ВВЕДЕНИЕ
1 РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО ПРОЦЕССА: ИХ ЦЕЛИ И МЕТОДЫ
2 ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ И ДИНАМИКА ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3 ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Производство разных благ или разные отрасли производства развиваются неодинаково быстро: одни достигают высокого технико-технологического уровня, в то время как другие могут по разным причинам отставать и находиться на более низком уровне. Разным уровням производительных сил могут соответствовать разные формы собственности, даже в одной стране. Разные формы собственности определяют собой экономические системы с многообразием собственности. Однако обычно одна из них становится преобладающей, ведущей. И в этом нет ничего противоестественного. Важно другое - чтобы не произошла (неоправданная экономически и социально) гипертрофия той или иной формы собственности. В противном случае нарушаются необходимые соответствия производительных сил и производственных отношений. Это становится тормозящим фактором, не допускающим дальнейшего развития, и приводит к застою в экономике и прочим негативным явлениям. Тогда наступает необходимость трансформации, изменения собственности.
О приватизации в разных ее проявления говорят как представители бизнеса, так и органы управления, пытаясь найти в ней точку опоры для современной белорусской экономики в складывающихся макроэкономических условиях.
Серьезность и цена вопроса приватизации (фактически смена собственника) требует взвешенных и однозначных действий, поскольку нынешние тенденции свидетельствуют об определенной степени заинтересованности инвесторов в приобретении объектов государственной собственности. Однако инвестор, особенно иностранный, критически оценивает все возможные риски, прежде чем принять положительное решение. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления
1 РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО ПРОЦЕССА: ИХ ЦЕЛИ И МЕТОДЫ
Преобразование административно-командной системы в качественно новую, рыночную, направлено на коренное изменение всех основ жизнедеятельности общества: отношений собственности, способов распределения ресурсов, правовых, управленческих, идеологических и других общественных отношений. Именно поэтому такого рода трансформацию называют системным реформированием общества [16, с.136]. Одной из главных задач переходной экономики является передача объектов государственной собственности в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
У истоков теории прав собственности стояли два известных американских экономиста — Р. Коуз и А. Алчиан. В дальнейшей разработке этой теории принимали участие И. Бар цель, Г. Беккер, Д. Норт, Н.С. Ченг, Р. Познер и др. В соответствии с марксистскими подходами собственность занимает основное место в том или ином способе производства, поэтому смена их осуществляется в соответствии со сменой господствующих форм собственности.
Со времен Аристотеля различают два типа собственности – общую и частную. Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность. Частная собственность – это такая форма собственности, когда исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение дохода имеет частное лицо. Частная собственность создается и умножается за счет предпринимательской деятельности, от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в акции, облигацию кредитные учреждения.
Государственная собственность охватывает те виды деятельности, которые могут функционировать только как общие (как единое целое),
2 ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ И ДИНАМИКА ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Приватизация в Республике Беларусь является одним из основных этапов процесса разгосударствления государственной собственности.
Процесс приватизации предполагает наличие объектов и субъектов этих отношений (таблица 2.1).
3 ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ
К основным проблемам приватизации государственной собственности в Республике Беларусь относятся следующие:
- менее значительные объекты реформируются активнее, чем более значимые;
- преобразование форм собственности проходит медленно и отстает по темпам осуществления процесса приватизации не только от большинства стран, проводящих рыночные преобразования, но и от нормативно-законодательных установок и прогнозных показателей этого процесса;
- проблема старения производственных фондов и необходимости их модернизации, которые требуют притока инвестиций – прямых и портфельных, национальных и иностранных.
Некоторые задачи, поставленные государственной политикой приватизации в Республике Беларусь не выполнены, а именно:
- институциональная перестройка экономики не привела к желаемому повышению деятельности предприятий;
- привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственной, технологической и социальной работы предприятий. Даже несмотря на тот факт, что Беларусь выбрала тактику «точечной» приватизации и намерена развивать выгодное обеим сторонам сотрудничество с крупными стратегическими инвесторами. Следует отметить, что иностранным компаниям предоставляются особенные условия развития бизнеса в ускоренном темпе, так как страна заинтересована в активизации процесса приватизации. На данный момент на долю государственного сектора приходятся около 70% промышленного производства. Сохранив в государственной собственности наиболее большие национальные предприятия,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования модно сделать следующие выводы. В результате разгосударствления и приватизации государственная собственность не ликвидируется полностью, уменьшается лишь ее доля в национальной экономике, что позволяет включить в экономические отношения негосударственные предприятия и создать экономическую систему, основанную на многообразии форм собственности.
Одним из важнейших принципов приватизации является сочетание безвозмездного и возмездного способа приватизации, также контроль за осуществлением приватизации со стороны государственных органов.
В мировой практике приватизации государственной собственности известны две формы ее осуществления:
- возмездная, путем выкупа государственной собственности
- безвозмездная, путем бесплатной передачи имущества в собственность трудовым коллективам или гражданам при помощи приватизационных чеков.
Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.
Одним из показателей эффективности приватизации государственных предприятий является положительная динамика изменения показателей реализации продукции, чистой прибыли, стоимости чистых активов после реформированного предприятия в сравнении с периодом до реформирования
Приватизация в Республике Беларусь является одним из основных этапов процесса разгосударствления государственной собственности.
1. Зубко, Н.М. Макроэкономика: ответы на экзаменационные вопросы / Н. М. Зубко, И.М. Зборина, А.Н. Каллаур. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 192 с.
2. Иванов, В.Н. Конспект лекций по курсу «Экономика предприятия» для студентов дневной и заочной формы обучения / В.Н. Иванов. – Витебск, ВФ УО ФПБ «МИТСО», 2007. – 180 с.
3. Кевра, Г.И. Эволюция разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь / Г.И. Кевра // Экономика и управление. – 2012. - № 7. – С.9-12.
4. Кузнецова, О. Собственность остается государственной, а ее эффективность попытаются повысить / О. Кузнецова // Национальная экономическая газета [Электронный ресурс].- 2016. - Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/sobstvennost-ostanetsya-gosudarstvennoj-a-ee-effektivnost-popytayutsya. - Дата доступа: 01.03.2016.
5. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов эконом. специальностей вузов / И. М. Лемешевский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск: «ФУАинформ», 2008. – 702 с.
6. Лобан, Л.А. Экономика предприятия: пособие для подготовки к экз. / Л.А. Лобан, В.Т. Пыко. – Мн., 2002. – 150 с.
7. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей вузов / под ред. М.И Плотницкого. – М. : Новое знание, 2002. – 140 с.
8. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по эконом. Спец. : 2- е изд., исправленное / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 380 с.
9. О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества: Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2103-XII //Нац.реестр правовых актов Респ. Беларусь. / Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by. - Дата доступа: 02.03.2016.
10. О приватизации государственной собственности: Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3: (в редакции декрета от 10 сентября 2012 г. № 8) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. - № 1/2331.
11. Официальный сайт Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: htpp://gki.gov.by. - Дата доступа: 02.03.2016.
12. Официальный сайт Белорусского телеграфного агентства [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://www.belta.by. - Дата доступа: 01.03.2016.
13. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.by. – дата доступа: 02.03.2016.
14. Статистический сборник «Статистический ежегодник», 2014 // Официальный сайт Национального статистического комитета Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http: http://belstat.gov.by/bgd/public_compilation/index_724/. – Дата доступа: 01.03.2016.
15. Статистический сборник «Статистический ежегодник», 2015 // Официальный сайт Национального статистического комитета Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http: http://belstat.gov.by/bgd/public_compilation/index_724/. – Дата доступа: 02.03.2016.
16. Симкина, Л.Г. Экономическая теория: учебник для вузов, 2- е изд. – СПб: Питер, 2006. – 384 с.
17. Смольский, А.П. Приватизация государственной собственности как инструмент оздоровления экономики Республики Беларусь / А.П. Смольский //Планово-экономический отдел. – 2016. - № 1. – С.15-18.
18. Трацевская, Л.Ф Экономическая теория. Конспект лекций для студентов дневной и заочной формы обучения / Л.Ф. Трацевска. – Витебск, УО ВФ МИТСО, 2006. – 200 с.
19. Экономическая теория. Практикум: учеб. пособие / А.С. Головачев [и др.]: под ред. А.С. Головачева. – Мн.: Выш.шк., 2006. – 446 с.
20. Экономика предприятия: учебное пособие / В.Я. Хрипач, А.С. Головачев, И.В. Головачева и др.; Под ред. В.Я. Хрипача; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Мн., 1997. – 448 с.
21. Экономическая теория. Учебники для вузов / Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховиков, В.В. Амосов – СПб:Питер, 2003. – 480 с.