Проблема оценки неполной занятости в экономике Беларуси
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проблема оценки неполной занятости в экономике Беларуси»
по дисциплине: «Экономическая теория»
2021
45.00 BYN
Проблема оценки неполной занятости в экономике Беларуси
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономическая теория
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
Глава 1 Содержание эффективной занятости населения как экономической категории
1.1 Экономическая сущность занятости: понятие и формы, факторы ее определяющие
1.2 Показатели занятости
1.3 Экономическая природа занятости
Глава 2 Анализ степени эффективной занятости населения в Республике Беларусь
2.1 Основные принципы государственной политики в области занятости населения
2.2 Оценка занятости населения в Республике Беларусь
Глава 3 Пути повышения эффективности занятости населения Беларуси
3.1 Государственная программа занятости в РБ на 2016-2020 гг.: проблемы и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в необходимости понимания того, что формирование и функционирование рынка труда сегодня происходит при неуклонном спаде производства и усилении напряженности на рынке труда и сопровождается сложным социальным явлением – безработицей.
В последние годы в ходе экономических реформ формируется современный рынок труда, который находится на начальном этапе своего развития, проявлением которого является высокий уровень скрытой безработицы, задержки с выплатой заработной платы и т. д. Поэтому изучение этой проблемы представляется необходимым.
В Беларуси рынок труда следует рассматривать как систему социально-трудовых отношений, построенную на принципах рыночной экономики.
Рынок труда выполняет две основные социально-экономические функции: распределение трудовых ресурсов по активным видам занятости (профессиям, отраслям, предприятиям, территориям) и распределение доходов в виде заработной платы, заработной платы в качестве стимула и в качестве вознаграждения за труд.
Реализация этих функций рынком труда должна способствовать: эффективности, то есть повышению производительности труда, эффективности человеческих ресурсов, максимизации доходов, экономическому росту государства, социальной справедливости.
Целью данной работы является изучение проблем оценки неполной занятости в экономике Республики Беларусь.
Согласно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- отразить содержание эффективной занятости населения как экономической категории;
- провести анализ степени эффективной занятости населения в Республике Беларусь;
- отразить пути повышения эффективности занятости населения Беларуси.
Объект исследования – занятость населения.
Предмет исследования – экономика Республики Беларусь.
Вопросами изучения занятости населения занимались такие авторы как Н. В. Лобач, В. Д. Шубина, Ю. В. Лекунович, А. А. Кравченко, О.Б. Ковч, Д.И. Лемешев, Д.В. Папуцевич, Е.Ф. Киреева Н. В. Лобач, В. Д. Шубина в своей статье «Занятость и безработица в Республике Беларусь» рассматривают государственное воздействие на занятость и безработицу.
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
1.1 Экономическая сущность занятости: понятие и формы, факторы ее определяющие
Право гражданина на занятость в общей форме можно определить, как право каждого свободно реализовать свои способности к труду или выполнению иной деятельности в трудовых и (или) иных правоотношениях, в рамках которых гражданин признаётся занятым, а также право требовать в предусмотренных законом случаях содействия специализированных органов государственной власти в обеспечении занятости.
Формы занятости – это организационно-правовые условия трудоиспользования.
Различаются формы занятости по следующим признакам [1, с. 26]:
1. Форма собственности на средства производства:
- труд по найму – отношения между собственниками средств производства и работниками;
- предпринимательство;
- самозанятость.
2. Место выполнения работы:
- на предприятии;
- на дому;
- вахтовый метод.
3. Регулярность трудовой деятельности:
- постоянная – работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже каждый месяц;
- временная – занятость на определенный срок и командировочная занятость;
- сезонная – работа в течение определенного сезона;
- эпизодическая – выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.
4. Легитимность трудоустройства:
- формальная (зарегистрированная);
- неформальная.
5. Статус деятельности:
- основная;
- дополнительная (вторичная).
6. Режимы работы:
- жесткий график;
- гибкий график.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТЕПЕНИ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Основные принципы государственной политики в области занятости населения
Важнейшую роль в реализации социальной политики белорусского государства играет обеспечение эффективной занятости населения.
Конституцией Республики Беларусь (статья 41) гражданам гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.
«Мы делали порой невозможное для того, чтобы право на труд не осталось на бумаге, а было реализовано в жизни. Вся социально-экономическая политика в нашей стране подчинена достижению этой цели», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на VII Съезде Федерации профсоюзов (22 мая 2015 г.).
Государство способствует обеспечению максимально возможной занятости населения. Если гражданин не может найти работу по независящим от него причинам, ему будет гарантировано получение необходимой профессиональной подготовки, повышение квалификации и оказание других видов помощи, предусмотренных «Законом Республики Беларусь «О занятости населения»».
Национальное законодательство предусматривает дополнительные гарантии занятости для граждан, которые не могут на равных конкурировать на рынке труда:
- молодые люди в возрасте до 21 года, которые впервые ищут работу;
- уволенные гражданами, органами внутренних дел и другими правоохранительными органами, которые были уволены в связи с окончанием военной службы, ликвидацией организации, по состоянию здоровья или по другим законным причинам;
- ветераны, участвовавшие в военных действиях на территории других стран;
- люди с ограниченными возможностями;
- дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- граждане, эвакуированные и переселенные из зон эвакуации, и люди, самостоятельно покинувшие эти районы после Чернобыльской катастрофы;
- родители многодетных и неполных семей, а также воспитывающие детей с ограниченными возможностями;
- люди предпенсионного возраста.
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ
3.1 Государственная программа занятости в РБ на 2016-2020 гг.: проблемы и пути их решения
Национальный план разработан в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития, определенными Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года.
Обеспечение эффективной занятости населения играет жизненно важную роль в реализации государственной социальной политики Беларуси. Право на труд как наиболее ценный способ самоутверждения (то есть право выбирать профессию, род занятий и работу в зависимости от рода занятий, способностей, образования, профессиональной подготовки и с учетом социальных потребностей) принадлежит гражданам Республики Беларусь [18, с. 25].
В процессе разработки национального плана была обеспечена преемственность национальных целей и направлений социально-экономического развития, а также были обеспечены руководящие принципы развития социальной и трудовой сфер за предыдущие пять лет. Национальный план является гендерно нейтральным.
В последние годы ситуация на рынке труда складывается под влиянием основных тенденций социально-экономического развития республики. В целом прошедшее пятилетие было благоприятным для ситуации на рынке труда. Поэтапное повышение пенсионного возраста позволило замедлить интенсивность снижения численности населения в трудоспособном возрасте (2015 год – 5444,8 тыс. человек, 2016 год – 5372,3 тыс. человек, 2017 год – 5366,8 тыс. человек, 2018 год – 5365 тыс. человек, 2019 год – 5368 тыс. человек).
Численность трудовых ресурсов Республики Беларусь только за четыре года (2016– 2019) сократилась на 145,9 тыс. человек, или на 2,5 процента, в том числе численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте – на 76,8 тыс. человек, лиц старше трудоспособного возраста, занятых в экономике, – на 69,1 тыс. человек.
Актуальной проблемой остается высокая текучесть кадров, о чем свидетельствует суммарный коэффициент оборота кадров (удельный вес уволенных и принятых на работу работников в общей численности работников), который на протяжении последних четырех лет вырос с 44 процентов в 2016 году до 49 процентов в 2019 году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из направлений обеспечения эффективной занятости является развитие и совершенствование видов занятости. Следует помнить, что законодательство не дает юридического определения термина «занятость». В науке трудового права этот термин используется в широком и узком смысле. В широком смысле под занятостью понимается система организационных и правовых мер, направленных на обеспечение занятости населения. В этом смысле занятость включает в себя реализацию права на труд в любой форме. В узком смысле трудоустройство означает поиск и получение работы с помощью уполномоченного органа.
При определении вида занятости учитываются характеристики субъекта занятости, продолжительность занятости и место работы. Поскольку трудовое законодательство содержит как общие руководящие принципы, определяющие порядок трудоустройства всех граждан, так и специальные руководящие принципы, обеспечивающие дополнительные гарантии трудоустройства определенных категорий населения.
Основной проблемой занятости как социально-экономического процесса является определение ее разумной структуры, то есть, прежде всего, разумной доли занятости, с тем чтобы обеспечить наиболее эффективное развитие всех отраслей национальной экономики в наилучшей пропорции на данном этапе рыночных изменений. Это может быть сделано только путем создания надежного механизма управления занятостью в масштабах всей страны и на уровне отдельных регионов; на уровне отдельных регионов и сфер человеческой деятельности, а также на уровне экономических единиц.
В целом Беларусь характеризуется стабильным и контролируемым рынком труда и высоким уровнем занятости населения. Более трех четвертей рабочей силы участвует в национальной экономике (аналогичный показатель для России составляет 65 %, Польши – около 60 %). За последние пять лет уровень зарегистрированной безработицы составлял менее 1 % экономически активного населения.
В целях оперативного реагирования на ситуацию в сфере занятости населения агентство государственного управления Республики совместно с облисполкомом и Мингорисполкомом постоянно проводит мониторинг состояния рынка труда Республики и регионов.
В условиях действия ограничительных мер в отношении передвижения товаров и граждан, происходит снижение предпринимательской, инвестиционной активности бизнеса и покупательской способности населения вследствие падения доходов, что серьезнейшим образом ударит по национальной экономике. Также можно говорить о нарастании некоторой неопределенности в бизнес-среде и невозможности прогнозировать развитие собственного бизнеса на 5-10 лет вперед.
1. Азаренко, А. В. Организация труда и заработной платы / А. В. Азаренко. – Минск : Амалфея, 2017. – 312 с.
2. Арзуманова, Т. И. Экономика и планирование на предприятиях: учеб. / Т.И. Арзуманова [и др.]. – 2–е изд. – М.: Дашков и К, 2015. – 276 с.
3. Вашкевич, Н. Ф. О труде и заработной плате от «С» до «Э» / Н.Ф. Вашкевич, А.А. Фандо // Экономика. Финансы. Управление. – 2016. – № 3. – С. 18–29.
4. Вашкевич, Н. Ф. О труде и заработной плате: от «А» до «М» / Н.Ф. Вашкевич, А.А. Фандо // Экономика. Финансы. Управление. – 2016. – № 1. – С. 24–37.
5. Витун, С. Е. Понятие категории «заработная плата» и реализация ее функций в современных условиях в Республике Беларусь / С. Е. Витун, А. Л. Воронович // Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 27–33.
6. Базылева, О.С. Экономика труда: конспект лекций / О.С.Базылева, Е.В.Михалин. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 224 с.
7. Басов, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Е. Басов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 265с.
8. Борейко, Ю.Г., Рудак, Т.Г., Бабынин, Л.С. Экономика труда/ учебник: Ю.Г. Борейко и др. Том 1. – М.: Высшее образование, 2017. – 590 с.
9. Козлов, А. А. Управление трудовыми ресурсами промышленных предприятий в условиях трансформации экономики / А.А. Козлов. – Брест: Изд-во БрГУ, 2015. –156 с.
10. Рабчук, Г.Р. Экономика труда: учебник / Г.Р.Рабчук, Л.И.Жуковец. – М.: Экономика, 2014. – 304 с.
11. Сорока, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Сорока. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 534 с.
12. Хоркин, А.Н. Трудовые ресурсы. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 397 с.
13. Якимук, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Под общ. ред. Л.Л. Якимчук. – Мн. : Соврем. шк., 2016. – 736 с.
14. Яшкина, Е. М. Анализ хозяйственной деятельности: учебно-методический комплекс / Е. М. Яшкина. – Минск: ИПД, 2015. – 128с.
15. Аверин, В.А. Исследуем трудовые ресурсы / В.А.Аверин // Финансовый директор. – 2016. – №5. – С.33-45.
16. Борославская, В.А. и др. Эффективность использования трудовых ресурсов и оптимизации оплаты труда / В.А. Борославская, Э.М. Гомова, А.А. Журин // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – №14. – С. 34 - 37.
17. Кондратенко, И.Г. Анализ использования трудовых ресурсов как важнейшей части ресурсного потенциала организации / И.Г. Кондратенко // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – №1. – С. 22 - 28.
18. Панова, И.О. Анализ состава и динамики трудовых ресурсов в РБ / И.О. Панова // Бухгалтерский учет и анализ. – 2016. – № 1. – С. 25-27.
19. Рудаков, Б.С. О содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила»/ Б.С. Рудаков//Человек и труд. – 2017. – №3. – С. 8-11.
20. Косенко, З. Г. Меры государственного регулирования заработной платы в Республике Беларусь / З. Г. Косенко // Вестник БГУ. – 2016. – № 2. – С. 80-82.
21. Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
22. Трудовой кодекс Респ. Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296–З (в ред. от 15.09.2017 г.) // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты