Введение
1 Теоретические основы регулирования налоговой системы Республики Беларусь
1.1 Функции, место и роль системы налогообложения в экономическом развитии государства
1.2 Органы государственного регулирования налогообложения и нормативная правовая база
1.3 Зарубежный опыт государственного регулирования налоговой системы
2 Анализ регулирования налоговой системы в экономике Республики Беларусь
2.1 Анализ налогового администрирования
2.2 Анализ государственного регулирования налоговой системы в Республике Беларусь
3 Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь
3.1 Налоговая политика в свете программы социально-экономического развития в Республике Беларусь
3.2 Совершенствование налоговой системы
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современном мире налоговая система играет ключевую роль в формировании и регулировании экономического развития государства. Республика Беларусь не является исключением. Её налоговая политика превращается в мощный инструмент стимулирования экономики и обеспечения социальной стабильности. Разработка и совершенствование налоговой системы страны тесно связаны с достижением стратегических экономических целей и улучшением качества жизни граждан.
Налоговые поступления являются главным источником финансирования государственного бюджета. Эти средства направляются на развитие инфраструктуры, образование, здравоохранение, социальную защиту и другие сферы жизнедеятельности общества. Эффективная налоговая система обеспечивает устойчивое финансирование этих программ, что способствует укреплению социальной структуры и снижению уровня бедности.
Налоговые льготы и стимулы для бизнеса играют важную роль в привлечении инвестиций и стимулировании предпринимательской активности. Республика Беларусь активно развивает инвестиционное пространство, предоставляя выгодные налоговые условия для инвесторов. Это способствует росту производства, созданию новых рабочих мест и повышению уровня доходов населения.
Налоговая система также играет важную роль в обеспечении социальной справедливости. Прогрессивная шкала налогообложения позволяет справедливо распределять налоговую нагрузку среди граждан в зависимости от их доходов. Это способствует уменьшению социальных неравенств и обеспечивает более равные возможности для всех членов общества.
Налоговые льготы и субсидии на исследования и разработки способствуют стимулированию инноваций и развитию технологий. Это позволяет стране оставаться конкурентоспособной на мировой арене и обеспечивает устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе.
[...]
1 Теоретические основы регулирования налоговой системы Республики Беларусь
1.1 Функции, место и роль системы налогообложения в экономическом развитии государства
Согласно утверждению Барулина С.В. «понятие налоговая система является дальнейшим развитием и конкре¬тизацией экономической категории налог. Налоговые системы на практике предстают в виде многообразных форм, имеющих национальные особенности, и отличаются друг от друга набором налогов, их структурой, способами взимания, ставками, фискальными полномочиями разных уровней власти, налоговой базой, сферой действия, льготами, процедурами исполнения налоговых обязательств и др.» [2, c.20].
По словам Лазуриной О. М. «налоговые системы современных государств – результат их многовековой эволюции. С точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, каждая национальная налоговая система индивидуальна, так как нет абсолютно одинаковых государств. Однако налоги как интернациональная экономическая категория, сохраняя национальные особенности, имеют ряд общих признаков. В противном случае было бы невозможно сравнивать налоговые системы разных стран, а главное, международная торговля и движение капиталов требуют если не равных, то приблизительно одинаковых налоговых условий» [7, c.52].
Термин «налоговая система» не получил однозначного толкования, несмотря на его широкое использование в экономической литературе. Некоторые ученые определяют налоговую систему только как набор действующих налоговых платежей [7 с, 48].
Налоговая система – это совокупность экономических, правовых и организационных принципов, определяющих ее независимость и функционирование.
Существует три периода развития налоговой системы. Первый период отличается слабой развитостью и хаотичностью налогов и охватывает древний мир и национальную экономику средневековья. Второй период – XVI-XVIII века, когда произошли необычные изменения в общественной жизни Европы, денежно-кредитная система экономики вытеснила растущий характер, что требования государства существенно потребовали поиска новых источников государственных доходов. В этот период многие новые налоги, в основном косвенно, пополняют бюджеты западных стран.
[...]
2 Анализ регулирования налоговой системы в экономике Республики Беларусь
2.1 Анализ налогового администрирования
Налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:
- настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
- декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
- международные договоры Республики Беларусь;
- постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;
- нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.
Положения нормативных правовых актов, принимаемых на основании и во исполнение настоящего Кодекса, не могут противоречить положениям настоящего Кодекса, а равно выходить за пределы содержания этих положений или предоставленных ими соответствующему органу полномочий. Положения настоящего пункта не распространяются на акты Президента Республики Беларусь, изданные в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
[...]
3 Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь
3.1 Налоговая политика в свете программы социально-экономического развития в Республике Беларусь
Если рассматривать налоговую политики в свете программы социально-экономического развития 2021-2025, то можно заметить, что фискальная политика ориентирована на стимулирование экономического роста, упрощение налоговой системы, повышение самостоятельности местных бюджетов для комплексного развития регионов.
Консолидация доходов бюджета предусматривается за счет внутренних резервов налоговой системы без введения новых налогов. Планируется усилить роль косвенного налогообложения, в том числе за счет отмены налоговых льгот по НДС и увеличения ставок акцизов с учетом принятых обязательств в рамках ЕАЭС [19].
Продолжится оптимизация налоговых льгот, включая их отмену в случае неэффективности.
