Введение
1 Теоретические основы бухгалтерского учета производства и реализации готовой продукции
1.1 Экономическая сущность и оценка готовой продукции при производстве и реализации
1.2 Нормативно правовое регулирование учета производства и реализации готовой продукции
1.3 Объекты, цель, задачи и основные принципы бухгалтерского учета производства и реализации готовой продукции
2 Состояние бухгалтерского учета производства и реализации готовой продукции в ЗАО «Добрушский фарфоровый завод»
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
2.2 Документальное оформление и учет производства готовой продукции в организации
2.3 Документальное оформление и учет реализации готовой продукции в организации
3 Направления совершенствования учета производства и реализации готовой продукции в ЗАО «Добрушский фарфоровый завод»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Тема курсовой работы является актуальной, так как в условиях рыночной экономики с учетом жесткой конкуренции необходимо постоянно анализировать выгодность приобретения и производства различных видов средств, соизмерять затраты и потенциальную прибыль от своей деятельности. В новых условиях у организаций возрастает необходимость активнее использовать бухгалтерский учет, чтобы контролировать и совершенствовать свою работу по отгрузке и реализации готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Изучая учет реализации продукции, работ, услуг важно уяснить, от чего зависит увеличение объема реализации, каков порядок учета реализации продукции, работ, услуг. Выпуск и реализация готовой продукции, работ, услуг являются основными показателями, характеризующим деятельность предприятия, а также завершающей стадией процесса кругооборота средств. Реализация в рыночной экономике становится решающим фактором при разработке производственной программы, так как организация должна про-изводить столько продукции сколько она может реализовать, а не работать на склад. Именно на стадии реализации готовый продукт превращается в деньги, а также удовлетворяются производственные потребности населения в материальных благах. В процессе реализации организации возмещаются в денежной форме средства, которые были затрачены на производство и сбыт готовой продукции. Но для того, чтобы организация работала рентабельно, необходимо, чтобы полученная выручка превышала сумму затрат на производство продукции и ее реализацию.
Чтобы своевременно обеспечить бесперебойную работу предприятия материальными, трудовыми и другими ресурсами, необходимо осуществлять планирование объемов производства. Планирование объемов производства является важным элементом деятельности предприятия и осуществляется в натуральных и стоимостных измерителях. Недовыполнение плана по раз-личным причинам вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, уплату штрафных санкций за нарушение договоров поставки, задержки собственных платежей, что, в свою очередь, приводит к ухудшению финансового положения предприятия.
Основной целью организации производства является максимальное по-лучение прибыли, потому что именно прибыль становится основным источником, за счет которого финансируется воспроизводство, и решаются социальные проблемы в трудовом коллективе любого предприятия. Величина прибыли, как одного из важнейших показателей деятельности организации, во многом зависит от объема реализации. Поэтому в системе организации бухгалтерского учета особое место занимают учет производства и реализации готовой продукции.
Теоретической предпосылкой для исследования проблем учета производства и реализации продукции, их воздействия на финансовый результат деятельности предприятия послужили, научные разработки по экономике, бухгалтерскому учету и анализу, изданные в странах с развитой рыночной экономикой. Они позволили отечественным экономистам провести адаптацию зарубежных методик бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики. Наиболее
1 Теоретические основы бухгалтерского учета производства и реализации готовой продукции
1.1 Экономическая сущность и оценка готовой продукции при производстве и реализации
Конечным результатом производственного процесса организации является готовая продукция, выполненные работы и оказанные услуги. Готовая продукция изделия, которые прошли все стадии технологической обработки, соответствующие стандарты и техническим условиям, приняты отделом технического контроля, укомплектованы и сданы на склад организации или заказчику [3, с 335].
Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. Предприятие изготавливает продукцию в соответствии с плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству на основе заключенных с покупателями договоров.
Продукция предприятий по своему составу и назначению делится на валовую и товарную. В состав валовой продукции предприятия включают стоимость готовых изделий, полуфабрикатов и услуг производственного характера, предназначенных для использования как внутри предприятия, так и отпущенных на сторону, стоимость изготовления и ремонта тары, если она не включается в цену продукции. Валовая продукция характеризует общий объем производственной деятельности предприятия независимо от степени готовности продукции.
Товарная продукция — это продукция, предназначенная для реализации потребителям. При этом необходимо иметь в виду, что если предприятие производит продукцию из давальческого сырья, то она включается в состав товарной продукции без стоимости сырья, т. е. по стоимости обработки.
Реализованная продукция позволяет возмещать произведенные пред-приятием затраты, своевременно выплачивать заработную плату и рассчитываться с кредиторами, развивать и совершенствовать производство. Немаловажное значение для достижения этих целей имеет правильная организация учета выпуска и реализации продукции.
Реализация продукции производственным предприятием является важнейшим показателем объема его деятельности. Реализацией готовой продукции завершается кругооборот средств, авансированных на производство. Она необходима для возобновления цикла производства.
Основным условием достижения запланированных объемов реализации готовой продукции организациями промышленности является выпуск продукции. Рассмотрим статистические данные динамики объемов производства промышленности республики, приведенные в таблице 1.1.
2 Состояние бухгалтерского учета производства и реализации готовой продукции в ЗАО «Добрушский фарфоровый завод»
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» является единственным производителем фарфоровой посуды в Республике Беларусь.
Выпускаемая продукция ЗАО «ДФЗ» является высококачественной, экологически чистой, соответствует требованиям международных и европейских норм.
Продукция задекларирована на территории Таможенного союза ЕАЭС. Высокий уровень организации производства ЗАО «Добрушского фарфорового завода» подтверждён сертификатом системы менеджмента качества ISO 9001.
На предприятии установлено самое современное оборудование. Новое оборудование позволяет ЗАО «ДФЗ» принимать заказы не только на самые разнообразные формы заказчика, но и заказы на изделия из иностранного сырья.
«Фарфор Белой Руси» выпускает широкий ассортимент штучных изделий и различных наборов, представленных на большом количестве форм с разнообразными рисунками.
Предприятие является лауреатом конкурсов «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» и «Лучшие товары Республики Беларусь»,
Завод подтвердил высокое звание лауреата Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.
Деятельность предприятия в целом направлена на расширение поставок на внешний и внутренний рынок, закрепление положения на рынках сбыта и удовлетворение спроса населения сравнительно недорогой и высококачественной продукцией культурно-бытового назначения.
В настоящее время постоянно выпускаемый ассортимент фарфоровой посуды, выпускаемой ЗАО «ДФЗ», включает 170 групп продукции и около 2500 артикулов (в зависимости от типа отделки), каждый – в широком ценовом диапазоне, максимально учитывающем покупательские возможности различных слоев населения.
В комплектной посуде основную долю занимают чайные, столовые сервизы разнообразной комплектации и оформления. Помимо этого на рынок поставляются различные наборы посуды: тарелок, салатников, наборы для чая, питьевые наборы и т.д.
3 Направления совершенствования учета производства и реализации готовой продукции в ЗАО «Добрушский фарфоровый завод»
В целях детализации и аналитичности учетной информации о движении продукции, которая могла бы служить полноценной информационной основой для принятия управленческих решений, представляется целесообразным предложить способ организации учета в системе управленческого учета. Рекомендуем начать с формирования учетной политики для целей управленческого учета и интегрированного рабочего плана счетов для целей финансового и управленческого учета. При этом объекты учета следует идентифицировать в соответствии с определенной иерархией соподчиненных классификационных признаков. Применение классификации запасов готовой продукции, доходов и расходов от реализации продукции для целей управленческого учета позволит выделить ряд аналитических счетов по счетам учета выпуска и реализации продукции.
В частности, по счету 43 «Готовая продукция» предлагается ввести аналитические счета первого порядка в соответствии с номенклатурным делением готовой продукции. Следовательно, будут введены аналитические счета «43-i», где i = 1, 2 ... n в соответствии с номенклатурным рядом изготавливаемой продукции:
− 43-1 «Фарфоровая посуда»,
− 43-2 «Фарфоровые изделия декоративного плана».
Запасы готовой продукции в соответствии с выделением центров ответственности необходимо разделить на две категории:
1) объект управления производственного подразделения;
2) объект управления службы сбыта.
В рамках данных укрупненных центров ответственности выделить частные центры ответственности. Например, для центра «Объект управления производственного подразделения» можно выделить центры в разрезе производственных цехов по выпуску продукции (Массозаготовительный цех №1, Литейноформовочно-обжиговый цех №2, Сортировочный цех №3, Живописный цех №4). Для центра «Объект управления службы сбыта», соответственно выделим «Центр управления стандартизацией и качеством», «Центр управления продажами».
Таким образом, на этом уровне будет сформирована следующая система аналитических счетов:
1) 43-i-l «Готовая продукция. Объект управления производственного подразделения»:
− 43-i-l-l «Готовая продукция. Объект управления производственного подразделения. Массозаготовительный цех №1»;
− 43-i-l-2 «Готовая продукция. Объект управления производственного подразделения. Литейно-формовочно-обжиговый цех №2»;
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и предложения:
1 Конечным этапом производственного процесса является выпуск готовой продукции, в результате которого ее стоимость переходит из сферы производства в сферу обращения. Готовая продукция — это изделия, прошедшие все стадии технологической обработки, соответствующие действующим стандартам, техническим условиям или требованиям заказчика, предусмотренным в договоре.
Объектом исследования в курсовой работе является деятельность ЗАО «Добрушский фарфоровый завод». Основным видом деятельности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» является производство хозяйственных керамических изделий.
По результатам проведенного анализа экономических показателей и показателей платежеспособности ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» в 2016-2017 годах сделаны следующие выводы:
− эффективность хозяйственной деятельности и деловая активность организации в основном увеличились, о чем свидетельствует рост выручки от реализации продукции, показателей прибыли и рентабельности реализован-ной продукции и продаж;
− превышение (равенство) коэффициентов К1 и К2 отраслевых нормативов, а К3 ниже 0,85 означает, что ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» в 2017 году являлось платежеспособной и финансово устойчивой организацией.
2 Выпуск продукции ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» оформляется следующими документами. Для получения необходимых материалов на складе выписывается заборно-лимитная карта, где указывается перечень необходимых для производства материалов, их лимит и количество. На основании акта на списание материалов полученные материалы списываются в производство. Выпущенная из производства готовая продукция сдается на склад. В качестве документа, подтверждающего сдачу готовой продукции на склад в ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» применяется накладная на сдачу готовой продукции в места хранения, которая выписывается в двух экземплярах под одним номером. В ней указывается сдатчик, получатель, наименование и номенклатурный номер изделия, дата сдачи, количество сданной продукции. Один экземпляр накладной находится на производстве, а второй на складе. Накладная выписывается на каждую партию сдаваемой продукции.
В ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» накладную подписывает материально-ответственным лицом сдавшие и контролер и материально-ответственное лицо получившее готовую продукцию.
Учет готовой продукции на складе ведется в карточках складского учета, которые формируются автоматизировано. В карточках складского учета готовая продукция отражается по наименованиям, с раздельным учетом отличительных признаков.
1 Акатьева, М.Д. Бухгалтерский учет и анализ : учеб. для вузов / М.Д. Акатьева, В.А. Бирюков. М. : ИНФРА-М, 2015. 252 с.
2 Бухгалтерский учет : учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко, А.В. Медведев, А.Н. Трофимова, Н.Н. Затолгутская, Н.В. Пузенко ; под ред. П.Г. Пономаренко. Минск : Выш. шк., 2013. 543 с.
3 Богатая, И.Н. Бухгалтерский финансовый учет : учеб. для вузов / И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова. М. : КНОРУС, 2016. 580 с.
4 Борисенко, Н. В. Сертификация и декларирование соответствия продукции / Н. В. Борисенко // Планово-экономический отдел. 2014. № 8. С. 64 71.
5 Барсукова, И.В. Бухгалтерский учет. Отечественная система и международные стандарты / И.В. Барсукова – М.: ФБК-Пресс, 2014 г. – 520 с.
6 Езерская, Т.А. Управленческий учет в промышленности : учеб.-метод. Пособие /Т.А.Езерская [и др.]. – Минск : изд-во Гревцова, 2013. – 272 с.
7 Зарецкий, В. О. Применение принципа начисления в бухгалтерском учете выручки от реализации продукции: иллюзии и реальные возможности / В. О. Зарецкий // Бухгалтерский учет и анализ. 2016. № 2. С. 51 54.
8 Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования: пост. М-ва финансов Респ. Беларусь и М-ва экономики Респ. Беларусь от 27 дек. 2011г. №140/206 (в ред. от 22.02.2016 г. №9/10) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by. – Дата доступа: 18.05.2018.
9 Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов: пост. М-ва финансов Респ. Беларусь от 30 сент. 2012 г., № 102 (в ред. от 31 дек. 2013 г., № 96) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by. – Дата доступа: 18.05.2018.
10 Инструкция по инвентаризации активов и обязательств : пост. Мин-ва финансов Респ. Беларусь от 30.11.2007, №180 // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by. – Дата доступа: 18.05.2018.
11 Козырев, С. Н. Реализация готовой продукции и товаров работникам: нужен ли договор и как отразить такую операцию в учете / С. Козырев // Главный бухгалтер. 2016. № 24. С. 44 48.
12 Ладутько, Е.Н. Управленческий учет в системе контроля себестоимости и прибыли. – Минск: Бел.навука, 2013. – 112 с.
13 Левкович, О.А. Бухгалтерский учет: учеб. пособие. 5-е изд. / О.А. Левкович, И.Н. Бурцева. – Минск: Амалфея, 2007. – 356 с.
14 Левкович О.А. Бухгалтерский учет: учеб.пособие /О.А.Левкович, И.Н.Тарасевич. – 8-е изд. – Минск: Амалфея, 2012. – 648 с.
15 Лемеш, В.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность : пособие / В.Н. Лемеш, О.В. Малиновская. Минск : Амалфея, 2017. 148 с.
16 Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З (в ред. от 9.01.2017 г. №15-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by. – Дата доступа: 18.05.2018.
17 Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г. № 71-З (в ред. от 09.01.2017 г. №15-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by. – Дата доступа: 18.05.2018.
18 Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» : пост. М-ва финансов Респ. Беларусь от 10 12.2013 г., № 80 // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by. – Дата доступа: 18.05.2018.
19 Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность»: пост. Мин-ва финансов Респ. Беларусь 12.12.2016 г. № 104 [Электронный ресурс] 2018. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. Дата доступа: 18.05.2018.
20 Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001252_122016_1.pdf. – Дата доступа: 16.05.2018.
21 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г., № 57-З (в рд. Закона от 4 июня 2015 г. № 268-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by. – Дата доступа: 18.05.2018.
22 Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования: пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 12 дек. 2011 г. №1672 (с изм. и доп. от 22.01. 2016 г. № 48) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by. – Дата доступа: 19.05.2018.
23 Раковец, В. В. Актуальные вопросы проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год / В. Раковец ; раздел подготовила С. Терехович // Финансы, учет, аудит. 2017. № 12. С. 72 80.
24 Романенок, Т.Н. Состояние и развитие оценки готовой продукции в кругообороте средств промышленных организаций / Т. Н. Романенок // Бухгалтерский учет и анализ. 2012. № 8. – С. 5 19.
25 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2017 [электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 16.05.2018.
26 Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. № 50 [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by. – Дата доступа: 18.05.2018.
27 Чечеткин, А.С. Бухгалтерский учет и аудит : учеб. пособие для вузов / А.С. Чечёткин, С.А. Чечёткин. Минск : ИВЦ Минфина, 2017. 552 с.