ВВЕДЕНИЕ
1 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, задачи и принципы управления качеством
1.2 Стандартизация и сертификация производства на основе менеджмента качества
1.3 Системный подход к управлению качеством в организации
2 ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОАО «РУДЕНСК»
2.1 Производственно-финансовая характеристика предприятия
2.2 Оценка системы управления качеством в ОАО «Руденск»
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОАО «РУДЕНСК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе формирования рыночной экономики в Республике Беларусь большое внимание уделяется проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.
Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Белорусские предприятия пока еще имеют отставания в области применения современных методов менеджмента качества.
Организациям, независимо от отрасли экономики и численности, для достижения успеха требуется быть гибкими, быстро адаптироваться к изменениям, ориентироваться на современные достижения в области эффективного менеджмента. В настоящее время, в условиях экономического кризиса в Республике Беларусь вопросы выживаемости промышленных компаний и обеспечения их конкурентоспособности являются наиболее актуальными. Внедрение международных и государственных стандартов, устанавливающих требования к системам менеджмента, обеспечивает создание условий эффективного менеджмента, а также устойчивое развитие организации в конкурентной среде. Внедрение системы менеджмента качества позволяет в конечном итоге снизить себестоимость оказываемых услуг за счет оптимизации связей внутри компании, процессного подхода, внедрения корректирующих действий, направленных на устранение причин возникающих несоответствий.
1 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, задачи и принципы управления качеством
Слово «качество» широко используется в быту, деловом общении, в прикладных и теоретических научных работах. Интуитивно смысл употребления этого слова понятен любому грамотному человеку. Но тем не менее использование термина «качество» в управлении предприятием требует его обсуждения. Существует несколько точек зрения на понимание этого термина.
Как философская категория «качество» есть выражение определенности объекта. Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Без определенности нет и содержания. Благодаря качеству объект через свое индивидуальное содержание приобретает определенность и устойчивость [15, с. 66].
Качество – совокупность свойств и характеристик изделий, услуг и процессов, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей (согласно определению Международного стандарта ИСО 9000).
Казаченок С. определяет качество продукции как совокупность свойств продукции, обуславливающих степень ее способности удовлетворить определенные потребности в конкретных условиях потребления (эксплуатации) [7, с. 42].
Воробьев Л.А. считает, что качество – это присущие какому–либо объекту свойства и характеристики, которые определяют объект как таковой и отличают его от другого [3, с.187].
Можно выделить четыре уровня качества:
– соответствие стандарту (техническим условиям, договору);
2 ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОАО «РУДЕНСК»
2.1 Производственно-финансовая характеристика предприятия
ОАО «Руденск» создано на основании решения от 22 декабря 1994 года № 9 конференции уполномоченных организации арендаторов арендного предприятия «Руденский завод пластмассовых изделий», приказа Минскоблгосимущества от 5 апреля 1995 №3, решением собрания учредителей Общества путем преобразования арендного предприятия «Руденский завод пластмассовых изделий».
Основное производство включает производственные мощности по переработке полимеров методом литья, обеспечивающих производство светотехнических изделий для комплектования предприятий автомобиле – и сельхозмашиностроения и поставки на рынок запасных частей.
Фактически в 1995г. был полностью модернизирован завод (стоимость введенного комплекса в 10 раз превысила активы действовавшего предприятия.
Основной продукцией предприятия являются:
1) Светотехнические изделия – более 200 наименований и модификаций. Изделия применяются для нужд автотракторной промышленности.
2) Изделия, комплектующие, поставляемые по кооперации для нужд промышленности. Ассортимент изделий постоянно меняется и базируется на использовании давальческой оснастки. Количество производимых видов от 40 до 70 в год. Эта продукция имеет широкое применение в различных областях промышленности (машиностроение и др.).
3) Прочие товары, к которым относятся изделия хозяйственного обихода, полиэтиленовая пленка и др. Доля данных изделий в общем объеме производства менее 1 % и постепенно снижается.
Весь основной ассортимент выпускаемой продукции сертифицирован на соответствие стандартов с учетом требований рынка.
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОАО «РУДЕНСК»
Следовательно, совершенствование системы управления качеством продукции должно стоять во главе угла любого предприятия, и на этом нужно сосредоточить все силы. Совершенствование качества — это улучшение характеристик и свойств продукции или услуг, которые позволяют им в полной мере удовлетворять определенные потребности. При этом обязательным условием совершенствования системы менеджмента качества является всесторонний и постоянный анализ действия экономических условий рыночных отношений, а также законов предприятия относительно конкурентоспособности продукции.
Таким образом, совершенствование системы управления качеством выпускаемой продукции или предоставляемых услуг — это постоянная управленческая деятельность организации, направленная на совершенствование технического уровня товаров, качества их изготовления, улучшение элементов производства, а также самой системы управления качеством. В условиях жесткой конкурентной борьбы, каждое предприятие заинтересовано в том, чтобы полученные в области качества результаты значительно превосходили первоначально установленные требования. Поэтому, обеспечение оптимальной функциональности СМК — это залог конкурентоспособности продукции.
