Введение
В современном мире денежно-кредитная политика любого государства является мощнейшим рычагом макроэкономического управления национальной экономикой. Исторически это первая форма экономического регулирования. Возможность проведения денежно-кредитной политики возникла во время глобального экономического кризиса 1930-х годов. Таким образом, изменения количества денег в обращении влияют на процессы производства, обмена и потребления. После Второй мировой войны инфляция стимулировалась экспансионистской денежно-кредитной политикой с низкими процентными ставками, в то время как сдерживающая политика сигнализировала об умеренности.
В настоящее время национальная экономика Беларуси характеризуется развитием. В республике реализовано большое количество мер по созданию всех необходимых условий для развития рыночных отношений. Однако, несмотря на проделанную важную работу, действующий механизм регулирования национальной экономики по-прежнему не может быть реализован самостоятельно и не может устранить возникающие дисбалансы и другие негативные моменты в развитии частной промышленности и производства.
В этом контексте вмешательство государства в экономику страны необходимо. Одним из инструментов государственной политики является денежно-кредитная политика. Правительство делает это через Национальный банк Беларуси. Эффективность этой политики во многом зависит от выбранного метода денежно-кредитного регулирования, и целесообразно использовать опыт зарубежных стран в этой области с учетом их потенциала в экономике Беларуси.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что денежно-кредитная политика является одной из важнейших политик в Беларуси по контролю экономического роста, сдерживанию инфляции, обеспечению занятости и выравниванию балансовых платежей. Денежно-кредитная политика – это форма государственного вмешательства в национальную экономику. Поскольку реализация многих программ экономического и социального развития страны, социальная безопасность населения и управление различными экономическими процессами зависят, прежде всего, от проведения денежно-кредитной политики Центрального банка и эффективности его деятельности.
Цель курсовой работы – выявить направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республики Беларусь.
[...]
Глава 1 Денежно-кредитная политика: ее цели и задачи в развитии экономики страны
1.1 Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики государства
Денежно-кредитная политика – это совокупность инструментов и мер, принимаемых центральным банком или правительством для регулирования денежного обращения и кредитной деятельности в стране [10, c. 118].
Сущность денежно-кредитной политики заключается в контроле денежной массы, процентных ставок и других кредитных условий, чтобы обеспечить стабильность цен, поддержать здоровое функционирование финансовой системы, снизить инфляцию и повысить уровень занятости и экономический рост.
Основные цели денежно-кредитной политики:
1.Обеспечение стабильности цен и контроль инфляции.
2.Поддержка макроэкономической стабильности, что включает уровень занятости, устойчивый экономический рост и снижение производственных циклов.
3.Регулирование денежного и кредитного рынка с целью предотвращения чрезмерных колебаний и финансовых кризисов.
4.Поддержка финансовой стабильности, обеспечение надежности и эффективности финансовой системы страны.
5.Повышение доступности кредитования для предприятий и населения, чтобы стимулировать экономическую активность и рост.
В цивилизованной стране основными субъектами денежно-кредитной политики выступают:
- центральный банк страны и министерство финансов;
- крупнейшие коммерческие банки;
- ассоциация (союз) коммерческих банков;
- межведомственные советы по проведению денежно-кредитной и валютной политики (при правительстве страны);
- валютные и фондовые биржи, крупнейшие инвестиционные и страховые организации;
- аналитические научные центры.
В качестве основных направлений денежно-кредитной политики выделим:
- стабилизацию денежно-кредитной сферы и сохранение ее равновесного состояния;
- использование денежно-кредитных инструментов для регулирования национальной экономики.
[...]
Глава 2 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе
2.1 Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь является неотъемлемой частью экономической политики государства, осуществляется Национальным Банком Республики Беларусь, который с 1992 г. проводит независимую политику денежного и валютного регулирования и контроля на территории страны.
Президент Беларуси является высшим должностным лицом и обладает полномочиями, которые позволяют ему определить стратегию и цели денежно-кредитной политики. Он назначает руководителей государственных финансовых органов, таких как Национальный банк Республики Беларусь, и влияет на их решения. Президент также обладает правом на участие в международных форумах и переговорах по вопросам финансового регулирования, что позволяет ему представлять интересы страны на международном уровне и вносить свой вклад в формирование глобальной денежно-кредитной политики.
Правительство, в свою очередь, служит исполнительной властью и осуществляет непосредственное проведение денежно-кредитной политики, разрабатывая и принимая конкретные меры и инструменты для ее осуществления. Оно выполняет роль полноценного партнера Национального банка в процессе формирования эффективной денежно-кредитной политики, согласуя свои действия с целями и мерами, предложенными президентом. Это помогает обеспечить единство и согласованность действий, что в свою очередь способствует успешному выполнению поставленных задач и достижению требуемых результатов.
Однако, необходимо отметить, что роль президента и правительства в определении и обеспечении выполнения денежно-кредитной политики неразрывно связана с решениями и мерами, предлагаемыми и реализуемыми Национальным банком Республики Беларусь. Национальный банк, как независимый орган, имеет собственные полномочия и возможности для проведения монетарного регулирования и контроля над денежным потоком в стране. Он разрабатывает и утверждает основные принципы денежно-кредитной политики, регулирует уровень ставок, выпускает денежные средства и осуществляет меры по контролю за банковской системой.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на постоянное углубление финансово-экономической стабильности, постоянное достижение нормальных темпов инфляции и девальвации, соответствующих международным стандартам. При этом Национальный банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным вариантом денежно-кредитной политики является вариант, при котором не допускается резкое повышение процентных ставок и курса национальной валюты [3, с. 71].
[...]
Глава 3 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе
Важным условием развития экономики является формирования определенного механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика Республики Беларусь – совокупность мероприятий денежной политики (регулирует изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов). Денежно-кредитная политика обеспечивает стабильность цен, экономический рост, высокий уровень занятости населения [2, c. 235].
Наиболее актуальными проблемы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, которым целесообразно уделять особое внимание, являются:
- повышение эффективности обслуживания реального сектора экономики, которое осуществляется банковским сектором, а также аккумулирования денежных средств населения, предприятий и их размещения в форме кредитов и инвестиций;
- влияние процентной политики на рост объемов сбережений и кредитования реального сектора экономики;
- улучшение инструментов денежно-кредитной политики;
- использование современных экономико-математических методов и моделей для обработки, анализа и прогнозирования тенденций в денежно-кредитной сфере;
- комплексное развитие финансового рынка и антимонопольное регулирование;
- создание безопасной, надежной, эффективной платежной системы и единого информационно-расчетного пространства;
- управление финансовыми рисками.
Кроме того, реализация денежно-кредитной политики Республики Беларусь в денежной сфере сопровождается проблемами, которые в настоящее время негативно сказываются на экономике страны:
- недостаточный финансовый потенциал банковской системы. Белорусские банки, по международным меркам, можно отнести в лучшем случае к средним, а многие промышленные предприятия являются весьма крупными. Для нормального развития им нужны соответствующие кредиты. Но небольшой банк не может предоставить крупный кредит, это противоречит принципам безопасного ведения банковских операций, так как даже самый надежный заемщик все же не может гарантировать своевременный возврат кредита на все 100%, никто полностью не застрахован;
- высокие инфляционные и девальвационные ожидания населения;
- высокий уровень дедоллоризаци [17, с. 112].
[...]
Заключение
Денежно-кредитная политика является частью общегосударственной системы экономического регулирования. Кроме того, денежно-кредитную политику следует рассматривать и как элемент общей системы монетарного регулирования, субъектами которой являются все участники денежных отношений, субъекты хозяйствования, государственные структуры, домашние хозяйства, некоммерческие организации. Поэтому при разработке и реализации денежно-кредитной политики необходимо учитывать также ее внешние взаимосвязи с общими системами.
Различают два основных вида денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. Существует три метода денежно-кредитной политики: прямые методы – различные требования и нормы центрального банка, которые определяют объем денежной или кредитной массы, избирательные методы – регулируют определенные виды кредитов и в основном носят предписывающий характер и косвенные методы – операции центрального банка, которые влияют на финансовые рынки путем изменения условий.
Инструментами денежно-кредитной политики в Республике Беларусь являются те переменные, на которые непосредственно влияют власти, масштабы которых могут быть быстро скорректированы и с которыми цели денежно-кредитной политики тесно связаны.
В Республике Беларусь регулирование денежного рынка осуществляется посредством реализации денежно-кредитной политики. Анализируя реализацию установленных показателей денежно-кредитной политики, можно отметить, что практически все целевые показатели денежно-кредитной политики страны были выполнены. Среднее значение процентных ставок в экономике и их динамика соответствуют макроэкономической ситуации с учетом ожиданий инфляции и потенциальных проявлений внешних шоков. В целом денежно-кредитная политика нейтральна. За анализируемый период наблюдается рост всех денежных агрегатов Республики Беларусь. Текущая курсовая политика Нацбанка была направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса белорусского рубля и обеспечение его плавного ослабления с учетом складывающейся динамики внешней торговли платежного баланса в целом.
[...]