ВВЕДЕНИЕ
Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода к рыночной экономике. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпам и масштабам, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться. Не во всем благоприятный первоначальный опыт реформы собственности, когда ставилась задача предельно быстрой приватизации большинства предприятий, заставило частично пересмотреть не только роль государства, но и место государственного сектора в переходной экономике.
Потенциальное противоречие между функциями собственности и контроля в корпоративных формах предпринимательства привело к серьезным конфликтам интересов в большинстве крупных приватизированных предприятий. Во всех постсоциалистических странах на фоне слабой законодательной проработки прав собственности интересы менеджмента противостояли интересам акционеров. А быстрая массовая приватизация по ваучерным схемам сопровождалась еще и конфликтами интересов внутренних и внешних инвесторов.
В связи с этим широко распространенная в первые годы рыночных реформ точка зрения на быструю приватизацию и накопление "критической массы" частной собственности сменилась пониманием особой роли государства и государственного сектора в переходной экономике.
В переходной экономике государственный контроль отличается от государственного управления в плановой экономике. Государственные предприятия должны быть выведены на режим функционирования, соответствующий основным требованиям рыночной среды, т.е. быть "маркетизированы”. Эти требования в основном сводятся к следующему: жесткий бюджет, конкуренция, реструктуризация производства и финансов, организация корпоративного управления.
Влияние приватизации испытывала на себе одна страна за другой - она преображала морально устаревшие и убыточные государственные предприятия в прибыльные и мощные частные производства. Немногим более чем за 15 лет, когда это слово впервые появилось в экономических словарях, приватизация покорила практически все страны мира. Даже в тех немногих государствах, которые все еще сопротивляются ей, уже начинает формироваться понимание ее неизбежности.
Всем вышесказанным обусловлена актуальность темы данной курсовой работы.
Цель курсовой работы – определить роль приватизации и разгосударствления в экономике государства, в т.ч. в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть базовую концепцию разгосударствления и приватизации, их основные формы и методы;
1. РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ: БАЗОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ , ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ
1.1 Теоретические основы разгосударствления и приватизации
Разгосударствление собственности ускорило процесс становления новых форм производства и типов собственности. Разгосударствление и приватизация - не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия.
Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике [1, c.117].
Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.
Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.
Целями разгосударствления являются:
- преодоление монополии государства, создание и развитие конкурентных рыночных отношений, формирование многоукладной экономики;
- устранение существующего в условиях КАС отчуждения работника от средств и результатов производства и превращение человека в реального собственника;
- преобразование трудовых отношений путем введения разных форм собственности и предоставления возможности выбора сферы применения своего труда вместо безальтернативного государственного найма на работу;
- демонтаж административного управления и замена его экономическим регулированием [1, c.119].
Разгосударствление включает следующие основные направления:
1) сокращение доли государственного сектора в экономике на основе приватизации государственных и муниципальных предприятий;
2) уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет;
2. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Разгосударствление как основа преобразований в сфере государственной собственности
В плановой экономике выделялись две формы собственности на средства производства: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная. Кроме того, существовала личная собственность граждан на предметы потребления. Однако коренной чертой всех этих форм было огосударствление, т.е. подавление государством всех несанкционированных им форм жизнедеятельности, господство во всех сферах экономических отношений тоталитарного контроля. Особенно ярко это проявлялось в рамках самой государственной собственности, охватывающей 90% всех средств труда в народном хозяйстве. Однако и развитие кооперативной собственности регулировалось государственными директивами. Личная собственность граждан также была «обставлена» ограничениями и запретами со стороны государства (размеры садового дома, его высота и т.д.).
Поэтому основное содержание преобразований отношений собственности, сформировавшихся в плановой экономике, - это преодоление названного огосударствления, т.е. ликвидация тоталитарного государственного господства в этой сфере.
Разгосударствление охватывает все формы собственности. В рамках самой государственной собственности оно проявляется прежде всего в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм - допуске плюрализма форм собственности. Сохраняющиеся государственные предприятия должны коренным образом изменить характер своего функционирования, перейти на условия коммерциализации; отказаться от форм планового патернализма (субсидии, льготы, выгодные цены, твердые заказы и т.п.); перейти на равные с другими формами условия хозяйствования, в частности на жесткое бюджетное ограничение; широко использовать в целях большего динамизма акционерную форму и др. Наконец, один из путей разгосударствления в этой области - приватизация, т.е. смена государственной формы на частную [5, c.93].
Кооперативная собственность присуща и рыночной системе. Процесс разгосударствления ее в переходной экономике состоит в обеспечении реальной добровольности всех ее членов, самостоятельности в хозяйственной деятельности, всех возможностей и прав как субъекта рыночных отношений. Устранение тоталитарных ограничений в области личной собственности проявляется в преодолении уравнительности в распределении, ликвидации ограничений в правах иметь определенное личное имущество, появлении многоканальных источников личных доходов.
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1. Основные этапы реформирования собственности в Республике Беларусь
Развитие приватизационного процесса в Беларуси осуществлялось крайне неравномерно. Отсутствие правового поля приватизации обусловило её низкие темпы в 1991-1992 гг. Начиная с 1993 г. этот процесс начал ускоряться, а с 1996 г. наблюдается постоянное снижение количества приватизированных предприятий. Поэтому приватизационный процесс в Беларуси можно разбить на три условных этапа: 1991-1992 гг., 1993-1994 гг., с 1995 г.
