Система социальной поддержки молодежи в Республике Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Система социальной поддержки молодежи в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Государственное регулирование экономики»
2022
45.00 BYN
Система социальной поддержки молодежи в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Государственное регулирование экономики
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Необходимость и сущность государственной социальной поддержки молодежи
1.2 Организационная структура, инструменты и государственное регулирование молодежной политики в Республике Беларусь
1.3 Зарубежный опыт государственной социальной поддержки молодежи
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан
2.2 Анализ методов регулирования реализации государственной молодежной политики
2.3 Анализ организации занятости молодежи, раскрытия ее потенциала, вовлечения в инновационную деятельность
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Реализация Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 гг.
3.2 Предложения по развитию международного молодежного сотрудничества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем или другим набором социально-психологических свойств.
В Республике Беларусь к молодежи относятся: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в возрасте от четырнадцати до тридцати одного года.
Сегодняшние молодые граждане — это те, кто завтра придет на современные предприятия, в науку, образование, предпринимательство, органы государственной власти и армию. Поэтому государство не может не проводить молодежную политику. В противном случае оно закладывает «бомбу замедленного действия» под фундамент своего суверенитета. Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики», он «...направлен на определение целей, принципов и основных направлений государственной молодежной политики как важного элемента государственной политики в области социального, экономического и культурного развития Республики Беларусь». Руководство Республики Беларусь понимает, что молодежь является важной частью общества и источником социального, экономического и культурного развития. Права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие, на охрану здоровья, получение жилья, образование и участие в общественно-политической жизни страны гарантируются соответствующими статьями Конституции Республики Беларусь.
После того как, Республика Беларусь получила статус независимого государства граждане нашей страны осознали свое положение и смогли методом проб и ошибок выстроить систему государственных ценностей и ориентиров, которые послужили прообразом идеологии государства.
В нашей стране молодежь является важным ориентиром в жизни общества, которая способна оказывать влияние на работу политических, экономических и социальных ветвей.
Данная работа посвящена рассмотрению и изучению идеологической работы с молодежью в современных условиях.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Необходимость и сущность государственной социальной поддержки молодежи
Современная молодежь — это поколение, от которого зависит будущая судьба Республики Беларусь и которое по определению выгодно отличается от других групп населения уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности. Иными словами, молодежь — это категория населения, которая имеет наибольший потенциал для собственной реализации, что в конечном итоге должно положительно сказываться на социально-экономическом развитии регионов. Большую роль в изучении молодежи играет социология и разнообразные социологические исследования, проводящиеся в нашей стране, треть из которых затрагивает интересы молодого поколения [11].
В узком социологическом смысле молодежь — социально-демографическая группа. Выделяется данная группа по причине обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, места их функций в социальной структуре общества, специфических ценностей и интересов. По мнению Ю. В. Березутского, социологические исследования молодежи, основывающиеся на разных теоретико-методологических принципах, позволяют выявить новые подходы к исследованию социального потенциала молодежи белорусского общества в условиях его трансформации [36, с. 110].
Интерес к изучению молодежной проблематики уходит корнями еще в античную эпоху. В трудах Платона, Сократа, Аристотеля нашли отражение проблемы воспитания и обучения молодежи, ее служения обществу и государству, вопросы соблюдения традиций и выполнения долга перед богами и людьми. Осмысление личной жизни молодежи, ее участие и роль в общественной жизни государства, становление личности, воспитание и образование молодого поколения рассматриваются в некоторых работах А. Августина, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и др. В конце XIX — начале XX в. в связи с усложнением социальной структуры общества, кризисом традиционной семейной социализации, развитием системы массового профессионального образования произошло высвобождение молодого поколения из-под влияния семьи и выделение его в качестве объекта социализации со стороны государства.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан
Фундаментом законодательной базы в области государственной молодежной политики в Республике Беларусь является Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских Референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). В частности, статья 32 Конституции Республики Беларусь гарантирует молодежи право на духовное, нравственное и физическое развитие. В статьях 45,47, 49, 64, 92 молодежи гарантируется право на охрану здоровья, получения жилья, образования и участие в общественно-политической жизни страны. В свою очередь на государство возложена функция создания необходимых условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.
Одним из основополагающих законов в осуществлении государственной молодежной политики является Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (принят 24 апреля 1992 года, изменения внесены 9 июля 1997 года). Он устанавливает основные принципы осуществления государственной молодежной политики, определяет отношения государства и молодежи, гарантирует свободное развитие молодежных объединений, является правовой основой развития других актов законодательства, регулирующих механизм реализации молодежной политики. Законом определяется и особый правовой статус молодежи, гарантии реализации ее основных прав и обязанностей.
В соответствии с законом определяются семь основных принципов этой политики:
сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
последовательность государственной молодежной политики;
научная обоснованность и комплексность разработки государственной молодежной политики;
учет интересов и потребностей молодых граждан;
обеспечение защиты прав и законных интересов молодых граждан;
гласность государственной молодежной политики;
привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и всего общества.
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Реализация Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 гг.
Одним из приоритетов Государственной программы «Образование и молодежная политика на 2021–2025 годы» является повышение качества и доступности образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями информационного общества, образовательными запросами граждан, развитие потенциала молодежи и ее вовлечение в общественно полезную деятельность и научно-исследовательскую работу. В рамках реализации мероприятий, направленных на усиление практикоориентированной подготовки студентов, важным направлением в организации образовательного и воспитательного процессов является развитие индивидуального обучения одаренных студентов.
Определяя общенациональные приоритеты, наше государство активно учитывает интересы молодежи, что является важнейшей частью единой политики государства. На государственном уровне создаются условия, которые способствуют самореализации молодежи, что стимулирует молодых людей включаться в общественные процессы. Молодежная политика – это составная часть государственной политики, которая реализуется в социальной, экономической, культурной сфере, и ее реализация является одним из приоритетных направлений развития Республики Беларусь.
Как говорилось выше, молодежь составляет четвертую часть населения. Это группа людей в возрасте от 16 до 31 года. В этот период у молодых людей формируются жизненные приоритеты: получение образования, приобретение профессии, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой деятельности. Необходимо отметить, что на процесс социализации молодежи влияют возрастные, социально-психологические свойства, социальные ценности, которые обусловлены уровнем политического, социального, экономического и культурного развития общества и государства [2, с. 65].
Опыт показывает: на современном этапе существуют особенности взаимодействия поколений в процессе политической социализации, так как происходит изменение традиционных ценностей, их роли и влияния. Этому способствует научно-техническая революция, стремительное вовлечение в мировую паутину Интернета, стремительный рост средств массовой информации, которые не всегда предоставляют полную картину происходящих событий. В связи с этим опыт старших поколений зачастую носит невостребованный характер, а новые веяния социальных и политических событий неоднозначно влияют на ценностные ориентации молодежи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе представлены определения основных понятий: молодежь, государственная молодежная политика, молодые граждане, национальная государственная идентичность, ценностные ориентации, идеология.
Также был рассмотрен социальный портрет и ценностные ориентации молодежи, из чего следует, что белорусская молодежь считает, что показателями успеха человека в жизни являются хорошая семья, дети, уважение людей, а также крепкое здоровье. Такие параметры успешности, как высокая должность, полезные связи, знакомства, богатство, награды за достижения (результаты) также отметили молодые люди. Наименее важным показателем является известность (популярность) человека. Для поколения молодежи советского периода лидирующими выступали добросовестный труд и учеба, а для современников более значимым становится материальное благополучие за счет удачи, случая, выгодной сделки.
Для формирования условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения организована целенаправленная деятельность органов государственной власти. Молодежная политика нацелена на улучшение ситуации в области здоровья, образования, культуры и многих других сферах, где решаются вопросы духовно-нравственного, профессионального и физического формирования молодого поколения.
В связи со статистикой, можно отметить, что большая часть молодых людей не стесняются говорить о своей национальности и с уверенностью заявляют о своем патриотизме.
В рамках социально-экономических отношений современная белорусская молодежь, как потенциальные работники, стремятся к получению высокой заработной платы и подчеркивают значимость того, чтобы работа была, прежде всего, интересной. Также в последнее время наблюдается тенденция к тому, чтобы начать свой бизнес. Практической работе по специальности готов посвятить себя почти каждый второй современный студент.
СМИ влияют на различные возрастные группы, особенно, они влияют на развитие молодого поколения в целом. СМИ ускоряют психическое развитие. Интернет может выступать в качестве источника обогащения знаний, но, тем не менее, СМИ могут оказывать негативное воздействие на молодежь.
1. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus.
2. Закон Республики Беларусь от 07 декабря 2009 г. № 65-З «Об основах государственной молодежной политики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://belzakon.net/Законодательство/Закон_РБ/2009/441.
3. Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 г. № 1629-XII «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» [Электронный ресурс] / ПРАВО Законодательство Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo. kulichki.com/zak/year1992/doc46309.htm.
4. Закон Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. N 305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?gui d=3871&p0=H19900305.
5. Актуальные проблемы идеологического обеспечения деятельности органов власти : материалы по итогом работы главного управления идеологической работы Брестского облисполкома и идеологической вер-тикали области / Информационный бюллетень № 1 // А.А. Цырельчук (гл. ред.) [и др.]. – Брест : Брестская типография, 2013. – 124 с.
6. Астаповский, В.Е. Государственное строительство в Республике Беларусь в условиях интеграционных процессов / В.Е. Астаповский // Современные интеграционные процессы и Республика Беларусь: европейский и евразийский контекст. Белорусская политология: многообразие в единстве : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 15–16 мая 2014 г. : в 2 ч. 1/ ГрГУ им. Янки Купалы ; редкол.: В.Н. Ватыль (гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2014. – Ч. 1. – С. 9.
7. Бабосов, Е.М. Путем позитивных изменений. Основные направления модернизации политической системы Беларуси / Е.М. Бабосов // Беларуская Думка. – 2014. – № 1. – С. 57–63.
8. Белый, О. И. Определение понятия «молодежь» / О. И. Белый // Теория и практика общественного развития. – 2012. № 12. – С. 156-158.
9. Богатырева, А. А. Проблемы киберсоциализации современной молодежи / А. А. Богатырева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 (часть 2). – С. 2.
10. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г.А. Василевич. – Минск : Книжный Дом, 2010. – 768 с.
11. Волков, Б. С. Психология юности и молодости / Б. С. Волков. – М. : Акад. проект: Трикста, 2006. – 256 с.
12. Гигин, В. Куда идешь, молодежь? / В. Гигин // Беларуская думка. – 2009. – № 4. – С. 65.
13. Данилова, Е. А. Культурная идентичность молодежи Беларуси в свете современных социальных трансформаций / Е. А. Данилова // Философско-культурологические идеи академика В. С. Стёпина в свете современных социальных трансформаций : материалы Междунар. науч. конф., Минск, 4-5 ноября 2014 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол. : А. Н. Данилов [и др.] ; под ред. А. Н. Данилова. – Минск : Изд. центр БГУ, 2014. – С. 47-50.
14. Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / под ред. Е. М. Бабосова. – Минск : ИООО «Современное слово», 2001. – 160 с.
15. Евгеньева, Т. В. Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи / Т. В. Евгеньева, В. В. Титов // ПО-ЛИС: Полит. исследования. – 2010. № 4. – С. 22-134.
16. Емчура, Е. В. Современная молодежь и каналы ее социализации / Е. В. Емчура / Вестник московского университета // Серия 18. – Социология и политология. – 2006. – № 4. – С. 135-140.
17. Зайцева, О. М. СМИ как агент социализации молодежи в кон-тексте модернизации РФ / О. М.Зайцева //Сервис плюс. – 2012. № 3. – С. 47-51.
18. Идеологическая работа в Республике Беларусь : пособие / В. Е. Астаповский [и др.] ; под общ. ред. В. И. Чуешова, И. В. Жилинской. – Мн. : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2012. – 189 с.
19. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза. – М.: Эксмо «Алгоритм», 2010. – 864 с.
20. Кириеенко, В. В. Студенческая молодежь: ментальные особенности, идентичность, образ жизни / В. В. Кириенко, В. В. Клейман, А. А. Злотников ; под общ. ред. В. В. Кириенко. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2015. – 281 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты