ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие, принципы и функции социальной политики
1.2. Структура и задачи социальной политики
2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1. Особенности реализации социальной политики на примере развитых европейских государств (Франция, Швеция, Германия)
2.2. Особенности реализации социальной политики США
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1. Основные принципы и направления социальной политики
Республики Беларусь
3.2. Реформирование и совершенствование социальной политики Республики Беларусь на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Любое государство, вне зависимости от политического строя, имеет свою социальную политику. Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.
Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.
Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.
Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции РБ наше государство
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие, принципы и функции социальной политики
Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика.
Социальная политика определяет направления развития всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Социальную политику следует рассматривать и как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности [10, c.171].
Социальная политика представляет собой совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами. [10,с. 173]
Социальную государственную политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле – социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Другими словами, социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества. Социальная политика в узком смысле – это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние [7, с.79].
Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.
2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1. Особенности реализации социальной политики на примере развитых европейских государств (Франция, Швеция, Германия)
В основе французской модели социальной политики лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наёмными работниками и предпринимателями.
Особенность французской системы социальной защиты — сложная организационная структура и высокая доля расходов на социальные программы, превышающая средний уровень по ЕС.
Для французской социальной политики характерны следующие особенности:
- существование разветвлённой системы профессионально-отраслевых схем социального страхования;
- наличие развитой системы семейных пособий, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные инструменты государственной семейной политики и формы семейных пособий;
- большая роль дополнительных систем социального обеспечения, особенно в области пенсионного и медицинского страхования (наряду с общими (базовыми) системами социального страхования в стране функционирует множество дополнительных профессионально-отраслевых систем) [14].
В основной базовой схеме пенсионного обеспечения возможен досрочный выход на пенсию, действует система надбавок супругам, имеющим не менее трех детей, и супругу, на иждивении которого находится другой, не имеющий собственной пенсии. Кроме того, существует возможность
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1. Основные принципы и направления социальной политики Республики Беларусь
Деятельность нашего государства в социальной сфере направлена на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.
Основными источниками формирования денежных доходов граждан страны являются оплата труда, пенсии, пособия, стипендии.
Доходы от собственности, предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства в настоящее время играют значительно меньшую роль в формировании денежных поступлений граждан. Однако, как показывает опыт других государств (прежде всего стран с рыночной экономикой), самозанятость, предпринимательская деятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение собственных сбережений служат весомым источником доходов для многих граждан.
В данной связи в Беларуси принимаются меры по улучшению делового климата и условий предпринимательской деятельности, поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств.
Отличительной чертой государственной социальной политики в нашей стране является справедливое распределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные противоречия и создающего угрозу общественно-политической безопасности.
В нашей стране доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 5,6 раза превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения. Это ниже
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная политика определяет направления развития всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Социальную политику следует рассматривать и как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.
Основные функции социальной политики можно свести к следующим:
- стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;
- поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;
- гарантирующая функция, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедеятельности и др.
В основе французской модели социальной политики лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наёмными работниками и предпринимателями.
Что касается Швеции, то она явилась первой страной во многих социальных начинаниях. Результатом проведения последовательной социальной политики явился высокий уровня политической культуры.
Это способствовало в свою очередь развитию приоритета человеческого фактора, творческого начала в стимулировании трудовой деятельности, что нашло свое отражение в концепции «человеческого капитала».
Что касается Германии, то существовавшая в этой стране модель социальной защиты считается одной из наиболее эффективных среди европейских стран. Германия была первой страной, которая ввела систему социального страхования. Современная модель социальной защиты Германии сформировалась под влиянием перемен, произошедших в стране в 50-60 годы XX века, и изменялась в результате прихода к власти каждой новой партии.
1. Беларусь. Факты/ сост. и науч. ред. С.П. Самуэль. – Мн.: Высшая школа, 2011. – 288 с.
2. Государственное регулирование экономики: учебник / Антонова Н.Б. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2008 г.-775 с.
3. Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011 – 2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 года №1126// Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/. Дата доступа: 28.10.2015.
4. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». - Минск, 2013. – 347 с.
5. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». -Минск, 2014. – 347 с.
6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика / И.М.Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с
7. Лутохина, Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель: учебное пособие / Э.А.Лутохина. – Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 204 с.
8. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др]. — Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.
9. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов специальностей "Гос. упр. и экономика", "Мировая экономика" /Под редакцией П.Г.Никитенко и др.. - Мн.: Равноденствие, 2008. - 295 с.
10. Макроэкономика: Социально ориентированный подход: учебное пособие/Э.А.Лутохина и др. Под ред. Э.А.Лутохиной.- Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г. – 400 с.
11. Министерство занятости Швеции [Электронный ресурс] / Government offices of Sweden. Ministry of Employment. – Режим доступа: http://www.government.se/government-of-sweden/ministry-of-employment/. – Дата доступа: 28.10.2015.
12. Министерство по труду и социальной защите Республики Беларуси: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/. – Дата доступа: 28.10.2015.
13. Министерство труда США [Электронный ресурс] / United States Department of Labour. – Режим доступа: http://www.dol.gov/. – Дата доступа: 28.10.2015.
14. Министерство труда Франции [Электронный ресурс] /Ministere du Travail, de l'Emploi. – Режим доступа: http://travail-emploi.gouv.fr/espaces,770/travail,771/. – Дата доступа: 28.10.2015.
15. Ноздрин-Плотницкий, М.И. Социально ориентированная экономика Республики Беларусь: механизм действия и направления эволюции на рубеже веков / М.И.Ноздрин-Плотницкий // Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета. – 2009. – №2. – с. 5 – 10.
16. Номинальная начисленная средняя заработная плата рабочих и служащих Республики Беларусь за 2013-2015 гг. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/trud/operativnaya-informatsiya_8/nominalnaya-nachilennaya-srednyaya-zarabotnaya-lata-rabochih-i-sluzhaschih-respubliki-belarus-s-2013-po-2014-gg/. – Дата доступа: 28.10.2015.
17. Республика Беларусь в контексте мировой социальной политики/ Под общ. ред. А.Б. Чищевина. – Мн.: ИСПИ, 2010. – 220 с.
18. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич, - М.: Юрайт-издат, 2009. 652 с.
19. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич. - М.: Юрайт-издат, 2012. 686 с.
20. Тур, А.Н. Курс экономической теории / А.Н.Тур. – Мн.: «Мисанта», 2007г. - 450 с.
21. Экономическая теория: учебник / Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева и др.; Под ред. Н.И.Базылев, С.П.Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 752 с.
22. Электронный портал Министерства образования Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства образования РБ. – Режим доступа: http://edu.gov.by/main.aspx?guid=2271/. – Дата доступа: 28.10.2015.
23. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Национального статкомитета РБ. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/. – Дата доступа: 28.10.2015.
24. Электронный национальный правовой портал [Электронный ресурс] / Право.бай. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C20601475&p2={NRPA}.– Дата доступа: 28.10.2015.
25. Электронный портал Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства архитектуры и строительства РБ. – Режим доступа: http://www.mas.by/ru/koncec_zhilischn_politiki/.– Дата доступа: 28.10.2015.
26. Электронный портал Федерального министерства труда и социальных вопросов Германии [Электронный ресурс] /Bundesministerium fur Arbeit und Soziales. – Режим доступа: http://www.bmas.de/DE/Themen/inhalt.html;jsessionid=1528517E4A19F6F9AF694E35EC4BE323/.– Дата доступа: 28.10.2015.