ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ
1.1 Сущность инвестиций и их источников
1.2 Привлекательность иностранных инвестиций для переходных экономик
1.3 Основные приемы привлечения иностранных инвестиций
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В БЕЛОРУССКУЮ ЭКОНОМИКУ
2.1 Нормативная база привлечения иностранных инвестиций
2.2 Анализ привлечения иностранных инвестиций в Беларусь
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы инвестиционного процесса в Беларуси
3.2 Пути активизации привлечения иностранных инвестиций в Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых важных и сложных экономических проблем во всех переходных экономиках, в том числе и в Беларуси, в настоящее время является проблема инвестиций. На правительственном и экспертом уровнях осознают, что без увеличения объема инвестиций во все сферы деятельности невозможным окажется дальнейший рост экономики страны. На всех уровнях говорят о необходимости улучшения инвестиционного климата и принятия мер, способствующих восстановлению и улучшению инвестиционного потенциала как экономики страны в целом, так и отдельных регионов, отраслей, предприятий.
Мировая практика показывает, что разумная инвестиционная стратегия может облегчить структурную перестройку экономики, уменьшить масштабы безработицы, сохранить наукоёмкие производства и ускорить интеграцию страны в сообщество развитых стран. Уровень инвестиции определяет рост ВВП, промышленного производства, сельского хозяйства, влияет на доходы корпораций и домашних хозяйств.
Дефицит инвестиционного капитала стало возможно сократить за счет привлечения в инвестиционную сферу средств индивидуальных вкладчиков. Корпорации имеют возможность самостоятельно определять потребность в средствах, необходимых для капитальных вложений. Кроме того, государство активно пользуется косвенными рычагами для усиления инвестиционного процесса. Основу комплекса таких рычагов составляют налоговые льготы.
Практически подобными возможностями привлечения инвестиций обладают и белорусские предприятия, однако эти возможности сужаются высокими уровнями инфляции и девальвации, что «съедает» амортизацию и не способствует увеличению срока прогнозирования в бизнес–планировании. Протекавший в 2014 – 2016 гг. экономический спад только усиливал негативную тенденцию падения уровня внутренних и иностранных инвестиций. Правда, этот процесс активизируется в течение 2017 – 2018 гг.
Иностранные инвестиции играют огромную роль в мировой экономике. Они особенно привлекательны для стран с переходной экономикой. Их главный положительный эффект заключается в привносе в экономику передовых технологий. Кроме этого, иностранные инвестиции улучшают платежный баланс и повышают рейтинг страны.
Актуальность темы иностранных инвестиций для Беларуси обусловлена, прежде всего, необходимостью привлечения в экономику современных технологий для изменения структуры экономики. Кроме этого, иностранные инвестиции привносят и современные методы управления.
Однако правительственные эксперты и неправительственные расходятся преимущественно в оценке привлекательности национального инвестиционного климата. Независимые эксперты отмечают обычно, что в Беларуси складывается недостаточно привлекательный инвестиционный климат, что модель «ручного» управления инвестициями неэффективна, низок уровень развития долговых инструментов и фондового рынка, высока стоимость заимствований на кредитной рынке и в целом недостаточно развитая инфраструктура привлечения инвестиций [1].
Цель курсовой работы – оценить влияние иностранных инвестиций на белорусскую экономику.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ
1.1 Сущность инвестиций и их источников
Впервые термин «инвестиции» появился в работе основоположника классической школы А. Смита, как элемент собирательной теории «сбережений, потребления и инвестиций». По суждению А. Смита «то, что сберегается в течение года, потребляется так же регулярно, как и то, что расходуется, и притом в течение почти того же времени: но потребляется оно совсем другого рода людьми» [11 с. 120]. А. Смит считал, что результат инвестирования есть некий процесс выплаты доходов, которые в дальнейшем расходуются на потребление.
У В. Бочарова «инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения» [8, с. 8].
У И. Кикоть инвестиции – долгосрочное вложение капитала в какое–либо предприятие, дело, приращение к общему количеству капитальных благ [17, с. 79]. У К. Шебеко под инвестициями понимаются «затраты денежных средств, направляемые на воспроизводство капитала» [33].
В словаре В. Гавриленко инвестиции (лат. investio – одеваю) – это долгосрочные вложения капитала в собственной стране и за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские и инновационные проекты, социально–экономические программы. Инвестор (англ. investor – вкладчик) – юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиции в виде заемных или собственных средств в инвестиционные проекты [10].
В ст. 1 Закона «Об инвестициях» под инвестициями понимается любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, государство в лице уполномоченных органов и его административно–территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность. Объектами инвестиционной деятельности являются недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс, ценные бумаги, интеллектуальная собственность, субъектами – государство, резиденты и нерезиденты Беларуси [21].
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В БЕЛОРУССКУЮ ЭКОНОМИКУ
2.1 Нормативная база привлечения иностранных инвестиций
Можно отметить два периода в привлечении иностранных инвестиций в Беларусь, отраженных в нормотворчестве – до принятия Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» в январе 2014 г. и после.
До принятия Инвестиционного кодекса (2001 г.) и после его принятия иностранные инвестиции имели приоритет и больший уровень льгот, чем внутренние инвесторы. Практика показала, что следует создавать общее стимулирующее пространство для инвесторов, независимо от резидентства.
К примеру, в программе привлечения иностранных инвестиций на 2006 – 2013 гг. было провозглашено:
– совершенствование ряда законодательных актов о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях и их защите, о приведении к международным стандартам бухгалтерского учета;
– привлечение иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений;
– развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения споров;
– развитие договорно-правовых основ участия Беларуси в международном инвестиционном сотрудничестве;
– привлечение внешних заимствований с расширением инвестиционной направленности.
В январе 2014 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» – основополагающий документ, определяющий основные принципы осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, направленный на стимулирование инвестиционной деятельности, привлечение инвестиций в Беларусь, обеспечение прав и законных интересов инвесторов, их равной защиты.
В соответствии с Законом об инвестициях, под инвестициями понимается любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в частности:
– движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты;
– права требования, имеющие оценку их стоимости;
– иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).
Согласно Закону об инвестициях в Республике Беларусь существуют следующие способы осуществления инвестиций:
– создание коммерческой организации;
– приобретение, создание, в том числе путем строительства, объектов недвижимого имущества, за исключением приобретения или строительства гражданами Беларуси, иностранными гражданами и лицами без гражданства жилых домов, жилых помещений для проживания этих граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства и (или) членов их семей.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы инвестиционного процесса в Беларуси
Потребность белорусской экономики в иностранных инвестициях на период до 2020 г. оценивается в 25 – 33 млрд. дол. США [30].
Анализ государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику позволяет сделать несколько выводов.
Прежде всего, от развития иностранных инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит – улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на государственные ценные бумаги при одновременном снижении цены заимствования. Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.
С одной стороны, сформировавшиеся в Беларуси подходы к инвестициям осуществляются по тем же, методикам, которые ранее сформированы в западной экономической модели. С другой – продолжают проявляться несколько важных отличий:
– развитый фондовый рынок предоставляет западным компаниям возможность получать инвестиции из множества источников, с «размыванием» или без него уставного капитала. В белорусской же модели фондовый рынок как инструмент финансирования и концентрации капитала развит несущественно;
– банки предоставляют кредиты западным компаниям по достаточно низким ставкам и на длительные сроки. При этом, чаще всего, обязателен период до получения первой прибыли, в течение которого заемщик не платит проценты по кредиту и не начинает его возврат (грейс–период). В Беларуси ставки по кредитам, во–первых, высоки, во–вторых – нестабильны, а для инвестора период планирования исчисляется, как минимум, тремя– пятью годами;
– на американском рынке в компаниях существует более смелый, чем у нас, подход к разработке бизнес-планов. Крупные компании поручают разработку молодым специалистам не старше 35 лет;
– высокое распространение на Западе получило проектное финансирование, которое в Беларуси только начинается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, по итогам исследования можно сделать следующие выводы.
Инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. В макроэкономических моделях инвестиции являются стимулом для роста экономики и потребления, поэтому стимулированию инвестиций уделяется значительное место в государственной экономической политике любого правительства, любой партии.
Особая роль, особенно для переходных экономик, принадлежит иностранным инвестициям, так как они обычно привносят более высокий, чем имеющийся в стране технологический уровень и улучшают платежный баланс;
Мировая теория и практика выработали значительный опыт стимулирования инвестиций, однако этот процесс развивается и в настоящее время, а национальные модели стимулирования инвестиций имеют как существенные сходства, так и различия.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в страну иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов. Кроме того, использование налоговых мер в стимулировании инвестиций дает преимущества одним отраслям (территориям, предприятиям) по сравнению с другими, поэтому налоговые льготы должны предоставляться обдуманно и точечно.
Цель установления налоговых льгот и преференций – снижение налоговой нагрузки налогоплательщиков, однако эта цель может быть реализована различными способами. В экономике развитых и развивающихся стран наиболее типичными формами налоговых льгот и преференций, применяемыми при взимании подоходных налогов с корпораций, являются налоговые каникулы, ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, меры по стимулированию роста вложений в НИОКР и др.
Оценена динамика инвестиций в Беларуси за 1995 – 2016 гг. За весь период исследований инвестиции ежегодно в среднем росли на 10,3 %, а промпроизводство – на 5,9 %. При этом, если следовать статистическим данным, то в первом периоде (до 2002 г.) средний рост промпроизводства на 3,7 % был обеспечен без роста инвестиций, в третьем периоде (2011 – 2016 гг.) рост промпроизводства на 1,2 % был обеспечен даже при среднегодовом падении инвестиций на 0,9 %. И только в стабильном периоде промышленное производство росло в среднем на 7,7 % при росте инвестиций на 17,6 %.
Данные статистики за 10 мес. 2017 г. преимущественно положительны – при самом низком за всю историю Беларуси уровне инфляции обозначился рост (в сопоставимых ценах) инвестиций (1,2 %), ВВП (2,0 %), продукции промышленного производства и сельского хозяйства. Это указывает, что политика Национального банка и Правительства, направленная на «чистый рост», дает свои плоды.
Доля иностранных инвестиций в инвестиционном процессе в Беларуси пока минимальна.
1 Акулич, В. Инвестиции оттолкнулись ото дна старым способом / В. Акулич. 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekonomika.by/finansy/banki/investitsii–ottolknulis–ot–dna–starym–sposobom.
2 Акулич, В. Инвестиционный маневр / В. Акулич. 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekonomika.by/v–regionakh–belarusi/investitsionnyj–manevr.
3 Акулич, В. Снижение прибыльности госбанков может отпугнуть иностранных инвесторов / В. Акулич. 22.12.2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekonomika.by/ekonomika–belarus/monetarnyj–sektor/snizhenie–pribylnosti–gosbankov–mozhet–otpugnut–inostrannykh–investorov.
4 Акулич, В. Эксперт: объем чистых ПИИ в текущем году составит чуть больше 1 млрд долларов / В. Акулич. 30.08.2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekonomika.by/ekonomika–belarus/vneshnij–sektor/prognoz–case–belarus–ob–em–chistykh–pii–sostavit–v–tekushchem–godu–1–mlrd–dollarov.
5 Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н. Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 775 с.
6 База инвестиционных проектов // Национальное агентство инвестиций и приватизации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.investinbelarus.by/invest/base/#form.
7 Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 г. № 441 – З (в ред. Закона Республики Беларусь от 13.07.2016 г. № 397 – З) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2018.
8 Бочаров, В. В. Инвестиции / В. В. Бочаров. – СПб: Питер: Питер Пресс, 2009. – 380 с.
9 Волотовский, В. Приток прямых иностранных инвестиций в Беларусь заметно уменьшился / В. Волотовский // Белорусы и рынок. – 27.06.2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belmarket.by/pritok–pryamyh–inostrannyh–investiciy–v–belarus–zametno–umenshilsya.
10 Гавриленко, В. Г. Капитал. Энциклопедический словарь / В. Г. Гавриленко // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск.
11 Головачев, А.С. Макроэкономика: курс лекций / А.С Головачев, И.В. Головачева. – 2–е изд., стер. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2013. – 255с.
12 Дайнеко, А. Роль денежно–кредитной политики в макроэкономическом регулировании в Беларуси / А. Дайнеко, А. Попкова, И. Колесникова // Банковский вестник. – 2016. – № 4. – С. 3 – 11. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/bv/Arch.aspx.
13 Ефименко, Ю. Инвестиционный пузырь сдулся / Ю. Ефименко. 15.02.2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekonomika.by/ekonomika–belarus/realnyj–sektor/investitsionnyj–puzyr–sdulsya.
14 Журавлева, А. Сравнительная таблица основных изменений законодательства в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг, связанных с принятием Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231–З «О рынке ценных бумаг» / А. Журавлева // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск.
15 Инвестиции в Беларуси. – 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belarus.by/ru/business/belarus_investment.
16 Иностранные инвестиции в экономику Беларуси в 2017 году составили 9,7 млрд. долларов // Белорусы и рынок. – 13.02.2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belrynok.by/2018/02/13/inostrannye–investitsii–v–ekonomiku–belarusi–v–2017–godu–sostavili–9–7–mlrd–dollarov/.
17 Кикоть, И. И. Финансирование и кредитование инвестиций: учеб. пособие / И. И. Кикоть. – Минск: Выш. шк., 2010. – 255 с.
18 Ковалев, М. Китай в 21–м веке: обгоняющая модернизация / М. Ковалев, Лю Цззэпин. – Минск, БГУ. – 2011. – 172 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/148782/1/404–11%20Китай.pdf.
19 Кузьмина, Н. А. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности: автореф. дисс. эконом. наук / Н. В. Медведева // – 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/nalogovoe–regulirovanie–investitsionnoi–deyatelnosti–0.
20 Лаврова, Е. В. С. В. Становление и развитие институтов региональной инвестиционной инфраструктуры / Е. В. Лаврова // Фундаментальные исследования // – 2015. – № 6–1. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie–i–razvitie–institutov–regionalnoy–investitsionnoy–infrastruktury.
21 Манцевич, Т. И. Постатейный комментарий к Закону Республики Беларусь «Об инвестициях» / Т. И. Манцевич // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
22 Марченко, В. Иностранные инвестиции в Беларусь – почему не поступают ? / В. Марченко. 29.12.2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4esnok.by/mneniya/inostrannye–investicii–v–belarus–pochemu–ne–postupayut/.
23 Материалы сайта Министерства финансов Республики Беларусь / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.minfin.by.
24 Материалы сайта Национального банка Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.nbrb.by.
25 Материалы сайта Национального статистического комитета Республики Беларусь / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minstat.gov.by.
26 Навойчик, Ю. Ф. Правовое регулирование инвестиционной деятельности / Ю. Ф. Навойчик // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск.
27 Николаев, М. Перспективы создания паевых инвестиционных фондов в Республике Беларусь / М. Николаев // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
28 Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы. – Минск: Беларусь, 2016. – 94 с.
29 Рудковская, О. Проблемы инновационного и инвестиционного развития промышленных организаций Республики Беларусь / О. Рудковская // Банковский вестник. – 2017. – № 4. – С. 53 – 58.
30 Трейтьякова, Е. В. Прямые иностранные инвестиции: оценка привлечения в Республику Беларусь / Е. В. Трейтьякова. 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: elib.gstu.by/bitstream/handle/220612/17662/Трейтьякова%20Прямые%20иностранные%20инвестиции.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
31 Ульянова, Н. В. Прямые иностранные инвестиции в экономике Республики Беларусь / Н.В. Ульянова. Под науч. ред. А.Е. Дайнеко. – Минск: Право и экономика, 2013. – 168 с.
32 Условия для инвестиций в Беларуси / Инвестиционная политика / Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/invest–klimat/mery
33 Шебеко, К. К. Трансформация институтов и привлечение иностранных инвестиций / К. К. Шебеко, В. К. Шебеко // Экономика и банки. – 2016. – № 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya–institutov–i–privlechenie–inostrannyh–investitsiy. – Дата доступа: 19.02.2018.
34 Ян Чул Ким: Беларусь должна предпринять дополнительные усилия, чтобы изменить восприятие инвесторами. 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekonomika.by/mezhdunarodnaya–analitika/mvf–vsemirnyj–bank/yan–chul–kim–belarus–dolzhna–predprinyat–dopolnitelnye–usiliya–chtoby–izmenit–vospriyatie–investorami.