Первый этап: 23.09.1991 г. Совет Министров Белорусской/ССР принял Постановление № 360 "О разгосударствлении экономики и приватизации государственной собственности Республики Беларусь в 1997 г.", временный порядок разгосударствления и приватизации государственной собственности в Беларуси и 9 нормативно-методических приложений в виде самостоятельных положений. Они явились первыми документами по преобразованию государственной формы собственности, в которых был утверждён перечень объединений, предприятий и организаций, подлежавших разгосударствлению.
Постановлением Совета Министров РБ от 23.12.1991 г. № 486 были утверждены основные положения Программы разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности на 1992 г. Согласно программе, приоритетной формой приватизации для не больших и технологически несложных предприятии считалась аренда с выкупом. Для объектов с небольшим производственным потенциалом рекомендовалось создание коллективных предприятий, а для крупных ОАО.
На первом этапе разгосударствление и приватизация осуществлялись "снизу", по инициативе трудовых коллективов, юридических и физических лиц. При этом преимущественное право на приобретение объектов государственной собственности предоставлялось трудовым коллективам. Комиссия по приватизации оценивала финансовое состояние и производственный потенциал и делала вывод о возможности приватизации, выборе способа, необходимости реструктуризации, об использовании объектов социальной инфраструктуры.
Согласно законодательству, в Беларуси используются следующие методы приватизации:
- Преобразование предприятий в ОАО;
- Выкуп государственного арендованного имущества арендным предприятием;
- Выкуп государственного имущества работниками предприятия;
- Продажа по конкурсу;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.
Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Существует две основные модели приватизации. Первая модель - продажа, или денежная приватизация. Вторая модель - это бесплатное (или почти бесплатное) распределение государственной собственности среди населения страны.
Проведение приватизации - это сложная социально-экономическая задача. Перед началом приватизации в обществе обычно возникают острые дискуссионные вопросы, от решения которых зависит не только судьба самой приватизации, но и ход экономических реформ.
Разгосударствление охватывает все формы собственности. В рамках самой государственной собственности оно проявляется прежде всего в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм - допуске плюрализма форм собственности.
Приватизация является одной из форм разгосударствления собственности, важным средством создания экономической структуры производства, адекватной рыночной системе. Приватизация связана с образованием не только индивидуальной частной собственности, но и (что наблюдается чаще) с образованием собственности коллективно-частной в виде акционерных обществ.
Приватизация государственной собственности в настоящее время осуществляется в основном следующими способами:
- Выкуп арендованного имущества арендным предприятием;
- Продажа акций, принадлежащих государству;
- Продажа объектов государственной собственности на аукционе;
- Продажа объектов государственной собственности по конкурсу;
Безвозмездная передача части государственной собственности.
Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе, к фирмам, базирующимся на капитале.
Развитие приватизационного процесса в Беларуси осуществлялось крайне неравномерно. Отсутствие правового поля приватизации обусловило её низкие темпы в 1991-1992 гг. Начиная с 1993 г. этот процесс начал ускоряться, а с 1996 г. наблюдается постоянное снижение количества приватизированных предприятий.
1. Агапова, Т.А Макроэкономика /Т.А. Агапова. - М.: Дело и Сервис, 2000. - 416 с.
2. Емцов, Р. Г. Макроэкономика: Учебник / Р.Г.Емцов. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2013. - 453 с.
3. Ивашутин, А.Л. Макроэкономика: учебное пособие. / А.Л.Ивашутин. – Минск: Амалфея, 2008. – 340 с.
4. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. / И.М.Лемешевский. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
5. Макроэкономика: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / [Т.С.Алексеенко и др.]; под редакцией Л.П.Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 374 c.
6. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В.Бондарь; под общ.ред. А.В. Бондарь. - Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.
7. Мясникович, М.В. Макроэкономическая политика Республики Беларусь: теория и практика / М.В.Мясникович. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012. – 175 с.
8. Плотницкий, М.И. Микро- и макроэкономика / М.И. Плотницкий. – Минск, 2004. – 185 с.
9. Приватизационные процессы в Беларуси [Электронный ресурс] / Репозитарий БГУ. - Режим доступа: http://www.bsu.by/Cache/pdf/474443.pdf. - Дата доступа: 30.08.2016.
10. Приватизация государственного имущества [Электронный ресурс] / Государтсвенный комитет по имуществу Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.gki.gov.by/ru/activity_branches-estate-epriv/. - Дата доступа: 30.08.2016.
11. Рузавин, Г.И. Основы рыночной экономики / Г.И.Рузавин. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 421 с.
12. Селищев, А.С. Макроэкономика / А.С. Селищев. - СПб.: Изд-во «Питер», 2011. - 448 с.
13. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика / Л.С.Тарасевич. - М.: Юрайт-издат, 2009. - 652 с.
14. Туманова, Е.А. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: учебник. / Е.А. Туманова, Н.Л. Шагас– М.: ИНФРА-М, 2007. – 400 с.
15. Шесть вопросов по поводу жилищной приватизации [Электронный ресурс] /Интерфакс. - Режим доступа: http://www.interfax.by/article/102510/. - Дата доступа: 30.08.2016.