ВВЕДЕНИЕ
Тенденции к глобализации мировой экономики ориентируют национальные экономические системы на углубление и расширение интеграционных сфер. В этом направлении особенно наглядны социально-экономические преобразования, которые в 80-90-е годы охватили развитые и развивающиеся страны с традиционным рыночным хозяйством. Почти одновременно реформаторская идеология и реальная политика трансформационных изменений были восприняты и востребованы в странах с централизованной плановой экономикой. Экономические реформы приобрели всеобщий размах, усилилась направленность на формирование адекватного хозяйственного механизма как основы нового порядка организации мирохозяйственных связей.
В условиях структурной перестройки экономики первостепенное значение имеет расширение и углубление международного сотрудничества, создающего основы и необходимые предпосылки для интеграции национальных транспортных комплексов в мировую транспортную систему и способствующего достижению более высокого организационно-технического уровня развития этих комплексов.
Развитие международного экономического сотрудничества предопределяет увеличение объема международных грузовых перевозок, а вовлечение Республики Беларусь в мировые экономические процессы предполагает необходимость обращения отечественной науки к вопросам, касающимся правового и экономического регулирования этих перевозок. Важную роль в регулировании транспортного комплекса призваны играть нормы международного частного права, значение которого возросло по мере расширения международных экономических связей, появления новых организационных форм делового сотрудничества.
Стабильная и эффективная работа транспорта, являющегося ключевым элементом интеграции, во многом определяет динамику экономического развития любой страны. Географическое положение Республики Беларусь в центре Европы предопределяет ее транспортную политику. Не имея прямого выхода к морю, являясь внутриконтинентальным государством, республика призвана играть роль транзитного коридора. Самые короткие дороги, соединяющие страны Западной Европы со странами СНГ, а также Южную и Центральную Европу с Северо-Западными регионами России и странами Скандинавии, проходят через территорию республики. Эти дороги являются частью двух крупных международных транспортных коридоров, являющихся частью разветвленной системы международных транспортных коридоров.
Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в республике, выступая на международном рынке, как экспортер транспортных услуг.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ
1.1. Понятие и виды транспортных коридоров
Существует несколько определений транспортных коридоров. Некоторые из них будут приведены ниже.
Термин «коридор» означает совокупность всех видов транспорта, согласованно функционирующих в определенном направлении и участвующих в перевозке конкретных грузов.
Под понятием «транспортный коридор» понимается совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов между различными странами на направлениях их концентрации [12, c. 139].
Понятие «коридор» включает в себя все виды транспорта, автомагистрали, речные и железнодорожные участки, магистральные трубопроводы, морские, речные и воздушные порты, железнодорожные станции и складские терминалы. Понятие транспортного коридора более широкое, чем транзитного. Не всякий транспортный коридор является транзитным. Например, по транспортному коридору могут перевозиться не только транзитные грузы, но и внутренние и внешнеторговые. Однако любой транзитный коридор является транспортным.
По мнению А. В. Кочемасовой, транспортный коридор – это совокупность магистральных транспортных коммуникаций с соответствующим обустройством различных видов транспорта, согласовано функционирующих в определенном направлении и отвечающих стандартам международного уровня [13, c. 89].
Принципиальная идея любого транспортного коридора – концентрация транспортных, грузовых и пассажирских потоков на магистралях, имеющих максимальную пропускную способность и высокий уровень обустройства. Благодаря этому, обеспечивается ускорение грузовых и пассажирских перевозок, а также их удешевление за счет возникновения эффекта масштаба. Дополнительный эффект возникает, когда в полосе транспортного коридора проходят коммуникации нескольких взаимодействующих видов транспорта.
Принцип создания транспортного коридора сам по себе известен достаточно давно. Однако современные системы транспортных коридоров стати активно создаваться на всех континентах начиная с 1970-х гг. как инструмент обеспечения торговли и развития в эпоху глобализации экономики [13, c. 90].
В зависимости от целей создания транспортных коридоров, уровня взаимодействия заинтересованных в его создании сторон и характера регулирования транспортной, торговой и экономической деятельности транспортный коридор может быть:
2. АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Организационная характеристика и структура международных транспортных коридоров Республики Беларусь
Высокая степень транзитивности Республики Беларусь связана с тем, что через ее территорию проходят 2-й (Запад-Восток) и 9-й международные транспортные коридоры (Север-Юг) с ответвлением 9b:
- Транспортный коридор № 2 Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород, проходит через Германию, Польшу, Белоруссию и Россию;
- Транспортный коридор № 9 проходит через Финляндию, Россию, Белоруссию, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию и Грецию [2].
В целях активизации сотрудничества Республики Беларусь с Европейскими структурами в направлении ее интеграции в мировую транспортную систему Правительством республики предпринимаются усилия по обеспечению положительного решения Руководящем Комитетом международного транспортного коридора № 5 (Триест – Любляна – Будапешт – Львов) вопроса о его продлении до г. Минска. Такое предложение уже поддержано Центрально-Европейской Инициативой, региональной международной организацией стран Центральной Европы, членом которой с 1996г. является Республика Беларусь.
Находясь на пересечении транспортных магистралей, Беларусь стремится стать крупным центром международного перемещения товаров. Географическое положение страны весьма благоприятно для развития логистических центров на пути между Европой и Азией.
Ключевые транспортные коридоры повышены до 1-й категории стандартов.
Участком трансъевропейского транспортного коридора II, соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию, является автомобильная дорога М-1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации. Этот транспортный коридор определен Европейским Союзом как высший приоритет среди трансъевропейских транспортных коридоров в связи с важным значением проходящих по нему торговых потоков между Востоком и Западом. Протяженность его по территории республики составляет 610 км. Интенсивность движения на отдельных участках этой автомобильной дороги достигает 8 500-10 000 автомобилей в сутки.
Сегодня автомобильная дорога М-1/Е30 по техническим параметрам отвечает международным стандартам, на ней применяются самые современные технологии и средства организации дорожного движения. Большей ее части придан статус дороги для автомобилей, а значит, здесь увеличена разрешенная максимальная скорость движения до 120 км/ч, что позволило увеличить пропускную способность дороги, улучшить экологическую обстановку.
Белорусские участки коридора № 9 включают маршруты:
3. ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Как показал проведенный анализ, для повышения эффективности использования Республикой Беларусь международных транспортных коридоров необходимо продолжать развивать и реформировать созданную в стране транспортно-логистическую систему.
На сегодняшний день, в Республике Беларусь уже приняты и реализуются следующие нормативно-правовые акты для обеспечения реализации Программы развития логистической системы Республики Беларусь:
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 года № 1249 «О программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года» – содержит общие положения развития логистической системы в стране [24];
- Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь» – в целях увеличения притока иностранных инвестиций создан институт инвестиционных агентов [23];
- Директива Президента Республики Беларусь № 4 от 31 декабря 2010 г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» – направлена на дальнейшую либерализацию экономики, раскрепощение деловой инициативы, устранение существующих барьеров и создание благоприятных условий, в том числе для деятельности инвесторов [25];
- Инвестиционный кодекс Республики Беларусь – заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь позволяет инвестору установить дополнительные гарантии защиты своего капитала и одновременно получить льготные условия и преференции для реализации инвестиционного проекта.
Потенциал белорусского рынка логистических услуг реализован на 25-30 %. Доля сектора перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта составляет 50 %, сектора складских услуг и сектора услуг по интеграции и управлению цепями поставок – 10 % [14].
Республика Беларусь относится к небольшим государствам с достаточно высокоразвитым экономическим потенциалом, который не в полной мере интегрирован в мировую экономическую систему. Интеграция экономики Беларуси в процессы глобализации может быть реализована эффективным образом только на основе принципов и правил логистики с учетом особенностей производственного и транспортного потенциала, географического расположения, национальных традиций, проводимой государственной политики и других факторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам выполненной курсовой работы можно сделать следующие основные выводы.
Транспортный коридор – это совокупность магистральных транспортных коммуникаций с соответствующим обустройством различных видов транспорта, согласовано функционирующих в определенном направлении и отвечающих стандартам международного уровня.
Принципиальная идея любого транспортного коридора – концентрация транспортных, грузовых и пассажирских потоков на магистралях, имеющих максимальную пропускную способность и высокий уровень обустройства. Благодаря этому, обеспечивается ускорение грузовых и пассажирских перевозок, а также их удешевление за счет возникновения эффекта масштаба.
Транспортные коридоры являются основополагающим понятием транспортной логистики при рассмотрении процесса перемещения и транзита грузов и материальных потоков. В зависимости от целей создания и других признаков, различают различные виды транспортных коридоров. Современный уровень глобализации и интеграции национальных и мировой экономики, в том числе и логистических систем государств, требует рассмотрения транспортных коридоров с точки зрения создания, функционирования и развития международных транспортных коридоров.
Глобализация бизнеса и интеграция транспортных систем отдельных стран в мировую транспортную систему потребовала интенсивного развития международных транспортных коридоров, через которые осуществляются основные транзитные грузопотоки.
При исследовании транспортных коридоров прежде всего следует уделить внимание возможностям повышения эффективности транспортных операций в коридоре и использования преимуществ естественного транспортного потенциала страны (заливов, каботажного плавания, внутренних водных путей и т. д.) и недорогих, но эффективных видов транспорта. Определяется, какие виды транспорта являются конкурирующими на рассматриваемом направлении, а какие играют собственную роль в транспортном коридоре и служат для удовлетворения той части спроса на перевозки, которая зависит от его технических возможностей. Для решения этих сложных задач привлекается весь исследовательский арсенал, включая различные типы математических моделей и их систем, интуицию людей, мнения опытных экспертов и т. д., т. е. исследования транспортных коридоров – предмет системного анализа.
В ходе Конференции на Крите были определены девять транспортных коридоров, которые должны соединять Западную Европу с Восточной. Они получили название «критские транспортные коридоры». В определенных на Крите и в Хельсинки МТК участвуют три вида транспорта: железнодорожный; автомобильный; водный. В 1997 г. (в Хельсинки) во время 3-й Панъевропейской конференции число коридоров было увеличено до десяти.
1. Беларусь. Развитие транспортной системы до 2030 года / Электронный ресурс // Ассоциация международных автомобильных перевозчиков БАМАП. – Минск, 2016. – Дата доступа: 03.02.2016. Режим доступа: http://bamap.org/information/news/2013/03/13/20133/
2. Беларусь. Трансъевропейские транспортные коридоры / Электронный ресурс // Ассоциация международных автомобильных перевозчиков БАМАП. – Минск, 2016. – Дата доступа: 03.02.2016. Режим доступа: http://www.bamap.org/information/news/2007/06/04/4641/
3. Венгура, А. В. Проблемы и перспективы развития транспортной логистики Республики Беларусь / А. В. Венгура // Экономика глазами молодых. – Минск, 2011. – С. 135-137.
4. Володин И. В. «Критские коридоры» – возможность интеграции для России в мировую транспортную систему / И. В. Володин // Вестник СПбГУ. – 2000. – № 1. – С. 108–111.
5. Гаджинский, А.М. Основы логистики: учеб. пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996. – 124 с.
6. Горяев, Н. К. Основы логистики: учебное пособие / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 78 с.
7. Еловой, И. А. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: теория, методология, организация / И. А. Еловой, И. А. Лебедева; под науч. ред. В. Ф. Медведева; Бел. гос. университет транспорта. – Минск: Право и экономика, 2011. – 461 с.
8. Еловой, И. А. Формирование инновационной транспортно-логистической системы Республики Беларусь / И. А. Еловой / Электронный ресурс // Белорусский государственный университет. Электронная библиотека. – Минск, 2016. – Дата доступа: 03.02.2016. Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/103823/1/Тезисы%20Еловой%20И.А..doc
9. Еловой, И. А. Формирование транспортно-логистической системы Республики Беларусь: учеб.-метод. пособие / И. А. Еловой, А. А. Евсюк, В. В. Ясинский. – Гомель: БелГУТ, 2012. – 155 с.
10. Ельдештейн, Ю. М. Логистика: учеб.-метод. комплекс / Ю. М. Ельдештейн. – Красноярск, 2006. – 387 с.
11. Иванов, Ф. Ф. Транспортно-логистическая система Республики Беларусь: (формирование и развитие) / Ф. Ф. Иванов. – Минск: Право и экономика, 2013. – 159 с.
12. Карбанович, И. И. Международные автомобильные перевозки: учеб. пособие / И. И. Карбанович. – 2-е изд., доп. – Минск: Центр «БАМЭ-Экспедитор»: Артия Групп, 2013. – 396 с.
13. Кочемасова, А. В. Международная логистика: учеб. пособие / А. В. Кочемасова. – Хабаровск, 2012. – 237 с.
14. Кудряшов, Н. Использование транзитного потенциала Республики Беларусь посредством формирования транспортно-логистической системы // Журнал международного права и международных отношений. – 2014. – № 2. – С. 37-41.
15. Кузнецова, Е. М. Сущность и иерархия понятия «международный транспортный коридор» / Е. М. Кузнецова // Известия Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов. – 2009. – №1. – С. 29-34.
16. Кузнецова, Т. В. Обоснование выбора метода размещения объектов в цепи поставок / Т. В. Кузнецова // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2014. – № 1. – С. 32-34.
17. Логистика. Управление автомобильными перевозками: практический опыт / Курганов В.М. – М., 2007. – 248 с.
18. Логистика: учеб.-методическое пособие / И. А. Еловой. – Гомель: БелГУТ, 2011. – 165 с.
19. Международные автомобильные перевозки грузов и транспортно-экспедиционная деятельность: учеб. пособие / под ред. Седюкевич В.Н. – Минск: БНТУ, 2006. – 149 с.
20. Международные транспортные операции и логистика: курс лекций / Н. Г. Дзикович. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2007. – 195 с.
21. Назаренко, В. М. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 137 с.
22. Национальный статистический комитет Республики Беларусь / Электронный ресурс // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 03.02.2016 г. Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/.
23. О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – № 196.
24. О Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 1249; в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2014 г. № 402 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 223.
25. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 3.
26. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 3.
27. Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках: Закон Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З; в ред. Закона Республики Беларусь от 10 января 2015 г. № 242-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007. – № 199.
28. Островский А. Транзитный потенциал Беларуси / Электронный ресурс // Министерство иностранных дел Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 03.02.2016. Режим доступа: http://mfa.gov.by/press/ smi/efe30749798455b9.html.
29. Состояние автомобильного транспорта в Едином экономическом пространстве / Электронный ресурс // Международный союз автомобильного транспорта. – Минск, 2016. – Дата доступа: 03.02.16. Режим доступа: http://www.iru-eapd.org/detail_publications/id.145.
30. Стратегии развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2010 г. // Транспортный вестник. – 2009. – № 2. – С. 4-5.
31. Транспорт и логистика Республики Беларусь, 2013: справочник / М-во транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, М-во торговли Респ. Беларусь, Ассоц. междунар. экспедиторов и логистики «БАМЭ». – Минск: БАМЭ-Экспедитор: Артия Групп, 2012. – 283 с.
32. Транспорт и связь в Республике Беларусь – 2014. Статистический сборник. – Минск: Национальный статистический комитет
Республики Беларусь, 2014. – 126 с.
33. Холопов, К. В. Экономика и организация внешнеторговых перевозок: учебник / К. В. Холопов. – М.: Юристъ, 2000. – 239 с.