ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Государственный бюджет: понятие, структура и значение
1.2 Фискальная политика: цели, методы, инструменты
1.3 Налоговая политика, применяемая в странах Европейского союза
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ современной фискальной политики в Республике Беларусь
2.2 Анализ бюджета Республики Беларусь
2 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными. Путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования. Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные отношения, направляет, бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.
Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу.
Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами. Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему. Значение фискальной политики государства как регулятора экономической деятельности очень велико. Она играет важную роль в осуществлении экономической политики государства, в реализации социальных, экологических и иных государственных программ. Таким образом, правильное составление государственного бюджета, определение главных статей доходов и расходов, балансирование бюджета играют очень важную экономическую и политическую роль в любом современном обществе. Этим и обусловлена актуальность данной курсовой работы.
Целью курсовой работы является разработка направлений совершенствования фискальной политики Республики Беларусь
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
– изучить понятие, структуру и значение государственного бюджета;
– изучить цели, методы и инструменты фискальной политики;
– изучить особенности налоговой политики, применяемой в странах Европейского союза;
1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Государственный бюджет: понятие, структура и значение
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.
В современных условиях бюджет стал одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования ‒ наиболее эффективными. Путем бюджетного перераспределения стоимости валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.
В материальном плане государственный бюджет выступает в роли централизованного денежного фонда, который находится в распоряжении соответствующего органа власти. Материальное содержание бюджета динамично, т.к. постоянно изменяется объем сконцентрированных в нем денежных средств, структура видов поступлений в него, направлений расходов и т.д.
Бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов. Те, в свою очередь, предназначены для выполнения наиболее общих задач государственных формирований и осуществления функций соответствующих органов власти [13, c.56].
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь, бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства.
Главная роль бюджета заключается в том, что он образует финансовую основу функционирования государства, выполнения им своих фундаментальных задач. Саккумулированные в бюджете финансовые средства предназначены для проведения государственной социально-экономической политики, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств с целью обеспечения основных функций органов государственной власти, утверждается на государственном собрании и имеет силу закона.
Сущность государственного бюджета, как экономической категории, реализуется через его функции: распределительную (перераспределительную) и контрольную.
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ современной фискальной политики в Республике Беларусь
Налоговая политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Приоритетами налоговой политики Республики Беларусь по–прежнему остаются дальнейшее упрощение налоговой системы, снижение налогового давления на экономику и улучшение налогового администрирования.
Республика Беларусь заняла в рейтинге Doing Business-2016 («Ведение бизнеса-2016») 44-ю позицию среди 189 государств, по которым проводится данное исследование.
Согласно аналогичному отчету, опубликованному в октябре прошлого года, страна занимала 57-е место. Вместе с тем после традиционного пересмотра результатов предыдущего отчетного периода, связанного с обновлением данных, основанном на представлении странами – участницами исследования дополнительных материалов и комментариев, а также в связи с изменением методологии оценки показателей, формально считается, что Республика Беларусь занимала в отчете Doing Business-2015 не 57-е, а 43-е место [6].
В структуре исследуемых при составлении отчета «Ведение бизнеса-2016» сфер «жизнедеятельности» бизнеса сложились следующие позиции Республики Беларусь (с учетом корректировки результатов предыдущего отчета): «Регистрация предприятий» – 12-е место (в отчете «Ведение бизнеса-2015» –39); «Получение разрешений на строительство» – 34-е место (34); «Подключение к системе энергоснабжения» – 89-е место (85); «Регистрация собственности» – 7-е место (6); «Получение кредита» – 109-е место (105); «Защита миноритарных инвесторов» – 57-е место (54); «Налогообложение» – 63-е место (60); «Международная торговля» – 25-е место (25); «Разрешение неплатежеспособности» – 69-е место (68).
В Министерства экономики Республики Беларусь подчеркнули, что в отчете «Ведение бизнеса-2016» для Республики Беларусь зафиксированы две положительные реформы: сокращение общего срока государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, с возможностью осуществления регистрационных действий в срочном порядке – в течение одного рабочего дня (показатель «Регистрация собственности»), а также введение для субъектов хозяйствования электронной государственной регистрации (показатель «Регистрация предприятий»). Упрощение правил вхождения в бизнес позволило улучшить рейтинговые позиции страны по показателю «Регистрация предприятий» сразу на 27 пунктов.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Налоговая система Республики Беларусь складывалась на классических принципах налогообложения, с учетом выработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. Ввиду сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, некоторые дополнены и уточнены положениями, следующими из практической необходимости.
В основу налоговой политики Республики Беларусь положены следующие основные принципы:
- однократность обложения, т.е. один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период времени;
- оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
- равный подход ко всем субъектам хозяйствования;
- установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
- точная классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
- аргументирование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
- постоянность ставок налога в течение вполне длительного периода времени и простота вычисления платежа.
В механизме построения налоговой политики Республики Беларусь ведущее место принадлежит налоговым льготам, которые используются государством в роли регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое использование способствует росту эффективности производства, увеличению благосостояния населения.
При принятии решения по налоговым льготам принимаются во внимание интересы трех субъектов:
- государства, которое заинтересовано в росте доходов бюджета;
- юридических лиц, для того, чтобы не сократилось производство;
- населения, чтобы неравномерность распределения льгот не привела к социальной напряженности в обществе.
В зависимости от поставленных задач налоговая политика Республики Беларусь в современных условиях развития направлена на снижение налоговой нагрузки, упразднение налогообложения субъектов хозяйствования. Отдельное внимание в осуществлении налоговой политики уделяется инновационно-инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Упразднение системы налогообложения в Республике Беларусь осуществляется путем уменьшения количества низкоэффективных сборов, ряда местных платежей, количества нормативных документов, которые регулируют систему налогообложения, расширения круга плательщиков налогов, видов деятельности, попадающих под налогообложение, а также изменения уровня налоговых ставок, предоставления налоговых льгот, каникул и других налоговых стимулов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в современных условиях бюджет стал одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования ‒ наиболее эффективными. Путем бюджетного перераспределения стоимости валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика является составной частью финансовой политики государства, нацеленной на решение макроэкономических задач. В рамках бюджетно-налоговой политики происходит перераспределение ВВП с целью выполнения государственных функций, обеспечения устойчивого экономического роста, решения социальных задач, регулирования уровня деловой активности.
Основными целями фискальной политики являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции. Материальной основой проведения фискальной политики служит сосредоточение в руках государства натурально-вещественных и финансовых ресурсов, которые перераспределяются между юридическими и физическими лицами в государственных интересах.
По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию государственных средств через налоговую и бюджетную системы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику.
1. Абрамов, М. О налогах, зарплате и экономическом росте / М. Абрамов // Вопросы экономики. – 2016. – № 5. – С. 134-140.
2. Авдеева, Т. М. О целях бюджетной политики / Т. А. Авдеева, М. Г. Сенникова // Финансы. – 2016. – № 9.– С. 76 – 79.
3. Алклычев, А. Теоретические аспекты функционального назначения налоговых отношений / А. Алклычев // Экономист. – 2015. – № 6. – С. 64-69.
4. Андрюшин, С. А. О некоторых вопросах современной денежно–кредитной политики / С.А. Андрюшин, В.В. Кузнецова // Бизнес и банки. – 2015. – №6. – С. 1–7.
5. Ачаповская, М. З. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках: учеб. наглядное пособие / М. З. Ачаповская. – Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2014. – 147 с
6. Ведение бизнеса в Беларуси. Doing Business [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/exploreeconomies.
7. Герасимова, В. Дело не в рейтинге / В. Герасимова // Экономическая газета. – 2017. – №1. – С. 2.
8. Дадашев, А. О стимулирующем потенциале налоговой политики / А. Дадашев // Экономист. – 2015. – № 8. – С. 45-50.
9. Дейко, А. К. Налоговая система в социально-экономическом развитии Республики Беларусь / А. К. Дейко // Информационный бюллетень Администрации Президента Респ. Беларусь. – 2014. – № 2. – С. 76-86.
10. Демиденко, М. Налоговая нагрузка и темпы экономического роста Республики Беларусь / М. Демиденко // Банкаўскi веснiк. – 2015. – № 34. – С. 12-20.
11. Доходы и расходы бюджета по странам за 2016 год [Электронный ресурс] / Сайт свободной энциклопедии. – Минск, 2017. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki-Дата доступа: 03.04.2018.
12. Заяц, Н. Современная налоговая система и принципы ее построения / Н. Заяц // Финансы, учет, аудит. – 2014. – №12. – С.42-47.
13. Кашин, В. А. Налоговая система: как ее сделать более эффективной? / В. А. Кашин // Финансы. – 2015. – № 10. – С. 39-42.
14. Кийко, Д. Н. Изменения в Налоговый кодекс: что ждет плательщиков / Н. Д. Кийко / Финансы, учет, аудит. – 2017. – № 10. – С. 23–25.
15. Киреева, Е. Ф. Налоговая политика в условиях реформирования национальной экономики / Е. Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал. – 2017. – №3. – С. 22–29.
16. Комментарии к Налоговому кодексу Республики Беларусь на 2016 год // Налоги в Беларуси. – 2016.- № 2 (386). – С.19-38.
17. Курс экономической теории : учебник / М. Н. Чепурин [и др.] ; под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой. – Киров : АСА, 2015. – 874 с.
18. Макроэкономика : учеб. пособие / В. А. Воробьёв, А. В. Бондарь, Л. Н. Новикова [и др.] ; под ред. проф. В. А. Воробьёва. – Минск. : БГЭУ, 2012. – 270 с.
19. Макроэкономика : учебник / И. В. Новикова [и др.] ; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск : Тетра-Системс, 2012. – 384 с.
20. Макроэкономика: социально ориентированный подход : учебник для студентов экон.специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Э. А. Лутохина [и др.] ; под ред. Э. А. Лутохиной. – 2-е изд., перераб.и доп. – Минск : ИВЦ Минфона, 2013. – 442 с.
21. Налоговая политика Республики Беларусь в 2018 году // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/taxation/nalogsistem/nalogsist2016/
22. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономики Республики Беларусь. – 2018. – Режим доступа : http://www.economy.gov.by/.
23. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2018. Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2017/yd2017.pdf. -Дата доступа: 03.04.2018.
24. Основы экономической теории : учебник / В. В. Андреева [и др.]. – М. : Юрайт, 2016. – 443 с.
25. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/
26. Предварительное исполнение бюджета сектора государственного управления (республиканский бюджет, местные бюджеты, государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, государственный внебюджетный фонд универсального обслуживания Министерства связи и информатизации, государственный внебюджетный фонд гражданской авиации и государственный внебюджетный фонд Департамента исполнения наказаний) за январь-декабрь 2017 года / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budget_execution/analytical_information/2017/d3d747f602e74efb.html. –
27. Профицит бюджета Германии достиг рекордных показателей [Электронный ресурс] / Новостной сайт Гордон. – Минск, 2017. Режим доступа: http://gordonua.com/news/money/proficit-byudzheta-germanii-dostig-rekordnyh-pokazateley-175361.html
28. Разина, Н.В. Налоговые системы развитых стран: сравнительная характеристика [Электронный ресурс] / Разина Н.В. – Минск, 2017. Режим доступа: Разина Н.В. http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/25118.pdf
29. Райзберг, Б. А. Курс экономики: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и неэкономическим специальностям / Б. А. Райзберг, Е. Б. Стародубцева. – 5-е изд., исправленное. – М. : Инфра-М, 2017. – 684с.
30. Селищев, А. С. Макроэкономика : учеб. пособие / А. С. Селищев. – СПб, «Питер», 2013. – 524 c.
31. Федеральный Департамент финансов Швейцарии подтвердил, что 2016 год стал профицитным для бюджета страны [Электронный ресурс] / Швейцарско-российский деловой портал. – Минск, 2017. Режим доступа: http://swiss-rus.ru/news/my-switzerland/federal-nyy-departament-finansov-shveycarii-podtverdil-chto-2016-god-stal-proficitnym-dlya-byudzheta-strany.html
32. Экономическая теория : краткий курс / М. И. Ноздрин-Плотницкий [и др.]. – Минск : Мисанта, 2017. – 304 с.
33. Экономическая теория : курс интенсивной подготовки / И. В. Новикова [и др.] ; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск : Тетралит, 2013. – 400 с.
34. Экономическая теория : учеб. пособие / И. В. Новикова [и др.] ; под ред. И. В. Новиковой. – Минск : Тетралит, 2014. – 351 с.
35. Экономическая теория : учеб. пособие для студентов учреждений высшего образования по неэкономическим специальностям / Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь». – 2-е изд., стереотипное. – Минск : Академия МВД, 2016. – 187 с.