Введение
1 Теоретические основы социально-экономического развития. Структура социально-экономического развития
1.1 Сущность, цели и направления социально-экономического развития
1.2 Показатели результативности социально-экономического развития
1.3 Особенности реализации социально-экономического развития в зарубежных странах
2 Социально-экономическое развитие и особенности её реализации в Республике Беларусь
2.1 Анализ основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь
2.2 Оценка состояния государственных финансов
3 Тенденции развития социально-экономического развития Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Социально–экономическая политика современного государства опирается на поддержание постоянного баланса между ее экономическим и социальным блоками. Если в рамках первого из них решаются, прежде всего, задачи макроэкономического характера, то второй – социальный блок призван обеспечивать достаточный уровень жизни населения и нормальный процесс его жизнедеятельности. Отличительной особенностью последних десятилетий является процесс «социализации» экономики, идущий не только в развитых, но и во многих развивающихся странах. Это связано с тем, что именно качество жизни сегодня выходит на первый план в системе факторов, определяющих международную конкурентоспособность национальной экономики. Задача переноса акцента на социальную сферу в настоящее время стала весьма актуальной и для Республики Беларусь.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью комплексного развития основных направлений, институтов и практических инструментов социально-экономического развития в Республике Беларусь, а также путей ее более эффективной реализации на региональном уровне, в том числе, и с учетом соответствующего зарубежного опыта.
Целью работы является развитие концептуальных основ государственной социально-экономического развития с акцентом на повышение в ней роли регионального звена управления. Для достижения указанной цели в работе был определен следующий круг задач:
– разработка методических основ анализа социальной сферы как объекта государственного регулирования; выявление особого круга задач социального регулирования, присущих современному этапу экономического развития страны;
– оценка состояния социальной сферы в Республике Беларусь, выявление «узких мест» и определение приоритетов в ее развитии;
– анализ показателей результативности социально-экономического развития в Республике Беларусь;
– обоснование системы индикаторов для текущей и прогнозной оценки результатов социально-экономического развития.
Объектом исследования являются экономические, в том числе, финансовые механизмы реализации социально-экономического развития государства.
Предметом исследования выступают экономические, правовые и иные отношения, возникающие в ходе реализации социально-экономического развития между различными уровнями государственной власти, а также между государством и институтами гражданского общества.
Методология исследования. В основу исследования были положены следующие методы: аналитический дедуктивный, экспертных оценок и системно–логический. В работе также применялись статистический, опытно– экспериментальный, прогнозный и другие методы исследования.
1 Теоретические основы социально-экономического развития. Структура социально-экономического развития
1.1 Сущность, цели и направления социально-экономического развития
Социально-экономическое развитие – это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально– политической стабильности, социального партнерства в обществе[41, с.111].
Выделяют следующие задачи социально-экономического развития, обеспечивающие нормальное развитие общества:
обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;
поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;
развитие социальной инфраструктуры (жилищно– коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);
создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде[40, с.102].
Социально-экономическое развитие осуществляется на разных уровнях экономической деятельности:
социально-экономическое развитие фирмы (корпорации) в отношении своего персонала;
региональная социально-экономическое развитие применительно к регионам;
государственная социально-экономическое развитие ;
межгосударственная социально-экономическое развитие , связанная с решением глобальных экологических проблем, преодолением социально– экономической отсталости стран.
Возможности решения задач социально-экономического развития определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны[42, с.148].
Приоритеты социально-экономического развития – это основополагающие направления целевых действий, ориентированных на решение наиболее значимых социальных проблем в конкретном пространственно– временном измерении[44, с.109].
Взаимодействие социально-экономического развития с экономической осуществляется через различные компоненты последней: макроэкономическую, налогово–бюджетную, валютно– финансовую, кредитную, внешнеэкономическую политику, политику в сфере занятости и т.д. Как правило, зависимость социально-экономического развития от экономической носит односторонний характер, то есть размер средств, выделяемых на удовлетворение социальных потребностей, зависит от результатов собственно экономического развития. Однако на определенных этапах экономического развития (как это происходит сейчас в Республике Беларусь) характер этой зависимости существенно меняется: социально-экономическое развитие выходит на передний план, ее функции значительно расширяются и приобретают доминирующее значение.
2 Социально-экономическое развитие и особенности её реализации в Республике Беларусь
2.1 Анализ основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь
Национальная экономика развивалась в 2016 г. в нестабильных внешних условиях, основные из которых: продолжающийся военный конфликт в Украине, неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках сырьевых товаров; рецессия в российской экономике, неурегулированные противоречия по ценам на газ и объемам закупаемой нефти. Кроме этого, также можно выделить ряд внешних факторов, повлиявших на макроэкономическую ситуацию в Беларуси: – усиление конкуренции на рынке ЕАЭС по большинству значимых товарных позиций белорусского экспорта в связи с выполнением российских обязательств по присоединению к ВТО.
Ситуация осложняется сепаратным снижением импортных тарифов Казахстаном в соответствии с его обязательствами, принятыми при вступлении во ВТО (по более чем 3 тыс. тарифных позиций обязательства Казахстана ниже ЕТТ, по оценке экспертов – пока углубленный анализ не проведен в связи с непродолжительностью членства страны во ВТО – по сниженным тарифам в Казахстан ввозится около 40% товаров). Это препятствует ввозу в страну белорусских товаров. Например, ранее в Казахстан поставлялось порядка 50 тыс. тонн белорусского сахара белого. В настоящее время, вследствие низкой защиты казахстанского рынка от импорта из третьих стран сахара- сырца, белорусские поставки практически прекращены; – усиление китайских позиций по традиционным для белорусских машиностроительных предприятий товарным позициям.
С учетом происходящего во многих странах (особенно нефтедобывающих) сокращения доходов населения и предприятий, все больше потребителей отказываются от дорогих западноевропейских, американских и японских товаров в пользу более доступных китайских, предлагающих продукцию хорошего качества по умеренной цене.
Для белорусского машиностроения это также создало проблемы, так как Китай стремительно отвоёвывает рынки, на которых наши позиции были сильны. Например, в тракторостроении, грузовом автомобилестроении, станкостроении, приборостроении; – реализация мер импортозамещения в Российской Федерации и других странах.
Особенно остро проблема стала в отношении экспорта сельскохозяйственных товаров. Россия в последние годы демонстрирует устойчивые темпы прироста продукции сельского хозяйства. Кроме того меры импортозамещения реализуются в сферах сельхозмашиностроения, станкостроения, радиоэлектронной промышленности.
При этом следует констатировать, что, с одной стороны, правовая база Евразийского экономического союза не позволяет в полной мере решать проблемы дискриминации белорусских интересов на единых рынках товаров и услуг (при этом такие несовершенства в отдельных случаях стали результатом позиции Белорусской Стороны, например, в области ветеринарно- санитарного контроля большинство полномочий сохранилось в национальной компетенции), с другой стороны, отечественные субъекты хозяйствования не используют и имеющиеся возможности по разрешению спорных ситуаций, включая потенциал Суда Евразийского экономического союза; – ухудшение условий внешних заимствований и расчетов по займам в связи с ожидаемым дальнейшим повышением процентной ставки ФРС США, после чего, вероятно, возрастет ставка LIBOR, на основании которой, как правило, рассчитываются ставки кредитов от МВФ (например, программа фонда для Беларуси 2009 – 2010 года предусматривала выделение средств под плавающую ставку LIBOR+0,75).
3 Тенденции развития социально-экономического развития Республики Беларусь
Проведение макроэкономических реформ, постепенная отмена субсидирования, в том числе перекрестного субсидирования, предполагает перестройку социально-экономического развития, обеспечивающую переход от модели государственного патернализма к рыночной модели, основанной на социально-экономической ответственности трудоспособных членов общества, выработке новых механизмов адресной социальной защиты, смягчающих негативное воздействие рыночных реформ.
Эта модель предполагает:
1) обеспечение доступности и бесплатности для всех граждан основных базовых минимальных социальных услуг, прежде всего, в образовании и здравоохранении;
2) перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых, малообеспеченных групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям;
3) предоставление трудоспособным гражданам возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечивать свое и семейное благосостояние за счет увеличения доходов;
4) сокращение бедности и социального неравенства;
5) развитие человеческого потенциала.
Переход к новой модели социально-экономического развития предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социально-экономического развития значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости[55].
Анализ существующих проблем и обобщение опыта разнообразных моделей рынка труда в странах с рыночной экономикой позволяют сформулировать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости в следующих направлениях: разработка программ создания и сохранения эффективных рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки экономики; формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и занятости безработных, включая финансирование создания рабочих мест в сфере малого бизнеса; обеспечение мобильности рабочей силы, прежде всего, через развитие рынка жилья и ликвидации института прописки; внедрение гибких нестандартных форм занятости; переход к реальному страхованию по безработице; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, как с высшим, так и со средним специальным образованием[37, с.40-41].
В качестве основных задач, которые должны быть решены в результате совершенствования механизма оплаты труда, следует выделить:
— восстановление воспроизводственной функции заработной платы посредством приближения тарифной ставки первого разряда к величине бюджета прожиточного минимума и далее минимальному потребительскому бюджету;
— усиление зависимости роста заработной платы от результатов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятий и организаций, личного вклада каждого работника в эти результаты, то есть восстановление мотивационной, стимулирующей функции заработной платы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования проведенного в рамках работы можно сделать следующие выводы.
