ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1. Уровень жизни, качество жизни
2.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет
3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение социальных явлений и процессов проводятся по всему миру. Только с помощью исследований и создания системы управления, возможно, обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества. Недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления производства, предотвращение кризисов, улаживания конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований.
В современных условиях ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого потенциала человека. Человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Отсюда – необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы посредством разработки и реализации направлений социальной политики.
Актуальность темы. Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики – часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств.
Цель работы – комплексное изучение социальной политики Республики Беларусь.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной политики государства.
2. Определить место и роль социальной политики в экономической политике государства.
3. Изучить принципы и особенности функционирования социальной политики в Республике Беларусь
4. Определить пути и тенденции совершенствования социальной политики Республики Беларусь
В качестве объектов данной работы рассматриваются отраслевые блоки общества, функционирование которых может отразиться на уровне жизни населения и социальной структуре общества. К таким блокам относятся рынок
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Существует несколько определений термина «социальная политика». Социальная политика - это сфера изучения, включающая экономическую, политическую, социоправовую и социологическую экспертизу способов, какими центральная и местная политика затрагивают жизнь индивидуумов и общин [20, c.341-344].
Специалисты употребляют данный термин, чтобы выяснить каким образом государство приняло на себя социальную ответственность, вмешиваясь в рыночную экономику с целью повышения индивидуального благосостояния. Это вмешательство происходит через проведение социальных реформ - это политические и социальные меры, направленные на устранение социальных проблем.
Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.
Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг, участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру, реализацию принципа социальной справедливости [1, c.143-157].
Статья 1 Конституции Республики Беларусь определяет Республику Беларусь как социальное государство. Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах соц. равенства, всеобщей солидарности, взаимной ответственности.
Социальные обязанности граждан Республики Беларусь: заботиться о воспитании детей, их здоровья, развитии и обучении; заботиться о родителях и лицах их заменяющих [4].
Направления социальной политики Республики Беларусь:
1. Охрана труда и здоровья людей.
2. Создание условий, дающих возможность личности обеспечить себе достойный уровень существования.
3. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.
4. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
5. Развитие системы социальных служб.
6. Установление государственных пенсий, пособий. Рассмотрение социальной политики принято начинать с понятия «социальной безопасности», наиболее часто употребляемого в смысле обеспечения основ безопасности жизнедеятельности, как отдельного индивида, так и всего общества в целом [4].
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1. Уровень жизни, качество жизни
Социальная политика призвана содействовать развитию отношений справедливости в обществе, формировать систему социальной защиты, а также обеспечивать условия для роста благосостояния и проведения определенной политики доходов. В соответствии с этими функциями в рамках социальной политики следует решить следующие задачи:
− подготовка и реализация программ занятости;
− помощь наиболее социально уязвимым слоям населения;
− обеспечение доступности ценностей культуры; развитие образования, медицины, социальное страхование.
Результативность социальной политики можно оценить, если сравнить уровень и качество жизни населения различных стран. Применительно к конкретной стране имеет смысл анализ изменения социальной ситуации за определенный период времени. Важное значение имеет недопущение формирования "социального дна", возникновения диспропорций, сохранение и укрепление социального мира.
Уровень жизни – это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Вполне нормально, если их рост вызывает рост уровня жизни [3, c.422-445].
Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др. [8, c.297].
Среди показателей уровня жизни можно выделить обобщающие показатели, прежде всего объем потребляемых благ и услуг и распределение населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рациона питания и т.п.).
Среди перечисленных показателей важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения, динамика которого определяется уровнем заработной платы во всех сферах народного хозяйства, размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства, величиной выплат из общественных (социальных) фондов потребления, налоговой политикой государства и уровнем инфляции.
Качество жизни. В отличие от уровня жизни качество жизни оценить достаточно сложно, так как, во-первых, этот показатель выступает как
3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Поскольку в качестве главной цели социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу определено повышение уровня жизни народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню развитых европейских государств, очевидно, что основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения Беларуси на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.
Демографическая динамика играет определяющую роль в развитии человеческого капитала. Средняя ожидаемая продолжительность жизни является одним из важнейших интегральных показателей, характеризующих, с одной стороны, качество жизни в стране, с другой - комплекс поведенческих факторов, выражающихся в отношении людей к своему здоровью, своеобразной ответственности человека перед собой и обществом.
Оценим демографическую динамику с помощью данных таблицы 3.1.
Таблица 3.1 – Демографическая динамика за период 2010-2015 гг.
| Показатель | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
| Численность населения (на начало года), тыс. человек | 9 500 | 9 481 | 9 465 | 9 464 | 9 468 | 9 481 |
| Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. человек | -29,1 | -25,9 | -10,6 | -7,3 | -3,0 | -0,6 |
| Ожидаемая продолжительность жизни мужчин, число лет | 64,6 | 64,7 | 66,6 | 67,3 | 67,8 | 67,9 |
| Ожидаемая продолжительность жизни женщин, число лет | 76,5 | 76,7 | 77,6 | 77,9 | 78,4 | 78,5 |
Источник: Статистика РБ [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/. – Дата доступа: 18.03.16.
Как видно из таблицы 3.1 в стране наблюдается естественная убыль населения, однако данный показатель на протяжении все исследуемого периода снижается, что является положительной тенденцией реализации демографической политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование социального государства явилось результатом объективного исторического процесса. Только со временем социальные функции государства приобрели самостоятельное значение. Системы социальной защиты и социальное государство развивались в разных странах сходным образом. Промышленная революция, развитие капиталистических отношений привели к резкой социальной и материальной дифференциации общества, росту социальной напряженности. В этих условиях государство было вынуждено взять на себя функцию поддержания и повышения уровня социальной справедливости в обществе и создания равных условий для развития всех социальных групп и отдельных граждан. В результате в начале XX века во многих странах начинает формироваться социальное государство, в котором на первый план выходя социальная целесообразность и социальные ценности, а доминирующее положение занимает новое направление – социальная политика.
Особенностью социальной политики большинства современных государств является поиск моделей наиболее адекватных изменившимся условиям.
Основная цель социальной политики - повышение уровня и качества жизни населения Беларуси на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.
В настоящее время социально-экономическое развитие Республики Беларусь характеризуется множеством сложных проблем, среди которых, пожалуй, ведущее место занимают проблемы реализации социальной политики. В их числе — сложная демографическая ситуация, проблемы скрытой безработицы, бедности. Нуждаются в совершенствовании многие вопросы оплаты труда, доходов населения; развития отраслей социально-культурной сферы.
Необходимо отметить, что существующая практика по борьбе с бедностью и социальной защиты населения не в полной мере учитывает происходящие в стране институциональные изменения на пути формирования социально ориентированной рыночной экономики. Причины бедности в Беларуси необходимо искать, прежде всего, в вялой адаптации национальной экономики к процессам глобализации, неконкурентоспособности ряда отраслей и производств, низкой производительности труда, превалировании низкооплачиваемых работ.
Совершенствование системы регулирования доходов населения является крайне необходимым условием, сопровождающим повышение цен. Требуется ускорить затянувшийся процесс реформирования заработной платы, имея
1 Базылев Н.И. Макроэкономика / Н.И. Базылев. – М.: Инфра-М, 2004. — 190 с. 143-157
2 Головачев, А.С. Макроэкономика: курс лекций / А.С. Головачев, И.В. Головачева – 2-е изд., стер. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 256 с.
3 Ивашковский С.Н. Макроэкономика / С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2002. — 472 с. 422-445
4 Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=2101. – Дата доступа: 18.03.16.
5 Лебедева, Н.М. Ценности и социальный капитал как основа социально-экономического развития / Н.М. Лебедева // Журнал институциональных исследований. – 2010. – № 1. – С. 11 – 14.
6 Лемешевский, И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч.1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов / И.М. Лемешевский. – Минск: ФУАинформ, 2002. – 632 с.
7 Лепихов, М. Социальное государство и правовое регулирование соцзащиты населения / М. Лепихов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravogizn.h1.ru/KSNews/PIG_98.htm. – Дата доступа: 18.03.16.
8 Любимов, Л. Л. Основы экономических знаний / Л.Л. Любимов. – М.: Вита-Пресс, 1997. – 496 с.
9 Морова, А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений / А.П. Морозова. – Минск: ИСПИ, 2000. – 284 с
10 Николаевский, В.В. Социальная защита населения: теория и практика / В.В. Николаевский // Социология. – 2004. – № 3.
11 Сидорина, Т.Ю. Партнерство государства и институтов самоорганизации граждан в реализации социальной политики (теоретический аспект) / Т.Ю. Сидорина // TERRA ECONOMICUS. – 2010. – № 1. – С. 117 – 129.
12 Плотницкий, М.И. Экономическая теория(общие основы): Учеб. пособие / М.И. Плотницкий. – Минск: Современная школа, 2006. – 392 с.
13 Плотницкий, М.И. Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий. – Минск: Интерпрессервис; Мисанта, 2003. – 496 с.
14 Регулирование доходов [Электронный ресурс] / Сайт газеты Белта – Режим доступа: http://beldumka.belta.by/isfiles/000167_512785.pdf. – Дата доступа: 18.03.16.
15 Рынок труда в Республике Беларусь за 2015 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства труда и социальной зашиты Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/activity/sostojanie/. – Дата доступа: 18.03.16.
16 Сверж, А.Н. Финансовые вопросы социальной политики / А.Н. Сверж // Белорусский банковский бюллетень. – 2002. – № 18. – С. 173.
17 Силюк, Т.С. Социальная политика: курс лекций для студентов специальности 1-86 01 01 Соц. работа днев. и заоч. форм обучения / Т.С.Силюк, Е.И. Каверина; Брест. гос. ун-т имени А.С.Пушкина, Каф. теор. и прикладной экономики. – Брест: Изд-во БрГУ, 2008. – 65 с.
18 Смирнова, Р.А. Социальная политика суверенной Беларуси / Р.А. Смирнова. – Минск: ИСПИ, 1996. – 155 с.
19 Статистика РБ [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/. – Дата доступа: 18.03.16.
20 Трунин С.Н. Экономика труда / С.Н. Трунин. – М.: 2009. - 496 с. 341-344