ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Государственный бюджет, его сущность структура и функции
1.2 Бюджетный дефицит: причины возникновения, виды и меры
регулирования
1.3 Понятие, виды, причины возникновения государственного долга
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетная система Республики Беларусь
2.2 Динамика доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2012-2014 гг.
2.3 Совершенствование бюджетной политики в Республике Беларусь на перспективу
3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Управление государственным долгом в Республике Беларусь
3.2 Динамика государственного долга Республики Беларусь
за 2012-2014 гг
3.3 Пути минимизации государственного долга Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Государственный бюджет является одним из важнейших экономических показателей любого государства. Несбалансированность, превышение доходов расходами приводит к возникновению бюджетного дефицита, который финансируется как с помощью внешних, так и внутренних источников, что приводит к образованию государственного долга.
Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Для Республики Беларусь проблема формирования бюджета является одной из наиболее важных и острых. Через бюджет происходит мобилизация ресурсов в централизованный фонд государства, где осуществляется распределение денежных средств между отраслями хозяйствования, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования как на макроуровне, так и в отдельных регионах на уровне местного самоуправления (на уровне местных бюджетов).
На сегодняшний момент весьма актуальной проблемой большинства стран является дефицит государственного бюджета. Среди популярных способов его финансирования выделяют именно долговой метод финансирования государственных расходов, что, в свою очередь, ведет к возрастанию государственного долга. И как следствие, практически во всех странах мира сложилась долговая экономическая система, дефицитная по внутренним инвестициям и текущим платежам, систематически выполняющая нехватку национальных ресурсов привлечением зарубежных сбережений. Актуальность этой темы, главным образом, заключается в том, что решение проблемы государственного долга есть один из ключей к макроэкономической стабилизации.
Проблемы государственного долга относятся к числу тех ключевых проблем, которыми активно занимаются органы государственного регулирования любой рыночной экономики и от эффективности решения которых напрямую зависит экономический рост страны.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данной курсовой работы.
Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические аспекты и проанализировать динамику государственного бюджета, бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь.
Исходя из поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Государственный бюджет, его сущность структура и функции
В системе государственных финансов основное место занимает бюджет, который используется правительством для перераспределения национального дохода, а также регулирования и стимулирования экономических процессов.
Бюджет (от франц. «бужетт» – кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени [22, с. 4].
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств [14, с. 216].
В материальном же понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов [14, с. 216].
Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства [2, с. 21].
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.
Бюджетные отношения, как и всякие другие финансовые отношения, характеризуются следующими важнейшими признаками (свойствами):
1. Это экономические отношения;
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетная система Республики Беларусь
Республика Беларусь – унитарное государство, включающее области, города и районы, которые являются административно-территориальными единицами и каждая из них имеет свой бюджет. В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.
Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему – рисунок 2.1.
3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Управление государственным долгом в Республике Беларусь
Государственный долг – это сумма величин бюджетных дефицитов накопленных за определенный период времени [18].
В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи [8, с. 89]:
− привлечение государственных заимствований в таких объемах, которые необходимы и достаточны для обеспечения исполнения всех финансовых обязательств страны;
− удержание общей суммы внутреннего и внешнего долга на таком уровне, который обеспечивает сохранение экономической безопасности страны;
− сохранение репутации Республики Беларусь как надежного заемщика на основе строгого выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
− поддержание стабильности и предсказуемости рынка долгосрочных обязательств;
− достижение эффективного и целевого использования средств, заимствованных государством и гарантированных им.
Государственный долг Республики Беларусь обеспечивается всем находящимся в республиканской собственности имуществом и другими активами.
Разумное управление государственным долгом является важным инструментом ускорения социально-экономического развития Республики Беларусь.
Внутренний государственный долг Республики Беларусь – представляет собой общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам на определенный момент времени [6].
Внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени [6].
Государственный долг Республики Беларусь – общая сумма внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени [6].
Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008г. № 412-З, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006г. № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год [6].
Этими документами определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного в курсовой работе материала можно сделать следующие выводы.
Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти.
Основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются:
1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;
2) контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.
Бюджетный дефицит – это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы.
Государственный долг – это сумма задолженностей (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета, появившегося из-за спада производства, милитаризации экономики, выполнение крупномасштабных социальных программ, за счёт внутреннего и внешнего займов.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг.
Бюджетная система Республики Беларусь заключает в себе бюджеты 2-х уровней: республиканский бюджет и местные бюджеты, которые содержат в себе самостоятельные звенья.
Тенденции изменения показателей республиканского бюджета за прошедшие годы имели неравномерный характер.
По итогам 2013 года доходы республиканского бюджета составили 1058 трлн р. и увеличились по сравнению с 2012 годом на 11,16%, расходы республиканского бюджета составили 108,06 трлн р. и увеличились по сравнению с 2012 годом на 12,7%.
По итогам 2014 года доходы республиканского бюджета составили 128,2 трлн р. и увеличились по сравнению с 2013 годом на 21,17%, расходы республиканского бюджета составили 122,77 трлн р. и увеличились на 13,62 %.
1. Абрамчик, Л.Я. Финансовое право: учеб.-метод. пособие / Л.Я. Абрамчик. – Гродно: ГрГУ, 2012. – 129 с.
2. Авилкина, М.А. Государственные финансы / М.А. Авилкина. – Новополоцк, 2007. – 128 с.
3. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: ДИС, 2001.–354 с.
4. Барулин, С. В. Финансы : учеб. для вузов / С. В. Барулин. – М. : КноРус, 2011. – 640 с.
5. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Во¬робьев, Л.Н. Новикова. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
6. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З : принят Палатой представителей 17 июня 2008 года : одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года (в ред. Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 97-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
7. Воробей, Г.А. Комментарий к Бюджетному кодексу Республики Беларусь / Г.А. Воробей. – Минск: Амалфея, 2010. – 262 с.
8. Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь : конспект лекций / Г.А. Воробей, В.Д. Яковлева. – Минск: Амалфея, 2012. – 144 с.
9. Корешков, Е. Республиканский бюджет на 2016 год : задачи и вопросы реализации / Е. Корешков, А. Хотько // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2016. – № 2. – С. 8–10
10. Лемешевский, И. М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учеб. пособие студентов эконом, специальностей вузов / И. М. Лемешевский. - 3-е изд., доп. и перераб. – Минск: «ФУАинформ», 2009. – 702 с.
11. Макроэкономика : учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм образования / Т. С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2013. – 446 с.
12. Матяс, А. Н. Отдельные проблемы формирования и исполнения бюджета Республики Беларусь / А. Н. Матяс // Белорусский банковский бюллетень. – 2015. –№ 39 (242). – C. 44-46.
13. Мельникова, Н.А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учеб. пособие / Н.А. Мельникова. – Минск: БГУ, 2005. – 262 с.
14. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов / С.С. Носова. –М.: Владос, 2010. – 354 с.
15. О показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 год : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 24 дек. 2015 г. № 504 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.
16. О республиканском бюджете на 2016 год: Закон Республики Беларусь от 31.12.2015 № 341-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
17. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload /bp/doklad/yd2014.pdf. – Дата доступа: 30.01.2016.
18. Обухова, И. И. Финансы : теория и практика : мультимед. курс лекций для студ. и магистрантов, обуч. по экон. спец. / И.И. Обухова. – Брест : БрГТУ, 2012. – 207 с.
19. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. – Дата доступа: 25.01.2016.
20. Печень, Е. О перспективах налоговой и бюджетной политики / Е. Печень // Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 7. – С. 5–7.
21. Проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
22. Ткачук, М.И. Государственный бюджет: учебное пособие/ М.И. Ткачук. – Минск: 2008. – 240с.
23. Фролова, Т.А. Финансы и кредит: конспект лекций / Т.А.Фролова. –
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. – 228 с.