ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в необходимости исследования связи таких макроэкономических нестабильностей, как инфляция и безработица, а также способов борьбы с ними. Инфляция и безработица есть проблемы мирового масштаба. Если государство не предпринимает корректных мер по их решению, это может грозить крахом всей экономической системы. Поэтому государственная политика поддержания полной занятости и стабильности цен есть важнейшая цель макроэкономического регулирования. Эффективность белорусской экономики может быть существенно повышена в случае успешного разрешения проблемы инфляции и безработицы. В Основных положениях Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы приоритетными целями заявлен рост уровня занятости населения и прирост индекса потребительских цен не более 5–6%. В связи с этим данная курсовая работа является актуальной и своевременной.
Цель работы:
На основе критического анализа литературных источников, статистического и фактологического материала провести анализ взаимосвязи инфляции и безработицы на высоком методологическом уровне.
В ходе написания курсовой работы автор ставила перед собой следующие задачи:
- исследовать существующие подходы к взаимосвязи инфляции и безработицы, рассмотреть опыт регулирования инфляции и безработицы в развитых странах;
- проанализировать статистический и фактологический материал по государственному регулированию инфляции и безработицы в Республике Беларусь за 2009–2015 годы, на основе чего выработать белорусскую модель взаимосвязи инфляции и безработицы.
Объект исследования – социально–экономические отношения в Республике Беларусь в сфере государственного регулирования инфляции и безработицы.
Предмет исследования – белорусская модель взаимосвязи инфляции и безработицы.
Анализ литературных источников: на основе исследования работ отечественных и зарубежных авторов (Бондарь А., Желиба Б., Калечиц Д., Егоров А., Сакс Дж. и др.), нормативно–правовых актов Республики Беларусь, статистической и фактологической информации за 2009–2016 годы, информации официальных сайтов Национального Банка Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь была проанализирована взаимосвязь инфляции и безработицы и меры борьбы с ними как с теоретической, так и с практической точки зрения. Особо следует отметить следующих белорусских авторов и их статьи: С.Никитин и М.Степанова – «Инфляция и антиинфляционная политика: зарубежный и
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1 Модели взаимосвязи инфляции и безработицы
Модель взаимосвязи инфляции и безработицы на самом доступном уровне она представляет собой обратную зависимость между темпами инфляции и разницей между текущим и естественным уровнями безработицы. Однако имеются и более сложные модели, учитывающие также инфляционные ожидания. В данной курсовой работе эти модели будут рассмотрены в порядке «от простого к сложному». Перед тем, как непосредственно рассмотреть их, необходимо ввести понятия инфляции и безработицы. Определение инфляции не является предметом спора экономистов. Инфляция – это устойчивое повышение общего уровня цен в стране в течение некоторого времени. [8, с.457] Что касается понятия безработицы, то, согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10–72 лет признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно не имел работы, искал работу, был готов приступить к работе.
Простейшей моделью взаимосвязи инфляции и безработицы является так называемая кривая Филлипса. В конце 50–х годов британский экономист Албан Филлипс (1914 – 1974) проанализировал зависимость между уровнем безработицы и увеличением номинальной заработной платы (инфляцией зарплаты). Первоначально она имела следующий вид[7, с.202]:
2 ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Белорусская модель регулирования инфляции и безработицы
Отличительной чертой макроэкономических процессов в Республике Беларусь является то, что они протекают в условиях перехода от плановой экономики к рыночной. При наличии общих черт в постсоциалистическом развитии стран СНГ белорусский вариант формирования рыночной экономики имеет свои особенности, что позволяет говорить о белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. Главное отличие состоит в том, что наше государство пошло не по пути шоковой терапии, а применило политику градуализма. Как известно, стержнем экономической политики при шоковой терапии является борьба с инфляцией путем проведения жесткой денежно–кредитной политики; градуалисты же считают первостепенно важным избежать массовой безработицы и резкого падения уровня жизни населения [2, с.355–356]. Поэтому в рамках сегодняшней белорусской модели развития рыночных условий складывается также и белорусская модель регулирования инфляции и безработицы.
Однако последствием финансового кризиса стал некий перелом в экономической ситуации. Наблюдаются тенденции к снижению уровней инфляции и безработицы. Уровень инфляции в 2008 году составил 13,5%, в 2009 под дефляционным воздействием мирового кризиса снизился до 10,1% (на декабрь месяц). В октябре 2010 года инфляция составила 7,9% по отношению к декабрю 2009 года, однако к новогодним праздникам ожидается традиционное повышение цен. (Известно, что инфляция подвержена сезонному фактору: пик роста цен обычно приходится на зимние месяцы, что связано с выдачей новогодних премий, «тринадцатых зарплат» рабочим. Летом же инфляция снижается по причине снижения на плодоовощную продукцию) [4, с.15].
Таким образом, трансформационная экономика Республики Беларусь имеет особенности в отношении государственного регулирования инфляции и безработицы. Наиболее благоприятная ситуация наблюдалась в 2006 году: 6,6% инфляции и 1,2% безработицы. Последствием мирового финансового кризиса стало снижение уровня инфляции. Официальная статистика на сегодняшний день демонстрирует благоприятную ситуацию – одновременное снижение уровней инфляции и безработицы. Однако следует отметить, что методология расчета уровня безработицы не соответствует методологии МОТ и существенно занижает действительный показатель. Поэтому представленная выше модель не может корректно отразить настоящего положения дел.
3 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Борьба с инфляцией в Республике Беларусь
Как свидетельствует зарубежный опыт, в рыночной экономике избавиться от инфляции невозможно. Экономистыотмечают, что целесообразно удерживать инфляцию на умеренном уровне – в пределах 10% в год. Считается, что такая ползучая инфляция оказывает положительное воздействие на экономику. Следовательно, целью правительства является преобразование текущей инфляции в умеренную, управляемую. Для этого используется комплекс мер антиинфляционной политики, довольно подробно описанных в первой главе курсовой работы.
Необдуманное применение опыта других стран по регулированию инфляции, какой бы схожей не казалась экономическая ситуация, может привести если не к развитию инфляционных процессов в худшем случае, то по крайней мере к недоработкам в этой области. Важно изучить аспекты формирования текущей ситуации, учесть факторы (в том числе социокультурные), условия, настроения и ожидания, политическую ситуацию, историческое прошлое. Это и другое в совокупности дает цельную картину текущего положения дел. И все же такой анализ не застраховывает от неудачи, так как в открытой экономике большое воздействие оказывается извне.
Для Республики Беларусь таким внешним инфлятогенным фактором является повышение цен на мировых рынках энергоресурсов и продовольствия.
Подобное воздействие четко просматривалось в 2007–2008гг. Тогда во всем мире резко поднялись цены на нефть и газ. Конечно, это не могло не затронуть нашей страны, так как Беларусь привязана к мировой конъюнктуре цен на энергоносители. Иными словами, даже при умеренном росте цен на мировых рынках в Беларуси они также возрастут. Пусть не в такой значительной степени, но рост цен на продовольствие также провоцирует инфляцию в белорусской экономике. Такие факторы значительно затрудняют проведение успешной антиинфляционной политики.
Мировой финансовый кризис стал еще одним препятствием на пути к успеху. Особенностью проявления современного кризиса в трансформационных экономиках явилось то, что в них одновременно действуют процессы, имеющие как инфляционный, так и дефляционный характер. Как отмечает кандидат экономических наук А.В.Егоров встатье «К вопросу об особенностях проявления мирового кризиса в экономике Беларуси», инфляционные процессы характерны для того сектора белорусской экономики, который работает преимущественно на внутренний рынок. В то же время экспортно–ориентированный сектор попал в зону действия внешней монетарной дефляции и демонстрирует спад при одновременном снижении уровня цен. Дефляционный сценарий кризиса не реализуется для внутреннего
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одна из самых сложных проблем макроэкономической политики состоит в необходимости одновременного регулирования инфляции и безработицы. Впервые предположение о взаимосвязи инфляции и безработицы было выдвинуто А.Филлипсом. Кривая Филлипса представляет собой обратную связь между ними в краткосрочном периоде и вертикальную линию в долгосрочном периоде. Неоклассическая модель адаптивных ожиданий Фридмена–Фелпса учитывает инфляционные ожидания индивидов, формирующихся на базе их прошлого опыта. Объединяющая кейнсианские и неоклассические подходы модель рациональных ожиданий Лукаса–Сарджента учитывает также и ожидания касательно будущего повышения цен.
Существует ряд мероприятий, направленных на борьбу с инфляцией и на борьбу с безработицей. Политика борьбы с безработицей предусматривает активные (направленные на повышение занятости) и пассивные (направленные на компенсацию последствий безработицы) меры. Основными принципами являются ограничение предложения рабочей силы и повышение спроса на труд.
Меры антиинфляционной политики подразделяются на стратегические и тактические. К стратегическим относятся наиболее общие меры: устранение структурных перекосов, убыточных предприятий; развитие рынка услуг; конверсия военного производства; совершенствование налоговой системы и др. – они подготавливают почву для последующих тактических мер. Имеется два варианта антиинфляционной политики: дефляционная политика (направлена на ограничение роста денежной массы) и политика доходов (направлена на снижение платежеспособного спроса населения). К первоочередным мерам, направленным на снижение инфляции, относятся: ограничение роста заработной платы; размещение государственных ценных бумаг; гибкое регулирование деятельности банков; денежные реформы и др.
С практической точки зрения вариант антиинфляционной политики избирается в зависимости от степени инфляции. В случае высокой инфляции применяется гетеродоксная программа, в случае умеренной – ортодоксальная. Наилучшим вариантом является смешанная программа, подстроенная под экономическую ситуацию конкретного государства. Важнейшим условием успешного развития экономики, низкой безработицы и инфляции является наличие и функционирование хозяйственного механизма, обеспечивающего подстройку производства под запросы потребителей. В высокоразвитых государствах не наблюдается закономерность, отраженная в кривой Филлипса. В развивающихся странах, напротив, эта закономерность четко прослеживается.
Для регулирования темпов инфляции Нацбанк совместно с правительством применяет денежные реформы; изменяет ставку рефинансирования и норму резервирования; совершенствует рынок ценных бумаг и законодательство, с ним связанное; проводит приватизацию государственных предприятий; устанавливает лимит цен на социально
1. Бондарь, А.В. Регулирование трудовых отношений как фактор сглаживания амплитуды экономического цикла. // Белорусский экономический журнал. – 2009. – №4. – С.104–117.
2. Егоров, А.В. К вопросу об особенностях проявления мирового кризиса в экономике Беларуси. // Вестник БГЭУ. – 2009. – №5. – С.22–27.
3. Ермак, Д. Рынок ценных бумаг: итоги полугодия. // Финансы, учет, аудит – 2010. – №9. – С.17–18.
4. Желиба, Б. Инфляция и ставка рефинансирования. // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2008. – №35(479). С. 14–18.
5. Калечиц, Д. К вопросувзаимосвязей инфляции, денег и реального выпуска. // Банкаўскi веснiк. – 2010. – №16. – С.10–13.
6. Макроэкономика: учебный методический комплекс / В.В.Бичанин, О.С. Шевченко / Общ. ред В.В. Бичанин, – Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2008. – 292 с.
7. Макроэкономика: учебное пособие / А.В. Бондарь [и др.].– 2–е изд. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2009. – 415 с.
8. Макроэкономика: учебное пособие для вузов / Т.Г. Бродская, В.И. Видяпин, А.И. Добрынин и др. – Москва.: РИОР, 2007. – 343 с.
9. Макроэкономика: учебник / С.Н.Ивашковский. – 2–е изд. – Москва: Дело, 2002. —472 с.
10. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. / Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. – Москва: Дело, 1996. – 848 с.
11. Масальская, А. Проблема инфляции в современной экономике и пути её решения. // Труды молодых специалистов ПГУ. Экономические науки. – 2004. – Вып.4. – С.79–82.
12. Национальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь . Режим доступа http://www.belstat.gov.by.
13. Никитин, С.Н. Инфляция и антиинфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт.// Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – №4. – С.16–20.
14. Основные положения социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.
15. Попкова, Н.А. Об антиинфляционных процессах в экономике. // Финансы. – 2009. – №9. – С.55–60.
16. Сайт Национального банка Республики Беларусь. Режим доступа http://www.nbrb.by.
17. Тарасов, В.И. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие / В.И. Тарасов. – 2–е изд. стереотип. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 512 с.
18. Sanghamitra Bandyopadhyay Economics of OECD countries, 2009–10. [Электронный ресурс]. Режим доступа http: // www.economics.ox.ac.uk /.../ oecd/ /Unemployment_and_Inflation_Lec1HO. pdf