ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ
1.1 Расчеты с персоналом как предмет интересов участников трудовых отношений и государства
1.2 Виды удержаний и отчислений при расчетах с персоналом, задачи их учета и контроля
1.3 Нормативно-правовое обеспечение учета удержаний и отчислений из заработной платы
2. УЧЕТ УДЕРЖАНИЙ И ОТЧИСЛЕНИЙ ПРИ РАСЧЕТАХ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА НА ООО «ТАБАК-ИНВЕСТ» ТЦ «КОРОНА-1»
2.1 Аналитический и синтетический учет отчислений из оплаты труда
2.2 Аналитический и синтетический учет удержаний из оплаты труда
2.3 Отчетность организации по отчислениям и удержаниям из оплаты труда персонала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии. Оплата труда или заработная плата - это часть фонда индивидуального потребления населения. Она распределяется между наемными работниками, участвующими в общественно полезном труде и управлении, по количеству и качеству их труда.
Оплата труда – это вознаграждение, исчисленное в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник либо уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу. Размер оплаты труда зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия. Обеспечение контроля над правильностью использования фонда заработной платы в каждом подразделении предприятия и установление ответственности, связанной со снижением производительности труда, отражение всех расходов по заработной плате осуществляется на счетах бухгалтерского учёта.
Учет удержаний из заработной платы работников занимает актуальную позицию в современной экономической жизни, так как является очень важной составной частью всего бухгалтерского учета. Важно не только правильно отразить расчеты по заработной плате в бухгалтерском учете, но и своевременно удержать из заработной платы суммы обязательных или иных вычетов.
Учет удержаний из начисленной работникам организации заработной платы проводится по двум направлениям: обязательные удержания; удержания по инициативе организации. Обязательные удержания включают в себя подоходный налог, удержания в Пенсионный фонд Республики Беларусь, по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц. По инициативе организации через бухгалтерию из заработной платы работников могут быть произведены следующие удержания: долг за работником; ранее выданные плановый аванс и выплаты, сделанные в межрасчетный период; в погашение задолженности по подотчетным суммам; квартплата; за содержание ребенка в ведомственных дошкольных учреждениях; за ущерб, нанесенный производству; за порчу, недостачу или утерю материальных ценностей; допущенный брак; денежные начеты за товары, купленные в кредит.
Важное значение для финансовой и хозяйственной деятельности организации имеют взаимоотношения с Фондом социальной защиты населения по различного рода платежам и выплатам. Расчеты организации по социальному и страхованию и обеспечению с Фондом социальной защиты населения занимают значительный удельный вес в расчетах организации, кроме того, они носят регулярный обязательный характер и несвоевременность расчетов, неправильность их осуществления влечет за собой значительные штрафные санкции.
1. Сущность и организация расчетов с персоналом
1.1 Расчеты с персоналом как предмет интересов участников трудовых отношений и государства
Государственное социальное страхование охватывает большинство трудоспособного населения страны. В настоящее время государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов в случаях, предусмотренных законодательством. Социальная защита населения является результатом практической деятельности государства, посредством которой оно осуществляет социальную свою политику. Государственная система социальной защиты населения предусматривает два блока мероприятий: централизованные, которые предпринимаются государством, и децентрализованные, осуществляемы субъектом хозяйствования. Централизованные мероприятия включают в себя государственное социальное обеспечение, мероприятия по смягчению результатов экономических реформ, а также меры по соблюдению социальных стандартов.
Как отмечает Е. Хлус [26, с. 30], страхование является самостоятельным звеном финансовой системы. Оно выступает в двух обособленных системах: в форме социального страхования и страхования определенных объектов в связи с непредвиденными и чрезвычайными событиями. В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения в связи с наступлением определенных событий.
Сущность социальной защиты населения заключается в системе мер, направляемых на улучшение статуса экономически и социально не защищенных граждан и ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан за счет формирования и использования специальных денежных фондов.
Особая роль в системе социальной защиты населения принадлежит государственному социальному страхованию, основной задачей которого является обеспечение соответствующего уровня доходов граждан при наступлении предусмотренных законодательством страховых случаев (старость, болезнь и временная нетрудоспособность, беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком, инвалидность, потеря кормильца и другие).
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению осуществляются в Республике Беларусь посредством Фонда социальной защиты населения, который в своей деятельности руководствуется Положением о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь : утв. указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 40 (в ред. Указа от 25 апр. 2015 г., № 174) [22].
2. Учет удержаний и отчислений при расчетах с персоналом по оплате труда на ООО «Табак-Инвест» ТЦ «Корона-1»
2.1 Аналитический и синтетический учет отчислений из оплаты труда
В ООО «Табак-Инвест» ТЦ «Корона-1» ответственность за использование средств на заработную плату несут руководитель и главный бухгалтер. Они следят за соответствием наименования и количества должностей, на которые зачисляют работников, штатному расписанию, за правильным установлением работникам ставок (окладов) и законностью различного рода надбавок и доплат.
Основной документ для расчета заработной платы – табель учета рабочего времени, по которому определяют количество отработанных дней.
Оформленные табели и первичные документы по начислению заработной платы, премий, пособий и удержаний из нее в установленный срок передаются в бухгалтерию ООО «Табак-Инвест» ТЦ «Корона-1» , где их проверяют по форме и по существу. Затем проверенные документы обрабатываются в автоматизированном режиме.
Применяемая на ООО «Табак-Инвест» ТЦ «Корона-1» автоматизированная система учета по учету заработной платы позволяет осуществлять автоматизированные расчеты по начислению заработной платы за фактически отработанное время, пособий по временной нетрудоспособности, заработной платы за дни отпуска и прочих начислений по заработной плате.
В результате компьютерной обработки информации по начислению заработной платы формируются следующие первичные документы по учету начисленной заработной платы: расчетная ведомость за месяц по каждому работнику в разрезе видов начислений и удержаний, расчетный лист, расчет пособия по временной нетрудоспособности, расчет заработной платы за дни отпуска и др.
В соответствии с действующим законодательством по труду из сумм начисленной за месяц заработной платы, пособий и других доходов работника бухгалтерия ООО «Табак-Инвест» ТЦ «Корона-1» производит удержания (подоходного налога, удержаний в фонд социальной защиты населения, по исполнительным документам, профсоюзные взносы, возмещение ущерба и др.). Расчет удержаний отражается в расчетной ведомости начисления заработной платы по каждому работнику, а также в первичных документах, в которых предусмотрены графы для начисления заработной.
В учетном процессе ООО «Табак-Инвест» ТЦ «Корона-1» отработанное время, суммы начисленной заработной платы, доплаты и премии работникам фиксируются в различных первичных документах. Информация по одному и тому же работнику может содержаться в нескольких документах. Все это вызывает необходимость группировки и обобщения данных по учету труда и выполненных работ. В регистрах бухгалтерского учета ООО «Табак-
Заключение
Анализ трудовых отношений, которые выражает заработная плата, позволяет сделать вывод о том, что носителем воспроизводственной функции выступает работник, стимулирующей – работодатель и регулирующей – государство.
Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет аккумулируемых в специальном фонде – Фонде социальной защиты населения взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих. Расчеты с Фондом социальной защиты в организациях населения строятся по двум направлениям: по социальному страхованию и по пенсионному обеспечению. Кроме того организация осуществляет расчеты по обязательному страхованию от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве с РУСП «Белгосстрах».
В Республике Беларусь активно развиваются взаимоотношения в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Одним из важнейших направлений учета расчетов с персоналом по оплате труда является учет соблюдения установленного порядка удержаний из заработной платы работников и своевременности перечисления в бюджет сумм подоходного налога. Из заработной платы производятся удержания, которые можно разделить на обязательные и по инициативе организации или работника, а также отчисления от начисленного фонда оплаты труда персонала.
Вопросы учета и контроля удержаний и отчислений при расчетах с персоналом по оплате труда регламентированы соответствующими нормативно – правовыми актами, регулирующими все многообразие взаимоотношений организаций по расчетам с персоналом по оплате труда.
Синтетический и аналитический учет отчислений из заработной платы организован в ООО «Табак-Инвест» ТЦ «Корона-1» в соответствии с действующим законодательством. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению ведется на активно-пассивном счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Учет расчетов по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний ведется на активно-пассивном счете 76/2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».
Аналитический и синтетический учет удержаний из оплаты труда на ООО «Табак-Инвест» ТЦ «Корона-1» осуществляется в соответствии с законодательством. Все удержания из заработной платы работников ООО «Табак-Инвест» ТЦ «Корона-1» можно разделить на группы обязательных удержаний и необязательных. К обязательным удержаниям в организации относят: подоходный налог; удержания отчислений в пенсионный фонд; удержания по исполнительным листам; компенсации в пользу третьих лиц (по решению суда); штрафы; предписания налоговой инспекции; к необязательным все остальные виды удержаний.
1. Акатьева, М.Д. Бухгалтерский учет и анализ : учеб. для вузов / М.Д. Акатьева, В.А. Бирюков. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 252 с.
2. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании : учеб. пособие для вузов / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. - М. : Вузовский учеб., 2015. - 352 с.
3. Бухгалтерский учет : учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко, А.В. Медведев, А.Н. Трофимова, Н.Н. Затолгутская, Н.В. Пузенко ; под ред. П.Г. Пономаренко. - Минск : Выш. шк., 2013. - 543 с.
4. Инструкция о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности: утв. Постановлением Минздрава и Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 09.07.2002 №52/97: в ред. Постановления от 09 сент. 2013 г. №94/94 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. –8/8369.
5. Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 31 окт. 2011 г., № 111: в ред. Постановления от 10 дек. 2013 г., № 84 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. – № 11. – 8/24675.
6. Инструкция о порядке использования средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на выплату пенсий и пособий: утв. Постановление правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 июля 2013 г. № 9// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. –– 10/169.
7. Кожич, Л. Уплата взносов в ФСЗН / Лариса Кожич // Юрист. - 2015. — № 2. — С. 37—39.
8. Косач, О. Ф. Учет удержаний производимых из заработной платы: проблемы и пути решения / О. Ф. Косач // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы II Международной научно-практической конференции, Минск, 19-20 мая 2015 г. В 2 т. Т. 1. / [редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т". — Минск: БГЭУ, 2015. — C. 151-152.
9. Марков, А. Изменения в порядке постановки на учет и снятия с учета в органах ФСЗН / Александр Марков // Кадровик. Управление персоналом. - 2014. — № 10. — С. 18—21.
10. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Оcобенная часть : закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З : в ред. Закона от 30 дек. 2014 г., № 224-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 4. – 2/920.
11. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 10 дек. 2013 г., № 80 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – 8/28368.
12. Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4 – ФОНД (Министерства труда и социальной защиты) «Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь» : постановление Национального статистического комитета Респ. Беларусь от 14 мая 2011 года № 85: в ред. Постановления от 05 март. 2013 г. №17 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. –7/1909.
13. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования: Закон Респ. Беларусь от 6 января 1999 г. № 230-3: в ред. Закона от 15 июн. 2009 г. №43-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009.– 2/5.
14. Об утверждении перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 25.01.1999 г. № 115: в ред. Постановления от 23 июл. 2014 г. №718 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. –5/134.
15. О бухгалтерском учете и отчетности : Закон Респ. Беларусь от 12.07.2013 г. № 57 –З: в ред. Закона Республики Беларусь от 4 июня 2015 года №268-З // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. - № 4 – 2/1624.
16. Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XІІІ: в ред. Закона от 14 июл. 2014 г. №186-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. –2/513.
17. Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 29.июня 2000 г. № 359: в ред. Указа от 21 фев. 2014 г. №87// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. - № 1/ 1403.
18. О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования: утв. Указ Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2014 г. № 87// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. -№15. – 2/1665.
19. О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей:. Закон Респ. Беларусь от 29.12.2012 г. № 7 –З: в ред. Закона от 1 янв. 2015 г. №232-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. - № 2/ 2005.
20. О профессиональном пенсионном страховании: Закон Респ. Беларусь от 5.01.2008 г. № 322 – 3: в ред. Закона от 4 июн. 2015 г. №274-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. - № 2. – 2/14190.
21. Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: утв. указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 40: в ред. Указа от 25 апр. 2015 г., № 174 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 17. – 1/10419.
22. Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь : утв. указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 40: в ред. Указа от 25 апр. 2015 г., № 174 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 17. – 1/10419.
23. Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1997 года № 837: в ред. Постановления от 26 февр. 2014 г. №165 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. –5/7239.
24. Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50: в ред. Постановления от 30 июня 2014 г., № 46 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 143. – 8/24548.
25. Толкач, Г. В. Пути совершенствования учета расчетов с персоналом по оплате труда / Г. В. Толкач // Механизмы устойчивого развития инновационных социально-экономических систем : материалы международной науч.-практ. конф., Бобруйск, 30 марта 2014 г. / М-во образования РБ, БГЭУ ; [редкол.: В.Н. Гавриленко и др.]. - Минск : БГЭУ, 2014. - С. 284-285.
26. Хлус, Е. Расширены полномочия органов ФСЗН : (комментарий к Указу Президента РБ от 21.02.2014 № 87) / Елена Хлус // Главный бухгалтер. - 2014. — № 11. — С. 30—32.