Социализация подростков в процессе культурно-досуговой деятельности
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социализация подростков в процессе культурно-досуговой деятельности»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Социализация подростков в процессе культурно-досуговой деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Оценка отношений подростков с группой».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оценка агрессивности в отношениях (А. Ассингер).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и этапы социализации
1.2 Социально-психологические особенности подростков
1.3 Роль культурно-досуговых учреждений в процессе социализации подростков
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Экспериментальное исследование уровня социализации подростков
2.2 Методические рекомендации по организации культурно-досуговой деятельности подростков с целью их социализации
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Социализация является одним из важнейших этапов в жизни человека. Процесс активного становления личности, не теряя своей актуальности, в современную эпоху приобретает отличительные черты, которые включают в себя усложнение критериев социальной зрелости, трансформацию. На каждом из этапов социализации могут возникать трудности и противоречия. Современное общество, столкнувшись с рядом кризисов, сформировало потребность в новом типе личности, тем самым предъявив повышенные требования к подрастающему поколению. Данные процессы повлекли за собой изменения во взглядах на процессы социализации. Практически в каждом возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Однако, подростки, как переходная группа от детства к взрослости, объективно оказываются в группе риска.
Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства и отрочества складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой в существенной степени зависят от окружающей обстановки. Подростковый возраст – это период, когда психический и физиологический аспекты развития подвергаются качественной перестройке. В этом возрасте активизируются акцентуации характера, возникают защитные формы поведения.
Социализация подростков – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и результат их прохождения формирует будущую личность человека, его основные вкусы, модели поведения, а главное самооценку.
В этой связи большое значение отводится социально-культурной деятельности специалистов культурно-досуговых учреждений, которая должна быть направлена на приобщение детей и подростков к богатой, разнообразной культуре, существующей не просто для того, чтобы познавать ее, но для того, что воспитывать и совершенствовать себя в ней.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и этапы социализации
В современной литературе существует несколько подходов к определению понятия социализации. С позиций субъект-объектного подхода социализация рассматривается как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. В процессе социализации человек занимает пассивную позицию. У истоков этого подхода стояли Э. Дюркгейм Т. Парсонс.
Представители субъект-субъектного подхода указывают на активную позицию человека в процесс социализации, который не только адаптируется к социуму, но и оказывает влияние на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Среди основоположников этого подхода можно назвать Ч. Кули и Дж. Г. Мида. С позиций субъект-субъектного подхода социализация можно определяется как развитие и самоизменение индивида в процессе усвоения и воспроизводства культуры, осуществляемое во взаимодействии со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [4, с. 94].
В рамках комплексного подхода (Р.М. Шамионов) социализация личности рассматривается в качестве многофункционального и многоуровнего процесса. В работе Р.М. Шамионова предлагается процессуальная модель социализация личности, которая описывает этот процесса на нескольких уровнях: на уровне взаимообусловленных детерминаций внешних (норм, традиций, условий реальной жизни, ожиданий), на уровне внутренних (свойств, характеристик, моделей поведения личности) инстанций, а также на уровне самоактуализации, личностной зрелости и удовлетворенности [19, с. 82].
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Экспериментальное исследование уровня социализации подростков
Цель исследования – изучение уровня социализации подростков.
База исследования: ГУО ________
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 40 подростков.
Для исследования уровня социализации подростков были поставлены следующие задачи:
1. подбор комплекса методик, необходимых для определения исходного уровня социализации подростков;
2. анализ и интерпретация полученных результатов;
3. разработка рекомендаций по организации культурно-досуговой деятельности подростков с целью их социализации.
Для достижения цели эксперимента мы разработали диагностический комплекс, включающий в себя:
1. Анкету «Оценка отношений подростков с группой» (Приложение А);
2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях) (Приложение Б).
Для выявления особенностей взаимодействия личности подростка с группой в современных социокультурных условиях была составлена анкета «Оценка отношений подростков с группой». Дадим характеристику данной методике.
Предлагаемый метод позволяет выделить три возможных «типа» восприятия, осуществляемого индивидом в группе. В этом случае роль группы в индивидуальной работе выступает индикатором типа восприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социализация предполагает процесс включения индивида в социальную практику, приобретения социальных свойств и качеств, усвоения общественного опыта и реализации своей сущности путем выполнения конкретной роли в практической деятельности. В процессе социализации личность приобретает социальный опыт, расширяет среду общения и деятельности, развивает процесс саморегуляции, осуществляет становление самосознания и активной жизненной позиции.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в процессе воспитания. Чаще всего это состояние связывают с половым созреванием. В периоды активного роста и изменения организма подростки могут испытывать чувство тревоги, депрессии или повышенной возбудимости. Этот период часто приводит к болезненным переживаниям подростка, что связано с тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от уровня большинства сверстников. Следствием такого негативного опыта может стать низкая самооценка.
Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой, эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Социально-культурная деятельность в сфере досуга характеризуется многообразием занятий, обусловленных принципиальной неповторимостью, уникальностью и самобытностью личности человека, посвящающего им свое свободное время.
Цель исследования – изучение уровня социализации подростков. Для достижения цели эксперимента мы разработали диагностический комплекс, включающий в себя: анкету «Оценка отношений подростков с группой» и тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях).
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 384 с.
2. Ахиезер, А. Социально-культурные проблемы развития: Философский аспект / А. Ахиезер. – М. Высшая школа, 2012. – 486 с.
3. Божович, Л.И. Подростковый возраст / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – Москва : Академия, 2001. – с. 219.
4. Брейк М. Сравнительная молодежная культура / пер. с англ. Е. Омельченко // Омельченко, Е. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Омельченко. – М.: Институт социологии РАН, 2009. – 278 с.
5. Бюлер, Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка : хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 2007. – С. 9-19
6. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: Учебник / А.Ф. Воловик. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2008. – 235 с.
7. Воронецкая, Л.М. Взаимосвязь социализации и процесса воспитания личности / Л.М. Воронецкая // Интеграция педагогической науки и практики как доминирующий фактор развития образования ХХI века : методология, теория, технология : Материалы Междунар. Науч.-практич. Конфер., Минск, 28-29 ноября 2013 г. / Бел. Гос. Пед. Ун-т им. М. Танка. – Минск, 2013. – с. 16-18.
8. Выготский, Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика 2004. – 132с.
9. Дридзе, Т.М., Основы социально-культурного проектирования / Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова. – М. Профиздат, 2015. – 197 с.
10. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И.Н. Ерошенков. – М.: НГИК, 2014. – 32 с.
11. Крысько, В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. – М.: Вузовский учебник, 2018. – 448 c.
12. Руденко, А.М. Социальная психология для бакалавров: учебник / А.М. Руденко. – РнД: Феникс, 2016. – 332 c.
13. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: Учебник для бакалавров / А.Л. Свенцицкий. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 408 c.
14. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2012. – 576 с.
15. Столяренко, Л.Д. Социальная психология (для бакалавров) / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – М.: КноРус, 2018. – 80 c.
16. Трошин, О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцев. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 217 с.
17. Фалькович, Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 кл. / Т.А. Фалькович. – М.: ВАКО, 2007. – 270 с.
18. Чебатарев В. А. Социализация в формировании личности кадровых военнослужащих / В. А. Чебатарев, А. Д. Лопуха // МНКО. – 2019. – №6. – c. 49-56.
19. Шамионов, Р.М. Социализация личности: системно–диахронический подход / Р.М. Шамионов // Психологические исследования. – 2013. – № 27. – С. 8-11.
20. Шпрангер, Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Психология подростка : хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов – М., 2007. – 193 с.
21. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – 16 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Оценка отношений подростков с группой».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оценка агрессивности в отношениях (А. Ассингер).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты