ВВЕДЕНИЕ
Тенденции к глобализации мировой экономики ориентируют национальные экономические системы на углубление и расширение интеграционных сфер. В этом направлении особенно наглядны социально-экономические преобразования, которые в 80-90-е годы охватили развитые и развивающиеся страны с традиционным рыночным хозяйством. Почти одновременно реформаторская идеология и реальная политика трансформационных изменений были восприняты и востребованы в странах с централизованной плановой экономикой. Экономические реформы приобрели всеобщий размах, усилилась направленность на формирование адекватного хозяйственного механизма как основы нового порядка организации мирохозяйственных связей.
В условиях структурной перестройки экономики первостепенное значение имеет расширение и углубление международного сотрудничества, создающего основы и необходимые предпосылки для интеграции национальных транспортных комплексов в мировую транспортную систему и способствующего достижению более высокого организационно-технического уровня развития этих комплексов.
Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Транспорт как составная часть более крупной системы, т.е. логистической цепи, привел к необходимости рассматривать его в разных аспектах. С точки зрения изучения эффективности работы отдельных видов транспорта интерес представляют перевозки грузов между пунктами отправления и назначения на каждом из них.
В настоящее время назрела необходимость использования логистического подхода к организации грузоперевозок и оказанию транспортных услуг. Во-первых, интегрированный инструментарий логистики, синтезирующий методологию общей теории систем, системотехники, кибернетики, маркетинга, менеджмента и других научных дисциплин, позволяет комплексно решать проблемы организации движения материальных потоков от мест их происхождения до мест применения (использования). Во-вторых, логистика создает условия для снятия противоречий между различными участниками транспортного процесса, так как предполагает сопряжение экономических интересов всех участников логистических цепей и систем.
Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических отношений, является важнейшим источником валютных
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ
1.1 Сущность и содержание транспортной логистики
Транспортная логистика – перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками [44, c. 27].
Значительная часть операций на пути движения материалопотока от источника сырья до конечного потребителя осуществляется с помощью различных транспортных средств, при этом затраты на транспортирование достигают 50 % общих затрат.
Транспорт – связующее звено между элементами логистических систем, осуществляющий передвижение материальных ресурсов. Транспорту принадлежит особая роль в народном хозяйстве страны, он связывает воедино все отрасли производства, обеспечивая перемещение сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем:
транспорт, предназначенный для общего пользования;
транспорт необщего пользования [13, c. 24].
Транспортной системе присущи черты, свойственные любой другой производственной системе. Однако по сравнению с остальными отраслями народного хозяйства транспорт обладает целым рядом специфических особенностей, порождаемых характером производственного процесса:
– в процессе своего функционирования транспортная система не создает нового материального продукта, ее продукцией является сам процесс перемещения грузов и пассажиров;
– в отличие от продукции других отраслей транспортная продукция не взаимозаменяема: превышение объема перевозок какого-либо груза между одними пунктами не может скомпенсировать невыполнение перевозок того же груза между другими пунктами. Эта продукция не существует отдельно от транспорта и не может производиться в запас, т.е. непредставление транспортных услуг в один период времени не может быть скомпенсировано перевыполнением их в другой период времени;
– средства производства транспортной отрасли рассредоточены по всей стране, большая часть их находится в постоянном перемещении. Масштабы деятельности отрасли, рассредоточенность ее объектов, динамический характер
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ И ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Место Республики Беларусь в системе международной транспортной и логистической системы
Высокая степень транзитивности Республики Беларусь связана с тем, что через ее территорию проходят 2-й (Запад-Восток) и 9-й международные транспортные коридоры (Север-Юг) с ответвлением 9b:
- Транспортный коридор № 2 Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород, проходит через Германию, Польшу, Белоруссию и Россию;
- Транспортный коридор № 9 проходит через Финляндию, Россию, Белоруссию, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию и Грецию [2].
В целях активизации сотрудничества Республики Беларусь с Европейскими структурами в направлении ее интеграции в мировую транспортную систему Правительством республики предпринимаются усилия по обеспечению положительного решения Руководящем Комитетом международного транспортного коридора № 5 (Триест – Любляна – Будапешт – Львов) вопроса о его продлении до г. Минска. Такое предложение уже поддержано Центрально-Европейской Инициативой, региональной международной организацией стран Центральной Европы, членом которой с 1996г. является Республика Беларусь.
