Логистический потенциал Республики Беларусь: состояние и перспективы развития
ВГТУ (Витебский государственный технологический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Логистический потенциал Республики Беларусь: состояние и перспективы развития»
по дисциплине: «Логистика и управление цепями поставок»
2021
45.00 BYN
Логистический потенциал Республики Беларусь: состояние и перспективы развития
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логистика и управление цепями поставок
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты логистического потенциала
2 Анализ логистического потенциала Республики Беларусь
3 Перспективы развития логистического потенциала Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Процессы глобализации, ужесточение конкурентной борьбы на уровне не только организаций, но и территорий обусловили необходимость и важность определения конкурентных преимуществ регионов, а также поиска способов повышения их конкурентоспособности. Стратегические направления развития республики определяются состоянием транспортной и складской инфраструктуры, уровнем интенсивности грузопотоков, качеством предложения логистических услуг на рынке – логистическим потенциалом страны.
Результаты анализа уровня логистического развития страны позволяют выявить сильные и слабые стороны исследуемой территории, определить резервы роста, а также пути достижения целей, направленных на улучшение социально-экономического развития страны, что определяет актуальность проведения исследований по выбранной тематике.
Объект исследования – логистический потенциал.
Предмет исследования – состояние логистического потенциала Республики Беларусь.
Целью данного исследования является проведение оценки логистического потенциала Республики Беларусь для выявления «узких» мест и «точек» логистического роста и выработки практических предложений по их применению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты логистического потенциала;
- провести анализ уровня логистического потенциала Республики Беларусь;
- рассмотреть перспективы развития логистического потенциала Республики Беларусь.
Курсовая работа состоит из введения, трех основных частей, заключения, списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Понятие логистический потенциал появилось в первой половине XX века и выражалось в необходимости определения способности предприятия реализовывать в полном объеме логистические функции. Одним из первых ученых, раскрывших сущность логистического потенциала, является И.О. Проценко. По мнению исследователя, логистический потенциал представляет собой «совокупность факторов логистической деятельности, дающих возможность реализовать стратегические цели фирмы». В дальнейшем ученые рассматривают понятие логистический потенциал на микро-, мезо- и макроуровнях, то есть на уровне предприятия, отрасли, региона, а также на уровнях глобальных и международных связей.
Вопросы, связанные с логистическим потенциалом, освещены в трудах таких зарубежных, российских и отечественных авторов, как В.Д. Андрианова, А.А. Баскакова, Е.В. Белякова, Л.Ю. Бережная, А.Н. Горянков, С.И. Гриценко, О.С. Гулягина, О.А. Копылова, С.Ф. Куган, Н.П. Кузнецова, Я. Ю. Павлова, И.И. Полещук, И.О. Проценко, А.Н. Рахмангулов, О.Н. Рожко, Т.С. Тасуева, Ю.И. Трещевский, С.А. Уваров, Г.Х. Пфоль, О.А. Фрейдман и др [4].
Проанализировав определения понятий «логистический потенциал» перечисленных исследователей, можно сделать вывод, что категория может быть рассмотрена на двух уровнях:
1) достигнутый (наличие средств, ресурсов, возможностей, запасов, источников);
2) перспективный (максимально возможный объем ресурсов, которыми может обладать предприятие, регион, отрасль, если задействует все имеющиеся в их распоряжении возможности и скрытые резервы) [4].
2 АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Беларусь обладает определенным логистическим потенциалом. Прежде всего, Беларусь – это логистический перекресток (мы находимся на ключевых транспортных маршрутах, связывающих Западную Европу с Востоком, Черноморское побережье со странами Балтийского моря), расположенный на стыке ЕАЭС и Евросоюза, обладающий существенными культурными и экономическими возможностями. Помимо этого, социальная стабильность и развитая инфраструктура, в том числе транспортная, делает Беларусь одним из важнейших звеньев экономического мирового пространства [1, c.91].
Активное обращение к логистике в Республике Беларусь обусловлено существенными изменениями условий хозяйствования предприятий и организаций. К их числу можно отнести:
- развитие сферы услуг;
- переориентация традиционного производства на работу «под заказ»;
- необходимость использования преимуществ геополитического положения и транзитного потенциала страны;
- увеличение общей стоимости транспортных услуг (что связано с расширением предлагаемого покупателям ассортимента товаров и ростом цен на топливо);
- обострение проблемы сбыта произведенной продукции и рост запасов готовой продукции на складах предприятий (особенно в кризисный период);
- бурное развитие информационных и коммуникационных технологий (создающее условия для гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя);
- вхождение в международные цепи глобализации и интеграции в мировой экономике [13].
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Перспективным направлением в развитии логистической системы является развитие Белорусско-Китайских отношений, связанных с реализацией проекта «Новый Шелковый путь», согласно которого два наземные транспортных маршрута из Китая в Европу идут через Беларусь. Участие в этом проекте дает Беларуси уникальный шанс модернизировать собственную экономику за счет крупнейших геополитических игроков континента - Китая и Евросоюза. По некоторым оценкам, когда Шелковый путь начнет работать, через Беларусь может пройти около 10% товарооборота между ЕС и КНР, то есть транзит составит 60 млрд. долларов, причем в дальнейшем товарооборот будет еще расти, и у Беларуси появится шанс примерно в 2 раза увеличить транзитный грузопоток грузооборот [15].
Основным же объектом Нового Шелкового пути, проходящего через Беларусь, выступает проект Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень». Это особая зона, которую создадут в 25 км от белорусской столицы, неподалеку от уже существующих железнодорожных путей, автомобильной магистрали «Москва—Берлин» и международного аэропорта «Минск», а также всего в 500 км от Клайпедского порта на Балтийском море. Благодаря расположению, здесь соединятся железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные пути Европы и Азии. У Китая уже есть опыт создания подобных объектов, например, Китайско-Сингапурский индустриальный парк, но этот является самым крупный из всех, что Китай строит за рубежом. Китайские компании намерены построить крупные производственные объекты и научно-исследовательские центры, основные направления которых — машиностроение, электроника, медицина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Логистический потенциал страны можно определить, как интегральную характеристику эффективности логистической деятельности страны, включающую в себя логистические субъекты, элементы логистической инфраструктуры, факторы, способы и средства логистической деятельности, имеющиеся ресурсы, запасы, способные оказать влияние на производственно-хозяйственную деятельность страны с максимально возможным результатом и минимальными затратами.
Оценка логистического потенциала основывается на следующих общепринятых принципах: согласованности действий субъектов оценки, комплексности, оперативности получения информации, достоверности информации.
Структура логистического потенциала страны включает транспортный, складской, транзитный, кадровый, потребительско-сбытовой, сервисно-маркетинговый и экономико-географический потенциалы.
Логистический потенциал можно измерить по совокупности следующих факторов: анализ уровня интенсивности грузопотоков; анализ транспортных услуг; анализ складской инфраструктуры; анализ связующих отраслей, обслуживающих логистические потоки; анализ экологической составляющей с точки зрения зеленой и реверсивной логистики.
Первое место среди регионов Республики Беларусь по использованию логистического потенциала за 2020 год занимает г. Минск, Минская область – второе, Гомельская область – третье, Витебская область – последнее седьмое место. Витебская область значительно отстает от конкурентов по уровню интенсивности грузопотоков, предоставляемым транспортным услугам, экологической составляющей и имеет средние позиции в складской инфраструктуре и связующих отраслях логистики.
1 Антюшеня, Д. М. Транспортно-логистическая система Республики Беларусь: становление и развитие / Д. М. Антюшеня. Минск: БНТУ, 2016. – 222 с.
2 Белякова, Е. В. Принципы оценки логистического потенциала / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/.
3 Божанов, П. В. Логистическая деятельность в Беларуси: тенденции и проблемы / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/.
4 Веретенникова, Е. С. Оценка логистического потенциала региона/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/.
5 Всемирный банк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lpi.worldbank.org/international/global/.
6 Григорьев, М.Н. Логистика: продвинутый курс: учебник для магистров / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров – Москва: Юрайт, 2015. – 734 с.
7 Захарченко, Л. А. Развитие логистики в Республике Беларусь: проблемы и перспективы / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/.
8 Куган, С. Ф. Логистический потенциал как фактор формирования конкурентоспособности региона/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/.
9 Моисеева, Н.К. Экономические основы логистики: учебное пособие / Н. К. Моисеева. - Москва: Инфра-М, 2017. – 527 с.
10 Мясникович, М. В. Эволюционные трансформации экономики Беларуси / М. В. Мясникович. Минск: Беларуская навука, 2016. – 321 с.
11 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
12 Новик, С. И. Логистическая инфраструктура Республики Беларусь: состояние, перспективы развития/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/.
13 Полещук, И. И. Логистический потенциал Беларуси: его оценка и использование/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/.
14 Тюлькин, В. В. Структура логистического потенциала региона / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/.
15 Узкие места «Нового Шелкового пути» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://delo.by/news/~shownews/10890/.
16 Шишко Е.Л. Использование имитационного моделирования при оценке рисков в логистической системе региона // Логистический аудит транспорта и цепей поставок: матер. междунар. науч.- практ. конф. / ТИУ. – Тюмень, 2018. – С. 441–449.
17 Шишко, Е. Л. Логистическая система как фактор повышения конкурентоспособности Республики Беларусь/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты