ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Инфляция: сущность, причины, последствия
1.2 Понятие антиинфляционной политики
1.3 Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования
2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Особенности инфляционных процессов и антиинфляционная политика в Республики Беларусь
2.2 Инфляция и антиинфляционные меры правительства Республики Беларусь на современном этапе
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день одной из главных причин, отрицательно влияющих на развитие экономики и общества в целом, является инфляция.
Инфляция затрагивает множество аспектов экономической и общественной жизни. Она создает практические неудобства и убытки, выводит из строя основные механизмы, порождает неопределенность в обществе и оказывает нежелательное влияние на распределение общественного продукта. Инфляция порождает также очень серьезные искажения и снижение эффективности работы инструментов рыночной экономики. В частности, цены перестают играть роль индикаторов рынка.
Особую опасность инфляция представляет для страны с переходной экономикой. Переход от ситуации жесткой фиксации цен в течение долгого периода времени, когда цены не имели ничего общего с затратами и устанавливались административно, к их либерализации, т.е. свободе производителей и продавцов устанавливать цены исходя из спроса и предложения, неизбежно сопровождается резким и разнопорядковым ростом цен.
Этот процесс представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики Республики Беларусь.
Таким образом, необходимым условием успешного преодоления высокой инфляции является проведение правильного антиинфляционного регулирования.
В соответствии с поставленной целью, задачами работы являются:
1. Изучение понятия инфляции и её причин.
2. Анализ инфляционных процессов на реальных примерах в Республике Беларусь и других странах.
3. Рассмотрение механизмов регулирования инфляции.
4. Выделение особенностей инфляции и антиинфляционной политики
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Инфляция: сущность, причины, последствия
Во все времена государства сталкивались с проблемой сбалансированности доходов бюджета с постоянно возрастающими расходами. Проблема решалась по-разному. Однако существует по крайней мере три "праведных" пути решения этой проблемы, которые могут быть использованы порознь, вместе или в любых сочетаниях:
1. Ограничить государственные расходы.
2. Увеличить налоги, пошлины, тарифы или другие поступления госбюджета.
3. Взять деньги в долг внутри страны или за рубежом.
Экономическая мысль древнего мира открыла четвертый "неправедный" путь балансирования государственных бюджетов: выпуск в обращение дополнительного количества денег. Этот четвертый путь извлечения "нетрудовых" доходов с различным размахом используется большинством государств мира до настоящего времени. Но этот путь порождает инфляцию.
Термин "инфляция" означает переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценение и как результат - повышение цен на товары и услуги, падение покупательной способности денег. Следовательно, инфляция — это обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества [11, с. 140].
Можно дать и несколько иное определение инфляции: это состояние экономики, когда деньги перестают в полной мере выполнять свои функции.
Первая функция денег состоит в том, что они являются мерой стоимости. При нормальном развитии экономики цены снижаются, если снижается
2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Особенности инфляционных процессов и антиинфляционная политика в Республики Беларусь
Национальная эко¬номика страны пережила очень сложные потрясения на протя¬жении 1990-х годов в результате глубокого системного кризи¬са, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса. Динамику инфляции можно проследить в рамках четырех периодов.
Первый период (1991–1994).Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на националь¬ную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспан¬сионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993–1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Индексы потребительских цен (ИПЦ) и цен производителей промышленной продукции (ИЦПП),%
| Год | ИПЦ к предыдущему году | ИЦПП к предыдущему году |
| 1995 | 809,3 | - |
| 2000 | 268,6 | 286,8 |
| 2001 | 161,1 | 170,6 |
| 2002 | 142,6 | 138,8 |
| 2003 | 128,4 | 135,0 |
| 2004 | 118,1 | 123,7 |
| 2005 | 110,3 | 112,1 |
| 2006 | 107,0 | 108,6 |
| 2007 | 108,4 | 121,2 |
| 2008 | 114,8 | 115,2 |
| 2009 | 113,0 | 113,6 |
| 2010 | 107,8 | 113,6 |
| 2011 | 153,2 | 171,4 |
| 2012 | 159,2 | 176,0 |
| 2013 | 118,3 | 113,6 |
| 2014 | 118,1 | 112,8 |
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области, как инфляции, так и методов практической борьбы с ней.
Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства, характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов.
С целью предотвращения инфляции или смягчения ее в каждой стране разрабатывается пакет антиинфляционных программ. В Беларуси действовал, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2015 год, однако в связи с высокой инфляцией в этом году и неэффективности ее регулирования с помощью разработанных раннее мер, правительство было вынуждено искать новую программу реформ. Разработка новой антиинфляционной программы была основана на изменении государственных приоритетов относительно валютного курса и золотовалютных запасов, а именно государство отказалось от поддержки национального курса валюты за счет уменьшения золотовалютных запасов страны.
Для стабилизации экономики в настоящее время правительство будет ограничивать рост доходов населения в валюте, будет продолжаться программа сокращения государственного финансирования (сокращение кредитов агросектору и государственного финансирования строительства жилья). Из-за кризиса политика государства будет включать в себя такие элементы, как
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.
Анализ белорусского опыта антиинфляционной политики позволяет сформулировать принципиальные требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси, которые в общем виде сводятся к следующим:
- с учетом финансовой и экономической ситуации в Республике Беларусь, размеров золотовалютных резервов банковской системы наиболее приемлемым методом антиинфляционной политики для Беларуси является прямое инфляционное таргетирование, при которой все денежно-кредитные и другие инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции;
- при осуществлении таргетирования инфляции главенствующее значение имеет обоснование целевого значения уровня инфляции на прогнозируемый период. Поскольку снижение инфляции не является самоцелью, то целевое значение инфляции должно согласовываться с другими целями социально-экономического развития. Чрезмерно быстрое снижение темпов роста цен может создать трудности в снятии инфляционных навесов и ценовых перекосов, через ужесточение бюджетных ограничений может привести к закрытию предприятий, увеличению безработицы, уменьшению доходов бюджета и др. С другой стороны, излишне высокая инфляция это: постепенная стагнация реального сектора экономики; низкая инвестиционная активность; постоянная неуверенность субъектов хозяйствования и т. д. Поэтому в качестве целевого должен быть выбран наиболее оптимальный уровень (динамика) инфляции в контексте необходимости достижения целей прогнозов и программ социально-экономического развития страны;
1. Афанасьев, М. Инфляция издержек и финансовая стабилизация // Вопросы экономики. – № 3, – 2009.
2. Базылев, Н.И. Микроэкономика: Учеб. пособие / Н.И. Базылев. – Мн.: БГЭУ. – 2000. – 430с.
3. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие для экон. спец. Вузов/ А. Я. Ливича, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др.; Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной – М.: Выш. школа. 1994.-756с.
4. Воробьев, В.А. Макроэкономика: учеб. пособие / В.А. Воробьёв. – Минск : БГЭУ, 2009 - 270 с.
5. Денежно-кредитная политика стран центральной и восточной Европы: науч тр.Н.К. Волочко, канд. экон. наук БГЭУ-М.,2011 (Минск)
6. Инфляция: природа, сущность и регулирование. Серия: "Микроэкономика". – Мн.: Право и экономика, 1996. – 350с.
7. Курс экономической теории: Учеб. пособие / под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой - Киров: Издательтво "АСА", 2008. – 467с.
8. Курс экономической теории: Учебн. Пособие / А.Н. Тур, М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович и др.; Под. Ред. М.И. Плотницкого, А.Н. Тура. - Мн.: "Мисанта", 2007. – 408с.
9. Леонид, У "Антиинфляционная политика 2014 // НЭГ №12, 2001.
10. Лобкович, Э. И. Переходная экономика: сущность, особенности развития: Научно-метод. Пособие / Э.И. Лобкович. – Мн., 2011. – 287с.
11. Макконнелл, К. Экономикс: Принципы, проблемы и политика/Перевод с англ. / К. Макконнелл. – М.: Республика, 1992. Т. 1,2.
12. Материалы Республиканской научной конференции «Проблемы социально-экономического развития Республики Беларусь» 2011. – 280с.
13. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:http://www.nbrb.by/mp/. – Дата доступа: 25.11.2015
14. Пресс-служба Министерства финансов "Бюджет на стыке веков " НЭГ № 3,2001.
15. Программа социально-экономического развития РБ 2001-2005.
16. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2010 году // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2014. – № 2. – С. 15–18.
17. Соколова, О.В. Финансы, деньги, кредит: Учебник/О. В. Соколовой. – М.: Юрист, 2010.-290с.
18. Статистический сборник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/tseny/operativnaya-informatsiya_4/o-bazovom-indekse-potrebitelskih-tsen/o-bazovom-indekse-potrebitelskih-tsen-v-oktyabre-2015-g/. – Дата доступа: 25.11.2015
19. Тарасов, В.И. Деньги, кредит, банки: Курс лекций / В.И. Тарасов. – Мн. ООО "Мисанта", 1997,-ЗООс.
20. Урюпина, А.А. Инфляция и антиинфляционная политика в постсоциалистический период. Вопросы теории и практики / А.А. Урюпина; ред. М.В. Сафрончук. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 196 с.