ВВЕДЕНИЕ
1 РАСЧЕТЫ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ КАК ПРЕДМЕТ КОНТРОЛЯ
1.1 Сущность, значение и задачи контроля расчетов с подотчетными лицами
1.2 Нормативно – правовое обеспечение проверки расчетов с подотчетными лицами
1.3 Приемы документального и фактического контроля, применяемые при проверке
2 МЕТОДИКА РЕВИЗИИ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ
2.1 Источники информации и планирование проверки
2.2 Проверка документального оформления и учета расчетов с подотчетными лицами
2.3. Обобщение результатов ревизии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Значительное влияние на эффективность использования средств хозяйствующего субъекта оказывает правильная организация внутренних расчетных операций, в частности расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям, основывающаяся на укреплении договорной и расчетно-платежной дисциплины.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций возникает необходимость использовать наличные денежные средства для расчетов с работниками по командировкам, выдачи им средств на представительские цели, для покупки за наличный расчет товаров в других организациях или у физических лиц и прочим расчетам. При этом работники организации, получающие денежные средства на указанные нужды, для целей бухгалтерского учета называются подотчетными лицами.
Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии, и они довольно многообразны, т.к. включают в себя: приобретение за наличный расчет запасных частей, материалов, топлива, канцелярский товаров; оплату мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств; расходы на командировки; представительские расходы.
Контроль за правильным ведением и оформлением учета расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям поможет избежать не только появления негативных моментов и ошибок при ведении своей хозяйственной деятельности, но и конфликтных ситуаций, способных возникнуть между руководителем предприятия и его работниками.
Проверка совершения расчетных операций позволяет представить развернутую картину финансово-хозяйственной деятельности организации: своевременность расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям.
Исходя из всего выше отмеченного тема, выбранная для исследования: «Ревизия расчетов с подотчетными лицами» является актуальной. От своевременности расчетных операций с персоналом организации зависит во многом успех ее деятельности, именно поэтому контролю внутренних расчетных операций организации следует уделять пристальное внимание.
Тема курсовой работы достаточно широко освещена в экономической литературе. Наиболее информационно емкими являются исследования следующих авторов: Данилкова С.А. [6], Василенко В.А. [4], Лемеш В.Н. [18], Дробышевский Н.П. [7], Новик С. [21], Пупко Г.М. [25], Козырев С.Н. [16], Ивашкевич В.Б. [8] и др. Опубликованные работы этих авторов характеризуются многогранностью и глубиной исследования рассматриваемых проблем. Оценивая результаты этих исследований, а также исследований проведенных нами, следуем отметить, что многие аспекты изучаемой проблемы еще не решены, некоторые требуют детализации, научной доработки, а также их практической апробации и реализации.
1 РАСЧЕТЫ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ КАК ПРЕДМЕТ КОНТРОЛЯ
1.1 Сущность, значение и задачи контроля расчетов с подотчетными лицами
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций возникает необходимость использовать наличные денежные средства для расчетов с работниками по командировкам, выдачи им средств на представительские цели, для покупки за наличный расчет товаров в других организациях или у физических лиц и прочим расчетам. При этом работники организации, получающие денежные средства на указанные нужды, для целей бухгалтерского учета называются подотчетными лицами.
Как правило, в практической деятельности любого предприятия расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер и связаны со многими другими разделами учета: операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д. Это говорит о высокой трудоемкости и актуальности проверки расчетов с подотчетными лицами.
Контроль за правильным ведением и оформлением учета расчетов с подотчетными лицами поможет избежать не только появления негативных моментов и ошибок при ведении своей хозяйственной деятельности, но и конфликтных ситуаций, способных возникнуть между руководителем предприятия и его работниками.
Для того, чтобы осуществить эффективный контроль, необходимо разобраться с сущностью и значением исследуемых экономических категорий. Законодательство по бухгалтерскому учету и налогам не содержит определений «подотчетное лицо» и «подотчетные средства».
По мнению Данилковой С.А., подотчетные лица — это физические лица (сотрудники организации), которым авансом на определенные цели выдаются наличные денежные средства, а также другие ценности, с обязанностью представления отчета об их использовании [6, с. 156]. Пономаренко П.Г. под подотчетными средствами понимаются денежные суммы, выданные работникам организации на определенные цели: приобретение канцелярских, хозяйственных принадлежностей, горючего и смазочных материалов, а также суммы на оплату командировочных и представительских расходов [3, с. 98].
Список лиц, которые могут получать деньги под отчет, оформляется приказом руководителя организации. На командировки приказ оформляется в каждом отдельном случае. В соответствии с приказом работник получает аванс.
По мнению В.В. Ковалева [15, с. 376] командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя организации на
2 МЕТОДИКА РЕВИЗИИ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ
2.1 Источники информации и планирование проверки
Источниками информации при проверке расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям выступают следующие документы:
1. организационно-распорядительные и первичные документы: приказ «Об учетной политике»; утвержденный руководителем график документооборота; выписки банка по расчетному и иным счетам; приложения к выпискам банка; кассовая книга; приходные и расходные кассовые ордера; авансовые отчеты подотчетных лиц с приложенными к ним документами; доверенности покупателей; прейскуранты цен; накладные; векселя; книга покупок; акты инвентаризации расчетов и др.;
2. регистры синтетического и аналитического учета: Главная книга; учетные регистры (машинограммы) по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и др.;
3. бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетность: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложение к бухгалтерскому балансу (для тех организаций, которые сохранили данный отчет как внутреннюю форму отчетности); налоговые расчеты и декларации; отчет о состоянии расчетов (формы 6-ф, 12-ф (расчеты); отчет об использовании денежных средств (форма 1-ф); отчет о задолженности по заработной плате (формы 1 (задолженность), 1-т (задолженность); отчет о просроченной задолженности по заработной плате (форма 12-т (задолженность) и др [18, с. 132-133].
Рассмотрим систему внутреннего контроля Ошмянского филиала Гродненского облпотребобщества. Контрольно–ревизионный отдел Гродненского облпотребобщества оказывает подразделениям помощь в организации и проведении проверки бухгалтерского учета. Контрольно–ревизионный отдел совместно с руководителями подразделений и главными бухгалтерами составляют планы проведения проверки в объектах розничной торговли, в самих предприятиях, предоставляет их на утверждение генеральному директору и организует выполнение.
Рассмотрим План-задание на проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности (Приложение 1), в документе указан, перечень вопросов, подлежащих проверке, проверяемый период, работник контрольно-ревизионной службы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подотчетные лица — это физические лица (сотрудники организации), которым авансом на определенные цели выдаются наличные денежные средства, а также другие ценности, с обязанностью представления отчета об их использовании. Под подотчетными средствами понимаются денежные суммы, выданные работникам организации на определенные цели: приобретение канцелярских, хозяйственных принадлежностей, горючего и смазочных материалов, а также суммы на оплату командировочных и представительских расходов. Контроль за правильным ведением и оформлением учета расчетов с подотчетными лицами поможет избежать не только появления негативных моментов и ошибок при ведении своей хозяйственной деятельности, но и конфликтных ситуаций, способных возникнуть между руководителем предприятия и его работниками.
Для комплексного проведения ревизии расчетов с подотчетными лицами, проверяющему, необходимо знать действующее законодательство в области бухгалтерского, налогового учета и контроля. Особенностью рассмотренных нормативно-правовых актов является то, что они постоянно дорабатываются, в них вносятся изменения, за которыми в обязательном порядке следует следить ревизору.
В процессе проверки расчетов с подотчетными лицами необходимо использовать соответствующие приемы и способы осуществления контроля. В частности, для оценки достоверности совершенных хозяйственных операций, прежде всего, прибегают к использованию методических приемов проверки документов и записей в регистрах бухгалтерского учета, так как методы фактического контроля в осуществлении контроля расчетов с подотчетными лицами организации практически не используются, однако их нельзя полностью исключить при осуществлении контроля расчетов с подотчетными лицами.
Процесс планирования и организации – это начальный этап проверки расчетов с подотчетными лицами, на основании которого базируется весь процесс контроля данного участка учета. Рабочая ревизионная комиссия назначается приказом (распоряжением) руководителя Ошмянского филиала Гродненского облпотребобщества. В состав комиссии входит не менее трех человек. Председателем комиссии назначают представителя администрации (руководителя) организации, членами комиссии назначают представителей комиссий контроля в филиалах, работников бухгалтерии. В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризируемые ценности, цены и первичный учет.
В своевременных условиях хозяйствования, важное значение отводится, проверке расчетов с подотчетными лицами. При проведении проверки расчетов по командировке в Ошмянском филиале Гродненского облпотребобщества обнаружено отсутствие списка работников предприятия, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги, что является
1. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс [Текст]: 3-е изд., перераб. и доп. / И.А. Бланк. - Киев: Ника-Центр, 2009. - 656 с.
2. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. - 3-е изд. - М. : Ин-т новой экономики, 1998. - 864 с.
3. Бухгалтерский учет : учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко, А.В. Медведев, А.Н. Трофимова, Н.Н. Затолгутская, Н.В. Пузенко ; под ред. П.Г. Пономаренко. - Минск : Выш. шк., 2013. - 543 с.
4. Василенко, В. А. Пути совершенствования контрольной деятельности / Вячеслав Василенко // Финансы, учет, аудит. - 2015. — № 5. — С. 31—33.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь : закон Респ. Беларусь от 07 дек. 1998 г., № 218-З: в ред. Закона от 31 дек. 2014 г., № 226-З и от 5 янв. 2015 г., № 231-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1998.– 2/744.
6. Данилкова, С.А. Ревизия и контроль : учеб. для ссузов / C.А. Данилкова. - Минск : РИПО, 2014. - 359 с.
7. Дробышевский, Н.П. Ревизия и аудит : учеб.-метод. пособие для вузов / Н.П. Дробышевский. - Минск : Мисанта, 2013. - 416 с.
8. Ивашкевич, В.Б., Семенова, И.М. Учет, анализ и аудит дебиторской и кредиторской задолженности [Текст] / В.Б. Ивашкевич, И.М. Семенова. - Москва: Бухгалтерский учет, 2010. - 192 с.
9. Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов : утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 30 сен. 2011 г., № 102: в ред. Постановления от 31 дек. 2013 г., № 96 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 12. – 8/24697.
10. Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 31 окт. 2011 г., № 111: в ред. Постановления от 10 дек. 2013 г., № 84 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 11. – 8/24675.
11. Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь : утв. постановлением Правления Нац. банка Респ. Беларусь от 29 марта 2011 г., № 107 :в ред. Постановления от 31 марта 2014 г., № 199 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – №25. – 8/27866.
12. Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь: утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 12 апр. 2000 г., № 35 :в ред. Постановления от 1 июля 2014 г., № 48 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – №41. – 4/56789.
13. Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу : утв. постановлением М-ва труда и социальной защиты Респ. Беларусь от 30 июля 2010 г., №115 :в ред. Постановления от 10 июня 2014 г., № 31 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – №43. – 4/56678.
14. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 30 нояб. 2007 г., № 180 : в ред. Постановления от 22 апреля 2010 г., № 50 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 16. – 8/17745.
15. Ковалев, В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы [Текст] / В.В. Ковалев. - Москва: Финансы и статистика, 2010. - 715 с.
16. Козырев, С. Н. Перспективы внедрения международных стандартов аудита / Сергей Козырев // Главный бухгалтер. - 2015. — № 1. — С. 72—76.
17. Крейнина, М.Н. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное пособие /М.Н. Крейнина. - Москва: Дело и Сервис, 2009. - 398 с.
18. Лемеш, В.Н. Ревизия и аудит. Практикум : учеб. пособие для вузов / В.Н. Лемеш. - Мн. : Изд-во Гревцова, 2010. - 424 с.
19. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть : закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З : в ред. Закона от 30 дек. 2014 г., № 224-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 4. – 2/920.
20. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 10 дек. 2013 г., № 80 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – 8/28368.
21. Новик, С. Предписание об устранении правонарушений – итоговый документ по результатам проверок / Светлана Новик // Государственный контроль: анализ, практика, комментарии. - 2015. — № 1. — С. 43.
22. Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках : постановление М-ва финансов Респ. Беларусь от 08 авг. 2013 г., № 53 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013.– 2/6785.
23. О бухгалтерском учете и отчетности : Закон Респ. Беларусь от 12.07.2013 г. № 57 –З: в ред. Закона Республики Беларусь от 4 июня 2015 года №268-З // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. - № 4 – 2/1624.
24. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь : указ Президента Респ. Беларусь от 16 окт. 2009 г., № 510: в ред. Указа от 4 июня 2015 г., № 231// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – №253. – 1/11062.
25. Пупко, Г.М. Аудит и ревизия : учеб. для вузов / Г.М. Пупко. - Мн. : Книжный Дом, 2005. - 512 с.
26. Пятов, М.Л. Управление обязательствами организации [Текст] / М.Л. Пятов. - Москва: Финансы и Статистика, 2011. - 256 с.
27. Соколов, Я. В. История бухгалтерского учета : учебник / Я. В. Соколов, В. Я. Соколов. - М. : Финансы и статистика, 2004. - 272 с.
28. Стражева Н.С. Бухгалтерский учет: учебно–методическое пособие / Н.С .Стражева, А.В. Стражев. – Минск: Современная школа, 2010. – 943 с.
29. Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50: в ред. Постановления от 30 июня 2014 г., № 46 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 143. – 8/24548.
30. Трудовой кодекс Республики Беларусь : закон Респ. Беларусь от 26 июл. 199 г., № 296-З: в ред. Закона от 15 июл. 2015 г., № 305-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015.–2/70.