1.Результативность социально-экономического развития проявляется в системе показателей, характеризующих уровень социальных параметров населения под воздействием множества факторов. Наиболее важными и наиболее точно определяющими показателями эффективной социально-экономического развития являются уровень жизни населения, потребительская корзина и потребительский бюджет, доходы населения и социальная справедливость.
2. Основным приоритетом государственной политики в области оплаты труда в 2017 году являлось повышение уровня жизни населения и достижение к концу 2017 года средней заработной платы в целом по республике не менее 500 долларов США в эквиваленте. Обеспечено выполнение задания на 2017 год по росту реальной заработной платы. В целом по республике по сравнению с 2016 годом она увеличилась на 14,9 процента (прогноз – на 13 – 14 процентов). Также выполнено задание Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2017 годы по росту реальной заработной платы. В 2017 году по сравнению с 2005 годом она увеличилась в 1,62 раза (задание Программы – 1,52 – 1,58 раза)
3. Ситуация на рынке труда республики характеризуется ростом численности занятых в экономике, улучшением показателей использования рабочего времени, относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы.
3.В результате принятых мер по улучшению деловой среды и условий развития частного сектора в 2017 году возросло число вакансий и на 1 января 2018 г. составило 48,8 тыс., что на 41,4 процента больше по сравнению с началом 2017 года. При этом в г. Минске вакансий в 4,9 раза больше, чем безработных, в Минской области – в 1,3 раза, в Брестской и Могилевской областях – в 1,2 раза.
4. На протяжении 2016-2017гг. наблюдается тенденция увеличения численности получателей пенсий за счет роста основной их группы – пенсионеров по возрасту. Так, если в 2015 году их численность выросла на 13 тыс. человек, то в 2016 и 2017 годах прибыло более чем по 20 тыс. Прослеживается также и динамика роста количества вновь назначенных пенсий: в 2016 году количество вновь назначенных пенсий составило 130 тыс. пенсий, в 2017 году – более 131 тыс.
5. С целью обеспечения достойной социальной защиты ветеранов и пожилых людей ежегодно проводятся обследования условий жизни данной категории граждан и оказание им помощи.
В 2017 году для указанной категории граждан отремонтировано 2855 жилых помещений и надворных построек, 1522 печи, в 1033 домах проведен ремонт электропроводки, в 17 271 жилом помещении установлены пожарные извещатели.
С начала 2017 года улучшили жилищные условия 518 ветеранов, из них: 272 ветерана ВОВ, в том числе 242 инвалида и участника ВОВ, 246 ветеранов боевых действий на территории других государств, в том числе 9 инвалидов боевых действий на территории других государств, а также 10 членов семей погибших в годы ВОВ.
6. Средний размер ГАСП в виде ежемесячного социального пособия составил 51,2 тыс. рублей в месяц на одного человека, единовременного – 176,1 тыс. рублей.
7. Период реформирования в белорусской системе образования завершен. За следующие пять лет предусматривается обновить содержание и повысить качество образования, чтобы создать школу, откуда выходит интеллектуальная молодежь, владеющая информационными технологиями и иностранным языком.
Первоочередными задачами являются повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития.
1. Абрамчик, Л.Я. Финансирование государственных расходов на социальную сферу в Республике Беларусь. Государственная власть и местное самоуправление/Л.Я.Абрамчик. – Минск: Юнипак, 2018. №7 с.42-46.
2. Аброжей Т.А. Анализ показателей развития экономики Республики Беларусь / Сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во СПГИЭУ, 2018
3. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2017. – 775 с.
4. Баканова Е.С. Социальное партнерство как доминанта трансформационных преобразований / Сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во СПГИЭУ, 2018
5. Баканова Е.С. Реформирование социально-экономического развития в переходной экономике /Государство и рынок в переходной экономике России: опыт макро- и микроэкономического регулирования. – СПб., 2018. – Деп. в ИНИОН РАН № 58372 от 20.03.2018
6. Бондарь, Л.В. Совершенствование социально-экономического развития Республики Беларусь в условиях реформирования экономики: учебно-методическое пособие/ Л.В. Бондарь; Частный институт управления и предпринимательства. – Минск, 2004. − С.19.
7. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 17 июня 2015г.: одобрен Советом Респ 28 июня 2015г. /Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2015. №8 2/920.
8. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность/ Валовой Д.В. – М.:Инфра-М, 2016– 244 с.
9. М.И. Ткачук. Государственный бюджет: учеб.пособие; Под ред. М.И. Ткачук - М., 2016– 244 с.
10. Мультан Г.К.. Государственные финансы: учеб.пособие; Под ред. Г.К. Мультана – Мн., БГЭУ, 2016-321
11. Кравцова Г.И. Деньги. Кредит. Банки: учеб.пособие. Мн., БГЭУ, 2015 - 398с.
12. Добсон С., Полфреман С. Основы экономики: учебное пособие. Перевод с англ. Мн.: Экоперспектива, 2016-872с
13. Ерофеева, О.Н. Развитие систем социальной защиты в европейских странах и реформирование социальных льгот в Беларуси/ Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: материалы VII международной научной конференции (Минск,18-19 октября 2007г.)/ О.Н. Ерофеева. – Минск: НИЭИ Министерства экономики РБ, 2007. т.2 с.150-152.
14. Кажуро Н.Я. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, инфляция, безработица: Моногр. Мн.: ФУАинформ,2016
15. Курс переходной экономики: учебник для вузов; Под ред. акад. Л.И.Абалкина. М.:ЗАО «ФинСтатиноарм», 2016
16. Макконнелл К.Р., Брю С.А. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебное пособие для экономических вузов. Перевод с англ.: в 2 томах, М.:Инфра-М, 2007.-730с.
17. Князев, С.Н. Белорусская модель социально-экономического развития государства//Государственное управление: от философских оснований до созидания сильного и процветающего государства: монография/ С.Н. Князев – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2018. −с.389-456.
18. Лемешевский И.М. Экономическая теория. Основы. Вводный курс: учебное пособие для вузов/ Лемешевский И.М; Мн., ФУАинформ, 2016
19. Макроэкономика: учебное пособие; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2017. – 244 с.
20. Макроэкономика: учебное пособие; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, 2017. – 461с.
21. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2017. - 480 с.
22. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления. /В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В.Богданович и др. – Мн.: БГЭУ, 2018 – 843с.
23. Лученок А.И. Социально-ориентированный подход развития экономики //Труд, профсоюзы, общество. – 2018 - №1. – С. 14-21.
24. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2018г. - Мн.: Мисанта, 2018. – 111с.
25. Пыш П. Концепция социально ориентированной рыночной экономики Людвига Эрхарда в экономической теории и практике Германии. //Белорусский экономический журнал. – 2016. - №2. – С. 13-22.
26. Сакс Дж. Д., Ларен Ф.Б. Социально-экономическое развитие Германии. Глобальный подход: пер. с англ. -М.: Дело, 2018. -248 с.
27. Социально-экономическое развитие в Республике Беларусь: учебник для экономических специальностей вузов; Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн., БГЭУ, 2016– 244 с.
28. Теория финансов: учеб.пособие; Под общ. ред. Н.Е. Зайца, М.К. Фисенко. Мн., 2015– 490 с.
29. Ткачук М.И, Киреева Е.Ф. Основы финансового менеджмента: учеб.пособие, Мн., 2016
30. Федосов В.М. Государственные финансы: учеб.пособие. - Киев, 2017
31. Финансы предприятий: учебник; Под общ. ред. Л.Г. Колникой, Мн. 2016
32. Финансы: учебник; Под ред. Г.Б. Поляка, М., 2016
33. Экономика предприятия: учебник; под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой, Мн., 2016
34. Черныш, Л.П. Социально-экономическое развитие / Л.П. Черныш. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. – с.350-360.
35. Базиков А.А. Экономическая теория: курс лекций; Мн., Инфра-М, 2016
36. Экономическая теория: учебник; Под ред. Камаева В.Д.; М.:ВЛАДОС, 2016 – 244 с.
37. Экономическая теория: учебник для вузов / М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков. М.:НОРМА, 2016– 276 с.
38. Экономическая теория: учебник; Под ред. В.И.Видяпина, А.И.Добринина, Г.П.Журавлевой. М.: Инфра-М,2015.– 242 с.
39. Социальные нормативы и защита доходов населения от инфляции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/bud11/– Дата доступа: 27.03.2018г.
40. Совершенствование трудового законодательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/news?id=1357– Дата доступа: 27.03.2018г.
41. Государственная социальная поддержка населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/about/publications – Дата доступа: 27.03.2018г.
42. Семейная и демографическая политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ – Дата доступа: 27.03.2018г.
43. Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2016-2017гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by/ – Дата доступа: 27.03.2018г.
44. Отчет о работе Фонда социальной защиты населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.government.by Дата доступа: 27.03.2018г.
45. О государственном прогнозировании и программах социально–экономического развития Республики Беларусь[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ - Дата доступа: 27.03.2018г.