Введение
Глава 1 Теоретические основы развития умений монологической речи на основе социокультурного подхода
1.1 Различные трактовки понятий «монологическая речь» в научно-методической литературе
1.2 Психологические особенности обучения иноязычной монологической речи учащихся старших классов
1.3 Социокультурный подход в обучении учащихся общего среднего образования иностранному языку
Глава 2 Методика развития у учащихся старших классов умений монологической речи на основе социокультурного подхода
2.1 Методические принципы развития у учащихся старших классов умений монологической речи на основе социокультурного похода
2.2 Комплекс упражнений по развитию III ступени общего среднего образования умений монологической речи на основе социокультурного подхода
Глава 3 Организация пробного обучения и анализ его результатов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Применение социокультурного подхода к обучению иностранному языку позволяет по-новому, глубоко и содержательно выразить все элементы концепции статуса функционального социокультурного знания. Социокультурная компетентность может быть достигнута через дисциплины, а источники социокультурной информации, такие как книги, средства массовой информации, Интернет, фильмы, могут стать важным дополнением к развитию социокультурной компетентности [3, с. 30].
Таким образом, актуальность заключается в противоречии между важностью устного общения и проблемами, связанными с использованием социокультурного подхода как средства, позволяющего учащимся овладеть связной монологической речью на иностранном языке.
В качестве методологической основы курсового исследования послужили исследования в области социокультурного подхода (И.А. Зимняя, Г. А. Воробьев В. В. Сафонова); общие вопросы методики (Е.И. Пассов, Н.Д. Гальскова и др.); психологическая характеристика (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.).
В качестве объекта исследования выступает процесс обучения монологической речи учащихся III ступени общего среднего образования.
Предметом исследования является развитие у учащихся умений монологическому высказыванию на основе социокультурного подхода.
Целью исследования является изучение теоретических основ и разработка методики развития у учащихся умений монологической речи на основе социокультурного подхода.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:
1 Изучить различные трактовки понятий «монологическая речь» и в научно-методической литературе;
2 Рассмотреть психологические особенности обучения учащихся старших классов иноязычной монологической речи;
[...]
Глава 1 Теоретические основы развития умений монологической речи на основе социокультурного подхода
1.1 Различные трактовки понятий «монологическая речь» в научно-методической литературе
На сегодняшний день общепринятой классификацией речи является разделение её на диалогическую и монологическую. Диалогическая речь состоит из обмена высказываниями-репликами между двумя или несколькими лицами. Цель, которую преследует диалог – «максимально понятное донесение до слушателя идеи, которая рассматривается с разных точек зрения» [13, с. 85].
Диалог представлен наиболее простой и чаще всего используемой формой устной речи между двумя собеседниками, которые принимают участие в обсуждении или решении определенных вопросов.
Монологическая речь представляет собой «отрезок речи, который находится между двумя высказываниями и обладает непрерывным характером, последовательностью, логичностью, смысловой законченностью и коммуникативной направленностью» [10, с. 63]. Данная разновидность устной речи представлена изложением определенной информации одним человеком: преподавателем, учащимся и т. д. В контексте урока это может быть изложение нового материала преподавателем или же развернутый ответ ученика.
Монологическая речь является разновидностью говорения. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык представляет собой систему знаков, сложившуюся в процессе общественной деятельности.
[...]
Глава 2 Методика развития у учащихся старших классов умений монологической речи на основе социокультурного подхода
2.1 Методические принципы развития у учащихся старших классов умений монологической речи на основе социокультурного похода
Развитие у учащихся старших классов умений монологической речи на основе социокультурного похода основываться на методических принципах, которые помогают определить содержание и организовать обучение, которое устанавливают общие методические требования к обучению иностранным языкам. В.В. Сафонова выделяет следующие принципы, в которых опирается на термин «культура» и «язык»: принцип обучения в контексте диалога культур и цивилизаций, принцип диалога культур, принцип культуросообразности, принцип доминирования культуроведческих задач [15, c. 4-10].
Принцип обучения иноязычной монологической речи у учащихся старших классов в контексте диалога культур и цивилизаций. Данный принцип не является, так называемым классическим методическим принципом, так как его можно больше отнести к социально-дидактическим принципам, поскольку он определяет мировоззрение учащихся к народностям и культурам изучаемого языка.
Под «диалогом культуры» понимается взаимодействие, влияние, отталкивание разных существующих современных или исторических форм народностей, конфессий и т.д. [15, c. 4].
Для «диалога культур» важными аспектами являются социализация, то есть усвоение обязательного минимума культуры общества, и инкультурация, то есть приобщение к культурному наследию и усвоению элементов других культур, народов.
[...]
Глава 3 Организация пробного обучения и анализ его результатов
Пробное обучение проводилось на базе …
Пробное обучение имело своей целью теоретическое обоснование и практическое развитие у учащихся старших классов умений монологической речи на основе социокультурного подхода на уроках иностранного языка в 11 классах. В ходе опытной проверки эффективности методики использовался комплекс исследовательских методов: беседа, наблюдение, тестирование, пробное обучение, статистические методы.
Опытная проверка эффективности включала следующие этапы:
1) подготовительный этап;
2) диагностирующий срез;
3) пробное обучение;
4) итоговый срез;
5) анализ результатов пробного обучения.
На подготовительном этапе были уточнены гипотеза и задачи пробного обучения, выделены основные критерии оценки развития умений монологической речи на основе социокультурного подхода, определено количество срезов, разработаны материалы для проведения пробного обучения, определены опытные группы.
В соответствии с общей гипотезой исследования была конкретизирована гипотеза пробного обучения, которая состояла в том, что развитие умений монологической речи будет проходить более успешно с использованием социокультурного подхода.
[...]
Заключение
Проведенное исследование позволило решить следующие задачи:
Изучив различные трактовки понятий «монологическая речь» и в научно-методической литературе, можно сделать вывод, что определение данного понятия многогранно и разносторонне, что позволяет существованию различных дефиниций, взаимодополняющих друг друга. Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой учебное задание, то есть то, что должен выполнить учащийся сам, без непосредственного участия педагога, проявляя активность, умственное напряжение.
Рассмотрев психологические особенности обучения учащихся старших классов иноязычной монологической речи, можно сделать вывод, что Немаловажным является и личностная ориентация при обучении монологической речи. Она способствует вовлечению личного опыта обучающихся, а также учету их способностей в зависимости от уровня знаний и умений. Все это повышает мотивацию обучающихся, а также способствует более эффективному овладению данным видом речевой деятельности. На старшем этапе обучения от учащегося требуется рассуждать и предоставлять аргументацию своего ответа.
Описав социокультурный подход в обучении учащихся общего среднего образования иностранному языку, можно сделать вывод, что социокультурный подход основывается на обучении языку и культуре, на национально-культурном подходе.
Конкретизировав методические принципы развития у учащихся III ступени общего среднего образования умений монологической речи на основе социокультурного подхода, можно сделать вывод, что при разработке комплекса упражнений в данном исследовании, мы основывались на такие методические принципы как принцип обучения в контексте диалога культур и цивилизаций, принцип диалога культур, принцип культуросообразности, принцип доминирования культуроведческих задач.
[...]
1 Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника/ И.Л.Бим. - М.: Русский язык, 1977. -С.120.
2 Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2001. - №4. - 5-8 с.
3 Воробьев, Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) // Иностранные языки в школе. – 2003 – № 2 – С. 30-35.
4 Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова – М.: АРКТИ. 2000. – 192с.
5 Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
6 Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Гез Н. И., Ляховицкий
7 Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». [Электронный режим]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
8 Зимняя, И.А. Психология обучения иностранному языку/ И.А.Зимняя.- М., Просвещение, 1991. – 222 с.
9 Зубов, Е.Г. Социокультурная компетенция: науч.-практ. конф. студентов и аспирантов «Молодежь, наука, творчество 2004»/ Е.Г.Зубов. – Омск, 2004. – 122 с.
10 Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания/А.А. Леонтьев- М.: Наука, 1969. – 170 с.
11 Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка/ Е.А.Маслыко, П.К.Бабинский. — М., Вышэйшая школа, 1992. – С.94- 148.
12 Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. – М.: Просвещение, 1988 – 223 с.
13 Петровский, А.В. Общая психология / А.В.Петровский. – М., 1971. - 278с.
14 Рогова, Г.В. Методика обучения иностранных языков в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
15 Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций/В.В. Сафонова. – Воронеж: Истоки, 1996. – 237 с.
16 Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Сафонова В.В. – М., 1993. – 56 с.
17 Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей/ Е.Н.Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - С. 140-164.
18 Учебная программа «Иностранные языки: английский, немецкий, французский, испанский, китайский» для 10–11 классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 132 с.
19 Чистяков, А.В. Стили обучения и повышения эффективности учебной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stili-obucheniya-i-povyshenie-effektivnosti-uchebnoy-deyatelnosti.
20 Ярцева, В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 685 с.