Введение
1 Теоретические основы управления запасами продукции предприятия
1.1 Понятие и сущность управления запасами продукции предприятия
1.2 Методические основы анализа запасов материально–технических ресурсов предприятия
2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности и использования запасов продукции в ЧТУП «Фабрика фильтров»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ЧТУП «Фабрика фильтров»
2.2 Анализ состава структуры и динамики запасов продукции
2.3 Анализ обеспеченности предприятия запасами продукции и эффективность их использования
3 Пути совершенствования управления запасами продукции в ЧТУП «Фабрика фильтров»
3.1 Разработка организационной структуры отдела продаж
3.2 Разработка проекта по совершенствованию системы нормирования запасов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Приложение А Устав
Приложение Б Бухгалтерский баланс (форма 1) 2012-2014
Приложение В Отчёт о прибылях и убытках (форма 2) 2012-2014
Приложение Г Отчет 1-мп о финансово-хозяйственной деятельности малой организации 2012-2014
ВВЕДЕНИЕ
Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно–материальные запасы, находящиеся у предприятия отраслей обращения.
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что правильное понимание значения материальных запасов и управление ими на принципах оптимальности – важнейшее условие бесперебойного и комплексного обеспечения потребителей материальными ресурсами, широкого маневрирования ими и ускорения оборачиваемости вложенных в них средств.
В основе политики управления материальными запасами должно лежать определение их минимального объема и структуры, достаточных для обеспечения бесперебойной и эффективной производственной деятельности. Влияние данных факторов на результирующие показатели эффективности деятельности предприятия достаточно очевидно. Рациональное управление запасами обеспечивает конкурентоспособность экономическому субъекту. Конкуренция как основной инструмент регулирования экономических отношений способствует выживанию и дальнейшему развитию предпринимательской деятельности на основе совершенствования экономических форм и методов управления предприятием. Развитие рыночных отношений предоставляет предприятиям дополнительные возможности в выборе эффективных форм и методов управления оборотными средствами.
Известно, что наличие у предприятия в достаточной мере средств в обороте позволяет обеспечивать бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а от того, насколько минимизированы и эффективно используются средства, вложенные в необходимые запасы и затраты, зависит их оборачиваемость и финансово–экономическое положение предприятия.
Целью курсовой работы является анализ и совершенствование системы управления материальными запасами на предприятии.
Задачи курсовой работы:
- изучить понятие и сущность управления запасами материально–технических ресурсов предприятия;
- определить методические основы анализа запасов материально–технических ресурсов предприятия;
- дать общую характеристику ЧТУП «Фабрика фильтров»;
- провести анализ обеспеченности предприятия запасами материально–технических ресурсов;
- проанализировать состав структуру и динамику запасов материально–
1 Теоретические основы управления запасами продукции предприятия
1.1 Понятие и сущность управления запасами продукции предприятия
Любая экономическая деятельность предприятия основана и организована с целью извлечения прибыли, ее максимизация и удовлетворения потребностей населения.
В современное время успех любого предприятия во многом зависит от эффективности и ритмичности материально–технического снабжения. Прав-да, при условии, что материальный запас вовремя и в полном объеме удовлетворит потребность производства в нужных ресурсах. Данный процесс должен сопровождаться постоянным контролем за доставкой материалов, хранение и распределение их на складах, чтобы затраты были минимизированы [9].
Процесс производства материальных благ – необходимое условие формирования потребностей и желаний общества. От изобилия и количества на рынке разнообразных ресурсов зависит оптимальность их потребления и использования, а это значит, что от этого также зависит и продуктивность работы предприятия.
Для непрерывной производственной деятельности, предприятию необходимо иметь в наличии резерв материальных запасов для своей экономической подстраховки. Поддержанием уровня запасов на предприятии занимается отдел закупок. Основная задача отдела закупок на предприятии выражается в своевременном и постоянном обеспечении производства необходимыми материальными запасами надлежащей комплектности и качества.
Материальные запасы – это продукция, пользующаяся спросом у населения и изделия народного потребления, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления, а также расположенные на разных этапах производства и обращения продукции производственно–технического назначения [12].
По мнению Воронченко Т.В., запасы – это продукция, находящаяся в данный момент времени на различных стадиях процессов производства и обращения, ожидающие вступления в производственное или личное потребление [7].
Товарно–материальный запас – это запас какого–либо товара или изделия, которые активно используют промышленные предприятиями. Процесс управления товарно–материальными запасами – это объединение правил и способов, благодаря которым можно регулировать и фиксировать уровень запасов на предприятии и определить, какие запасы материалов следует поддерживать, периодически пополнять и каким должен быть объем заказа [1].
Вложение денежных средств в запасы – крупные активы большого количества
2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности и использования запасов продукции в ЧТУП «Фабрика фильтров»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ЧТУП «Фабрика фильтров»
Основанное в 2008 году ЧТУП «Фабрика фильтров» в настоящее время является ведущим в Республике Беларусь предприятием в области производства воздушных фильтров для систем приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха общественных зданий и промышленных сооружений, подготовки технологического воздуха, очистки отходящего технологического воздуха от загрязнений.
Обладая высококвалифицированными кадрами и хорошо оснащенной производственной базой наше предприятие может выпускать фильтры всех классов очистки, видов и типоразмеров:
- Фильтры карманные типа ФВК;
- Фильтры складчатые типа ФВС;
- Фильтры панельные многослойные типа ФВП G3\G4;
- Фильтры масло-жироулавливающие типа ФВЖ;
- Высокоэффективные складчатые фильтры типа ФВС классов Н 11 – Н 14;
- Фильтры панельные типа ФВП G3\G4;
- Фильтры для камер окраски и лакировки;
- Фильтры для объектов энергетики, сварочных, плазменных и других процессов;
- Ионообменные (хемосорбционные) волокна.
Данные фильтры успешно эксплуатируются на многих предприятиях и в организациях Республике Беларусь, России и Казахстана. Среди наших заказчиков: ОАО «МАЗ», РУП «МТЗ», Минский завод холодильников «Ат-лант», ГУ МКСК «Минск-Арена», РНПЦ «Кардиологии» и многие другие.
В 2011 году с участием ЧТУП «Фабрика фильтров» созданы:
- группа компаний «ФИЛЬТРПРОМ» (Три предприятия в Беларуси и одно в России);
- ООО «Научно-технический центр СПЕЦФИЛЬТР», который освоил производство фильтров для аспирационного воздуха на разных технологиях, картриджных фильтроэлементов и фильтроэлементов для масла, природного газа, сжатого воздуха.
Структура условного обозначения фильтра воздушного. Выписка из ТУ BY 690638460.001-2008. Фильтры изготавливаются следующих классов очистки: G3, G4, F5, F6, F7, F8, F9, Н11, Н13, Н14 и U15. Фильтры изготавливаются следующих типов: карманные, складчатые, панельные, рукавные, каскадные.
В настоящее время вносятся технологические и технические предложения
3 Пути совершенствования управления запасами продукции в ЧТУП «Фабрика фильтров»
3.1 Разработка организационной структуры отдела продаж
Организация деятельности отдела продаж – важная составляющая планирования деятельности всей организации в целом. Согласно организационной структуре в ЧТУП «Фабрика фильтров» речь идет о создании отдела продаж.
Первый вопрос, на который необходимо дать ответ, формулируется так: следует ли организации создавать собственную систему сбыта или имеет смысл обратиться к услугам сторонних сбытовых структур?
Организации не всегда выгодно создавать собственную структуру сбыта, иногда целесообразно обратиться к услугам независимых фирм, специализирующихся на продажах соответствующих товаров. Передача организацией части бизнес–процессов или функций некой другой компании, специализирующейся в соответствующей области, называется аутсорсингом. Аутсорсинг позволяет компании сократить издержки и трудозатраты своих операций и сконцентрироваться на основных видах своей деятельности, не отвлекаясь на второстепенные. Это особенно актуально для фирм, которые работают в регионах с относительно небольшим количеством клиентов или не-высоким потенциалом продаж, т.е. где содержание собственного отдела продаж финансово невыгодно. Нередко компании прибегают к комбинирован-ному методу: создают собственный небольшой отдел продаж и привлекают независимых агентов.
Решение о том, создавать ли собственный отдел продаж или передавать сбыт в аутсорсинг, принимается с учетом многих факторов, но к числу самых значимых можно отнести следующие четыре:
- экономическая целесообразность;
- необходимость контроля и координации;
- транзакционные издержки;
- стратегическая гибкость.
При выборе между созданием собственной системы сбыта и передачей этой функции в аутсорсинг полезно провести анализ и сравнение затрат, связанных с обоими вариантами.
До определенного момента содержание штатного персонала сбыта обходится дороже, чем привлечение подрядчиков. Это объясняется низкими накладными расходами на сторонних агентов, отсутствием необходимости в фонде заработной платы и других затратах. Но издержки на услуги внешних подрядчиков растут с увеличением объемов продаж, поскольку агенты обычно получают большие комиссионные от заключенных сделок. Следовательно, существует точка, после достижения которой предприятию выгоднее сформировать собственную структуру сбыта. Это объясняет, почему аутсорсинг используют, как правило, либо крупные компании на небольших территориях, либо
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление запасами составляет наиболее важную сферу логистического менеджмента фирмы с точки зрения, как трудоемкости, так и связанных с нею затрат. Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических цепей и каналов, иммобилизуя значительную часть оборотного капитала фирмы. Затраты на управление запасами достигают 40% и более общих логистических издержек. Роль запасов в логистике столь велика, что на Западе ее часто определяют как «менеджмент запасов, находящихся в по-кое или движении».
