Организация системы локального мониторинга на предприятии по производству полиэтилентерефталата Курсовая работа (проект)
БГТУ (Белорусский государственный технологический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Организация системы локального мониторинга на предприятии по производству полиэтилентерефталата»
по дисциплине: «Мониторинг окружающей среды»
2016
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Организация системы локального мониторинга на предприятии по производству полиэтилентерефталата
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Мониторинг окружающей среды
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Поделиться
Введение
1. Общая характеристика Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС)
2. Характеристика источников загрязнения окружающей среды
3. Общие принципы организации локального мониторинга на предприятии
4. Разработка программы локального мониторинга в районе расположения предприятия по производству полиэтилентерефталата
4.1 Цели и задачи локального мониторинга на предприятии
4.2 Объекты локального мониторинга и определяемые параметры
4.3 Обоснование выбора расположения и числа постов наблюдения. Определение периодичности контроля
5. Организация наблюдений по объектам локального мониторинга
5.1 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
5.1.1 Выбор методик исполнения измерений
5.1.2 Характеристика методов отбора и хранения проб
5.2 Сбросы сточных вод и поверхностные воды
5.2.1 Выбор методик исполнения измерений
5.2.2 Характеристика методов отбора, консервирования и хранения проб
5.3 Почва и подземные воды
5.3.1 Выбор методик исполнения измерений
5.3.2 Характеристика методов отбора и хранения проб
6. Документирование и интерпретация результатов. Передача информации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Экологизация сознания и мировоззрения человека обусловила актуальность и необходимость создания и развития систем мониторинга окружающей среды на уровне государств и их интеграции на уровне регионов различной крупности (микро-, мезо-, макрорегионы), что содействует укреплению принципов устойчивого развития общества, одним из которых является внедрение концепции зеленой экономики. Мониторинг окружающей среды является основной и неотъемлемой частью при формировании решения ряда экологических проблем: деградация почв (в результате ветровой и водной эрозии, химического загрязнения) и опустынивание земель, сохранение ландшафтного и биологического разнообразия, загрязнение поверхностных и подземных вод.
В Республике Беларусь легальное определение комплексного понятия «мониторинг окружающей среды» приведено в Законе Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды», согласно части 15 статьи 1 которого мониторинг окружающей среды представляет собой систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов [5]. Приведенная дефиниция раскрывает и нормативно закрепляет содержание мониторинга: наблюдения, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды, порядок проведения которых определен на уровне правительственных и иных нормативных правовых актов и технических документов. Мониторинг окружающей среды в Республике Беларусь представляет собой целостную взаимосвязанную упорядоченную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Национальная система мониторинга окружающей среды создана в 1993 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 1993 г. №247 «О создании Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь». В период 1995-2005 гг. направления развития мониторинга окружающей среды были определены Программой Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, одобренной постановлением Кабинета Министров от 20 июня 1995 г. № 311, и Техническим проектом Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, одобренным постановлением Совета Министров от 27 августа 1998 г. № 1344 [6]. В этот период разработаны и приняты основные правовые акты, регулирующие порядок функционирования НСМОС в целом и отдельных видов мониторинга, включенных в ее состав. Кроме того сформирована организационная структура НСМОС из республиканских органов государственного управления, ответственных за организацию и проведение наблюдений по каждому виду мониторинга. Созданы Главный информационно-аналитический центр НСМОС (ГИАЦ НСМОС) и информационно-аналитические центры отдельных видов мониторинга. Для обеспечения сбора, обработки, анализа и представления данных разработаны порядок и механизмы информационного обмена в рамках НСМОС, а также между системами: НСМОС, системой социально-гигиенического
1. Общая характеристика Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС)
Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь создавалась как информационная система о состоянии окружающей среды, объединяющая в себе средства сбора первичной информации, в том числе автоматизированные, и все стадии ее обработки до передачи информации потребителям.
Основной целью создания Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС) является сведение воедино разрозненной экологической информации и обеспечение всех уровней управления объективными и достоверными данными для принятия оперативных управленческих решений и определения стратегии природопользования.
Национальная система мониторинга окружающей среды призвана объединить все организации и ведомства, выполняющие работы в области экологии и охраны окружающей среды. Это объединение происходит как в организационном, так и в информационном аспектах.
Общими принципами организации НСМОС являются:
– создание постоянно действующей фиксированной на местности сети опорных пунктов наблюдений (постов, полигонов, стационаров и проч.) для ведения стандартного (согласованного) комплекса наблюдений;
– выполнение наблюдений по основным (приоритетным) и дополнительным (связанным со спецификой выбросов и сбросов) спискам контролируемых показателей;
– обеспечение методического и метрологического единства информации путем применения унифицированных методик, технических средств и т.д., что является гарантией сопоставимости и кондиционности получаемой информации.
Создаваемая система включает в себя 13 отдельных видов мониторинга, объединенных общностью выполняемых целей, назначением, реализуемыми функциями и информационным единством. Функционирование отдельных видов мониторинга осуществляется в условиях относительной самостоятельности с выполнением работ по индивидуальным программам.
НСМОС имеет следующую структуру:
1. Медицинский мониторинг;
2. Мониторинг окружающей среды;
2.1. Мониторинг атмосферного воздуха;
2.2. Мониторинг гидросферы;
2.3. Мониторинг земель (почв);
2.4. Мониторинг общего содержания атмосферного озона;
2.5. Сейсмический мониторинг;
2.6. Мониторинг физических явлений (факторов);
2.7 . Радиационный мониторинг;
2.8. Комплексный экологический мониторинг;
3. Биологический мониторинг;
3.1. Мониторинг растительности;
2. Характеристика источников загрязнения окружающей среды
Загрязнения окружающей среды бывают физические и химические. К физическим (энергетическим) загрязнениям относятся шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения радиоактивных веществ, тепловое излучение, возникающее в результате антропогенной деятельности.
Продолжающееся увеличение количества и разнообразие новых промышленных предприятий, химических производств, различных транспортных средств, химизация сельского хозяйства приводят к нарастающему загрязнению окружающей среды всевозможными химическими веществами (ксенобиотиками), попадающими в нее с газообразными, жидкими и твердыми выбросами и отходами.
Экологической ситуации в Беларуси присущи все основные черты и проявления глобального экологического кризиса. В последнее время прежде всего имеет место антропогенное загрязнение окружающей среды, уровни которого превышают допустимые.
Создавшаяся на сегодняшний день экологическая обстановка является чрезвычайной и опасной. Каждый десятый город имеет высокий уровень загрязнения природных сред. Значительное загрязнение атмосферы в них вызывают стационарные источники. Большая часть загрязняющих веществ приходится на газообразные и жидкие вещества и значительно меньшая часть – на твердые примеси. Суммарный выброс вредных газообразных веществ в атмосферу значительно увеличивают транспортные средства. Доля автомобильного транспорта в общем объеме выбросов составляет в среднем 35-40%, а в крупных городах доходит до 80–90%. Выделяемые автотранспортом выхлопные газы содержат более 200 вредных веществ и соединений. Наиболее известными загрязнителями атмосферного воздуха являются оксид углерода, оксид и диоксид азота, альдегиды, углеводороды, свинец и др. Некоторые загрязнители воздуха обладают канцерогенными свойствами (бензапирен).
Атмосферный воздух – один из важнейших компонентов среды обитания. Главными источниками загрязнения атмосферы являются тепловые электростанции и теплоцентрали, сжигающие органическое топливо; автотранспорт; черная и цветная металлургия; машиностроение; химическое производство; добыча и переработка минерального сырья; открытые источники (добычи сельскохозяйственного производства, строительства).
В современных условиях в атмосферу попадает более 400 млн. т частиц золы, сажи, пыли и разного рода отходов и строительных материалов. Кроме приведенных выше веществ в атмосферу выбрасываются и другие, более токсичные вещества: пары минеральных кислот (серной, хромовой и др.), органические растворители и т. п. В настоящее время насчитывается более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу.
Многие отрасли энергетики и промышленности образуют не только максимальное количество вредных выбросов, но и создают экологически неблагоприятные условия для проживания жителей как крупных, так и среднего размера городов. Выбросы токсичных веществ приводят, как правило, к
3.Общие принципы организации локального мониторинга на предприятии
В основе организации и проведения локального мониторинга окружающей среды лежат следующие основные принципы:
– локальный мониторинг является организационно-самостоятельным видом мониторинга окружающей среды в НСМОС Республики Беларусь;
– организацию и методическое руководство осуществляет Минприроды;
– перечень природопользователей и порядок проведения устанавливается Минприроды;
– проводится природопользователями за счет собственных средств.
Объектами локального мониторинга являются:
– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
– сбросы сточных вод в поверхностные водные объекты;
– подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;
– почвенный покров в зонах влияния источников загрязнения.
Система локального мониторинга создается и эксплуатируется природопользователем или юридическим лицом, им уполномоченным, и финансируемым за счет собственных средств, средств республиканского бюджета, местных бюджетов и целевых бюджетных фондов и охраны природы. Для выполнения работ по локальному мониторингу на предприятии организуется специализированная служба, подчиненная одному из заместителей руководителя предприятия. Определяется численность и кадровый состав подразделений, осуществляющих ведение локального мониторинга на предприятиях в зависимости от объема и сложности работ. Концентрации загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) определяются автоматизированными системами, инструментальными (автоматическими и полуавтоматическими), инструментально-лабораторными методами. На завершающем этапе создания системы локального мониторинга по возможности должен быть обеспечен непрерывный автоматический контроль за основными (приоритетными) загрязняющими веществами на источниках, оказывающих наиболее неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Природопользователь обязан обеспечить сохранность стационарных систем контроля, доступ и безопасность работ на точках пробоотбора в любое время суток, возможность размещения пробоотборных устройств и измерительной аппаратуры, емкостей для хранения и транспортировки проб. Для строящихся и проектируемых объектов в проектно-сметной документации в обязательном порядке должно быть предусмотрено создание системы локального мониторинга. Перечень предприятий (организаций), на которых должны быть созданы системы локального мониторинга и сроки введениях их в эксплуатацию, определяются органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Последовательность работ по организации локального мониторинга окружающей среды на предприятиях. Созданию системы локального мониторинга на предприятиях должны предшествовать: – проведение инвентаризации предприятий
4. Разработка программы локального мониторинга в районе расположения предприятия по производству полиэтилентерефталата
4.1 Цели и задачи локального мониторинга на предприятии
Локальный мониторинг окружающей среды входит в состав Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь. Общие принципы организации и ведения локального мониторинга определены Техническим проектом НСМОС. Правовой основой проведения локального мониторинга является закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».
Локальный мониторинг осуществляется в целях:
– получения полной, достоверной и сопоставимой информации о влиянии источников загрязнения на окружающую среду;
– организации систематического экологического контроля и наблюдений за состоянием источников воздействия на окружающую среду;
– контроля за соблюдением нормативных параметров технологических процессов;
– обобщения данных наблюдений для оценки и прогноза уровней загрязнения окружающей среды, а также для разработки мероприятий по снижению отрицательного влияния источников антропогенного воздействия на окружающую среду;
– оперативного выявления опасных уровней загрязнения окружающей среды;
– оценки эффективности осуществляемых природоохранных мероприятий;
– обеспечения органов местного управления и самоуправления достоверной экологической информацией о влиянии источников загрязнения на окружающую среду для принятия соответствующих решений;
– предоставления объективной информации о состоянии окружающей среды средствам массовой информации, общественным объединениям, населению[12].
Организация локального мониторинга предполагает:
– установление объектов народного хозяйства, оказывающих наибольшее влияние на состояние окружающей среды, и придание им статуса пунктов наблюдений локального мониторинга;
– проведение систематических (регулярных) наблюдений за выбросами, сбросами, отходами производства и потребления предприятий и других источников антропогенного воздействия на окружающую среду;
– создание и ведение банка данных о состоянии объектов ОС;
– обеспечение сопоставимости и согласованности информации сданными, получаемыми при ведении других видов мониторинга, в том числе мониторинга по чрезвычайным ситуациям[13].
4.2 Объекты локального мониторинга и определяемые параметры
Номенклатура контролируемых параметров включает, как правило, основные загрязняющие вещества, такие как оксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, пыль, а также специфические вещества, характерные для технологических
5. Организация наблюдений по объектам локального мониторинга
5.1 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Под качеством атмосферного воздуха понимают совокупность свойств атмосферы, определяющую степень воздействия физических, химических и биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на материалы, конструкции и окружающую среду в целом. Нормативами качества воздуха определены допустимые пределы содержания вредных веществ как в производственной (предназначенной для размещения промышленных предприятий, опытных производств научно-исследовательских институтов и т. п.), так и в селитебной зоне (предназначенной для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений) населенных пунктов.
Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКрз) – концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, или при другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Рабочей зоной следует считать пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площади, на которой находятся места постоянного или временного пребывания рабочих [16].
Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДКмр) – концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе, субсенсорных) реакций в организме человека. Понятие ПДКмр используется при установлении научно-технических нормативов – предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. В результате рассеяния примесей в воздухе при неблагоприятных метеорологических условиях на границе санитарно-защитной зоне предприятия концентрация вредного вещества в любой момент времени не должна превышать ПДКмр.
Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс) – это концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не должна
оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании. Таким образом, ПДКсс рассчитана на все группы населения и на неопределенно долгий период воздействия и, следовательно, является самым жестким санитарно-гигиеническим нормативом, устанавливающим концентрацию вредного вещества в воздушной среде. Именно величина ПДКсс может выступать в качестве «эталона» для оценки благополучия воздушной среды в селитебной зоне. Наиболее распространенным показателем загрязнения атмосферы, является комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) [18].
6. Документирование и интерпретация результатов. Передача информации
Первичные данные наблюдений локального мониторинга окружающей среды регулярно направляются в областные комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды для обобщения и анализа на областном уровне. В каждом из них определены ответственные лица не только за организацию проведения локального мониторинга, но и за сбор, обработку и анализ предоставляемых данных. Первичные данные предприятий по электронной почте или на электронных носителях в специально разработанных форматах представляются в областные комитеты и вносятся в базы данных областного уровня. Обобщенная информация ежемесячно передается по модемной связи в информационно-аналитический центр локального мониторинга НСМОС для анализа и включения в соответствующие базы и банки данных. Учитывая значительные массивы данных мониторинга, для их хранения и обработки разработаны специальные программные продукты «Мониторинг», «Анализ вода», «Анализ воздух».
С 2005 г. ведутся работы по внедрению соответствующей программы для обработки данных локального мониторинга подземных вод. Возможности программ позволяют формировать различные виды отчетов, нерегламентированные запросы и выполнять ряд других функций, позволяющих быстро анализировать и обобщать полученную информацию. Сравнение результатов контрольных проверок и данных, представляемых предприятиями, позволяет анализировать достоверность информации, а также выявлять проблемы в использовании методик выполнения измерений. Соответствующие программы республиканского уровня установлены в информационно-аналитическом центре локального мониторинга, созданном на базе отдела мониторинга окружающей среды Белорусского научно-исследовательского центра «Экология», а также непосредственно в Минприроды. Основными задачами информационно-аналитического центра являются сбор, хранение, обработка и анализ данных, предоставление обобщенной и аналитической информации, получаемой в результате проведения локального мониторинга в рамках НСМОС. Ежегодно информация локального мониторинга представляется в обзоре «Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь: результаты наблюдений», размещается на Интернет-сайте главного информационно-аналитического центра НСМОС, включается в ежеквартальные бюллетени о превышениях выбросов (сбросов). На информационном уровне НСМОС взаимодействует с системой социально-гигиенического мониторинга, ответственность за организацию которого в Республике Беларусь возложена на Министерство здравоохранения. В рамках социально-гигиенического мониторинга проводятся наблюдения за содержанием загрязняющих веществ в атмосферном воздухе под факелом источника, также на границе санитарно-защитной зоны и в жилой застройке в зоне влияния предприятия. Полученные данные 8 направляются в областные структуры Минздрава, которые затем обобщаются на республиканском уровне. Минздравом и Минприроды принято совместное постановление, в котором определен перечень информационных ресурсов каждой
Заключение
Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь создавалась как информационная система о состоянии окружающей среды, объединяющая в себе средства сбора первичной информации, в том числе автоматизированные, и все стадии ее обработки до передачи информации потребителям.
Основной целью создания Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС) является сведение воедино разрозненной экологической информации и обеспечение всех уровней управления объективными и достоверными данными для принятия оперативных управленческих решений и определения стратегии природопользования.
Создание Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь ориентировано на современные достижения в области информатики и обеспечение проведения единой экологической политики на всех иерархических уровнях системы.
Создавшаяся на сегодняшний день экологическая обстановка является чрезвычайной и опасной. Каждый десятый город имеет высокий уровень загрязнения природных сред. Значительное загрязнение атмосферы в них вызывают стационарные источники. Большая часть загрязняющих веществ приходится на газообразные и жидкие вещества и значительно меньшая часть – на твердые примеси.
В основе организации и проведения локального мониторинга окружающей среды лежат следующие основные принципы:
– локальный мониторинг является организационно-самостоятельным видом мониторинга окружающей среды в НСМОС Республики Беларусь;
– организацию и методическое руководство осуществляет Минприроды;
– перечень природопользователей и порядок проведения устанавливается Минприроды;
– проводится природопользователями за счет собственных средств.
Объектами локального мониторинга являются:
– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
– сбросы сточных вод в поверхностные водные объекты;
– подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;
– почвенный покров в зонах влияния источников загрязнения.
Локальный мониторинг осуществляется в целях:
– получения полной, достоверной и сопоставимой информации о влиянии источников загрязнения на окружающую среду;
– организации систематического экологического контроля и наблюдений за состоянием источников воздействия на окружающую среду;
– контроля за соблюдением нормативных параметров технологических процессов;
1. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь и государственный аналитический контроль [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.minpriroda.gov.by/ru/g_29-ru/. – Дата доступа 25.04.2016.
2. О национальной системе мониторинга окружающей среды [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://belarus.su/WebTv/interview/monitoring.htm. – Дата доступа 25.04.2016.
3. Защита окружающей среды [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ecologiya.myblog.by/2008/11/13/nacionalnaya-sistema-monitoringa-okruzhayushhej-sredy-v-respublike-belarus/ – Дата доступа 25.04.2016.
4. Научные обзоры НСМОС[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ecoinfo.by/content/390.html – Дата доступа 26.04.2016.
5. Об охране окружающей среды: Закон Республике Беларусь, 26 ноября 1992 г, № 1982-XII: в ред. Закона Республике Беларусь от 31.12.2013 г. № 95-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]. / Нац. центр правовой информ. Республике Беларусь. – Минск, 2015.
6. Об утверждении Государственной программы развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006–2010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 18 апр. 2006 г. № 251 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]. / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
7. Об утверждении Государственной программы обеспечения функционирования и развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2011– 2015 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 13 июня 2011 г. № 244: В ред. Указа Президента Республики Беларусь от 31.01.2013 г. № 47 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]. / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
8. Ключенович, В.И. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь: результаты и перспективы / В.И. Ключенович, М.Г. Герменчук, А.В. Бобко, М.А. Ересько, С.И. Кузьмин. – Минск, «Бел НИЦ «Экология», 2013 – 36 с.
9. Батлук, А.В. Основы экологии и охрана окружающей среды. Л.: Афиша, 2007. – 335с.
10. Стольберг, Ф.В. Экология города. Под общ. / Ф.В. Стольберг, 2006. – 464 с.
11. Об утверждении положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга земель и использования его данных: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 28 марта 2007 г. № 386: В ред. Постановления от 10.06.2008 г. № 835 // ИПС «Эталон» [Электронный ресурс]. / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
12. Об утверждении инструкции об организации работ по проведению мониторинга земель: Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, 22 декабря 2009 г. № 68 // ИПС «Эталон» [Электронный ресурс]. / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
13. Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых концентраций (ОДК) химических веществ в почве: Гигиенические нормативы 2.1.7.12-1-2004: утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь 25 фев. 2004 г., № 28. – Минск, 2004. – 26 с.
14. Об утверждении нормативов предельно допустимых концентраций подвижных форм никеля, меди и валового содержания свинца в землях (включая почвы), расположенных в границах населенных пунктов, для различных видов территориальных зон по преимущественному функциональному использованию территорий населенных пунктов: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 ноября 2009 г. №125 // ИПС «Эталон» [Электронный ресурс]. / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
15. Об утверждении гигиенических нормативов «Предельно допустимые концентрации подвижных форм цинка, хрома, кадмия в почвах (землях) различных территориальных зон населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06 ноября 2008 г. №187 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]. / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
16. Об утверждении предельно допустимых концентраций нефтепродуктов в почвах для различных категорий земель: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.04.2009 г. №44 // ИПС «Эталон» [Электронный ресурс]. / Нац. центр правовой ин- форм. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
17. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь: результаты наблюдений, 2013 / Под общей редакцией М.А. Ересько // РУП «Бел НИЦ «Экология» [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.nsmos.by/content/677.html. – Дата доступа: 10.04.2015.
18. Об утверждении положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга поверхностных вод, под- 343 земных вод, атмосферного воздуха, локального мониторинга окружающей среды и использования данных этих мониторингов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 28 апреля 2004 г. № 482: В ред. Постановления от 02.04.2009 г. № 410 // ИПС «Эталон» [Электронный ресурс]. / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
19. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь: результаты наблюдений, 2012 [Электронный ресурс]. – Электрон., текстовые, граф. дан. – Минск: «Бел НИЦ «Экология», 2012.
20. Об утверждении положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга озонового слоя и использования его данных: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 16 февраля 2004 г. № 161: В ред. Постановления от 10.06.2008 г. № 835 // ИПС «Эталон» [Электронный ресурс]. / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
21. Об утверждении положения о порядке проведения мониторинга животного мира и использования его данных: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 25 июля 2013 г. №653 // ИПС «Эталон» [Электронный ресурс]. / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
22. Ересько, М.А. Организационно-правовые аспекты локального мониторинга земель / М.А. Ересько, С.В. Апанасевич // Природные ресурсы. – 2015. – №1. – с. 124–135.
23. Ересько, М.А. Особенности проведения локального мониторинга земель на предприятиях / М.А. Ересько // Экология на предприятии. – 2012. – №9(15). – С. 69–78.
24. Об утверждении Положений о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга поверхностных вод, подземных вод, атмосферного воздуха, локального мониторинга окружающей среды и использования данных этих мониторингов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. №482 // ИПС «Эталон» [Электронный ресурс]. / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
25. Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасную деятельность: Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 01.02.2007 г. №9: В ред. Постановления от 15.12.2011 г. №49 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]. / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
26. Кодекс Республики Беларусь «О земле»: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Республики 28 июня 2008 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 г. №107-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]. / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
27. Почвы. Термины и определения: ГОСТ 27593-88. – Введ. 01.07.1988. – Минск: Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь, 2015. – 16 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты