Введение
Любое государство, вне зависимости от политического строя, имеет свою социальную политику. Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.
Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.
Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.
Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции РБ наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.
Актуальность данной темы очевидна, т.к. социальная политика государства самым непосредственным образом касается каждого из нас, и наше благополучие зависит от нее.
Цель данной работы – отразить суть социальной политики, основные направления реализации, ее особенности и направления совершенствования в Республике Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
1. Рассмотреть сущность социальной политики, ее основные функции и принципы;
2. Рассмотреть основные составляющие механизма социальной политики в Республике Беларусь;
3. Рассмотреть социальную политику и механизмы социальной защиты в Республике Беларусь: состояние и перспективы.
1 Государственная социальная политика как важная составляющая политики современного государства
1.1 Определение, субъекты, уровни, типы социальной политики
Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика.
Социальная политика определяет направления развития всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Социальную политику следует рассматривать и как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.
Социальная политика представляет собой совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами [7, c.109].
Социальную государственную политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле – социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Другими словами, социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества. Социальная политика в узком смысле – это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние.
Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.
Субъектами социальной политики - те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы
Социальная политика осуществляется на разных уровнях:
- микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;
- макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;
2 Механизм проведения социальной политики в Республике Беларусь
2.1 Цели и задачи социальной политики
Приоритетом социальной политики Беларуси является защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации [3].
Несмотря на общемировые тенденции, суверенной Беларуси удалось сохранить бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание. Каждый гражданин может рассчитывать на пенсию, каждая мать – на финансовую поддержку при рождении детей, каждый ребенок – на бесплатное образование.
В Беларуси существует равенство прав мужчин и женщин во всех сферах деятельности, в том числе в образовании и труде, воспитании детей, получении льгот и социальных гарантий. При этом гарантируется справедливая доля вознаграждения в зависимости от экономических результатов труда, но не ниже уровня, необходимого для нормальной жизни.
С момента обретения независимости белорусское общество и государство вступили в стадию трансформации своих институтов. Построение новой государственности и перестройка социальных отношений -процесс длительный, растягивающийся иногда на десятилетия, и нуждающийся в четком определении приоритетов развития, выполняемых задач и уяснении конечной цели.
Это можно назвать созданием национальной идеи, которая бы фиксировала значимые общественные интересы, обеспечивающие национальную безопасность Республики Беларусь, экономические приоритеты, направленные на создание социально-ориентированной рыночной экономики и приоритеты развития социальной сферы, реализующие принцип социальной справедливости и свободного развития каждого человека.
Однако любая национальная идея формируется не только с учётом исторического опыта того или иного народа, его социокультурных и духовных особенностей, но и под влиянием господствующих парадигм развития человечества в целом.
Среди этих парадигм, содержащих такие принципы, как соблюдение прав и свобод человека, разделение властей, участие граждан в процессе принятия политических и социально-экономических решений, лидирующие позиции принадлежат принципу приоритетного решения социальных проблем, таких как дифференциация доходов и преодоление нищеты, доступность образования и здравоохранения, соблюдение прав работников и достойное обеспечение старости и др. [15]
Успешное решение этих вопросов определяет благосостояние и устойчивое развитие любого общества.
3 Итоги социальной политики в Республике Беларусь и ее особенности на современном этапе развития страны
В основу реформирования системы социальной поддержки граждан будет положен принцип адресного предоставления социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц, совокупный доход которых ниже прожиточного минимума. В настоящее время уже проводится работа по созданию системы адресной социальной помощи населению. В целях выработки единого механизма с 1 июля 2007 г. осуществляются «пилотные» программы по оказанию адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц, которые в прогнозируемом периоде будут распространяться на всю страну.
Расширится ресурсное обеспечение программ адресной помощи за счет поэтапного сокращения перекрестного субсидирования и бюджетных дотаций производителям товаров и услуг, а также отмены социально неоправданных льгот и выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан. В связи с этим предполагается:
- упорядочить систему пособий, выплат и льгот;
- законодательно закрепить право на получение социальной помощи;
- постепенно заменить большинство льгот, предоставляемых различным категориям населения, адресными формами социальной помощи;
- перевести некоторые виды льгот, установленных отдельным категориям граждан в натуральной форме (например, военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и другим) в форму денежных выплат [12].
При этом будут сохранены льготы для групп населения, имеющих особый статус в соответствии с законодательством (инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС, жертвы политических репрессий).
В целях повышения эффективности адресной социальной помощи предусматривается постепенная ликвидация неэффективных пособий и льгот с целью перераспределения финансовых ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан. На решение этих задач направлены Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг., а также мероприятия по ее реализации.
В целях обеспечения благоприятных условий для развития семьи и стабилизации рождаемости намечается:
- совершенствование системы государственных пособий семьям, воспитывающим детей;
- развитие социального обслуживания семьи;
Заключение
Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика.
Социальная политика определяет направления развития всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Социальную политику следует рассматривать и как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.
Социальная политика представляет собой совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
В качестве главных задач социальной политики выделяют:
- Обеспечить человеку от рождения до старости нормальные условия жизни и развития;
- Создать условия для функционирования семьи как первичной ячейки общества;
- Обеспечить экономическую безопасность, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
- Обеспечить эффективную защиту населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.
Выделяют следующие основные модели социальной политики государства: социально-патерналистская; либеральная.
Приоритетом социальной политики Беларуси является защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Несмотря на общемировые тенденции, суверенной Беларуси удалось сохранить бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание. Каждый гражданин может рассчитывать на пенсию, каждая мать – на финансовую поддержку при рождении детей, каждый ребенок – на бесплатное образование.
В Беларуси существует равенство прав мужчин и женщин во всех сферах деятельности, в том числе в образовании и труде, воспитании детей, получении льгот и социальных гарантий.
В систему государственных минимальных социальных стандартов в Республике Беларусь включаются государственные минимальные социальные стандарты в области:
- оплаты труда;
- пенсионного обеспечения;
- образования;
- здравоохранения;
1. Беларусь. Факты/ сост. и науч. ред. С.П. Самуэль. – Мн.: Высшая школа, 2011. – 288 с.
2. Государственное регулирование экономики: учебник / Антонова Н.Б. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2008 г.- 775 с.
3. Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011 – 2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 года №1126// Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/. Дата доступа: 02.10.2016.
4. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». - Минск, 2013. – 347 с.
5. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». -Минск, 2014. – 347 с.
6. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». -Минск, 2015. – 345 с
7. Лемешевский, И.М. Макроэкономика / И.М.Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с
8. Лутохина, Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель: учебное пособие / Э.А.Лутохина. – Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 204 с.
9. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др]. — Минск : БГЭУ, 2007. - 415 с.
10. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов специальностей "Гос. упр. и экономика", "Мировая экономика" /Под редакцией П.Г.Никитенко и др.. - Мн.: Равноденствие, 2008. - 295 с.
11. Макроэкономика: Социально ориентированный подход: учебное пособие/Э.А.Лутохина и др. Под ред. Э.А.Лутохиной.- Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г. – 400 с.
12. Министерство по труду и социальной защите Республики Беларуси: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/. – Дата доступа: 02.10.2016.
13. Ноздрин-Плотницкий, М.И. Социально ориентированная экономика Республики Беларусь: механизм действия и направления эволюции на рубеже веков / М.И.Ноздрин-Плотницкий // Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета. – 2009. – №2. – C. 5 – 10.
14. Номинальная начисленная средняя заработная плата рабочих и служащих Республики Беларусь за 2013-2015 гг. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/trud/operativnaya-informatsiya_8/nominalnaya-nachilennaya-srednyaya-zarabotnaya-lata-rabochih-i-sluzhaschih-respubliki-belarus-s-2013-po-2014-gg/. – Дата доступа: 02.10.2016.
15. Побережная, О.Е. Принципы, цели и задачи социальной политики / О.Е.Побережная [Электронный ресурс] / БГУ. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/94012/1/Принципы, цели и задачи социальной политики.pdf. - Дата доступа: 02.10.2016.
16. Республика Беларусь в контексте мировой социальной политики/ Под общ. ред. А.Б. Чищевина. – Мн.: ИСПИ, 2010. – 220 с.
17. Смирнова А.А. Основные цели, задачи и функции социальной политики / А.А.Смирнова, М.С.Егорова // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 208-211.
18. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич. - М.: Юрайт-издат, 2012. - 686 с.
19. Тур, А.Н. Курс экономической теории / А.Н.Тур. – Мн.: «Мисанта», 2007г.- 450 с.
20. Экономическая теория: учебник / Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева и др.; Под ред. Н.И.Базылев, С.П.Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 752 с.
21. Электронный портал Министерства образования Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства образования РБ. – Режим доступа: http://edu.gov.by/main.aspx?guid=2271/. – Дата доступа: 02.10.2016.
22. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Национального статкомитета РБ. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/. – Дата доступа: 02.10.2016.
23. Электронный национальный правовой портал [Электронный ресурс] / Право.бай. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C20601475&p2={NRPA}.– Дата доступа: 02.10.2016.
24. Электронный портал Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства архитектуры и строительства РБ. – Режим доступа: http://www.mas.by/ru/koncec_zhilischn_politiki/. – Дата доступа: 02.10.2016.