Целью управления материальными запасами является достижение оптимальных вложений капитала в материалы, исключение «замораживания» денежных средств в запасах, что негативно сказывается на финансовом со-стоянии предприятий.
Анализ запасов сопровождается расчетом обеспеченности организации запасами в днях, в натуральном и стоимостном выражении, проверкой соответствия плана снабжения потребностям производства продукции и образования необходимых запасов исходя из норм расхода материалов, определению эффективности использования материально–технической базы предприятия.
Объектом исследования в данной работе выступило ЧТУП «Фабрика фильтров».
Основанное в 2008 году ЧТУП «Фабрика фильтров» в настоящее время является ведущим в Республике Беларусь предприятием в области производства воздушных фильтров для систем приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха общественных зданий и промышленных сооружений, подготовки технологического воздуха, очистки отходящего технологического воздуха от загрязнений.
Данные фильтры успешно эксплуатируются на многих предприятиях и в организациях Республике Беларусь, России и Казахстана. Среди наших заказчиков: ОАО «МАЗ», РУП «МТЗ», Минский завод холодильников «Атлант», ГУ МКСК «Минск-Арена», РНПЦ «Кардиологии» и многие другие.
В ЧТУП «Фабрика фильтров» в 2013 году по сравнению с 2012 годом выпуск товарной продукции увеличился на 19,3 %, а в 2014 году – снизился на 26,9 %. Выручка от реализации продукции, работ, услуг в действующих ценах в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 0,2 %, а в 2014 году - снизилась на 0,4 %.
Себестоимость реализации продукции, товаров, работ, услуг в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 7,8 %, а в 2014 году – снизилась на 3,5 %. Опережающий рост себестоимости реализованной продукции над выручкой от реализации привел к снижению прибыли от реализации в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 125,2%, и, соответственно, к снижению рентабельности продаж в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 9,0 п. п. Чистый убыток в ЧТУП «Фабрика фильтров» в 2013 году по сравнению с 2012 годом снизилась в 7 раз.
1 Авдеев, В. Планирование и управление товарными запасами в организации торговли / В. Авдеев // Товароведение продовольственных товаров. – 2008. – № 12. – С. 57–60.
2 Арутюнов, Ю.А. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / Ю.А. Арутюнов. – М.: КНОРУС, 2010. – 312 с.
3 Батурина, Н.А. Инвестиционная привлекательность вложений в запасы сырья и материалов хозяйствующего субъекта / Н.А. Батурина // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 11. – С. 20–22.
4 Божук, С.Г. Маркетинговая информация: понятие, классификация, специфика / С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик // Проектное и маркетинговое управление на предприятиях: Сб. науч. тр. – СПб. – 2002 – С. 67–80.
5 Волков, О.И. Экономика предприятия: курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА–М, 2010. – 280 с.
6 Волнин, В.А. Модели определения оптимального размера партии запасов: вариации модели EOQ и модель EPR / В.А. Волнин, А.А. Королева // Финансовый менеджмент. – 2012. – № 1. – С. 26–36.
7 Воробьев, В.С. Управление инфраструктурой строительства / В.С. Воробьев, С.В. Мирошниченко // Промышленное и гражданское строительство. – 2009. – № 11. – С. 49–51.
8 Воронченко, Т.В. Современные методы анализа и управления запасами предприятия / Т.В. Воронченко // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 6. – С. 33–39.
9 Гаджинский, А.М. Управление запасами предприятия / А.М. Гаджинский // Справочник экономиста. – 2008. – № 2. – С. 66–77.
10 Гедро, Г.К. Разработка методики и моделей управления изменениями бизнес – процессов / Г.К. Гедро. Автореф. дисс. канд. тех. наук. – М.: Омега, 2008. – 487 с.
11 Горбаткова, Г.А. Оптимизация уровня товарных запасов для торговых предприятий / Г.А. Горбаткова // Бухгалтерский учет.– 2007. – № 18. – С. 72–75.
12 Кувалдина, Т.Б. Учет товарных запасов в организациях торговли / Т.Б. Кувалдина// Аудиторские ведомости. – 2007. – №1. – С. 47–53.
13 Мельник, М.В. Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. – М.: Форум, 2009. – 192 с.
14 Петров, К.Н. Управление отделом продаж / К.Н. Петров – М.: ИД «Диалектика–Вильямс», 2011 – 336 с.
15 Семенов, В.М. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.М. Семенов. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.