ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность конкурентных преимуществ предприятия
1.2 Методические основы управления конкурентными преимуществами
1.3 Зарубежный опыт оценки конкурентных преимуществ предприятия
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЦЕМЕНТНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Общая характеристика цементной отрасли Республики Беларусь
2.2 Оценка динамики развития цементной отрасли Республики Беларусь
2.3 Конкурентоспособность цементной отрасли Республики Беларусь
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЦЕМЕНТНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной системе хозяйствования поставил многие предприятия в сложное положение, когда конкуренция вынуждает их искать новые пути выживания, использования конкурентных преимуществ и обеспечения конкурентоспособности предприятий и продукции.
Как показывает практика, многие предприятия не готовы к активному ведению конкурентной борьбы, на большинстве из них, управление конкурентоспособностью не рассматривается и не действует как самостоятельная система или подсистема в процессе управления. Несмотря на наличие значительной информационной базы и различных методов комплексного анализа предприятий, статистика предприятий в настоящее время не предлагает методик оценки их конкурентоспособности. Недостаточно полно разработаны специфические вопросы измерения и прогноза конкурентоспособности в условиях различных по конкурентным свойствам рынков, не существует четко определенной методики прогнозирования конкурентоспособности предприятий различной отраслевой принадлежности.
В современных условиях управление конкурентоспособностью и сохранение конкурентных преимуществ – инструмент, который позволяет повысить эффективность используемых ресурсов, уровень инновационной активности, качество товаров и услуг, тем самым создает условия для обеспечения устойчивых темпов экономического роста, повышения уровня жизни населения.
Конкурентоспособность предприятий в условиях роста конкурентного давления во все большей степени обусловлена внутренними и внешними конкурентными преимуществами субъекта. Если формирование внутренних конкурентных преимуществ напрямую зависит от конкурентного потенциала предприятия, эффективности системы его управления, то внешних – от уровня конкурентоспособности страны, региона, отрасли.
Понятие «конкурентное преимущество» занимает основополагающее и центральное место в теории управления и маркетинга, так как, во-первых, его формирование и развитие возможно только лишь в среде конкуренции, а, во-вторых, оно являются целью конкурентной стратегии и выступают ключевым фактором как конкурентоспособности производителя, так и его конкурентной рациональности. Успех же в конкурентной борьбе достигается теми организациями, которые имеют достаточную степень конкурентоспособности и гибко реагируют на изменения внешней среды. Именно эти факторы определяют актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объектом исследования работы являются конкурентные преимущества предприятия, а предметом исследования – оценка конкурентных преимуществ предприятия.
Исходя из актуальности темы, и степени ее разработанности в курсовой работе была поставлена следующая цель: оценка конкурентоспособности на примере конкретного предприятия и разработка предложений по повышению ее уровня.
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность конкурентных преимуществ предприятия
Конкуренция - соперничество между производителями товаров и услуг на рынке, завоевание определенного сегмента рынка. Для достижения этих целей каждая компания использует свою стратегию и тактику. Для рыночной экономики конкуренция имеет фундаментальное значение. В конкурсе на часть рынка не только основные игроки участвуют в конкуренции. Каждый может быть конкурентом (потребители, поставщики, новые участники, продукты-заменители) [7, с. 136].
Конкурентоспособными преимуществами являются, в свою очередь, уникальные материальные и нематериальные активы, которыми компания владеет и которые стратегически важны для бизнес-сфер компании, которые позволяют выиграть в конкурентной борьбе. Другими словами, конкурентные преимущества можно определить как высокий уровень компетентности компании в любой области, предоставляя наилучшие возможности для преодоления конкурентных сил, привлечения потребителей и сохранения их приверженности товарам компании. Конкурентные преимущества предоставляют потребителям продукт, который представляет для них определенную ценность и за который они готовы платить деньги. Считается, что основной причиной успеха некоторых компаний и неудач других является то, что у процветающих компаний есть конкурентные преимущества, а проигравшие этого не имеют. Ядром конкурентных преимуществ могут быть ресурсы компании, которые в целях анализа делятся на материальные и нематериальные ресурсы.
Материальные активы представляют собой физические и финансовые активы компании, которые отражены в балансе (основные средства, резервы, денежные средства и т. д.). Важным направлением для оптимизации деятельности компании может быть улучшение использования этих ресурсов - сокращение запасов, текущее планирование, улучшение использования основных средств и экономия ресурсов. Инвентаризация материальных активов компании и принятие решений по их структуре является первым шагом в развитии стратегии компании. Поддержание чрезмерных материальных активов усложняет финансовое положение компании, поскольку необходимо уплачивать налоги на недвижимость и земельный налог [15, c. 36].
Неосязаемые ресурсы, или нематериальные активы, – это, как правило, качественные характеристики предприятия. Сюда входят:
• не связанные с людьми неосязаемые активы – торговая марка, ноу-хау, престиж, имидж предприятия;
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЦЕМЕНТНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Общая характеристика цементной отрасли Республики Беларусь
Строительный материал в Беларуси представлен примерно 1500 компаниями различной собственности, специализирующимися на производстве цементных, стеновых, поверхностных и поверхностных материалов, сборных железобетонных и бетонных конструкций, кровельных материалов и т. д. Всего республика производит более 130 видов строительных материалов и изделий.
Белорусские компании экспортируют около 50 различных строительных материалов, продукции и конструкций Беларуси для экспорта. В то же время 80% объема экспорта приходится на керамическую плиту, полированное стекло, рулонные кровельные материалы, строительные конструкции, керамический и силикатный кирпичи, цемент, щебень.
В последние годы строительный комплекс Беларуси переживает период модернизации строительных материалов, который к 2020 году составит около 12,5 млрд. белорусских рублей. Расширение возможностей отечественных компаний, а также гармонизация строительных стандартов с европейскими нормами.
Долгосрочные потребности Республики в цементе на основе экспорта 2020 года. прогнозируется до 4 млн тонн в год. Экспорт цемента из Беларуси в основном относится к Польше, Литве, Латвии. Планируется увеличить объем экспорта до 25% от общего объема производства.
Белорусские флагманы в производстве цемента — РУП «Белорусский цементный завод», расположенный городе Костюковичи с мощностью1,2 млн. т. в год, а также «Кричевцементношифер» (г.Кричев) и ОАО «Красносельскстройматериалы», которое имеет крупную и наиболее модернизированную производство цемента в Беларуси.
В 2012 году в связи с высоким спросом на цемент произошло увеличение мощностей двух цементных заводов на 3,6 миллиона тонн цемента в год – «Красносельскстройматериалы» и «Белорусского цементного завода».
Среди белорусских отделочных материалов керамическая плитка занимает, пожалуй, ведущее место, по объемам экспорта. Флагманом в производстве этого материала является ОАО «Керамин» (Минск), где, в том числе, развивается производство керамического гранита. Предприятие работает в сотрудничестве с итальянскими фирмами. Кроме того, плитку выпускают предприятия «Брестский КСМ» (Брест), и «Березастройматериалы» (Береза).
Один из основных стеновых материалов – строительный кирпич - выпускается в Беларуси целым рядом предприятий. Это Минский завод строительных материалов и Минский завод силикатных изделий, ОАО «Керамика» в Витебске, Радошковичский керамический завод, который освоил также выпуск блоков керамических поризованных, и многие другие.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЦЕМЕНТНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2016 №664 утверждена Концепция создания мощностей по производству альтернативного топлива из твердых коммунальных отходов и его использования, сообщили в пресс-службе правительства.
Концепция носит социально-экологический характер и направлена на расширение использования твердых бытовых отходов и их переработки на топливо RDF с последующим использованием на цементных заводах для снижения стоимости производства цемента и муниципальной тепловой энергии в качестве возобновляемого источника энергии. В то же время они уменьшают негативные последствия для объемов окружающей среды и удаления отходов.
Концепцией предусматривается замещение в технологической цепочке обжига клинкера импортируемых видов топлива (каменного угля и природного газа) RDF-топливом в объеме до 330 тыс. тонн. Для получения такого количества RDF-топлива необходимо перерабатывать около 1,1 млн тонн твердых коммунальных отходов, или 26 процентов от объема их образования в республике (около 4,2 млн тонн). В связи с чем, в Концепции предусмотрены мероприятия по дооснащению действующих и строительству новых производств по переработке отходов, а также мощностей по производству и использованию RDF-топлива [13].
Положительным эффектом реализации концепции является увеличение объема отходов, минимизация его негативного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан, рациональное использование территорий.
Ожидается, что в 2020 году при условии реализации концепции в целом совокупный уровень обращения с отходами составит примерно 27 процентов.
В соответствии с реализацией экологических целей, обеспечиваемых для обеспечения сопутствующих экономических выгод от использования топлива RDF в цементной промышленности и муниципальной энергетической системе, выражается в замене импортируемых видов топлива, включая уголь, на 36,6 процента или 152,3 тысячи тонн. год по сравнению с 2016 годом; природного газа - на 43,9 процента, или на 28,9 миллиона кубических метров.
Внедрение технологии производства топливной технологии RDF и ее использование в цементной промышленности требуют создания и восстановления существующих производственных мощностей для сортировки твердых бытовых отходов для получения топливного сырья RDF; создать потенциал для производства топлива RDF для модернизации систем доставки топлива на цементных заводах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентные преимущества можно определить как высокий уровень компетентности компании в любой области, предоставляя наилучшие возможности для преодоления конкурентных сил, привлечения потребителей и сохранения их приверженности товарам компании.
Для решения задач по выявлению угроз и возможностей разработаны определенные приемы анализа среды.
Основным методом анализа конкурентных преимуществ можно назвать SWOT-анализ.
В развитых странах уделяется большое внимание, в том числе с точки зрения конкурентоспособности, качеству продукции. Для этого сотрудники отмечаются как один из основных компонентов для получения качественного продукта и его контроля. В этой связи концепция общего управления качеством TQM получила широкое распространение в странах Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии.
Белорусские флагманы в производстве цемента — РУП «Белорусский цементный завод», расположенный городе Костюковичи с мощностью 1,2 млн. т. в год, а также «Кричевцементношифер» (г.Кричев) и ОАО «Красносельскстройматериалы», которое имеет крупную и наиболее модернизированную производство цемента в Беларуси.
За январь-декабрь 2016 года цементная отрасль республики произвела 4,503,3 тыс. тонн цемента (портландцемент, глинозем, цементный шлак и аналогичный гидравлический цемент).
Рассматривая динамику производства в период с октября по ноябрь, мы увидим, что в этом году производство цемента сократилось на 20,5% за этот период, и следует отметить, что это очень слабый результат, как исторически за этот период, производство цемента в стране имеет меньший размер и 7% -17%.
Наиболее весомыми являются поля SO (силы-возможности) и WO (возможности-слабости), то есть РУП «Белорусский цементный завод» с учетом имеющихся у него возможностей внешней среды может усилить наличие имеющихся конкурентных преимуществ и сильных сторон и при этом обеспечить постепенное решение проблемы со слабыми сторонами.
Исходя из SWOT-анализа, стратегическими направлениями развития РУП «Белорусский цементный завод» должны стать: снижение затрат на производство и повышение деловой активности за счет расширения товарного ассортимента и использования имеющихся финансовых ресурсов на инвестиции в развитие производства, освоение новых внешних рынков и внедрение современных технологий управления бизнес-процессами.
Стратегические выводы из анализа на основе матрицы McKinsey очевидны: РУП «Белорусский цементный завод» попадает в квадрат «Успех» в высокопривлекательной отрасли с хорошей конкурентной позицией.
1. Алексеев, А.А. Методические подходы к оценке, прогнозированию и планированию конкурентоспособности продукции. – Минск, 2014. – 20 с.
2. Антонов, Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. – М.: Инфра-М, 2012. – 299 с.
3. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2012. – 560 с.
4. Бетон.РУ – Все о бетоне и все для бетона. – Режим доступа: https://beton.ru/.
5. Воронов, А.К. Конкуренция в 21 веке / А.К. Воронов // Маркетинг. – 2011. – №5. – С. 6–9.
6. Головачев, А.С. Методические основы конкурентоспособности отрасли и показатели ее оценки / А.С. Головачев, Д.Ю. Хамчуков // Экономика и управление. – 2010. – № 2. – С. 108–117.
7. Гребнев, Е. Т. Анализ конкурентоспособности продукции / Е.Т. Гребнев, Д.Т. новиков, А.Н. Захаров // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 3 (29). – С. 136-141.
8. Добрынин, М. А. Экономика предприятия / М.А.Добрынин. – М.: Сатис, 2014. – 540 с.
9. Долинская, М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М. Г. Долинская, И. А. Соловьев. – М.: Издательство стандартов, 2011. – 342 с.
10. Ефимова, О. В. Экономика организации / О. В. Ефимова— М.: Бухгалтерский учет, 2014.– 447 с.
11. Качалов, В.А. Методы менеджмента качества / В.А. Качалов // Белорусский Журн. «Знак качества». – 2013. – №8. – 95-100.
12. Клейнер, Г.Б. Микроэкономика знаний и конкурентоспособность предприятий / Г.Б. Клейнер // Современная конкуренция. – 2011. – №3. – С. 128–131.
13. Конкурентоспособность цементных заводов будут повышать за счет топлива «из мусора» / Ежедневник. – Режим доступа: https://ej.by/news/economy/konkurentosposobnost-tsementnyh-zavodov-budut-povyshat-za-schet.html.
14. Кузьмин, А. М. Методика оценки качества и конкурентоспособности / А. М. Кузьмин // Методы менеджмента качества. – 2012. – № 6. – С. 33.
15. Лифиц, И. М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2011. – 366 с.
16. Максютов, А. А. Экономический анализ: учеб. пособие для студентов вузов/ А.А. Максютов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 543с.
17. Портер М. Конкуренция / Пер. О. Пелявский, Е. Усенко, И. Шишкина. – М.: Вильямс, 2010. – 592 с.
18. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. – Минск: Новое знание, 2014.– 225 с.
19. Селюков, М. В. Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования / М. В. Селюков, Н. П. Шалыгина, И. В. Савенкова // Фундаментальные исследования. – 2011. – №8. – С. 449-454.
20. Сергеев, И. В. Экономика предприятия: Учебное пособие / И. В. Сергеев. М.: Финансы и статистика, 2011.– 158 с.
21. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2014. – 544 с.
22. Федько, В. П. Основы маркетинга. – Ростов н/Дону, 2014. – 518 с.
23. Фролов, А. В. Управление организацией. Учебник / А. В. Фролов . М.: ИНФРА-М, 2014.– 448 с.
24. Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг. М., 2013. – 366 с.
25. Шкардун, В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун, Т.М. Ахтямов // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. – №4. – С. 44–54.
26. Яковлев, А. С. Экономика предприятия: Учебник / А. С.Яковлев. М.:ИНФРА-М, 2014.– 140 с.