В рамках совершенствования налоговой системы предстоит:
- модернизировать систему льгот и преференций, действующих на отдельных территориях республики, за счет установления единых подходов к ее функционированию с расширением прав местных органов власти по установлению пониженных ставок основных налогов на конкретных территориях;
- усовершенствовать порядок применения инвестиционного вычета, а также повышающего коэффициента в отношении затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, скорректировать механизм льготного налогообложения высокотехнологичных товаров;
- установить льготный режим налогообложения в отношении доходов инвестиционных фондов, а также доходов инвесторов, получаемых от участия в них.
Планируется увеличить долю имущественных налогов в доходах местных бюджетов. Будут скорректированы подходы к налогообложению самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей.
Уровень налоговой нагрузки не превысит 26 процентов к ВВП.
[...]
Заключение
Налогообложение – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном законом порядке. Налоги – обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц. К системным принципам налогообложения сегодня относятся: принцип получаемых выгод; платежеспособность и всеобщность; справедливость и нейтральность, стабильность; доходчивость и гибкость, оптимальность; обоснованность выбора источника уплаты и объекта налогообложения. Экономическая сущность налога проявляются в его функциях. Выделяют следующие функции налогов: фискальная; стимулирующая; регулирующая; распределительная; контрольная. Под системой налогообложения современного государства понимают ряд налогов, тарифов, сборов и специальных систем налогообложения, основанных на правовых основах ее формирования (отзыва), выполнения налоговых обязательств и административной организации процесса налогообложения.
Налоговая система современного государства, действую¬щая на основе государственного суверенитета, может быть представлена как ряд налогов, тарифов, сборов и специальных систем налогообложения, основанных на правовых основах ее формирования (отзыва), выполнения налоговых обяза-тельств и административной организации процесса налогообложения. Для Республики Беларусь характерна двухуровневая система налогов: республиканские налоги и местные налоги и сборы.
Рост налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2022 году связан с рядом мер, таких как увеличение налоговых ставок и сокращение налоговых льгот. Также важную роль играют меры по борьбе с теневой экономикой и улучшению налоговой дисциплины. Кроме того, рост экономики и увеличение объемов производства и продажи товаров и услуг также приводят к увеличению налоговых доходов бюджета. Снижение неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2022 году по сравнению с 2020 годом связано с уменьшением доходов от продажи природных ресурсов и принятием мер по улучшению эффективности государственных предприятий. Рост безвозмездных поступлений консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2022 году связано с принятием мер по улучшению эффективности государственных предприятий и улучшению инвестиционного климата в стране. В частности, это может быть связано с уменьшением субсидий и льгот для недоэффективных предприятий, а также с повышением эффективности использования бюджетных средств.
[...]
1. Бродский, Б. Е. Макроэкономика. Продвинутый уровень: курс лекций / Б. Е. Бродский. - Москва: МАГИСТР: ИНФРА-М, 2019. – 334 с.
2. Винокурова, Т.П. Оценка фискального климата в Республике Беларусь / Т.П. Винокурова // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Минск, 2022.
3. Кулага Е.И. Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь на основе оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения / Е.И. Кулага [и др.]; под ред. А.П. Бобовича. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2018. – С 152-155.
4. Лазурина О. М. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О. М. Лазурина. – Ярославль: МФЮА, 2020. – 220 с.
5. Лепешев, Д. И., Макаревич, Н. А. Особенности современной налоговой системы и фискальной политики в Республике Беларусь / Д. И. Лепешев, Н. А. Макаревич // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – Т. 2. – №. 7 (33). – С. 72-75.
6. Макроэкономика: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [А.В. Бондарь и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева, А.Ф. Филипцова – Минск: БГЭУ, 2020. – 365 с.
7. Малахова, М. А., Левкович, В. М. Оценка налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь / М. А. Малахова, В. С. Левкович // Экономика и социум. – 2018. – №. 6. – С. 728-733.
8. Механизм фискальной политики [Электронный ресурс] – 2023. – Режим доступа: http://econbooks.ru/books/part/17488
9. Налоги и налогообложение: курс лекций / Е. Н. Домбровская. – 2-е изд., перераб. и доп. – Витебск: УО «ВГТУ», 2019 – 104 с.
10. Налоги и системы налогообложения в Беларуси [Электронный ресурс] // Юридическая компания «Фемида»: – 2022. – Режим доступа: http:// www.femida.by/ index.php?page=se_nalog2
11. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by/
12. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2021 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2022 // Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/
13. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2022 – Режим доступа: www.minfin.gov.by /
14. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т. 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 336 с.
15. Попов, Е.М. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Е.М. Попов. – Минск: Выш.шк., 2018. – 272 с.
16. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2021 [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/
17. Табала Д. Ч. Уровень налоговой нагрузки в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/296605/1/281-284.pdf
18. Фурс, О. Э. Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования / О. Э. Фурс // Современное состояние и перспективы развития национальной финансово-кредитной системы. – 2019. – С. 297-300.
19. Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев; под ред. Д. Г. Черника. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 364 с.
20. Шевцова, В. В. Налоговая система республики Беларусь: этапы становления и тенденции развития / В. В. Шевцова // Управление и экономика народного хозяйства России: сборник. – 2020. – С. 288-291.