Налог на добавленную стоимость: зачетный метод исчисления, плательщики и объекты обложения Курсовая работа (проект)
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Налог на добавленную стоимость: зачетный метод исчисления, плательщики и объекты обложения»
по дисциплине: «Налоги и налогообложение»
2024
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Налог на добавленную стоимость: зачетный метод исчисления, плательщики и объекты обложения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Налоги и налогообложение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Введение
1 Теоретическая основа взимания налога на добавленную стоимость
1.1 Экономическая сущность налога на добавленную стоимость
1.2 Методы исчисления налога на добавленную стоимость, плательщики и объекты обложения
2 Роль НДС в формировании доходов бюджета в Республике Беларусь
2.1 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
2.2 Доля НДС в доходной части государственного бюджета
3 Рекомендации по повышению роли НДС как источника формирования доходов бюджета
Заключение
Список использованных источников
Введение
Налогообложение является одной из основных тем в экономической теории и практике. В исследованиях часто рассматриваются различные аспекты налогообложения, включая его экономическую эффективность, социальную справедливость и практики налогообложения в различных странах.
Налогообложение – это система, которая предусматривает уплату налогов со стороны граждан и организаций для финансирования государственных функций и программ. Налоги могут быть различными, например на доходы, на имущество, на продажу товаров и услуг. Необходимость налогообложения обусловлена потребностью финансирования государственных проектов и программ, таких как образование, здравоохранение, инфраструктура и т.д.
Налоги также служат инструментом регулирования экономики и социальной политики, например, налоги на доходы могут использоваться для редуцирования неравенства доходов и социальной защиты отдельных групп населения.
Косвенное налогообложение играет важную роль в финансировании государственных проектов и программ, так как оно дает государству доступ к широкой базе налогоплательщиков и позволяет получить достаточно большой объем налоговых доходов. Также косвенное налогообложение может служить инструментом регулирования экономики, например, повышение ставки налога на дорогостоящие товары может сделать их не доступными для потребителей, снизить их спрос.
Налогообложение, вообще, и косвенное налогообложение, в частности, всегда являлось носителем фискальной заинтересованности правительства. Начиная с XIX века параллельно с политическими преобразованиями начинается процесс снижения регрессивности косвенных налогов. Все чаще изменяется законодательство с целью сглаживания социального неравенства в налогообложении.
Современные косвенные налоги, особенно налог на добавленную стоимость, их социально-экономическая сущность, обусловливают новое воззрение на их место в политической и экономической жизни каждой отдельно взятой страны.
Налог на добавленную стоимость является обязательным источником для бюджетов, подавляющего большинства экономически высокоразвитых стран, но и введение этого налога в менее экономически сильных странах, также дает значительный положительный эффект.
Цель курсовой работы – выявить направления повышения роли НДС как источника формирования доходов бюджета.
Исходя из указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы взимания налога на добавленную стоимость;
- изучить роль НДС в формировании доходов бюджета в Республике Беларусь;
- дать рекомендации по повышению роли НДС как источника формирования доходов бюджета.
[...]
1 Теоретическая основа взимания налога на добавленную стоимость
1.1 Экономическая сущность налога на добавленную стоимость
Теоретическую основу исследования налогов и налогообложения составляют подходы представителей таких научно-экономических школ, как классическая школа XVIII века, кейнсианство и институционализм.
1 Теоретическая основа взимания налога на добавленную стоимость
1.1 Экономическая сущность налога на добавленную стоимость
Теоретическую основу исследования налогов и налогообложения составляют подходы представителей таких научно-экономических школ, как классическая школа XVIII века, кейнсианство и институционализм.
Принципы налогообложения впервые сформулировал представитель классической школы Адам Смит:
- принцип равномерности, т. е., все граждане обязаны платить налоги соразмерно своим доходам;
- принцип определенности, т. е. сумма налога, время и способ его уплаты должны быть известны налогоплательщику заранее;
- принцип удобности, т. е. налоги должны взиматься в то время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика;
- принцип экономности, т. е. расходы государства по взиманию налогов должны быть минимальными.
Вышеприведенные принципы послужили фундаментом развития налогообложения в мировой науке.
А. Смит выделил три основных источника налогообложения: «Все налоги и всякий основанный на них доход, все оклады, пенсии, ежегодные рентные доходы всякого рода, в конечном счете получаются из того или другого из этих трех первоначальных источников дохода и выплачиваются непосредственно или посредственно из заработной платы, из прибыли с капитала или из ренты с земли». Указанные источники налогообложения заработная плата, прибыль, доход и кадастровая стоимость – остаются основными компонентами налоговой базы в современном мире [7].
В 30-х годах XX века в Англии появилось новое направление в экономике – кейнсианство. Его представитель – английский экономист Дж. Кейнс – в своем главном труде «Общая теория занятости, процента и денег» рассчитал оптимальный для долгосрочного экономического роста размер государственного бюджета – 18% валового национального продукта, ведь бюджет – не только сумма всех расходов, но и сумма всех доходов.
Таким образом, 18 % – это оптимальная средняя ставка налогообложения, которая отражает баланс интересов государства, общества и бизнеса.
Представители возникшего в начале XX века в США экономического направления «институционализм» – Т. Веблен, Дж. Коммонс, У Митчелл – рассматривали налоги «не как повинность граждан, а как обязанность» [11, с. 12].
Анализируя труды представителей указанных экономических школ, можно заключить, что налоги являются важной составляющей экономики государства и служат источником доходов государственного бюджета и регулятором экономических процессов.
[...]
2 Роль НДС в формировании доходов бюджета в Республике Беларусь
2.1 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
НДС в Республике Беларусь введен в 1992 г. вместо налога с оборота и налога с продаж. С 01.01.2000 г. введен зачетный метод исчисления НДС вместо метода прямого вычитания (требующего определения величины добавленной стоимости) [13].
[...]
2 Роль НДС в формировании доходов бюджета в Республике Беларусь
2.1 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
НДС в Республике Беларусь введен в 1992 г. вместо налога с оборота и налога с продаж. С 01.01.2000 г. введен зачетный метод исчисления НДС вместо метода прямого вычитания (требующего определения величины добавленной стоимости) [13].
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации, индивидуальные предприниматели, организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу республики в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь.
Предмет налогообложения налогом на добавленную стоимость выступает выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг.
Объектами налогообложения налога на добавленную стоимость являются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (за исключением оборотов по их реализации, освобождаемых от обложения налога на добавленную стоимость); товары, ввозимые на таможенную территорию республики (за исключением товаров, по которым предоставляются льготы по уплате налога на добавленную стоимость).
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Для налога на добавленную стоимость действующим законодательством установлены следующие налоговые ставки:
- основные налоговые ставки в размере 0 %, 10 %, 20 %, 25 %;
- расчетные ставки при исчислении налога по товарам в розничной торговле и общественном питании;
- расчетные налоговые ставки в размере 9,09 % (10 / 110 x 100) и 16,67 % (20/120 x 100) [15].
Применение нулевой ставки предполагает полное освобождение от налога оборотов по реализации товаров (работ, услуг) путем вычета (зачета, возмещения) сумм налога, которые были уплачены при приобретении объектов, использованных для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке, если иное не предусмотрено законодательством.
Нулевая ставка применяется при реализации:
- товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта;
- товаров, вывезенных в государства – члены Таможенного союза (в том числе товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров;
- работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;
[...]
3 Рекомендации по повышению роли НДС как источника формирования доходов бюджета
Несмотря на то, что большую часть налоговых доходов в нашей стране обеспечивает именно НДС, он имеет и свои недостатки.
3 Рекомендации по повышению роли НДС как источника формирования доходов бюджета
Несмотря на то, что большую часть налоговых доходов в нашей стране обеспечивает именно НДС, он имеет и свои недостатки.
Главными проблемами НДС являются:
- регрессивность,
- сложность администрирования,
- значительные затраты по созданию методической базы.
