Фискальная политика современного государства
БГТУ (Белорусский государственный технологический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Фискальная политика современного государства»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Фискальная политика современного государства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Понятие и содержание фискальной политики
1.2 Инструменты фискальной политики: государственные расходы и налоги
1.3 Фискальная политика современного государства
2 Особенности существования фискальной политики в Республике Беларусь
2.1 Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
2.2 Структура бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
2.3 Показатели бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь за 2017-2021 г
3 Развитие бюджетно-финансовой налоговой политики в Республике Беларусь
3.1 Основные недостатки фискальной политики Республики Беларусь
3.2 Направления совершенствования фискальной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Бюджетно-налоговая политика (иначе – фискальная политика) – это инструмент государственного регулирования макроэкономических процессов. Т.е. влияние оказывается не на конкретные организации или людей, но на экономику как систему. Тема бюджетно-налоговой политики очень актуальна, так как в условиях мирового экономического кризиса крупнейшие промышленно развитые страны переживают глубокий спад, инфляция достигает высокого уровня вследствие быстрого роста цен на биржевые товары, а в развивающемся мире происходит резкое замедление роста [20].
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.
Целью каждой страны является замедление и выход из рецессии, удержание инфляции под контролем, стабилизация национальной экономики. Бюджетно-налоговая политика является одним из важных инструментов государства на пути к достижению данных целей.
Национальная экономика нашего государства, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся в постоянной динамике, и от того, насколько грамотно правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Актуальность работы в том, что определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, и ее главные составляющие – государственный бюджет и налоги, которые, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и насколько правильно государство распоряжается бюджетом зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Понятие и содержание фискальной политики
Совокупность различных государственных мер, которые имеют направленность на упорядочение хода экономических процессов, а также используемые, для оказания влияния на данные процессы или предопределения их результатов называются экономической политикой.
В зависимости от области, на которую желает воздействовать государство, а также различных способов и инструментов осуществления государственной экономической политики различают несколько её видов. При этом, общепринятой, единой классификации данных видов экономической политики не существует, и различные авторы по-разному называют отдельные ее виды. В укрупненном плане принято выделять следующие виды государственной политики [20]:
– фискальная (финансово-бюджетная) политика;
– монетарная (кредитно-денежная) политика;
– внешнеэкономическая политика.
Стоит отметить, что бюджет и налоги являются главными средствами, которые используются при перераспределении доходов, а также наиболее важными орудиями для регулирования экономики и экономической политики на государственном уровне. В свою очередь бюджет и налоги также являются тесно связанными категориями, в связи с чем, часто говорят о бюджетно-налоговой политике, как совместном мероприятии. Вместо термина «бюджетно-налоговый» часто имеет место быть его синоним – «фискальный» (от лат. fiscus – государственная казна и fiscalis – относящийся к казне).
Фискальная политика оказывает как благотворное, так и отрицательное воздействие на стабильность национальной экономики. Отметим, что в целом фискальная политика проявляется в объединении различных государственных мероприятий, связанных с организацией управления финансовыми ресурсами страны, а также их использовании в целях решения разнообразных государственных социально-экономических проблем. Фискальная политика имеет возможность распространяться на мобилизацию и привлечение необходимых денежных средств для государства, а также их распределение и обеспечение применения данных средств по назначению.
В макроэкономическом анализе не существует единой, как уже говорилось выше, формулировки термина, определяющего фискальную политику. Существует множество ее определений, таких как [6]:
– фискальной политикой называется формирование государственного бюджета через систему налогообложения и последующее манипулирование средствами данного бюджета для достижения поставленных целей: роста производства, занятости, а также снижение темпов инфляции;
– фискальной политика называется совокупность мероприятий государства, направленных на регулирование государственных расходов и налогов, с целью достижения необходимого уровня занятости и дальнейшего экономического роста страны.
2 Особенности существования фискальной политики в Республике Беларусь
2.1 Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы определено: бюджетно-налоговая политика направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.
В области налоговой политики на 2021–2025 гг. продолжена налоговая реформа, которая продолжает обеспечивать закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности всей налоговой системы, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее повышение конкурентоспособности национальной экономики. Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налоговой нагрузки на экономику [15].
Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики на протяжении многих лет являлось сокращение дефицита бюджета на уровне, контролирующем обеспечение финансовой безопасности страны [5].
Основными недостатками проводимой в настоящее время в нашей стране бюджетно-налоговой политики являются ее преимущественно фискальный характер, который сдерживает производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей [2, с. 12].
В результате за последние несколько лет был достигнут значительный прогресс в создании бюджетной системы, отвечающей требованиям современных рынков. Фактически она перешла от административно-командного механизма перераспределения всех государственных ресурсов к рыночной налоговой системе и сочетанию бюджетных расходов, главным образом для обеспечения функционирования государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.
Однако существует ряд вопросов, требующих дальнейшего совершенствования бюджетного законодательства, направленного на снижение и повышение эффективности расходования бюджетных средств на принципах бюджетной дисциплины и устойчивости, эффективного распределения ресурсов и технической эффективности бюджетного процесса. При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика 2021 года будет направлена на [15]:
- создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и сосредоточение бюджетных ресурсов на решение критически важных задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;
- обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех этапах бюджетного процесса, включая создание новых систем финансовой поддержки регионов.
3 Развитие бюджетно-финансовой налоговой политики в Республике Беларусь
3.1 Основные недостатки фискальной политики Республики Беларусь
В настоящее время основным недостатком нашей бюджетной политики является ее характер, который ограничивает производственную и инвестиционную деятельность товаропроизводителей. Существует слабая координация между фискальной политикой и другими формами государственного регулирования, главным образом денежно-кредитной политикой.
Сильное налоговое давление ведет к сокращению налоговых и неналоговых доходов, стимулируя уклонение от уплаты налогов; ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, уменьшает налоговую базу, сокращает налоговые поступления в бюджет, способствует сдерживанию притока прямых иностранных инвестиций. В настоящее время значительная часть доходов населения страны поступает из негосударственных секторов экономики. Возможности государственного регулирования этих доходов ограничены, исключая практику административного взыскания части доходов на финансирование государственных расходов. Только через налоги можно постоянно участвовать в формировании доходов государственного бюджета.
Существенными недостатками национальной налоговой системы можно отнести [21]:
– отсутствие системного подхода к формированию концепции налоговой политики, которая бы обеспечивала устойчивый экономический рост, и соответствующую национальную модель экономики;
– высокий уровень фискального изъятия за счет применения налоговых и неналоговых инструментов;
– нестабильность налогового законодательства, что привело к произволу в системе налогового администрирования и отсутствию правовых гарантии для участников налоговых отношений, а также к уклонению представителей бизнеса от уплаты налогов.
В то же время тревожит рост целевых бюджетных и внебюджетных фондов, которые выходят за рамки общей концепции сокращения уровня изъятия доходов. Основная нагрузка ложится на фонды, механизм исчисления которых предусматривает обложение либо выручки от реализации продукции, товаров, услуг, работ, либо увеличение себестоимости.
Создание налоговой системы, достаточной для удовлетворения социально-ориентированной экономически, должно обеспечить комплексность и целенаправленность формирования налоговой системы и иных неналоговых и целевых изъятий на единой правовой основе.
Требование комплексности состоит в том, чтобы налоги и целевые платежи и отчисления были взаимосвязаны, органически дополняли друг друга и не противоречили системе в целом. Налоги используются как фискальный инструмент и как инструмент экономической политики в целом.
Заключение
Фискальная политика – это система, направленная на регулирование правительством экономики при помощи внесения различных изменений в государственные расходы, налоги, а также состояние бюджета государства в целом, с целью изменения реального объема производства и занятости, а также контроля над инфляцией и ускорения роста экономики страны. При условиях рыночной экономики фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики. При проведении бюджетно-налоговой политики важную роль играет система налогообложения.
В фискальной политике выделяют следующие инструменты: государственные расходы на покупку продукции, суммы налогов и трансфертные выплаты. По характеру воздействия на экономику фискальная политика бывает: стимулирующей и сдерживающей. В период спада и депрессии в экономике используется стимулирующая фискальная политика, а в момент подъёма экономики – сдерживающая. По степени участия государства в решении макроэкономических проблем выделяют дискреционную и автоматическую фискальную политику. В периоды кризиса при дискреционной политике целенаправленно создается дефицит бюджета страны, а в периоды экономического подъема – его профицит. Автоматической бюджетно-налоговой политикой называется политика, которая непосредственно связана с «автоматическим» манипулированием государственных расходов и налогов путем встроенных стабилизаторов, обеспечивая приспособление экономики естественным образом.
Особенности современной фискальной политики страны продиктованы экономическим положением в стране и точкой зрения государственной власти на сложившуюся ситуацию. При этом основными направлениями данной политики в настоящее время является стимулирование экспорта и поддержка производственной базы.
В доходную часть консолидированного бюджета за январь-июнь 2021 г. поступило 21,4 млрд. рублей, что составило 27,1 % ВВП (в январе-июне 2020 г. – 27,1 %). Она сформирована, главным образом, за счет налоговых поступлений (налоговые доходы составили 88,3 процента всех поступлений в консолидированный бюджет). За анализируемый период наблюдается снижение индекса потребительских цен, что оказывает негативное влияние на производство и экономику страны в целом.
Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета. Наличие в фискальной политике двух основных компонентов предполагает, что у государства появляется возможность маневрировать как за счет изменения порядка налогообложения и привлечения других видов доходов, так и структуры государственных расходов. Стратегическая цель фискальной политики – оптимальное воздействие на национальную экономику и обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.
1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь // [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/byudzhetnonalogovaya -politika.
2 Бюджетный вклад в сохранение стабильности / Главное управление бюджетной политики Минфина // Финансы, учет, аудит, 2018. – № 3. – С. 8-15.
3 Ибрахим, М.А. Аспекты фискальной политики государства // [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ aspekty- fiskalnoy-politiki- gosudarstva.
4 Купцов, М.М. Финансы : учеб. пособие для вузов / М.М. Купцов. – М.: РИОР, 2016. – 188 с.
5 Механизм фискальной политики [Электронный ресурс] – 2021. – Ре-жим доступа: http://econbooks.ru/books/part/17488.
6 Матвеева, Т.Ю. Фискальная политика, ее цели, виды, инструменты [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/macro/macro16.htm.
7 Мельникова, Н. А. Эффективность налоговой политики и методы налогового регулирования Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/163751.
8 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) : закон Респ. Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З (в ред. 29.12.2020 г. №72-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
9 Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З (в ред. 29.12.2020 г. №72-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
10 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf .
11 Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь в 2020 г. [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/nalog-nagruzka-economica-ru/.
12 Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2021 – Режим доступа : http://www.nalog.gov.by/.
13 Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http: www.minfin.gov.by/.
14 Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001252_122016_1.pdf.
15 Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292.
16 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь // [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://www.economy-web.org/?p=179.
17 Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2018-2020 годы // Главный экономист, 2018. – № 2. – С. 5-13.
18 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2020 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/.
19 О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2021 год: Закон Республики Беларусь от 29 дек. 2020 г. [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/bp/act/zakon_291220_73z.pdf/.
20 Понятие и структура фискальной политики // [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://studwood.ru/1314969/ekonomika/ponyatie_ struktura_fiskalnoy_politiki.
21 Совершенствование налоговой системы: стоит ли Беларуси использовать грузинский опыт [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/publication_ru/view/sovershenstvovanie-nalogovoj-sistemy-stoit-li-belarusi-ispolzovat-gruzinskij-opyt-13060/.
22 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2020 // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/.
23 Ставки налогов на 2021 год / Экономическая газета [Электронный ресурс] 2021. Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/stavki-nalogov-v-sravnenii-s-2020-g/.
24 Финансы : учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. Т.И. Василевской, Т.Е. Бондарь. Минск : БГЭУ, 2016. –259 с.
25 Финансы и финансовый рынок : учеб. для вузов / [О.А. Пузанкевич, Е.Ф. Киреева, Т.И. Вуколова и др.] ; под ред. О.А. Пузанкевич. Минск : БГЭУ, 2016. – 415 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты