ВВЕДЕНИЕ
1. КРИЗИС КАК МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие экономического кризиса.
1.2 Хронология мировых экономических кризисов
2. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Формы и методы антикризисного государственного регулирования
2.2 Анализ эффективности антикризисной политики
3. АНТИКРИЗИСНОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1 Международный опыт антикризисного регулирования
3.2 Влияние мирового экономического кризиса на экономику Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Макроэкономическая политика государства является важнейшей частью общеэкономической политики, призванной обеспечить целостность и комплексность народного хозяйства, устойчивое человеческое развитие. Республика Беларусь, как молодое суверенное государство, проходит сложный период реального становления институтов государственности, реформирования экономики и преодоления кризиса, вызванного разрушением СССР, его единого народнохозяйственного комплекса и усугубленного целым рядом факторов политического, социально-экономического и технологического характера. Сложность возникших проблем, их уникальность в современной истории накладывает свой отпечаток на выработку и реализацию макроэкономической политики.
1. КРИЗИС КАК МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие экономического кризиса
В течении истории развития всего мирового общества экономику очень большого количества стран сотрясали кризисы, сопровождаемые снижением производства, падением цен, скоплением на рынке нереализованных товаров, крушением банковских систем, резким повышением уровня безработицы, разорением большинства действующих предприятий промышленности и торговли. Что же это такое - кризис? Каковы его при-знаки? Чем грозит он экономике страны и нам, обычным гражданам? Так ли он необратим и что можно предпринять? Попробуем дать ответы на большинство из поставленных вопросов.
Прежде всего рассмотрим кризис как общее понятие. Данный термин переводится с греческого как "решающий переход", "глобальный пере-лом", "тяжелое состояние" какого-либо процесса.
Развитие представлений о макроэкономических кризисах берет начало в работах классиков политической экономии, таких как Д. Рикардо, Ж.Б. Сэя, Т.Р. Мальтуса. Д. Рикардо и Ж.Б. Сэй рассматривали кризис как случайное явление для экономического развития. В работах Т.Р. Мальтуса кризис выступает фазой экономического цикла и формой раз-решения противоречий, накапливающихся в предшествующий период. Явной причиной кризиса является противоречие между тенденцией капиталистического производства к безграничному расширению производства и ограниченностью платежеспособного спроса.
2. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Формы и методы антикризисного государственного регулирования
Одной из основных государственных функций является регулирование и разработка антикризисных мероприятий. Политика государства в сфере разрешения кризисных ситуаций выражается в выработке и осуществлении стратегии развития государства и общества, направленной на преодоление кризисных ситуаций и обеспечение равновесного состояния институтов государственной системы и экономической системы. Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях: – поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства; – предупреждение и недопущение кризисов в экономически и социально значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта; – уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов. Государство проводит специальные мероприятия по предотвращению появления кризисных ситуаций в сферах, играющих особо важное значение для социальной и экономической жизни страны. Такие меры условно можно разделить на две группы: финансовая поддержка и особое администрирование [8, с.65].
3. АНТИКРИЗИСНОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1 Международный опыт антикризисного регулирования
В конце 20-х и начале 30-х годов XX столетия американская экономика находилась в большом кризисе. Самая низкая точка спада экономического развития была замечена в 1933 г., когда ВНП уменьшился по сравнению с 1929 г. почти в 2 раза и составил 54% докризисного уровня. В стране насчитывалось 17 млн. безработных, закрылось свыше 3 тыс. банков. Финансовый кризис поверг в панику финансово-промышленных магнатов США. «За пять лет промышленные и финансовые лидеры Америки были низвергнуты с высочайших позиций влияния и власти в глубокую пропасть». Ни один из представителей монополистического капитала не мог предложить никаких мер выхода из кризиса.
