Стабилизационная политика в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Стабилизационная политика в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Стабилизационная политика в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы исследования стабилизационной политики
1.1 Стабилизационная политика: основные понятия, виды, методы, цели
1.2 Инструменты стабилизационной политики. Активная и пассивная модели стабилизационной политики
2 Реализация стабилизационной политики в Республике Беларусь
2.1 Особенности стабилизационной политики в Республике Беларусь
2.2 Анализ стабилизационной политики в Республике Беларусь
3 Рекомендации по стабилизации экономики в Республике Беларусь
3.1 Проблемы стабилизационной политики
3.2 Перспективы развития стабилизационной политики в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Стабилизационная политика является важной составляющей в современных рыночных условиях. Это связано с тем, что любая экономика подвержена влиянию макроэкономических шоков, а без правильно подобранной в нужный момент стабилизационной политики, как обобщенной, и как разобщенной, более детальной, в антиинфляционной политике, политике занятости и фискальной политике.
Антиинфляционная политика занимает значительное место в развитии любого государства, так как экономика любой страны основана на взаимодействии покупателя и производителя. Так, если не проводить регулирование цен на рынке, то может начаться полная неразбериха. Иными словами, организации могут начать производить и реализовывать продукцию по неимоверно высоким ценам, а покупателя в ответ на это начнут волнения в виде митингов. Такая ситуация отрицательным образом скажется на репутации любого государства на мировой арене.
Помимо этого, особое внимание отводится и политике занятости населения. Это связано с тем, что любое государство нуждается в высококвалифицированных трудовых ресурсах. Для достижения данной цели государство максимально совершенствует свою политику в области труда. В рамках реализации данной цели государство увеличивает все время количество рабочих мест, формирует комфортные условия для людей, которые могут предложить отличные бизнес-идеи, также создает условия подготовки высококвалифицированных сотрудников.
Фискальная политика государства направлена на формирование государственного бюджета. Следует помнить, что именно от госбюджета зависит качество оказываемых услуг, как медицинских, так образовательных, а также выплаты пенсий.
Объектом исследования курсовой работы является национальная экономика.
Предмет исследования – стабилизационная политика Республики Беларусь.
Цель работы заключается в анализе стабилизационной политики Республики Беларусь и перспектив ее развития.
Согласно поставленной цели, необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить теоретические основы исследования стабилизационной политики;
- изучить особенности стабилизационной политики в Республике Беларусь;
- провести анализ стабилизационной политики в Республике Беларусь;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития стабилизационной политики в Республике Беларусь.
Теоретической базой исследования послужили учебные пособия, монографии, периодические издания, практической базой исследования выступили отчеты, статистические данные.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, статистический, графический, метод сбора фактов.
1 Теоретические основы исследования стабилизационной политики
1.1 Стабилизационная политика: основные понятия, виды, методы, цели
«Стабилизационная политика государства – это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального объема выпуска. Важнейшими инструментами стабилизационной политики являются величина и структура государственных расходов, налоговая политика, объем денежной массы, находящейся в обращении, кредитная политика, ставка рефинансирования, норма резервирования и другие» [5, c. 49].
Основная цель стабилизационной политики состоит в том, чтобы достичь экономического равновесия – взаимосвязи между ресурсами и потребностями. Общеизвестно, что рост спроса выше, чем темпы роста ресурсного предложения. В этом контексте баланс национальной экономической системы может быть достигнут за счет ограничения потребности (платежеспособный спрос) или за счет увеличения и оптимизации использования ресурсов.
В развитии любого общества необходимо одновременно решать множество целей и задач. Самое главное – достичь качественно нового уровня жизни в процессе устойчивого развития и экономического роста государства в самых разных целях. Реализация данной цели направлена на максимальное исключение негативного влияния на население и экономическую составляющую таких событий, как рост цен и безработица.
«Существует множество способов государственного вмешательства в экономику в условиях макроэкономической неэффективности. Однако суть этих способов можно свести к двум направлениям: в условиях спада правительство должно проводить стимулирующую макроэкономическую политику; в условиях экономического подъема правительство должно проводить сдерживающую политику, стремясь не допустить сильного «перегрева» экономики» [12, с. 13].
В период спада государственная политика направлена на стимулирование совокупного спроса, и наоборот, в период экономического подъема стабилизационная политика направлена на сдерживание роста компонентов совокупного спроса.
Выделяют два направления в реализации стабилизационной политики – неоклассическое и неокейнсианское (рисунок 1.2).
Макроэкономическая стабилизация достигается тогда, когда устанавливается устойчивый уровень цен, высокая степень занятости, сбалансированность внешнеторговых операций, устойчивый экономический рост.
2 Реализация стабилизационной политики в Республике Беларусь
2.1 Особенности стабилизационной политики в Республике Беларусь
Чтобы понять, какие свойственны особенности стабилизационной политики Республике Беларусь, необходимо выявить основные причины инфляции, поскольку уровень инфляции влияет на все, подминая под себя не только сферу производства и обмена, но и всю экономику и государство, как субъект хозяйствования.
Так, основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:
1) Дефицит государственного бюджета. Сюда относится чрезмерная эмиссия денег в наличной и безналичной формах, увеличение банковского кредитования выше реальных потребностей хозяйства. Дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.
Все это характеризует политику распределения государственного бюджета Республики Беларусь. Прозводства, которые уже продолжительное время ничего не могут произвести не в убыток себе, государство стараыется удержать «на плаву», поскольку наше государство не может себе позволить в один момент лишить работы несколько сотен или тысяч людей, работы, ведь белорусская модель экономики, в первую очередь, социальная, а потом уже рыночная, в стадии перехода;
2) Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки;
3) Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твердой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения.
Это также очень сильно характеризует наше государство, хотя уже несколько лет практически в абсолютном большинстве взаиморасчеты между хозяйствующими субъектами производятся в белорусских рублях. Однако, привязка к этой иностранной международной валюте все равно осталась неизменной;
4) Мировой кризис. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по-разному.
Для Беларуси мировой кризис от 2008 г. послужил «толчком» для новых открытий, поиска решений, как выйти из трудной ситуации на внешних рынках, да и на внутреннем тоже. Беларусь после больших потрясений от кризисных волн нашла новых стран-партнеров, завязав отношения, к примеру, с Китаем.
Политика занятости ориентирована на повышение эффективности труда, ускорение прогрессивных структурных сдвигов в сфере занятости, формирование активного и конкурентоспособного работника, удержание регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня.
3 Рекомендации по стабилизации экономики в Республике Беларусь
3.1 Проблемы стабилизационной политики
Основой устойчивого развития и обеспечения социальной и экономической безопасности является экономика, которая вводит новшества и эффективно использует национальные ресурсы и сравнительные конкурентные преимущества страны.
Экономику Республики Беларусь можно проследить до растущего спроса на экономический рост, поэтому необходимо понимать и учитывать препятствия на пути к этому подходу.
Первая проблема связана со все более серьезным загрязнением окружающей среды. Правительству иногда приходится вводить серьезные санкции в отношении компаний. Многие экономисты подчеркивали, что законодательные меры, такие как наложение штрафов и налогов на компании, загрязняющие окружающую среду, привели к снижению производства сопутствующих товаров и замедлению экономического роста.
«Возможность экономического роста выражается в повышении эффективности производства на основе достижений научно-технического прогресса, в использовании ресурсосберегающих технологий, в качественном изменении структуры, в совместном составе сотрудников и производства. В общем объеме выпуска все больше приходится на наукоемкие отрасли, такие как приборостроение, производство компьютеров, электротехника, атомная энергетика, синтетические смолы, пластмассы, современные конструкционные материалы и другие отрасли, в которых используются научные достижения и технический прогресс» [7, с. 11].
Качество экономического роста также отражается в материальном накоплении увеличившегося производства, в основном продуктов, определяющих технический прогресс, и отраслей, которые обслуживают потребности человека. В современных условиях высокие темпы роста промежуточных продуктов не могут служить достаточным показателем нового качества экономического роста. Не уголь, сталь, цемент и т. Д. Полуфабрикаты, отвечающие прямым потребностям человека, – это высокотехнологичное производство, системы информационной поддержки и системы информационной поддержки, а также широкий спектр потребительских товаров. Охрана окружающей среды, продвижение разнообразного досуга и т. Д.
Следовательно, только отслеживая четкий и динамичный процесс, можно добиться в будущем качественного экономического роста, что особенно выражается в изменении показателей качества экономики и использовании достижений науки и техники. Природные силы и ресурсы, служащие человечеству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под стабилизационной политикой государства принято понимать ряд действий государства, которые направлены на осуществление контроля над экономической ситуацией в стране. Стабилизационная политика ориентирована на то, что максимально достичь полной занятости населения государства, удержание инфляции на низком уровне, но при этом должно обеспечиваться увеличение ВВП.
Стабилизационная политика государства в Республике Беларусь представлена в альянсе трех политик: политики занятости, антиинфляционной политики и фискальной политики.
Политика занятости направлена на обеспечение максимального уровня вовлечения всех трудоспособных ресурсов государства в процесс трудовой деятельности. Принято выделять активный и пассивный принципы регулирования занятости населения. Согласно пассивному принципу политика регулирования безработицы направлена на устранение последствий безработицы. В данном случае используется социальное страхование в качестве методов регулирования. Активная политика отличается совокупностью различных правовых, экономических и организационных мер регулирования для снижения уровня безработицы.
Антиинфляционная политика государства – это совокупность методик, которые ориентированы на регулирование инфляции. Антиинфляционная политика направлена на разработку антиинфляционной стратегии, а также разработку антиинфляционной тактики. Для достижения данных целей используются следующие инструменты: укрепление рыночных механизмов; усиление регулирования финансовой системы государства и прироста денежной массы в экономике; изменение бюджетной политики: снижение расходов и увеличение доходов государства; снижение зависимости курса валюты от внешних факторов.
Фискальная политика государства направлена на формирование государственного бюджета. Следует помнить, что именно от госбюджета зависит качество оказываемых услуг, как медицинских, так образовательных, а также выплаты пенсий.
Рост валового внутреннего продукта наблюдается в периоде с 2015 г. по 2020 г. Темп прироста в 2020 г. по сравнению с 2019 г. составил 9,21 %.
Если сравнивать с 2015 г., то ВВП увеличился на 594,79 %. Также за период 2015-2020 г. наблюдается снижение индекса потребительских цен с 113,50 % в 2015 г. до 105,5 % в 2020 г. Однако наименьшее значение индекса потребительских цен наблюдалось в 2018 г. (104,90 %).
В 2020 г., оборот внешней торговли товарами Республики Беларусь сократился на 14,48 % по сравнению с 2019 г., также уменьшились экспорт и импорт товаров. Снижение оборота внешней торговли в 2020 г. вызвано короновирусной пандемией и ее последствиями.
1. Алесин, А. Экспорт в минусе, импорт – наоборот / Александр Алесин // Директор. - 2020. № 3. – С. 50–51.
2. Алымкулова, А. С. Перспективы развития мировой экономики в посткризисный период // Экономика и бизнес. – 2018.– № 8. – С. 23-32.
3. Альпидовская, М. Л. Макроэкономика: учебник / М. Л. Альпидовская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 409 с.
4. Басовская, Е. Н. Экономическая теория: учеб. для вузов / Е.Н. Басовская, Л.Е. Басовский – М.: ИНФРА-М, 2017. – 375 с.
5. Басовский, Л. Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 202 c.
6. Божечкова, А. К. Инфляция и денежно-кредитная политика // Экономическое развитие. – 2016. – № 5. – С. 74–76.
7. Боровик, Л. С. Новая модель качественного роста экономики: концептуальные подходы и драйверы развития / Боровик Л. С. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2020. – №4. – С. 4 – 13.
8. Валовый внутренний продукт, рассчитанные методом использования доходов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/vvp-rasschitannyi-metodom-ispolzovaniya-dohodov/2020/
9. Варнавский, В. Г. Трансформация мирового геоэкономического пространства в условиях реиндустриализации // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – № 2. – С. 34-46.
10. Внешняя торговля Беларуси [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/export/.
11. Внешняя торговля Беларуси: почему рост экспорта и радует, и настораживает? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://naviny.by/article/20180314/1521006504-vneshnyaya-torgovlya-belarusi-pochemu-rost-eksporta-i-raduet-i/.
12. Демиденко, М. В. Экономический рост в Республике Беларусь: факторы и оценка равновесия / М. В. Демиденко, А. С. Кузнецов // Банк. весн. – 2016. – № 26 (спец. вып). – С. 3-59.
13. Инфляция и инфляционные ожидания: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/mp/inflation/month
14. Информация о динамике и факторах изменения потребительских цен и тарифов / II квартал 2020 г. / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/publications/inflationquarterly/inflationquarterly_2020_2.pdf.
15. Иосуб, В. «Барометр экономики» продолжает падать / Вадим Иосуб // Директор. – 2020. – № 1. – С. 34–37.
16. Костин, А. Б. Анализ кризисных явлений в мировой экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 2. – С. 34-43.
17. Костин, А. Б. Драйверы роста мировой экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2017. – № 2.– С. 19-25.
18. Крук, Д. Краткосрочные перспективы развития белорусской экономики / Дмитрий Крук // – Экономика. Финансы. Управление. - 2020. – № 6. – С. 8–15.
19. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
20. Потребительские цены [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/tseny/potrebitelskie-tseny/godovye-dannye/
21. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.by/uploads/files/macro-prognoz/Ukaz-292--1.pdf.
22. Производство валового внутреннего продукта. Официальная статистика: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – // http://belstat.gov.by. \
23. Ситуация в сфере занятости и безработицы в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mintrud.gov.by/ru/ sostojanie
24. Тихонов, А. Достижение экономического роста: приоритеты макро-динамической политики / А. Тихонов // Банковский вестник. – 2017. – № 1. – С. 7-12.
25. Угарина, Т.А. Структурные преобразования в экономике: методологические основы и инструменты / Угарина Т. А. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2020. – № 1. – С. 19 – 25.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты