Введение
1 Государственный долг: сущность и управление
1.1 Понятие и сущность государственного долга
1.2 Способы управления государственным долгом
1.3 Государственный долг как следствие бюджетного дефицита
2 Современное состояние государственного долга в Республике Беларусь
2.1 Особенности государственного долга в Республике Беларусь
2.2 Динамика уровня государственного долга в Республике Беларусь
3 Проблемы и пути совершенствования в управлении государственным долгом в Республике Беларусь
3.1 Пути решения сокращения государственного долга в Республике Беларусь, основанные на зарубежном и отечественном опыте
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Уже сегодня не существует ни одного развитого государства, которое бы не сталкивалось с проблемой государственного долга и нарастания задолженности.
Как оказалось, такие страны как США, Япония, Германия, Великобритании и Канада имеют значительно высокие уровни государственного долга, что свидетельствует о промышленном развитии таких государств. Кроме того, большая часть задолженности та, которая возникла уже в последние годы.
В связи с кредитным захватом некоторыми государствами других стран, более мелкие заемщики исчезают с денежного рынка. При этом имеет место сохранение высокого уровня кредитных ставок. Налоговые поступления все чаще используются для уплаты процентов по кредитам и займам (обслуживанию государственного долга).
Именно тесная связь с сокращения дефицита бюджета и государственного долга является неотъемлемой и важной задачей экономической политики государства других стран, и в особенности Республики Беларусь.
Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена тем, что все больше в мире приобретают значение покрытие дефицита бюджета и снижение государственного долга как развитых, так и развивающихся стран.
Покрытие дефицита бюджета связано с его финансированием. Эффективными способами финансирования государственного бюджета могут выступать финансирование за счет государственного долга или же финансирование за счет государственных займов.
Объектом исследования является внутренний и внешний государственные долги Республики Беларусь.
1 Государственный долг: сущность и управление
1.1 Понятие и сущность государственного долга
Государственный бюджет занимает главное место в бюджетном системе государства. Государственный бюджет – это система экономических отношений, возникающих при образовании, распределении и использовании фонда денежных средств государства [28, с.283].
Через него перераспределяется от 25 до 55% национального дохода в зависимости от специфики.
Функциями государственного бюджета являются:
- перераспределение национального дохода. Через государственный бюджет перераспределяется большая часть национального дохода и около 75% денежных средств. Такое положение дел позволит государству удовлетворить общегосударственные потребности, а также выполнить программы социального и экономического развития страны;
- стабилизация экономического роста;
- реализация государственной социальной политики, которая направленна на поддержку социальной справедливости в обществе;
- обеспечение внутренней и внешней безопасности;
- взаимосвязь с процессом воспроизводства, так как именно так государство стремиться поддерживать отдельные отрасли экономики;
- финансирование аппарата управления;
- финансирование социальных и экономических программ [28, с.283].
2 Современное состояние государственного долга в Республике Беларусь государственный долг бюджетный дефицит
2.1 Особенности государственного долга в Республике Беларусь
Социальное, политическое и хозяйственное регулирование – это основные функции, которые выполняют расходы государственного бюджета.
Структура бюджета и удельный вес статей расходов государственного бюджета Республики Беларусь представлена почти одинаково со странами с развивающей рыночной экономикой:
- расходы по уменьшению государственного долга – до 7-8%;
- общегосударственная деятельность - до 45%;
- национальная оборона - до 5,5%;
- судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности – до 11%;
- обеспечение национальной экономики – до 12%;
- охрана окружающей среды - до 0,5%;
- жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство - до 0,08%;
- здравоохранение - до 4,5%;
- физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации – до 2%;
- образование – не менее 4,5%;
- социальная политика до 7% [20].
3 Проблемы и пути совершенствования в управлении государственным долгом в Республике Беларусь
3.1 Возможные пути решения сокращения государственного долга в Республике Беларусь, основанные на зарубежном и отечественном опыте
Государственный долг под самой уже подразумевает, что им необходимо управлять.
Государственный долг представляет собой, возникшие в результате внутренних и внешних заимствований государством, долговые обязательства, включая долги по государственным гарантия, которые представлены Республикой Беларусь, а также предъявлены к оплате.
Последние годы для Республики Беларусь наличие государственного долга является проблемой, которая постоянно обостряется. После того, как Беларуси присвоили 10-й уровень кредитного риска прошлом достаточно времени, но темпы роста государственного долга лишь увеличиваются.
В идеале размер ВВП должен быть всегда больше размера государственного долга. Способом погашения государственного дога в этом случае будет бюджет государства.
Правительство Республики Беларусь старается обеспечивать погашение и обслуживание государственного долга за счет средств республиканского бюджета, а также другими имущественными ценностями, которые находятся в собственности страны.
Иногда в при повышенном уровне инфляции может возникать эффект Оливера-Танзи. Этот эффект подразумевает под собой сознательное растягивание и оттягивание сроков отчисления налоговых взносов налогоплательщиками в государственный бюджет. С вязи с этим происходит усиление инфляционного напряжения, что создаст в дальнейшем экономические стимулы для оттягивания уплаты налоговых взносов, в связи с тем, что за этот период происходит обесценивание денег. Именно поэтому налогоплательщик и выигрывает. В конечном итоге в стране наблюдается рост общей неустойчивости финансовой системы, а также рост дефицита государственного бюджета [9, с.143].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав общее положение Республики Беларусь по состоянию государственного долга, следует сделать такие выводы.
Государственный бюджет чаще всего финансируется посредством как внешних, так и внутренних источников финансирования. Кроме того важно понимать, что ВВП и бюджетный дефицит тесно взаимодействуют с государственным долгом.
Также не существует ни одного еще государства, которое бы не прибегало к займам извне, тем самым к образованию государственного долга.
Именно поэтому государство постоянно должно отвечать за поиск дополнительных источников финансирования, а также за эффективное и рациональное их использование. Подобными источниками могут стать внешние и внутренние заимствования, который формируют государственный долг.
Таким образом можно утверждать, что государственный долг является неотъемлемой частью современных финансовых взаимоотношений стран, неотъемлемое звено, так как полное отсутствие государственного долга может говорить лишь об отсутствии денежных связей с другими странами у данного государства.
Момент возникновения внутреннего и внешнего государственных долгов связан с рядом причин. Эти причины способны оказать влияние на образовании долга как вместе, так и по отдельности.
1 Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник /Т.А. Агапова— 9-е изд. перераб. и доп. - М.:, 2011. — 496 с.
2 Аносова А.В. Макроэкономика: учебник для бакалавров/ А. В. Аносова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 521 с.
3 Базылев, Н.И.Макроэкономика / Н.И. Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2007. - 288 с.
4 Белорусский интернет-портал[ электронный ресурс]/ Экономика и бизнес. – Минск, 2018. Режим доступа: http://news.tut.by/economics/113757.html.
5 Бондарь, А.В. Макроэкономика: Учебное пособие / А.В. Бондарь, Минск: БГЭУ,2011. - 415с.
6 Бюджетный кодекс Республики Беларусь / Кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 № 412-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 01.08.2008, № 183, рег. № 2/1509 от 23.07.2008)
7 Внешний госдолг Беларуси за 1 полгудие 2018г [ Электронный ресурс] / Новости Беларуси политика экономика финансы энергетика общество. – Минск, 2018.- Режим доступа: http://afn.by/news/i/150025.
8 Внешний и внутренний государственные долги Беларуси [электронный ресурс]/ Финансы. – Минск, 2018. Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/finance/2008/08/01/ic_news_114_294790.
9 Голубев С.Г. Макроэкономика: Курс лекций/ С.Г.Голубев. – Мн.: ООО «Мисанта», 2008. – 200 с.
10 Государственное регулирование - ведущий фактор устойчивого развития экономики /Проблемы теории и практики управления/ под.ред.Батура Б.- 2006. – №6. - 54 с.
11 Долговая политика России: актуальные проблемы /Экономика. Научный эксперт/науч.ред.: Хейфец Б. А. – 2007. - № 3 - С. 37-51
12 Дорнбуш Г.Макроэкономика/ Пер. с англ – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА- М., 2009. – 784 с.
13 Дробозина, Л.А.Общая теория финансов / Л.А.Дробозина – М.: Банки и биржи, 2009. - 554 с.
14 Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2017г. №86-З «О бюджете Республики Беларусь на 2018 год».
15 Инструкция о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь N 208 от 31.12.2008г.
16 Каталог ресурсов // Каталог ресурсов [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал президента Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press23538.html.
17 Комментарии к закону «О бюджете на 2018 год»/ Вестник ассоциации белорусских банков/ под.ред. Хотько А.- 2017. - № 45. С.16-18.
18 Лемешевский И.М. Макроэкономика. Экономическая теория. Часть 3. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений/И.М. Лемешевский —М.: 2007. — 576с.
19 Лутохина, Э.А. Макроэкономика: Соц. ориентир, подход: Учеб. пособие / Э.А. Лутохина, Э.А.Лотухина. — Мн.: Тесей, 2013.- 320 с.
20 Министерство финансов Республики Беларусь [электронный ресурс] / Государственный долг.- Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/.
21 Навiны экономика [электронный ресурс]/ Экономика. – Минск, 2018. Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/economic/2011/09/30/ic_news.
22 Новости Беларуси политика экономика [электронный ресурс]/ Беларуси Финансы. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://afn.by/news/i/159688.
23 Плотницкий, М.И. Макроэкономика: Учеб. пособие/М.И, Плотницкий, М.И, Плотницкий.— М.: Новое знание, 2011. — 462 с.
24 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 27.07.2011 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по расходам и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь».
25 Предложения по совершенствованию финансовых инструментариев, механизмов и методов управления государственным долгом/Белорусский банковский бюллетень.: Раков А.,2010 № 23.46 с.
26 Реализация бюджетной политики государства в переходный период / Белорусский экономический журнал/ под.ред. Корбут Н.П., 2009 № 4 с.4-16.
27 Теория финансов[электронный ресурс]/ Государственный бюджет. – СПб, 2012. – Режим доступа: http://www.financedone.ru/sools-672-1.html.
28 Экономическая теория (Общие основы): Учебное пособие / М.И. Ноздрин-Плотницкий, М..К. Радько, Г.А. Шмарловская и др.; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. Минск: ООО «Мисанта» 2011. Изд. 2-ое, переработанное и дополненное. – 390 с.