прекращается, и с каждым разом они становятся все более близкими по требованиям к Международным стандартам аудита.
Оценка системы внутреннего контроля показала, что СПК «Протасовщина» имеет среднюю степень надежности, так как имеются следующие недостатки в проведении инвентаризации: за исследуемый период отсутствовали внезапные инвентаризации денежных средств в кассе, при ее проведение присутствовали не все члены инвентаризационной комиссии, не все имущество, предусмотренное приказом на проведение инвентаризации, было проинвентаризировано. Также не соблюдается график документооборота, а финансовая отчётность предоставляется не всегда своевременно и не в полном объеме.
Организация – это начальный этап контроля расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям, на основании которого базируется весь процесс аудита (ревизии) данного участка учета. Грамотно составленный план и программа проверки будут способствовать построению эффективной системы контроля в организации.
В своевременных условиях хозяйствования, важное значение отводится
1. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс [Текст]: 3-е изд., перераб. и доп. / И.А. Бланк. - Киев: Ника-Центр, 2009. - 656 с.
2. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. - 3-е изд. - М. : Ин-т новой экономики, 1998. - 864 с.
3. Бухгалтерский учет : учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко, А.В. Медведев, А.Н. Трофимова, Н.Н. Затолгутская, Н.В. Пузенко ; под ред. П.Г. Пономаренко. - Минск : Выш. шк., 2013. - 543 с.
4. Василенко, В. А. Пути совершенствования контрольной деятельно-сти / Вячеслав Василенко // Финансы, учет, аудит. - 2015. — № 5. — С. 31—33.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь : закон Респ. Беларусь от 07 дек. 1998 г., № 218-З: в ред. Закона от 31 дек. 2014 г., № 226-З и от 5 янв. 2015 г., № 231-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1998.– 2/744.
6. Данилкова, С.А. Ревизия и контроль : учеб. для ссузов / C.А. Да-нилкова. - Минск : РИПО, 2014. - 359 с.
7. Дробышевский, Н.П. Ревизия и аудит : учеб.-метод. пособие для вузов / Н.П. Дробышевский. - Минск : Мисанта, 2013. - 416 с.
8. Ивашкевич, В.Б., Семенова, И.М. Учет, анализ и аудит дебиторской и кредиторской задолженности [Текст] / В.Б. Ивашкевич, И.М. Семенова. - Москва: Бухгалтерский учет, 2010. - 192 с.
9. Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов : утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 30 сен. 2011 г., № 102: в ред. Постановления от 31 дек. 2013 г., № 96 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 12. – 8/24697.
10. Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 31 окт. 2011 г., № 111: в ред. Постановления от 10 дек. 2013 г., № 84 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 11. – 8/24675.
11. Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь : утв. постановлением Правления Нац. банка Респ. Беларусь от 29 марта 2011 г., № 107 :в ред. Постановления от 31 марта 2014 г., № 199 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – №25. – 8/27866.
12. Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при слу-жебных командировках в пределах Республики Беларусь: утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 12 апр. 2000 г., № 35 :в ред. Постановления от 1 июля 2014 г., № 48 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – №41. – 4/56789.
13. Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу : утв. постановлением М-ва труда и социальной защиты Респ. Беларусь от 30 июля 2010 г., №115 :в ред. Постановления от 10 июня 2014 г., № 31 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – №43. – 4/56678.
14. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 30 нояб. 2007 г., № 180 : в ред. Постановления от 22 апреля 2010 г., № 50 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 16. – 8/17745.
15. Ковалев, В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы [Текст] / В.В. Ковалев. - Москва: Финансы и статистика, 2010. - 715 с.
16. Козырев, С. Н. Перспективы внедрения международных стандартов аудита / Сергей Козырев // Главный бухгалтер. - 2015. — № 1. — С. 72—76.
17. Крейнина, М.Н. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное по-собие /М.Н. Крейнина. - Москва: Дело и Сервис, 2009. - 398 с.
18. Лемеш, В.Н. Ревизия и аудит. Практикум : учеб. пособие для ву-зов / В.Н. Лемеш. - Мн. : Изд-во Гревцова, 2010. - 424 с.
19. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть : закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З : в ред. Закона от 30 дек. 2014 г., № 224-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 4. – 2/920.
20. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 10 дек. 2013 г., № 80 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – 8/28368.
21. Новик, С. Автоматизация контрольной деятельности / Светлана Новик // Государственный контроль: анализ, практика, комментарии. - 2015. — № 1. — С. 43.
22. Об аудиторской деятельности : закон Респ. Беларусь от 12 июля 2013 г., № 56-З: в ред. Закона от 5 января 2015 г. № 231-З // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015.– 2/2054.
23. Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках : постановление М-ва финансов Респ. Беларусь от 08 авг. 2013 г., № 53 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013.– 2/6785.
24. О бухгалтерском учете и отчетности : Закон Респ. Беларусь от 12.07.2013 г. № 57 –З: в ред. Закона Республики Беларусь от 4 июня 2015 года №268-З // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. - № 4 – 2/1624.
25. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь : указ Президента Респ. Беларусь от 16 окт. 2009 г., № 510: в ред. Указа от 4 июня 2015 г., № 231// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – №253. – 1/11062.
26. Правила аудиторской деятельности: утв. Постановлением Мини-стерства финансов Республики Беларусь от 24 июня 2003 г. № 100: в ред. Постановлением от 28 апреля 2015 г. №23// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – №17. – 8/9717.
27. Прокопова, Т. Международные стандарты аудита в практической деятельности аудиторов Республики Беларусь / Татьяна Прокопова // Моя бухгалтерия. Опыт проверок. - 2015. — № 3. — С. 18—22.
28. Пупко, Г.М. Аудит и ревизия : учеб. для вузов / Г.М. Пупко. - Мн. : Книжный Дом, 2005. - 512 с.
29. Пятов, М.Л. Управление обязательствами организации [Текст] / М.Л. Пятов. - Москва: Финансы и Статистика, 2011. - 256 с.
30. Роговец, Е. Обязательный аудит годовой отчетности за 2015 год / Елена Роговец // Моя бухгалтерия. Все для годового отчета. - 2015. — № 2. — С. 64—66.
31. Соколов, Я. В. История бухгалтерского учета : учебник / Я. В. Соколов, В. Я. Соколов. - М. : Финансы и статистика, 2004. - 272 с.
32. Стражева Н.С. Бухгалтерский учет: учебно–методическое пособие / Н.С .Стражева, А.В. Стражев. – Минск: Современная школа, 2010. – 943 с.
33. Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50: в ред. Постановления от 30 июня 2014 г., № 46 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 143. – 8/24548.
34. Трудовой кодекс Республики Беларусь : закон Респ. Беларусь от 26 июл. 199 г., № 296-З: в ред. Закона от 15 июл. 2015 г., № 305-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015.–2/70.