Введение
В современных условиях крупное производство не может полноценно развиваться только в пределах своей страны.
Международная торговля это обмен товарами и услугами, с помощью которого страны удовлетворяют свои потребности на основе развития общественного разделения труда. Её развитие – один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.
Международная торговля повышает эффективность и экономический рост, повышает уровень жизни населения.
В текущее время обстановку в области внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий дозволено охарактеризовать как сложную. Это связано со многими факторами, раньше каждого, с экономическим кризисом в стране, падением уровня производства, низким уровнем конкурентоспособности изготавливаемой продукции, хронической нехваткой средств у предприятий. Предприятиям присущ малый научно-технический потенциал, устаревшая производственная база и формы управления производством.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире состояние внешней торговли государства - это показатель уровня развития, индикатор признания страны международным сообществом. Высокая доля внешнеторгового товарооборота в ВВП означает высокую зависимость благосостояния граждан от внешней торговли.
Для Беларуси увеличение объемов экспорта было и остается важнейшим приоритетом государственной политики, ибо Республика Беларусь не имеет в достаточном количестве собственных природных ископаемых и зависима от внешнего рынка. Производственный комплекс республики закупает сырье за рубежом, после чего производит продукцию и продает ее. Благополучие страны и народа полностью зависит от эффективной работы ориентированных на экспорт предприятий и грамотной внешнеторговой политики.
Цель представленной курсовой работы – рассмотреть влияние особенностей современного мира на формирование внешней политики Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты мирового рынка и международной торговли;
- проанализировать основные тенденции и особенности развития международной торговли на современном этапе;
- выделить проблемы и определить перспективы развития международной торговли в Республике Беларусь.
Поставленные задачи определили структуру курсовой работы, которая включает в себя введение, три раздела, заключение, список использованных источников.
1 Теоретические аспекты мирового рынка и международной торговли
Мировой рынок является производным от национальных рынков, поскольку любое государство начинает производство для себя, а затем избыток произведенных товаров продает за рубеж. Это означает, что мировой рынок всегда существует только в рамках мирового хозяйства, а потому все подходы к его определению, как и основные характеристики, связаны с понятием мирового хозяйства и характеристиками, его определяющими.
Современное мировое хозяйство представляет собой пространство, в котором относительно свободно обращаются через национальные границы товары, услуги, капиталы.
Мировое хозяйство складывается из национальных государственных экономик, находящихся между собой в постоянной и взаимной связи, в той мере, которая обеспечивает выгодность участия в нем данной страны.
В экономической литературе наиболее часто встречаются определения мирового рынка в трех аспектах:
1) с точки зрения макроэкономической структуры мирового хозяйства;
2) с точки зрения субъектов мирового хозяйства, участвующих в мировом обмене товарами и услугами;
3) с политэкономической точки зрения [2, с. 26].
Рассматривая мировой рынок с точки зрения макроэкономической структуры мирового хозяйства, его следует определить как совокупность национальных рынков и рынков экономических интеграционных группировок стран.
Степень включения каждого из них в мирового рынка в конечном счете определяется типом и степенью включения каждой страны в международном разделении труда и может выражаться соответствующей долей в общем его объеме. Это очень важно не только теоретически, но и практически, поскольку подтверждает, что объективные условия для действия экономических законов в мировой экономике формируются под воздействием национальных экономик, и воздействие это взвешенное. Прежде всего, это проявляется в формировании мировых цен на основе национальных стоимостей товаров.
С точки зрения субъектов мирового хозяйства, участвующих в международной торговле, мировой рынок – это система субъектов мировой экономики (производителей и потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения), предъявляющих в конечном счете совокупный спрос и совокупное предложение.
И, наконец, с политэкономической точки зрения мировой рынок – совокупность актов купли-продажи товаров и услуг между субъектами мирового хозяйства [2, с. 27].
Мировой рынок – это сфера или часть мировой экономики, которую непосредственно образуют всесторонние потоки товаров, услуг, финансов,
2 Основные тенденции и особенности развития международной торговли на современном этапе
Особенности современного мирового развития неразрывно связаны с процессами, происходящими в развивающихся странах, которые составляют большинство государств мира.
Развитие международной торговли в конце ХХ-начале XXI в. осуществлялось в условиях поступательно усиливающегося трансформационного влияния процессов интернационализации и глобализации. Стремительное развитие научно- технического прогресса и революционный прорыв в области новейших технологий во второй половине XX в. положили начало переходу от индустриального к постиндустриальному обществу.
Основные тенденции развития международной торговли:
- интеллектуализация;
- рост доли высокотехнологичной продукции;
- обмен услугами в последние два десятилетия увеличивался втрое быстрее обмена товарами;
- расширение торговли патентами и лицензиями;
- снижение спроса на сырье и топливо;
- концентрация международной торговли в промышленно развитых странах;
- усиление разделения труда, специализации и кооперирования и, как следствие, формирование долгосрочных, устойчивых отношений и развитие интеграции [3, с. 16].
Факторы ускоренного роста международного товарооборота:
- информационная революция;
- развитие транспорта и связи;
- рост оптимальных размеров предприятий;
- рост первоначальных объемов капиталовложений;
- вывоз капитала;
- развитие интеграционных процессов [7].
Важнейшая особенность современной мировой экономики – относительная дематериализация мирового производства и международного экономического обмена.
Это проявляется в следующем:
- производство товаров и услуг становится все менее материало- и энергоемким;
- все большее значение приобретают финансово-денежные и организационные факторы и научно-технический потенциал;
- возникает международная специализация, основывающаяся на понятии "издержки производства" [17, с. 124].
Важнейшими особенностями современного мирового рынка служат:
3 Развитие международной торговли в Республике Беларусь: проблемы и перспективы
В современном мире состояние внешней торговли государства - это показатель уровня развития, индикатор признания страны международным сообществом.
Современное мировое развитие характеризуется усилением экономических связей и взаимозависимостей между странами. Республика Беларусь как суверенное государство расширяет и углубляет экономические отношения на мировом рынке. Из года в год увеличивается объем внешней торговли страны с другими государствами.
Структура промышленного комплекса определяет высокую степень открытости экономики Республики Беларусь, ее ориентированность на внешние рынки. Более 50% производимых в стране товаров поставляется на экспорт.
В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным увеличением объемов товарооборота и услуг. Это обусловлено высокими темпами экономического роста, повышением научно-технического и транзитного потенциала, участием в интеграционных процессах в рамках СНГ, а также диверсификацией торгово-экономических отношений с другими регионами мира.
Динамика объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь приведена в таблице 3.1.
Заключение
Подведем итоги и сделаем выводы.
1. Мировой рынок представляет собой особую сферу товарно-денежных отношений, которая складывается между отдельными странами, основываясь на разделении производственных факторов и трудовых ресурсов.
2. Понятие мирового рынка часто определяют в трех аспектах: с позиции макроэкономической структуры международного хозяйства; с позиции участвующих в международном обмене товарами и услугами субъектов; с позиции политэкономической.
3. Международная торговля относится к сфере международных товарно-денежных отношений и представляет собой совокупность сделок по обмену товарами и услугами между странами. Ее экономической основой является специализация отдельных стран на производстве определенных товаров и услуг с целью их реализации в других странах.
4.Динамика развития международной торговли характеризуется следующими тенденциями.
–весомое положение начинает занимать внутрикорпоративная торговля ТНК. Это объясняется прежде всего укреплением позиции на международном уровне самих ТНК, а так же естественным благоприятным положением связанных, но находящихся в разных странах подразделений.
– структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства способствуют активизации международной торговли. Объёмы международной торговли, движущей все международные товарные потоки, растут быстрее производства.
– изменяется и структура торговли. Сейчас преобладает торговля готовой продукцией над торговлей сырьём и материалами.
– изменяется географическая структура международной торговли: основной товарооборот развивающихся стран направляется на развитые, они же в свою очередь торгуют по большей части между собой, переориентируясь при этом все в большей степени на рынок услуг, развивают сферу международного туризма.
5. Внешнеэкономическая политика Беларуси основана на таких принципах, как открытость экономики, стремление к широкомасштабному и многовекторному международному сотрудничеству, достижение экспортно-импортной сбалансированности экономики. Она обусловлена спецификой республики как малой страны, не располагающей к тому же достаточными собственными топливно-энегетическими и сырьевыми ресурсами.
6. В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным увеличением объемов товарооборота и услуг. Это обусловлено высокими темпами экономического роста, повышением научно-технического и транзитного потенциала, участием в
1. Абель, Э. Макроэкономика. 5-е издание / Э. Абель, Б. Бернанке. – СПб.: Питер, 2008 – 768 с.
2. Ачкасова, В.А. Мировая политика и международные отношения / В.А. Ачкасова, С.А. Ланцов. – М.: 2010. – 384 с.
3. Баранчугова, И. Г. Развитие международной торговли на современном этапе / И. Г. Баранчугова, А.В. Трофимов // Проблемы современной экономики. – 2016. – № 2. – С. 15-29.
4. Гладков, И. С. Международная товарная торговля в 2001–2013 гг.: тренды в группе лидеров = International Commodity Trade in 2001–2013: Trends in the Top Group / И.С. Гладков // Власть. – 2014. – № 5. – С. 15–18.
5. Делен, С.А. Мировая экономика : конспект лекций / С.А. Делен. – М.: А-Приор, 2011. – 144 с.
6. Енин, Ю.И. Международная торговля: пособие / Ю.И. Енин [и др.]; под ред. Н.С. Шелега, Ю.И. Енина. – Минск: БГЭУ, 2009. – 323 с.
7. Захарова, С.В. Показатели и тенденции развития международной торговли / С.В. Захарова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rea.ru/ru/org/managements/izdcentr/PublishingImages/.pdf. – Дата доступа: 20.08.2016.
8. Захорошко С.С. Экономическая теория: курс лекций / А. А. Захорошко. – Гродно: ГГАУ, 2010 - 245 с.
9. Ломакин, В.К. Мировая экономика: учебник / В.К. Ломакин. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 672 с.
10. Макей, В. В. Внешняя политика Беларуси на службе мира и устойчивого развития / В. В. Макей // Проблемы управления. – 2015. – № 2. – С. 4 –10.
11. Макроэкономика : учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм образования / Т. С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2013. – 446 с.
12. Международная экономическая статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldbank.org/eca/russian/data. – Дата доступа: 20.08.2016.
13. Михневич, С. И. О некоторых тенденциях мировой торговли в ХХI веке / С.И. Михневич // Банкаўскі веснік. – 2014. – № 5. – С. 22–25.
14. Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mfa.gov.by. – Дата доступа: 27.08.2016.
15. Покровская, В.В. Регулирование внешнеэкономической деятельности / В.В. Покровская. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 389 с.
16. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2016 г. № 274 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 17. – 2/35207.
17. Смитиенко, Б.М. Мировая экономика: учебник/ Б.М. Смитиенко. – М.: Дело, 2013. – 516 с.
18. Современное состояние и перспективы сотрудничества Республики Беларусь с основными внешнеторговыми партнерами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pac.by/dfiles/001121_894989_abuhovich5.pdf. . – Дата доступа : 12.08.2016.
19. Трусевич, И. П. Роль внешней торговли в современных условиях и ее влияние на развитие национальной экономики страны / И. П. Трусевич // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага ўніверсітэта = Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2014. – № 3. – С. 58–64.
20. Турбан, Г. В. Структурные изменения в мировой экономике / Г. В. Турбан // Наука и инновации. – 2015. – № 11. – С. 32–36.
21. Щенин, Р.К. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Р.К. Щенин. – М.: Юрайт, 2014. – 656 с.