Участком трансъевропейского транспортного коридора II, соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию, является автомобильная дорога М-1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации. Этот транспортный коридор определен Европейским Союзом как высший приоритет среди трансъевропейских транспортных коридоров в связи с важным значением проходящих по нему торговых потоков между Востоком и Западом. Протяженность его по территории республики составляет 610 км. Интенсивность движения на отдельных участках этой автомобильной дороги достигает 8 500-10 000 автомобилей в сутки.
Белорусские участки коридора № 9 включают маршруты:
- №9 – автомобильная дорога М-8/Е95 граница Российской Федерации – Витебск – Могилев – Гомель – граница Украины – 456 км;
- ответвление № 9 В – автомобильная дорога Гомель – Минск – Вильнюс – Клайпеда – Калининград – 468 км.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
3.1 Основные направления совершенствования транзитных перевозок
Исходя из проделанного анализа в целях дальнейшего развития и совершенствования работы транспортных организаций и логистической отрасли Республики Беларусь в целом должны быть рассмотрены такие направления, как:
- развитие уровня и количества предоставляемых логистических услуг транспортными операторами страны;
- повышение инвестиционной привлекательности транспортно-логистической отрасли;
- ускоренное формирование рынка 3РL-услуг и переход к концепции 4PL (создание системного интегратора в области логистики);
- содействие развитию конкуренции на рынке логистических услуг;
- комплексное логистическое обслуживание поставок товаров;
- активное участие в глобальных инфраструктурных проектах, таких как «Экономический пояс Шелкового пути», и международном автомобильном коридоре «Западная Европа - Западный Китай»;
- создание линий высокоскоростных магистралей и организация движения ускоренных специализированных поездов;
- совершенствование и развитие складской инфраструктуры автомобильного транспорта и Белорусской железной дороги;
- оптимизация времени прохождения таможенных процедур для перевозчиков;
- информационных и информационно-управляющих технологий в сфере транспорта и логистики, а также пограничного, таможенного и иных видов контроля.
Для повышения интенсивности и качества скоординированной транспортной политики необходимо решение следующих задач:
- принятие согласованных мер по обеспечению общих преимуществ в сфере транспорта и реализации лучших практик;
- интеграция транспортных систем в мировую транспортную систему;
- повышение качества транспортных услуг;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Транспортная логистика – перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками. Транспорт – связующее звено между элементами логистических систем, осуществляющий передвижение материальных ресурсов. Транспорту принадлежит особая роль в народном хозяйстве страны, он связывает воедино все отрасли производства, обеспечивая перемещение сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
Ключевые задачи транспортной логистики:
– обеспечение технического соответствия участников транспортного процесса – согласованность параметров транспортных средств;
– обеспечение технологического соответствия участников транспортного процесса – применение единой технологии транспортировки;
– согласование экономических интересов участников транспортного процесса – общая методология построения тарифной системы;
– использование единых систем планирования – разработка и применение планов-графиков для различных видов транспорта;
– создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор типа транспортного средства, выбор маршрута и др.
Глобализация бизнеса и интеграция транспортных систем отдельных стран в мировую транспортную систему потребовала интенсивного развития международных транспортных коридоров, через которые осуществляются основные транзитные грузопотоки. Международный транспортный коридор – совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с соответствующей инфраструктурой, обеспечивающих перевозки в международном сообщении на направлениях их большей концентрации.
современное состояние развития международной интеграции требует повсеместного и постоянного развития в том числе транспортной логистики, которая в сфере международной перевозки грузов нашла свое отражение в формировании и развитии международных транспортных коридоров. Расположение и формирование этих коридоров выстраивалось в том числе и с перспективой развития постсоветских стран, что повлекло включение в состав некоторых из них и Республики Беларусь. Для нашей страны это стало перспективным направлением развития национальной логистической системы. Поэтому далее рассмотрим особенности и перспективы развития транспортно-логистической системы Республики Беларусь и участие страны в международных транспортных коридорах. При исследовании транспортных коридоров прежде всего следует уделить внимание возможностям повышения
1. Беларусь. Развитие транспортной системы до 2030 года [Электронный ресурс] // Ассоциация международных автомобильных перевозчиков БАМАП. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://bamap.org/information/news/2013/ 03/13/20133/. – Дата доступа: 03.09.2016.
2. Беларусь. Трансъевропейские транспортные коридоры [Электронный ресурс] // Ассоциация международных автомобильных перевозчиков БАМАП. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.bamap.org/information/news/2007/ 06/04/4641/. – Дата доступа: 03.09.2016.
3. Ващило, А. А. Развитие транспортно-логистических услуг в контексте реализации геоэкономического потенциала Республики Беларусь / А. А. Ващило // Экономика и управления. – 2016. – № 1. – С. 52-56.
4. Володин И. В. «Критские коридоры» – возможность интеграции для России в мировую транспортную систему / И. В. Володин // Вестник СПбГУ. – 2000. – № 1. – С. 108–111.
5. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Гаджинский. – Москва: Дашков и Кº, 2013. – 420 с.
6. Горяев, Н. К. Основы логистики: учебное пособие / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 78 с.
7. Государственное объединение «Белорусская железная дорога» / Официальный портал предприятия. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.rw.by/. – Дата доступа: 04.09.2016.
8. Государственное предприятие «Белинтранс Трансопртно-логистический центр» / Официальный портал предприятия. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://belint.by/. – Дата доступа: 04.09.2016.
9. Еловой, И. А. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: теория, методология, организация / И. А. Еловой, И. А. Лебедева; под науч. ред. В. Ф. Медведева; Бел. гос. университет транспорта. – Минск: Право и экономика, 2011. – 461 с.
10. Еловой, И. А. Формирование инновационной транспортно-логистической системы Республики Беларусь / И. А. Еловой / Электронный ресурс // Белорусский государственный университет. Электронная библиотека. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/103823/1/ Тезисы%20Еловой%20И.А..doc. – Дата доступа: 03.09.2016.
11. Еловой, И. А. Формирование транспортно-логистической системы Республики Беларусь: учеб.-метод. пособие / И. А. Еловой, А. А. Евсюк, В. В. Ясинский. – Гомель: БелГУТ, 2012. – 155 с.
12. Жук, И. В. Транзитный потенциал Беларуси: планы и реальность / И. В. Жук, В. С. Миленький // Белорусский экономический журнал. – 2014. – № 2. – С. 97-115.
13. Ивуть, Р. Б. Организационно-экономический механизм управления логистическими системами на транспорте и в дорожном хозяйстве: монография / Р. Б. Ивуть, В. В. Равино, П. А. Бабошкина, Н. Е. Гаврилина, О. А. Куличева, Н. П. Янцохина. – Минск, 2015. – 264 с.
14. Карбанович, И. И. Международные автомобильные перевозки: учеб. пособие / И. И. Карбанович. – 2-е изд., доп. – Минск: Центр «БАМЭ-Экспедитор»: Артия Групп, 2013. – 396 с.
15. Ковалев, М.М. Логистический потенциал Республики Беларусь / М.М. Ковалев, Я.С. Пацкевич, Р.Ю. Предко // Взаимодействие бизнеса, государства, науки: взгляд с трех сторон на экономическое развитие: в 2 т. / под ред. М.М. Ковалева. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2012. – Т. 2. – С. 102-164.
16. Козлов, В.В. Влияние логистических центров на рост региональной экономики / В.В. Козлов // Формирование логистической системы Республики Беларусь: состояние и направления развития: материалы респ. научн.-практ. конф., г. Минск, 27 апр. 2012 г. / Международный университет «МИТСО»; редкол.: Е.А. Иванов (гл. ред.) и [др.]. – Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2012. – С. 7-12.
17. Кочемасова, А. В. Международная логистика: учеб. пособие / А. В. Кочемасова. – Хабаровск, 2012. – 237 с.
18. Кудряшов, Н. Использование транзитного потенциала Республики Беларусь посредством формирования транспортно-логистической системы // Журнал международного права и международных отношений. – 2014. – № 2. – С. 37-41.
19. Кузнецова, Е. М. Сущность и иерархия понятия «международный транспортный коридор» / Е. М. Кузнецова // Известия Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов. – 2009. – № 1. – С. 29-34.
20. Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 268 с.
21. Курочкин, Д.В. III ежегодное исследование современной логистической инфраструктуры (по итогам 2015 г.) [Электронный ресурс] / Д.В. Курочкин // Техновиза интралогистик. – Режим доступа: http://www.tehnoviza.by/assets/files/Исследование ЛЦ 2016_Беларусь. – Дата доступа: 18.09.2016.
22. Курочкин, Д.В. Развитие логистических центров в Республике Беларусь / Д.В. Курочкин // Экономика и управление. – 2013. – № 2. – С. 109-114.
23. Курочкин, Д.В. Транспортно-логистические центры как объекты логистической инфраструктуры в Республике Беларусь / Д.В. Курочкин // Экономика и управление. – 2015. – № 4. – С. 28-33.
24. Либерализация каботажных перевозок грузов в ЕАЭС начнется с 1 января 2016 года [Электронный ресурс] / Клуб логистов. – Режим доступа: http://www.logists.by/news/view/liberalizaciya- kabotazhnyh-perevozok-v-eaes-nachnetsya-s-2016- goda. – Дата доступа: 18.09.2016.
25. Логистика. Управление автомобильными перевозками: практический опыт / Курганов В.М. – М., 2007. – 248 с.
26. Логистика: учебник для ВУЗов / Л. Б. Миротин. – Москва: Дашков и К, 2010. – 482 с.
27. Международные автомобильные перевозки грузов и транспортно-экспедиционная деятельность: учеб. пособие / под ред. Седюкевич В.Н. – Минск: БНТУ, 2006. – 149 с.
28. Международные транспортные операции и логистика: курс лекций / Н. Г. Дзикович. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2007. – 195 с.
29. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2014. - 288 с.
30. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/. – Дата доступа: 28.08.2016.
31. О программе развития логистической системы Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 августа 2008 г., №1249: в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 9 января 2011 г., № 59 // Эталон – Беларусь. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
32. Об утверждении стратегии развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-015 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 августа 2010 г., № 1181: в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 11 сентября 2012 г., № 844 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
33. Островский, А. Транзитный потенциал Беларуси / А. Островский [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://mfa.gov.by/press/ smi/efe30749798455b9.html. – Дата доступа: 03.09.2016.
34. Развитие транзитного потенциала Республики Беларусь в условиях формирования ее транспортно-логистической системы [Электронный ресурс] / БелИСА. – Режим доступа: http://belisa.org.by/pdf/Publ/Art3_i32.pdf. – Дата доступа: 18.09.2016.
35. Республика Беларусь. Статистический ежегодник: статистический сборник. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. – 524 с.
36. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/. – Дата доступа: 02.09.2016.
37. Сергеев, В.И. Общие тенденции развития логистических центров за рубежом / В.И. Сергеев // Логистика и управление цепями поставок. – 2013. – № 5. – С. 7-18.
38. Состояние автомобильного транспорта в Едином экономическом пространстве [Электронный ресурс] // Международный союз автомобильного транспорта. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.iru-eapd.org/detail_publications/id.145. – Дата доступа: 03.09.16.
39. СТБ 2046-2010. Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционно- му обслуживанию = Транспартна-лапстычны цэнтр. Патрабаванш да тэхшчнага аснашчэння i транспартна-экспедыцыйнага абслугоування / [БелНИИТ «Транстехника»]. — Изд. офиц. – Введ. 2011-01-01. – Минск: Госстандарт, 2010. – V, 12 с.
40. СТБ 2047-2010. Логистическая деятельность. Термины и определения = Лагістычная дзейнасць. Тэрміны і азначэнні / [БелНИИТ "Транстехника"]. –Изд. офиц. – Введ. 2011-01-01. – Минск: Госстандарт, 2010. – IV, 24 с.
41. СТБ 2133-2010. Класификация складской инфраструктуры = Класіфікацыя складской інфраструктуры / [БелНИИТ "Транстехника"]. – Изд. офиц. - Введ. 2011-07-01. – Минск: Госстандарт, 2010. – X, 20 с.
42. Тарифная политика железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на 2016 фрахтовый год [Электронный ресурс] / Белорусская железная дорога. – Минск, 2015. – 155 с. – Режим доступа: http://www.rw.by/uploads/userfiles/files/tarifnaja_politika_2016.pdf/. – Дата доступа: 04.09.2016.
43. Транспорт и логистика Республики Беларусь, 2015: справочник / М-во транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, М-во торговли Респ. Беларусь, Ассоц. междунар. экспедиторов и логистики «БАМЭ». – Минск: БАМЭ-Экспедитор: Артия Групп, 2015. – 283 с.
44. Федоров, Л.С. Общий курс транспортной логистики: учеб. пособие / Л. С. Фёдоров, В. А.Персианов, И. Б. Мухаметдинов. – Москва: КноРус, 2011. – 309 с.