ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА
2 НАЛОГИ КАК ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ВИДЫ
3 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристальное внимание всех слоев населения. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации. Такое внимание было и остается оправданным, поскольку налоги – это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики. Одним из важных факторов экономического роста страны является эффективная налоговая система. В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 85-93 %. Рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства. Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов. Необходимо отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки, а, следовательно, необходимо разрабатывать мероприятия, способствующие укреплению налоговой дисциплины и ответственности, определения эффективных методов контроля и взыскания. Изучению вопросов построения оптимальной налоговой системы посвящены теоретические исследования некоторых отечественных и зарубежных ученых: Воробьева В.А., Бондаря А.В., Новиковой И.В., Головачева А.С. и других. В связи с этим все более актуальными становятся проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь, законодательства о налогах и сборах, уровня налоговой нагрузки на основе
1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА
Переориентация Республики Беларусь на хозяйственные условия рыночной экономики вызвала необходимость перехода к единой налоговой системе.
Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрация в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях (см. рис. 1).
Налоговая система есть единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование.
Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:
- порядок установления и ввода в действие налогов;
- виды налогов или система налогов, классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;
- порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;
- налоговые органы;
- права и обязанности налогоплательщиков;
- права и обязанности налоговых органов;
2. НАЛОГИ КАК ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ВИДЫ
Налоговая система Республике Беларусь включает различные виды налогов, сборов и пошлин.
Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Не являются налогами, сборами (пошлинами) платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых Налоговым Кодексом и иными актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.
Современная цивилизованная общественная система в качестве основополагающего источника формирования доходов государства определила налоги. Это вызвано не только возможностью через налоговые отношения соблюдать фискальные интересы государства, но и с помощью эффективной налоговой политики регулировать общественное воспроизводство, воздействовать на научно-технический прогресс, приток инвестиций и деловую активность. В условиях значительной интеграции финансов развитых стран в
3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В ноябре 2015 года Всемирный банк, Международная финансовая корпорация и PricewaterhouseCoopers опубликовали десятое ежегодное исследование «Уплата налогов 2015. Международный обзор»
Эксперты Всемирного банка и аудиторской компании PwC поставили Беларусь на 63-е место из 189 стран по простоте уплаты налогов .
Суть исследования заключается в измерении уровень сложности уплаты налогов в 189 странах. Во внимание принимается время, необходимое для подготовки и подачи налоговой отчетности, а также уплаты налогов.
При анализе использовали следующие параметры:
- общая налоговая нагрузка на среднее предприятие, не пользующееся налоговыми льготами;
- количество налоговых платежей;
- время, необходимое для подготовки налоговой отчетности;
- время, необходимое для подачи налоговой отчетности;
- время, необходимое на их уплату.
Государством с самой привлекательной налоговой системой являются Объединенные Арабские Эмираты. Далее следуют Катар, Саудовская Аравия, Гонконг, Сингапур, Ирландия, Дания и Великобритания. В рейтинге 2015 года средний уровень налоговой нагрузки в мире (Total Tax Rate, TTR) составляет 40,8%.
В Республике Беларусь уровень налоговой нагрузки составляет 51,8%, что соответствует 63 месту.
Среднестатистическое предприятие в Беларуси совершает около семи налоговых платежей, а на их оплату расходуется 176 часов.
Наши соседи: Россия оказалась на 47 месте, (TTR - 47%), Литва – 20 место, Латвия – заняла в рейтинге 22 места, Эстония расположилась на 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1) Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения. В зависимости от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства налоги подразделяются на прямые и косвенные. В зависимости от органов взимания различают государственные и местные налоги. Субъектом налогообложения выступает налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, которое по закону обязано уплачивать налог. Объектами являются доход, товар или имущество, которые подлежат налогообложению. Источник налога – это те средства, из которых уплачивается налог (заработная плата, прибыль, процент и т.д.).
2) Представленный в работе анализ структуры налоговых платежей, их доли в доходах бюджета позволяет отметить, что рыночные реформы в Республике Беларусь выдвигают в качестве главной задачи бюджетно-налоговой политики – повышение собираемости налогов, т.е. приоритетность фискальной функции налоговой системы в нашей стране. Прямые налоги пока не являются преобладающими, но в дальнейшем, по мере укрепления позиций национальной экономики, следует ожидать усиления фискальной функции прямых налогов.
3) Налоговая система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налоговой системы позволит эффективно и надёжно решить многие проблемы, мешающие Беларуси достойно развиваться.
Основой совершенствования налоговой системы Республики Беларусь является также доработка Налогового кодекса. Направлениями её совершенствования являются следующие:
- упрощение расчётов и порядка взимания налогов;
1 Адаменкова, С.И. Налогообложение : теория и практика : учеб. – метод. пособие / С. И. Адаменкова, О.С. Евменчик, Л.И. Тарарышкина. – Минск: Элайда, 2012. – 306 с.
2 Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И. М. Александров. - изд. 8-е, перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2009. - 317 с.
3 Головачев, А.С. Налогообложение: учебник / А.С. Головачев, Л.П. Пацкевич. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. – 132 с.
4 Довгель, Е. Налоги как важнейший фактор, влияющий на конкурентоспособность национальной экономики / Е. Довгель // Финансы. – 2011. – № 6. – С.48-51.
5 История мировой и русской финансовой науки и политики / В.М. Пушкарева. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 272 c.
6 Кучеров, И. И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления / И.И. Кучеров / Финансовое право. – 2012. – № 4. – С. 4-11.
7 Липатова, И.В. Налоговое планирование: принципы, методы, правовые вопросы. / И.В. Липатова // Финансы. – 2009. – № 7. – С. 28-31.
8 Митюкова, Э.В. Налоговые схемы. Как снизить налоги в соответствии с законодательством / Э.В. Митюкова, Е.А. Сынников. – Москва: Омега - Л, 2008. –192 с.
9 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-3 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8, 2/1882
10 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8, 2/1882
11 Новикова, И.В. Экономическая теория / И.В. Новикова, В.А. Воробьев, А.В. Бондарь и другие. – Минск: БГЭУ, 2006. – 543 с.
12 Новосельский, В.А. Налоговые факторы государственного регулирования /В.А. Новосельский // Экономист. – 2008. – № 5. – С. 17-26.
13 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-сентябрь 2015 года. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/i/budget/yanjun2015.pdf. – Дата доступа: 24.02.2016.
14 Островенко, Т.Ж. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели / Т.Ж. Островенко // Аудиторские ведомости. – 2010. – № 9. – С. 23-36.
15 Пуредернин, А.В. Системно-правовые и правоприменительные аспекты налоговой оптимизации / А.В. Пуредернин / Правовая политика и правовая жизнь. – 2010. – № 4. – С. 54-65.
16 Романовский, М.Н. Налоговое планирование: учебник / М.Н. Романовский. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 634 с.
17 Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение / Т.Ф. Юткина. – М.: Инфра-М, 2010. – 158 с.