ВВЕДЕНИЕ
Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии, и они довольно многообразны, т.к. включают в себя: приобретение за наличный расчет запасных частей, материалов, топлива, канцелярский товаров; оплату мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств; расходы на командировки; представительские расходы.
Контроль за правильным ведением и оформлением учета расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям поможет избежать не только появления негативных моментов и ошибок при ведении своей хозяйственной деятельности, но и конфликтных ситуаций, способных возникнуть между руководителем предприятия и его работниками.
Проверка совершения расчетных операций позволяет представить развернутую картину финансовохозяйственной деятельности организации: своевременность расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям.
Исходя из всего выше отмеченного тема, выбранная для исследования: «Аудит (ревизия) расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами» является актуальной. От своевременности расчетных операций с персоналом организации зависит во многом успех ее деятельности, именно поэтому контролю внутренних расчетных операций организации следует уделять пристальное внимание.
Тема курсовой работы достаточно широко освещена в экономической литературе. Наиболее информационно емкими являются исследования следующих авторов: Данилковой С.А., Василенко В.А., Лемеш В.Н., Дробышевского Н.П., Новик С., Пупко Г.М., Роговец Е., Прокоповой Т. и др. Опубликованные работы этих авторов характеризуются многогранностью и глубиной исследования рассматриваемых проблем. Оценивая результаты этих исследований, а также исследований проведенных нами, следуем отметить, что многие аспекты изучаемой проблемы еще не решены, некоторые требуют детализации, научной доработки, а также их практической апробации и реализации.
Целью курсовой работы является изучение методики аудита (ревизии) расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами, а также разработка направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами;
- изучить нормативно – правовое регулирования учёта и контроля расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами;
- исследовать состояние, проблемы и перспективные направления контроля расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами;
1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ И ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
1.1 Характеристика расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами
В процессе хозяйственной деятельности возникает необходимость выдачи из кассы наличных денег работникам организации под отчет на хозяйственные расходы и служебные командировки. В этом случае возникают расчетные взаимоотношения с подотчетными лицами – работниками организации, состоящими в списочном составе и получившими денежный аванс на предстоящие расходы.
Выдача денег под отчет на предстоящие расходы на цели, установленные законодательством, работникам юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя производится как наличными деньгами, так и с использованием корпоративных карточек. Порядок выдачи денежных средств под отчет заключается, как правило, в предварительном обеспечении работников авансом на предстоящие расходы.
В основном под отчет деньги выдаются на командировки. Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь, служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок и в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы [37]. Основанием для выдачи денег на командировочные расходы является приказ по организации и командировочное удостоверение, подписанное руководителем. Служебная командировка как по Республике Беларусь, так и за ее пределы, должна быть непосредственно связана с выполнением производственных задач. При этом работнику выдается письменное задание на время командировки с указанием цели, срока пребывания, результата работы, а в случае необходимости заключения договора поставки в письменном задании указывают предмет контракта, условия поставки, форму и вид платежа.
Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь [37] запрещается направлять в служебную командировку:
- беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
- работающих отцов, воспитывающих детей без матери (в связи с ее смертью, лишением родительских прав, длительным (более месяца) пребыванием в лечебном учреждении и другими причинами), а также опекунов (попечителей) детей в возрасте до трех лет.
Разрешено, но только при наличии письменного согласия работника, направлять в служебную командировку:
- женщин, имеющих детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детейинвалидов до 18 лет);
- работающих отцов, воспитывающих детей без матери (в связи с ее смертью, лишением родительских прав, длительным (более месяца)
2 РЕВИЗИЯ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ И ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
2.1 Организация контроля расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами
Целью контроля расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами является проверка законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности совершаемых операций, как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке.
Основными задачами контроля расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами выступают:
- соблюдение требований нормативных правовых актов по расчетам с подотчетными лицами;
- соблюдение правил документального оформления операций по движению подотчетных сумм;
- соблюдение порядка выдачи денег под отчет;
- целесообразность осуществления расчетов подотчетными суммами в национальной и иностранной валюте;
- соблюдение расчетной дисциплины;
- соблюдение правил расходования средств;
- правильность и полнота расчетов с подотчетными лицами;
- установление законности и реальности операций, связанных с возникновением дебиторской и кредиторской задолженности;
- установление правильности совершения расчетов по возмещению материального ущерба;
- установление своевременности и полноты расчетов ч прочими дебиторами и кредиторами (по выданным займам, с квартиросъемщиками, жилицами общежитий и прочими дебиторами и кредиторами);
- достоверность учетных и отчетных данных в части величины дебиторской и кредиторской задолженности [9, с. 153].
Источниками информации контроля расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами выступают:
- учетная политика организации и приложения к ней, в том числе план счетов (приложение А), список лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет;
- приказы и распоряжения руководителя организации о направлении работника в командировку, о взыскании материального ущерба и др. (приложения Б, В);
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЁТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЁТОВ С ПОДОТЧЁТНЫМИ ЛИЦАМИ И ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
Роль внутреннего контроля в настоящее время возрастает, так как он представляет собой эффективный механизм управления деятельностью организации в целом и обеспечения соблюдения политики руководства каждым отдельным работником.
Устойчивое финансовое положение организаций является необходимой предпосылкой эффективной их деятельности в условиях формирования рыночных отношений. Для этого следует обеспечить рациональное использование всех имеющихся видов ресурсов. Важную роль в решении этой задачи играет внутрихозяйственный контроль.
Внутрихозяйственный контроль изучение финансовой и хозяйственной деятельности структурного подразделения или обособленного структурного подразделения, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершения финансовых и хозяйственных операций, а также ведения бухгалтерского учета, проводимое уполномоченной службой организации (уполномоченным лицом) [8, с. 21].
Внутрихозяйственный контроль, осуществляемый бухгалтерскими службами или специально созданными внутри учреждения контрольными органами.
В сельскохозяйственных организациях зачастую вообще отсутствует контрольный орган, а функции по осуществлению контрольных мероприятий закреплены за руководителями структурных подразделений, что оговаривается в Положении о внутрихозяйственном контроле. На некоторых предприятиях иногда отсутствует и данное положение.
Нами было проведено исследование организации внутрихозяйственного контроля в СПП «АгроМир». Предприятие является филиалом ОАО «Молочный мир» и контрольный орган – ревизионная комиссия находится в головном предприятии. В результате было установлено, что на предприятии, как и во многих других хозяйствах, отсутствует Положение о внутрихозяйственном контроле, что не позволяет выявить отклонения в выполнении производственных заданий, нарушения технологии производства, факты хищений и злоупотреблений.
Хорошо организованный внутренний контроль позволяет выявить отклонения в выполнении производственных заданий, нарушения технологии производства, факты хищений и злоупотреблений.
Поэтому предприятию СПП «АгроМир» мы бы рекомендовали разработать Положение о внутрихозяйственном контроле.
Положение о внутрихозяйственном контроле должно содержать следующие разделы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Порядок выдачи денежных средств под отчет на предстоящие расходы заключается, как правило, в предварительном обеспечении работников авансом на предстоящие расходы. Контроль за движением подотчетных сумм осуществляется со стороны администрации субъекта хозяйствования, а также специалистов различных контролирующих органов, внутренними и внешними проверяющими: ревизорами и аудиторами. Актуальность темы объясняется тем, что подотчетные суммы – это наличные и безналичные денежные средства, которые, по мнению специалистов, и являются объектом для хищений в большинстве случаев, то есть за ними нужен постоянный контроль и не только за наличием, но и законностью, достоверностью, целесообразностью и эффективностью расходования.
Основными нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет и контроль расчетов с подотчетными лицами и расчетами с прочими дебиторами и кредиторами являются Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».
Объектом исследования в курсовой работе является хозяйственная деятельность СПП «АгроМир» филиал ОАО «Молочный мир», связанная с производством продукции животноводства мясомолочного направления, разведение свиней, производство (выращивание) зерна, клевера, кукурузы, люпина, люцерна, просо, тритикале, ячменя кормового.
Для осуществления внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности ОАО «Молочный мир» общим собранием акционеров ежегодно избирается ревизионная комиссия. Ревизионная комиссия проверяет деятельность ОАО «Молочный мир», в том числе его филиалов, в частности, СПП «АгроМир». По своей организационно-правовой форме ОАО «Молочный мир», согласно Закону Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 12.07.2013 г. №56З (в ред. от 4.06.2015 №268З) подлежит обязательному аудиту. Аудит достоверности бухгалтерской отчетности за 2016 год проводила аудиторская организаций ООО «БДО», по которому получено аудиторское заключение без оговорок.
На основании проведенного тестирования сделан вывод, что система внутреннего контроля и бухгалтерского учета СПП «АгроМир» филиал ОАО «Молочный мир» с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами могут быть оценены как эффективные.
Проверка наличных денег, выдаваемые под отчет на командировочные расходы работниками СПП «АгроМир» филиал ОАО «Молочный мир» использовались на выданные цели и возмещались в полном объеме по служебным командировкам в пределах Республики Беларусь в соответствии с Инструкцией