ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДУКТОВ И БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Экономическое содержание продуктов для физических лиц
1.2 Сущность бизнес-процессов банковского обслуживания физических лиц
1.3 Правовое регулирование продуктов и бизнес-процессов банковского обслуживания физических лиц
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДУКТОВ И БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «АСБ Беларусбанк» и ее влияние на учетную политику
2.2 Оценка состояния банковских продуктов ОАО «АСБ Беларусбанк» для физических лиц
2.3 Оценка бизнес-процессов банковского обслуживания физических лиц в ОАО «АСБ Беларусбанк»
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОДУКТОВ И БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ РОЛИ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современная банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом. Банки представляют собой не просто атрибут отдельного экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ. Это глобальное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
В современных экономических условиях, коммерческие банки становятся важным элементом рыночной инфраструктуры. Развитие банковской деятельности является необходимым условием реального создания рыночного механизма. При этом как развитие отдельной банковской системы, так и развитие национальной и мировой экономи¬ки определяется одним из основных факторов – сферой финансовых услуг, которая включает в себя банковские услуги. Современную стратегическую концепцию банковского дела определяет изменение целеполагающего начала управления банковской деятельностью – от прибыли кредитного учреждения к выгоде всех заинтересованных агентов, в том числе и физических лиц, которые сегодня являются для банков одним из ключевых и наиболее динамично развивающихся рыночных сегментов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективная организация, управление и развитие розничного сегмента практически для любого современного банка является не только источником получения доходов от деятельности, но и способом удержания рыночных позиций, повышения конкурентоспособности на рынке и обеспечения финансовой устойчивости банка. Это обусловлено в том числе тем, что при формировании ресурсной базы сегодня конкурентные преимущества получают те кредитные организации, которые способны предоставить наиболее выгодные условия именно населению, выступающему источником большого количества свободных денежных ресурсов. Кроме того, организация эффективной работы с населением банками выступает сегодня одним из действенных инструментов выравнивания и улучшения социально-экономического положения отдельных категорий граждан, оказывая при этом и положительное воздействие на реальный сектор экономики.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДУКТОВ И БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Экономическое содержание продуктов для физических лиц
Банковская деятельность на рынке розничных услуг предоставляет широкий спектр персональных банковских услуг, включая ведение сберегательных и чековых счетов, ипотеку, личные ссуды, платежные услуги дебетовые и кредитные пластиковые карты и т.д. Многие розничные продукты коммерческих банков также распространяются на малый и средний бизнес. Движущей силой работы банка в розничном секторе за рубежом выступают рынки массового потребления.
В отличие от оптовой, работа банка в розничном секторе сосредоточена на потребительских рынках. Сегодня многие продукты и услуги зарубежного розничного банковского обслуживания модернизированы и предоставляются в электронном виде, посредством компьютерных терминалов, позволяющих клиенту осуществлять операции без участия банковских служащих или посредством виртуальной розничной деятельности, получившей название Интернет-банкинга (Internet-banking).
Анализ экономической литературы показывает, что универсального, общепринятого определения розничного банковского бизнеса нет. Авторы-экономисты и исследователи расходятся в таких понятиях, как «розничный банковский бизнес» и «розничная банковская деятельность». Однако, изучение подходов различных авторов к этим понятиям позволяет сделать выводы о том, что в целом эти определения при изучении розничного бизнеса коммерческого банка можно использовать, как синонимы.
Так, большая группа авторов (А. А. Попова, Ш. З. Закиров, И. А. Основин и др.) дают определение розничного бизнеса как целенаправленной деятельности банка или отношений между банком и клиентом по поводу продажи (обслуживания) розничных продуктов. Различия в определениях обусловлены деталями, которые авторы вносят в определение розничного банковского продукта, а также включением или невключением в категорию клиентов малого бизнеса. Например, И. А. Основин определяет розничный бизнес как «функционально обособленную систему отношений между банками и частными клиентами по поводу продажи банковских продуктов на основе использования унифицированных процессов обработки банковской информации, единой технологии совершения банковских операций и инструментарно-методического аппарата теории массового обслуживания» [47, c. 14].
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДУКТОВ И БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «АСБ Беларусбанк» и ее влияние на учетную политику
Открытое акционерное общество «Сберегательный банк «Беларусбанк», в дальнейшем именуемое «Банк», образовано в результате слияния Сберегательного банка Республики Беларусь и акционерного коммерческого банка «Беларусбанк» на основании Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа1995 г. № 340 «Об усилении гарантий государства по сохранности и эффективному использованию денежных вкладов населения и мерах по дальнейшему совершенствованию банковской системы Республики Беларусь» и решения собрания акционеров акционерного коммерческого банка «Беларусбанк» от 30 августа 1995 г. (протокол № 2).
Банк является универсальным кредитно-финансовым учреждением, совершающим весь спектр банковских и иных операций, предусмотренных Банковским кодексом Республики Беларусь, и осуществляющим свою деятельность на основании:
– лицензии на осуществление банковской деятельности № 1 от 11.01.2019, выданной Национальным банком Республики Беларусь;
– лицензии Министерства финансов Республики Беларусь на право осуществления профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам № 02200/5200-1246-1089 (действительна до 29.07.2022).
Банк в 2020 году не только сохранил, но и укрепил лидирующие позиции на основных сегментах банковского сектора. Так, на 01 января 2021 года доля Банка по кредитам юридическим лицам составила 46,4% (прирост 3,7 п. п.), по кредитам физическим лицам 57,7% (прирост 1,2 п. п.), по депозитам юридических лиц – 38,2% (прирост 0,2 п. п.), по депозитам физических лиц – 43,2% (прирост 0,1 п. п.), по привлеченным средствам нерезидентов – 50,5% (прирост 10,8 п. п.).
Следует отметить, что 2020 год стал одним из самых сложных и напряженных с точки зрения взаимодействия с зарубежными партнерами. Однако репутация Беларусбанка как надежного финансового института с устойчивыми финансовыми показателями позволила нарастить значительные объемы привлечения иностранных ресурсов. Так, за 2020 год на валовой основе привлечено более 2,0 млрд долларов США в эквиваленте. Обеспечено финансирование крупных проектов наших клиентов.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОДУКТОВ И БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ РОЛИ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Проведенное исследование розничного банковского бизнеса ОАО «АСБ Беларусбанк» позволило выявить следующие проблемы:
1. Замедление темпа роста ресурсной базы, что снижает возможности банка в проведении активных операций. При этом доля средств физических лиц в ресурсной базе банка постепенно снижается за счет более быстрого прироста средств юридических лиц.
2. В структуре вкладов населения наблюдается замедление роста безотзывных депозитов и ускорение роста отзывных депозитов, что ограничивает маневренность активной политики банка из-за возможности досрочного изъятия средств клиентами.
3. Рост объема кредитного портфеля физических лиц замедлился по сравнению с 2019 годом, что снижает величину возможных процентных доходов банка. Помимо этого, в 2020 году качество розничного кредитного портфеля характеризовалось ухудшением, что проявилось в росте просроченной задолженности.
4. В 2018-2019 гг. расходы банка по розничному бизнесу превышали доходы банка по розничному бизнесу, что привело к отрицательному уровню прибыльности доходов. Однако в 2020 году доходы банка впервые за анализируемый период превысили расходы, тем самым позволив получить положительное значение показателя прибыльности доходов.
Исследование современной практики развития банковского ритейла показывает, что основным фактором экономического роста банка в розничном секторе является постоянное изучение предпочтений и изменяющихся требований потенциальных и существующих клиентов, их потребности в создании новых и совершенствовании имеющихся продуктов и услуг. Современной тенденцией в области работы банков с розничным сектором становится разработка комплексных банковских продуктов, максимально удовлетворяющих эти потребности.
В рамках розничного бизнеса все частные клиенты на современном этапе отчетливо подразделяются на две большие группы:
– состоятельные клиенты (VIP-персоны) – для представителей этой группы создается особая система индивидуального обслуживания с большой консультационной составляющей;
– широкая рыночная клиентура – формируется диверсифицированный продуктовый ряд, способный мобильно меняться в соответствии с потребностями рынка и отдельными укрупненными сегментами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Розничный банковский бизнес в современном понимании может быть определен, как обособленная (организационно и функционально) часть деятельности коммерческого банка, осуществляемая банком в сфере обслуживания физических лиц. Для современного коммерческого банка работа с розничным сектором и организация эффективного обслуживания физических лиц является одним из наиболее перспективных направлений работы, что обусловлено как более высоким уровнем доходности этого сектора, так и формированием постоянной клиентской базы, которая оказывает косвенное влияние в том числе и на результаты работы с корпоративным сектором (клиент, как физическое лицо, может быть руководителем крупной компании, принимающим решение о выборе обслуживающего банка).
В Республике Беларусь наиболее распространенными розничными услугами являются кредитование физических лиц, привлечение средств населения во вклады (депозиты), расчеты с использованием банковских пластиковых карточек, прием платежей в пользу юридических лиц.
Во второй главе был проведен анализ развития розничного бизнеса ОАО «АСБ Беларусбанк». В целях анализа были рассмотрены депозитные операции, кредитные операции, данные расчетно-кассового обслуживания, банковского страхования и операций с банковскими платежными карточками.
Депозитный портфель физических лиц в 2019 году характеризовался низким ростом – 160 775 тыс. руб. или 1,9 %. Однако в 2020 году рост ускорился до 4,6 %. В конечном итоге объем розничного депозитного портфеля составил 9 101 754 тыс. руб. При этом доля вкладов физических лиц составила 52,6 % от совокупного депозитного портфеля банка, что на 2,7 п. п. меньше, чем в 2018 году. При этом в 2019 году наблюдалось сокращение облигаций, выпущенных для физических лиц и сберегательных сертификатов.
Объем выдаваемых физическим лицам кредитов в 2018-2020 гг. вырос с 4 127 294 тыс. руб. до 6 121 750 тыс. руб. В 2020 году доля кредитов физическим лицам в структуре активов составила 22,34 %, увеличившись в сравнении с 2018 годом на 6,6 п. п. Удельный вес кредитов физическим лицам в кредитах клиентам банка в 2020 году составил 30,6 %, что на 6,23 п. п. больше уровня 2018 года. Наибольшую часть розничного кредитного портфеля занимают непросроченные кредиты.
1. Аликаева, М. В. Кредитная политика как инструмент деятельности коммерческого банка / М. В. Аликаева, М. С. Оборин, А. А. Шинахов // Сетевой научный журнал. – 2087. – № 6. – С. 152-167.
2. Аникеев, М. Депозитные операции банков / М. Аникеев // Вестн. Ассоц. бел. банков. – 2018. – №19. – C. 21-23.
3. Антонов, Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки: учеб. пособие / Н.Г. Антонов, М.А. Пессель. – М. : Финстатинформ, 2019. – 743 с.
4. Банки и банковские операции: учебник /Е.Ф. Жуков [и др.]; под ред. Е.Ф.Жукова – М.: Банки и биржи, 2019. – 529 с.
5. Банковские операции: учеб. пособие / Под общей ред. О.И. Лаврушина. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 396 с.
6. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-3 (в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 133-З ) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7. Банковское дело / А. В. Тютюнник, А.В. Турбанов. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 608 с.
8. Банковское дело / О.И. Лаврушин [и др.]; под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 578 с.
9. Банковское дело : учеб. / под ред. Е. Ф. Жукова, Н. Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2019. – 591 с.
10. Банковское дело: учеб. пособие / А.М. Таваснев, В.А. Москвин. – Минск: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 287с.
11. Банковское дело: учеб. пособие / М.А. Петров [и др.]; под ред. М.А. Петрова. – М.: Рид Групп, 2019. – 240 с.
12. Банковское дело: учебник / Г.Н.Белоглазова [и др.]; под общ. ред. Г.Н.Белоглазовой и Л.П.Кроливецкой. – Санкт-Петербург: Финансы и статистика, 2019. – 592 с.
13. Банковское дело: учебник / под ред. Г Г. Коробовой. – М.: Юристь, 201. – 751 с.
14. Батракова, Л. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебник / Л. Г. Батракова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 20139. – 351 с.
15. Боброва, М. Б. Методы эффективного управления кредитной организацией на современном этапе / М. Б. Боброва // Вестник университета. – 2018. – № 4. – С. 5-7.
16. Бубнова, И. Ю. Новые банковские продукты и услуги: создание и внедрение в кредитную организацию / И. Ю. Бубнова // NovaInfo. – 2018. – № 67. – С. 178-186.
17. Будников, А. А. Банковские продукты и методы их реализации / А. А. Будников, В. В. Руденко // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: Сборник статей международной НПК. – 2018. – С. 32-34.
18. Галова, А.В. Кредитный рынок в Республике Беларусь: проблемы и факторы развития / А.В. Галова, Д.Н. Сайкова // Банковский вестник. – 2018. – № 8. – С. 18–25.
19. Герасимова, Е.Б. Банковские операции: учеб. пособие. / Е.Б. Герасимов, И.Р. Унанян, Л.С. Тишина. – М.: Форум, 2018. – 613 с.
20. Дащинская, Н. П. Финансово-банковская статистика: учеб. пособие / Н. П. Дащинская. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2019. – 327 с.
21. Девятайкина, А. Е. Внедрение инновационных кредитных продуктов в банковской сфере / А. Е. Девятайкина // Российская экономика: взгляд в будущее. – 2018. – С. 287-296.
22. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие / Г.С. Кузьменко [и др.]; под ред. Г.С. Кузьменко. – Минск: БГЭУ, 2018. – 444 с.
23. Довнар, Ю.П. Правовое стимулирование организованных сбережений на современном этапе / Ю.П. Довнар // Юстиции Беларуси. – 2017. – №4. – С. 36-38.
24. Жарковская, Е.П. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка: учебник / Е.П. Жарковская. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2019. – 325 с.
25. Зайцева, И. Г. Розничный банковский бизнес в условиях цифровой экономики / И. Г. Зайцева // Развитие финансовых отношений в период становления цифровой экономики. – 2018. – С. 36-43.
26. Зернова, Л. Е. Анализ способов продвижения розничных банковских услуг / Л. Е. Зернова // Экономические исследования и разработки. – 2020. – №. 4. – С. 71-78.
27. Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата: утв. Правлением Национального банка Республики Беларусь 30.12.03: в ред. постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2018 № 149 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
28. Инструкция о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь №34 от 18.01.2013 (с изменениями на 18.05.2020 № 155) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
29. Киселева, И.А. Коммерческие банки: модели и информационные технологии в процедурах принятия решений / И. А. Киселева – М.: Инфра-М, 2017. – 212 с.
30. Кодашева, Г. С. Розничные банковские продукты в цифровой экономике / Г. С. Кодашева // Финансовые инновации в цифровой экономике. – 2018. – С. 126-142.
31. Козлова, И.К. Анализ деятельности банков: учеб. пособие / И.К. Козлова [и др.]; под общ. ред. И.К. Козловой. – Минск: Выш. шк., 2017. – 240 с.
32. Костерина, Т.М. Банковское дело: учебник / Т. М. Костерина. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 332 с.
33. Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко. – Минск: БГЭУ, 2018. – 444с.
34. Лаврушин, О.И. Банковское дело: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2019. – 800 с.
35. Мурзин, С.В. Банковские продукты и услуги: перспективы будущего / С.В. Мурзин // Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов. Международная научно-практическая конференция: материалы и доклады. – 2019. – С. 239-241.
36. Муршель, Ю. Э. Розничная стратегия коммерческого банка: понятие, классификация и роль в современном банковском обслуживании / Ю. Э. Муршель // Цифровая экономика и финансы. – 2020. – С. 273-277.
37. О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц: Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. №369-3; в ред. Закона от 10 января 2015 г. № 240-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
38. О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты): Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22; с изм. и доп. на 01.07.2017 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
39. Об утверждении Инструкции по выпуску, обращению и погашению депозитных и сберегательных сертификатов: Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 219; в ред. Постановления №1 от 28.10.2018 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
40. Ольхова, Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: учеб. пособие для вузов / Р.Г. Ольхова. – М.: КноРус, 2018. – 288 с.
41. Организация деятельности коммерческих банков: учебник / Г. И. Кравцова Г.И. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2018. – 478 с.
42. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://nbrb.by/.
43. Переосмысление банковского ритейла: мировые тенденции / Н. Артаманов [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал «VC.RU». – Режим доступа: https://vc.ru/design/75210-pereosmyslenie-bankovskogo-riteyla-mirovye-tendencii.
44. Печникова, А.В. Банковские операции: учеб. для сред. проф. образования / А.В. Печникова, О.В. Маркова [и др.] – М.: Норма, Инфра-М, 2019. – 650 с.
45. Поваров, А. В. Розничный блок коммерческого банка, как система управления / А. В. Поваров // Известия УрГЭУ. – 2018. – № 1. – С. 91-97.
46. Покачалова, А. С. Финансово-правовые аспекты работы банков при продаже страховых продуктов / А. С. Покачалова // Банковское право. – 2018. – №. 6. – С. 38-43.
47. Полищук, А.И. Банк и клиент: регулирование взаимоотношений и понятийный анализ инструментов обслуживания / А. И. Полищук // Банковские услуги. – 2018. – № 3. – С. 11-17.
48. Пузырев, М.В. Управление банковскими продуктами: учеб. пособие / М. В. Пузырев. – М.: Издат, 2019. – 157 с.
49. Ремизова, Е. А., Кабешева, А. М. Особенности банкострахования как формы интеграции банковского и страхового бизнеса / Е. А. Ремизова, А. М. Кабешева // Менеджмент в социальных и экономических системах. – 2018. – С. 282-285.
50. Рынок розничных банковских услуг: современные аспекты и дальнейшее развитие / Т. Поголешко // Банковский вестник. – 2018. – №1. – с. 5-13.
51. Сироткин, А. С. Особенности трансформации способов ведения банковского розничного бизнеса в современных условиях / А. С. Сироткин // Креативная экономика. – 2019. – № 5. – С. 979-990.
52. Современная экономическая энциклопедия / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2018. – 880 с.
53. Солтаханов, А. У. Проблемы и перспективы развития розничного банковского бизнеса в современных условиях / А. У. Солтаханов // Инновационная наука. – 2018. – № 12. – С. 183-187.
54. Сотников, Е.А. Актуальные вопросы использования современных электронных платежных инструментов и средств платежа, интернет-банкинга и иных систем дистанционного обслуживания / А.Е. Сотников // Банковский вестник. – 2019. – № 4. С. 9–15.
55. Тавасиев, А. М. Банковское дело: в 2 Ч., часть 1: Общие вопросы банковской деятельности: учебник / А. М. Тавасиев. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 186 с.
56. Тавасиев, А. М. Банковское дело: в 2 Ч., часть 2: Технологии обслуживания клиентов банков: учебник / А. М. Тавасиев. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 301 с.
57. Франциско, О. Ю. Автоматизация системы розничного кредитного процесса коммерческого банка / О. Ю. Франциско // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 2. – С. 1151-1160.
58. Шатковская, Е.Г. Финансовая политика кредитных организаций: теория и методология / Е. Г. Шатковская. – Екатеринбург, 2018. – 210 с.
59. Шестак, О.Н. Розничный бизнес банка: учеб. пособие / О.Н. Шестак, Л.П. Левченко. – Минск: Вышэйшая школа, 2019. – 143 с.