По инициативе Ф. Рузвельта Конгрессу был предложен «чрезвычайный закон о банках»:
• федеральная резервная система предоставляла займы банкам;
• министр финансов получал право предотвращать массовое изъятие вкладов;
• законом предписывалось открывать банки только тогда, когда их со-стояние будет признано «здоровым»;
• экспорт золота запрещался;
• специальный указ предписывал гражданам США обязательную сдачу золотых запасов на сумму свыше 100 долларов;
• одновременно разрешался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золотом;
Заключение
Существует два принципиально возможных, но не взаимоисключающих взгляда на природу кризиса:
– статический, когда кризис воспринимается как состояние системы;
– динамический, в рамках которого кризис рассматривается как процесс.
Признаками кризисной ситуации выступают: угроза, дефицит времени на реакцию, внезапность и нестандартность. Кризис как процесс обусловлен образованием новых и (или) разрывом старых связей, являясь, по мнению многих авторов, необходимым условием прогресса.
В собственной динамике кризис проходит несколько этапов.
- Латентный (скрытый), при котором предпосылки назревают, но по-ка не выходят наружу.
- Период обвала, мгновенного обострения противоречий, быстрого и сильного ухудшения всех показателей системы.
- Этап смягчения, перехода к фазе депрессии и временного равновесия. Длительность всех трех периодов неодинакова, исход кризиса заранее просчитать нельзя.
1. Абушахманова Ю. В. Экономический кризис: эволюция, действительность, прогнозы // Молодой ученый. — 2014. — №4. — с. 512.
2. Актуальные проблемы Европы: сб. науч. трудов / Центр научн.-информ. исслед. глобал. и регионал. пробл. Отд. Зап. Европы и Америки. – Москва, 2011. – с. 220.
3. Богомолов В.А. Антикризисное регулирование экономики. Теория и практика: Учеб. пособие для вузов / В.А. Богомолов, А.В. Богомолова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 271 с.
4. Влияние мирового финансового кризиса на экономику РБ [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://media.miu.by/files/store/items/rnpsmupipsn/iii/smu_2012_seminar_17.pdf.
5. Мировой финансовый кризис 2008 года аналитика причины вы-ход последствия [Электронный ресурс] // Мировой кризис. — 2012. URL:http://maultalk.info/prichiny_krizisa/analitika_krizisa_i_prognozy/mirovoifinansovyi-krizis-2008-goda-analitika-prichiny-vyhod-posledstviya.html/
6. Мировой экономический кризис: аннотированный библиографический указатель [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://pdf.vlib.by/BS-2010/world_economic_crisis.pdf.
7. Мировой опыт антикризисной политики: Уроки для России: сб. науч. трудов / ИМЭМО РАН. – Москва, 2009. – с. 115
8. Минакова И.В. Теоретические основы государственного регулирования несостоятельности хозяйствующих субъектов: неоинституциональный подход: Монография. – М.: Компания Спутник+, 2006. – 192 с.
9. Социально-экономическая политика второй администрации Б. Оба-мы и ее влияние на внешнюю политику США: сб. науч. трудов / ЦСА РАН. – Москва, 2013. – с. 115.
10. Besomi D. Clément Juglar and his contemporaries on the causes of commercial crises. European Journal of Social Sciences, 2009, vol. 47, no. 143, pp. 250.
11. Marx K. Kapital. Kritika politicheskoi ekonomii. T.1 [Das Kapital. Kritik der politischen Ökonomie. Vol. 1]. Moscow, Gos. izd-vo politicheskoi literatury Publ., 1960, 907 p.
12. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. М.: Эксмо, 2008. 960 с.
13. Уэрта де Сото Х. Деньги, банковский кредит и экономические циклы / под ред. А.В. Кураева. Челябинск: Социум, 2008. 663 с.
14. Minsky H.P., Whalen C.J. Economic insecurity and the institutional prerequisites for successful capitalism // Journal of Post Keynesian Economics. 1996–1997. Vol. 19. № 2. P. 270