Проведенный анализ системы управления качеством продукции в ОАО «Руденск» показывает, что на предприятии действует ИСМ – интегрированная система менеджмента качества, которая объединяет в себя требования как СМК, так и требования СУОТ. Данная система действует на основании разработанных на предприятии стандартов, руководств, правил и положений, которые в полной мере описывают требования к организации производственного и технологического процесса, а также процессов сбыта и закупки продукции и материалов. Организацию нормативно-правовой базы функционирования ИСМ в ОАО «Руденск» можно охарактеризовать как
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были охарактеризованы теоретические основы управления качеством на промышленном предприятии. В настоящее время именно способность предприятия удовлетворить потребность потребителями в качестве выпущенных товаров является залогом и основой его эффективной деятельности. Современный подход к организации управления качеством имеет глобальные тенденции, т.е. наиболее востребованным становится системный подход, когда качество продукции рассматривается не только как результат, но и как взаимосвязь всех хозяйственных процессов, начиная от закупки материалов и выбора поставщика, заканчивая сервисным обслуживанием. Поэтому понятие качество приобретает новое, более глобальное для предприятия значение и остается его ориентиром.
Исследование управления качества ОАО «Руденск», одного из лидеров по производству осветительных приборов в Республике Беларусь, можно охарактеризовать следующим образом:
- снижение спроса на продукцию ОАО «Руденск» подтверждается снижением объема полученной в 2015 г. выручки: с 116097 в 2014 г. до 96306 млн р. в 2015 г., т.е. на 16,05 %;
- на фоне снижения полученной выручки от реализации продукции в 2015 г. происходит также и снижение себестоимости реализованной продукции, однако более низкими темпами, чем выручка от реализации: 82,95 % против 92,76 %, что привело к снижению полученной прибыли от реализации с 10790 млн р. до убытка в размере 501 млн р.;
- наблюдается тенденция снижения эффекта от хозяйственной деятельности ОАО «Руденск»: снижение прибыли от реализации с 13470 млн р. до минус 501 млн р., а также снижение чистой прибыли с 12125 млн р. в 2013 г. до 11 млн р. в 2015 г.;
- эффективность деятельности ОАО «Руденск» снижается в рассматриваемом периоде с 16,17 % в 2013 г. до отрицательного значения в
1 Аристов, О. В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов / О.В. Аристов. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 240 с
2 Братухин, П. Пусть качество оценит потребитель / П. Братухин, В. Дмитриев // Стандарты и качество. – 2011. – № 3. – С. 58–62.
3 Воробьев, Л. А. Менеджмент организации : учеб. пособие для вузов / Л. А. Воробьев. – Мн. : Дизайн ПРО, 2009. – 288 с.
4 Горбашко, Е. А. Управление качеством: учеб. пособие / Е. А. Горбашко. – СПб. : Питер, 2008. – 382 с.
5 ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. Введ. 2013-01-01. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/gost-iso-9001-2011. - Дата доступа: 17.03.2016 г.
6 Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 300 (Электронный ресурс) / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.
7 Казаченок, С. Менеджмент качества с учетом традиций / С. Казаченок, Д. Семенов // Директор. – 2011. – № 6. – С. 42―43.
8 Кобяк, М. В. Управление качеством на предприятии: учеб. пособие / М. В. Кобяк, С.С. Скобкин. – М. : Магистр, 2010. – 510 с.
9 Максимчук, Т. П. Контроль качества продукции (товаров) / Т. П. Максимчук // Планово–экономический отдел. – 2013. – № 1. – С. 19–27.
10 Минько, Э.В. Менеджмент качества: Учебное пособие. Стандарт третьего поко¬ления / Э. В. Минько, А. Э. Минько. - СПб.: Питер, 2013. - 212 с.
11 Михеева Е. Н. Управление качеством: Учебник / Е. Н. Михеева, М. В. Сероштан. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: «Дашков и К°», 2012. - 532 с.
12 Никифоров, А. Д. Управление качеством : учеб. пособие для вузов / А. Д. Никифоров. – М. : Дрофа, 2008. – 720
13 Новицкий, Н.И. Управление качеством продукции : учеб. пособие для вузов / Н. И. Новицкий. – М. : Новое знание, 2004. – 367 с.
14 Салимова, Т.А. Упрвление качеством : учеб. по специальности «Менеджмент организации» / Т. А. Салимова. - М. : Издательство «Омега-Л», 2011. - 416 с.
15 Свиткин, М.З. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО / М.З. Свиткин, В.Д. Мацута.. – СПб.: Питер, 2005. – 345с.
16 Семенова, Е.И. Управление качеством: учебник / Е.И. Семенова, В.Д. Коротнев. – М.: Колос, 2007. – 357 с.
17 Смирнова, И.Л. Управление конкурентоспособностью предпринимательской организации в условиях повышения уровня ее капитализации: автореф. дис. канд.экон.наук. — М., 2011. — 23 с
18 Средняя заработная плата по регионам страны // Официальный сайт Министерства Финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016. - Режим доступа : http://myfin.by/info/srednyaya-zarplata-v-minskoj-oblasti. - Дата доступа : 20.03.2016.
19 Титович, А. А. Менеджмент качества : учеб. пособие / А. А. Титович. – Минск : Выш. шк., 2008. – 254 с.
20 Харрингтон, Д.Х. Управление качеством в американских корпорациях / Д.Х. Харрингтон; сокр. пер. с англ.; под ред. Л.А. Конорева. - М.: «Новое знание», 2010. – 358 с.
21 Шевчук, Д.А. Управление качеством / Д.А. Шевчук.–М. : ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 216 с.
22 Шинкарева, С.Н. Управление качеством на предприятии: новые задачи и подходы / Шинкарева С.Н. // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2014. - №15. – С. 21-35.
23 Щетинина Е.Д., Системный подход к управлению конкурентной активностью промышленного предприятия / Д. А.Шениника, А.А. Архипенко // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3-2. – С. 489-494.