Одной из проблем считается то, что налог на добавленную стоимость –косвенный налог. Это говорит о том, что предприятие уплачивает его за счет денег, которые приобретает с потребителя, так как налог входит в стоимость продукта. Другими словами, чтобы устранить двойное налогообложение добавленной стоимости, налогоплательщик, приобретая товары или услуги у поставщика, в дальнейшем делает наценку на приобретенный товар. А уже впоследствии формирования и осуществления собственного продукта снова исчисляет НДС и удерживает его с покупателя. В результате окончательным плательщиком всей суммы НДС оказывается конечный потребитель.
Таким образом, регрессивность является серьезной проблемой, так как население приобретает одни и те же товары (работы, услуги) по одинаковым ценам, включающим одинаковую сумму НДС, независимо от величины своих доходов, и в таком случае более тяжелое бремя ложится на низкие доходы малообеспеченных людей.
В последнее время все чаще звучат предложения о снижении в Беларуси ставки налога на добавленную стоимость. Они исходят от представителей бизнес-структур, предприятий реального сектора экономики, отдельных государственных органов. Проанализируем целесообразность снижения ставки НДС.
Система налогообложения является одним из важнейших факторов, влияющих на решение об инвестировании. И система действующих налоговых ставок играет здесь не последнюю роль. Налоговая ставка имеет значение при определении общего налогового бремени, а также она учитывается при определении стратегии финансирования и налогового планирования компании и может оказывать влияние как на международные налоговые отношения, так и на особенности ведения бизнеса при осуществлении торговли с конкретной страной или инвестиций на территории данной страны
Являясь косвенным налогом, НДС, в конечном итоге, уплачивается либо непосредственно потребителями товаров (работ, услуг), либо лицами, приобретающими для них эти товары.
Поэтому в условиях неизменности поведения участников рынка преимущества от снижения налоговой ставки получили бы потребители, которые при уменьшении ставки фактически получили бы от государства скидку с розничных цен всех облагаемых НДС товаров, работ, услуг.
[...]
Заключение
Налог на добавленную стоимость – это налог, который взимается со значения, добавленного на каждом этапе производства и оборота товаров и услуг. Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как он не напрямую обращен к потребителю, а взимается с производителей, дистрибьюторов и других предприятий, которые участвуют в производстве и обороте товаров и услуг. Налог на добавленную стоимость способствует финансированию государственных нужд и регулированию экономики.
[...]
Заключение
Налог на добавленную стоимость – это налог, который взимается со значения, добавленного на каждом этапе производства и оборота товаров и услуг. Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как он не напрямую обращен к потребителю, а взимается с производителей, дистрибьюторов и других предприятий, которые участвуют в производстве и обороте товаров и услуг. Налог на добавленную стоимость способствует финансированию государственных нужд и регулированию экономики.
Экономическая сущность налога на добавленную стоимость связана с его ролью в регулировании экономики и финансированию государственных расходов. Налог на добавленную стоимость может использоваться для регулирования экономики, например, путем изменения цен на товары и услуги, чтобы содействовать социально значимым целям, таким как экологическая защита или здравоохранение. Также налог на добавленную стоимость является важным источником государственных доходов и используется для финансирования различных государственных программ и социальной защиты.
Методы исчисления налога на добавленную стоимость включают следующие: прямой метод, аддитивный метод, зачетный метод.
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию государства. Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются все товары и услуги, реализуемые в стране, за исключением списка освобожденных товаров и услуг, которые устанавливаются в каждой конкретной стране.
В Республике Беларусь действует зачетный метод исчисления НДС. Для налога на добавленную стоимость действующим законодательством установлены следующие налоговые ставки: 0 %, 10 %, 20 %, 25 %.
В целом за 2020-2022 гг. можно отметить увеличение налоговых доходов. Рост налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2022 году связан с рядом мер, таких как увеличение налоговых ставок и сокращение налоговых льгот. Также важную роль играют меры по борьбе с теневой экономикой и улучшению налоговой дисциплины. По результатам анализа налоговых доходов за 2020-2022 гг. Республики Беларусь сделаны следующие выводы: налог на добавленную стоимость занимает наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов (37,3 % в 2020 году, 37 % в 2021 году и 33,6 % в 2022 году). В 2022 году доходы консолидированного бюджета от НДС составили 14098 млн. руб., сократившись по сравнению с предыдущим годом на 8,3 п. п.
На сегодняшний день, существуют различные способы совершенствования НДС: от простых до более радикальных. Внедрение радикальных методов совершенствования НДС должно проводиться на протяжении длительного времени, для того чтобы исследовать все положительные и негативные последствия.
[...]
[...]
1. Барсегян, Л. М. Особенности НДС в налоговой системе Республики Беларусь / В сборнике: Бизнес. Образование. Экономика. сборник статей Международной научно-практической конференции. Минск, 2022. – С. 330-333.
2. Бюллетень об исполнении бюджета [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/bulletin/.
3. Возникновение НДС и его экономическая сущность. Способы исчисления. Принципы взимания. Типы обложения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studopedia.ru/11_34835_vozniknovenie-nds-i-ego-ekonomicheskaya-sushchnost-sposobi-ischisleniya-printsipi-vzimaniya-tipi-oblozheniya.html .
4. Дерюжков, А. В. Плательщики налога на добавленную стоимость в условиях применения особых режимов налогообложения / В сборнике: Пятые цивилистические чтения памяти профессора М.Г. Прониной. Сборник статей чтений. Под редакцией М.Н. Шимкович, Т.М. Халецкой. Минск, 2023. – С. 90-92.
5. Домбровская, Е. Н. Налоги и налогообложение : курсе лхекций / Е. Н. Домбровская. – 2-е изд., перераб. и доп. – Витебск: УО «ВГТУ», 2019. – 104 с.
6. Зуева, И. А. Пути совершенствования исчисления и взимания налога на добавленную стоимость / Зуева И. А., Талдонова С. С. // Сибирская финансовая школа. – 2022. – № 3 (147). – С. 164-168.
7. Кузьмицкая, Т. В. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс] : конспект лекций для студентов специальности 1-25 01 07 "Экономика и управление на предприятии" / Т. В. Кузьмицкая, С. Ю. Солодовников ; Белорусский национальный технический университет, Кафедра "Экономика и право". – Минск : БНТУ, 2018.
8. Кульбеда, Ю. Н. Налоговая система Республики Беларусь: анализ изменений в налоговом законодательстве / В сборнике: 78-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета. Материалы конференции. В 3-х частях. Редколлегия: В.Г. Сафонов (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2021. – С. 554-558.
9. Масштабы применения и методы исчисления НДС [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studref.com/463776/ekonomika/masshtaby_primeneniya_metody_ischisleniya.
10. Мировые налоговые ставки и отчисления в 2022 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gilsocmin.ru/ru/node/1554.
11. Налоги и налогообложение : электронный учебно-методический комплекс для специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит» / Н. А. Мельникова ; БГУ, Экономический фак., Каф. корпоративных финансов. – Минск : БГУ, 2019. – 318 с.
12. Налог на добавленную стоимость: зачетный метод исчисления, плательщики и объекты обложения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infopedia.su/10xa5b1.html.
13. Налог на добавленную стоимость (НДС) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studopedia.ru/1_113688_nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-nds.html.
14. Налоговый кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nalog.gov.by/tax_code/.
15. НДС в Беларуси. Налог на добавленную стоимость (НДС) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/nalog-na-dobavlennuyu-stoimost.
16. Немыкина, О. Е. Совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость / Немыкина О. Е., Кулиненко А. С. // Северо-Кавказский юридический вестник, 2019 – № 4 – С. 90-94.
17. Петракович, А. В. Налоги и налогообложение. В 3 ч. : курс лекций / А. В. Петракович, Г. В. Язкова. – Горки : БГСХА, 2019.
18. Смирнов, П. Н. Совершенствование взимания налога на добавленную стоимость в условиях цифровизации экономики страны / В сборнике: Инновационное развитие экономики России: вызовы и решения. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2021. – С. 497-503.
19. Указ Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 г. № 287 с изменениями и дополнениями от 16.12.2013 г. «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей» (с изм. и доп. от 15.02.2017 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/07bl0287/.
20. Якубенко, Г. А. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г. Я. Якубенко. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2021. – 186 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты