ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и сущность логистических затрат предприятия
1.2 Методика анализа и управление логистическими затратами на предприятии
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК НА ОАО «СТАНКОЗАВОД «КРАСНЫЙ БОРЕЦ»
2.1 Современное экономическое состояние предприятия
2.2 Анализ логистических издержек при производстве и реализации продукции на предприятии
ГЛАВА 3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК ОАО «СТАНКОЗАВОД «КРАСНЫЙ БОРЕЦ»
3.1 Оптимизация и снижение логистических издержек в транспортном хозяйстве
3.2 Снижение логистических издержек в закупочной логистике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В рыночных условиях хозяйствования достижение генеральной цели производственного предприятия обеспечивается более детализированными целями, например, ростом прибыли (дохода). Рост доходности работы в целом достигается путем роста объемов реализованной на рынке продукции, изготовлением продукции высокого качества в предусмотренные договорами о поставках сроки, минимизацией (оптимизацией) расходов производственных ресурсов, ускорением сроков освоения новой техники и др.
Экономический результат любой деятельности в общем виде определяется разностью дохода от продажи товара (работ, услуг) и затрат на его производство и реализацию, что обусловливает важность анализа затрат и управления ими на предприятиях. Управление затратами как средство достижения высокого экономического результата не должно сводиться только к снижению затрат, но и распространяется на все элементы управления предприятием.
Выше сказанное относительно учета факторов влияния на формулирование целей характерно для предприятий любых видов и форм собственности. Сейчас учеными и практиками доказано, что на рост (или по крайней мере, стабилизацию) дохода предприятия достаточно весомое влияние имеют общие расходы.
Последнее время взоры владельцев и топ-менеджеров обратились к возможностям логистики как ресурса, способного в значительной степени влиять на основные показатели финансово-хозяйственной деятельности. Управление затратами служит средством достижения предприятием высоких экономических результатов и сводится не только к снижению затрат, но и распространяется на все элементы управления. Грамотное выявление и управление логистическими затратами позволяет снизить себестоимость продукции и обнаружить «лишние» процессы, от которых можно отказаться (так называемое «вертикальное время» в логистическом цикле).
Как отмечает Л. Б. Миротин, при управлении логистическими затратами предприятия необходимо учитывать высокий уровень динамики рыночной конъюнктуры, дефицит платежных средств, высокий уровень конкуренции, т.е. все, что влияет на эффективность логистической деятельности [43]. Однако вопросы оптимизации логистических затрат до сих пор не стали предметом серьезных исследований. Отсутствие научно обоснованной методологии управления логистическими затратами приводит к тому, что до сих пор нет надежных и работоспособных методик их планирования, оценки и анализа.
Само же понятие логистических затрат подразумевает затраты как материальных, финансовых, трудовых, так и информационных ресурсов, обусловленных выполнением заказов потребителей, то есть комплексным
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и сущность логистических затрат предприятия
Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.
Отличительной особенностью затрат являются следующие:
- затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);
- величина использованных ресурсов должна быть представлена в денежном выражении для обеспечения их соизмерения;
- понятие затрат должно обязательно соотноситься с конкретными целями и задачами [17, c. 347].
Затраты формируют себестоимость. Себестоимость продукции (работ, услуг) – совокупность всех затрат, непосредственно связанных с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг). С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для организации заключается в следующем: в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении организации, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве; в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива организации; в улучшении финансового состояния организации и снижении степени риска банкротства; в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж; в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их уровня.
Затраты классифицируются по ряду признаков, что наглядно видно на рисунке 1.1.
Основные затраты непосредственно связаны с процессом производства продукции, работ, услуг (материалы, заработная плата и начисления на заработную плату рабочих, износ инструментов и т.д.). Накладные затраты – это затраты по управлению и обслуживанию производственного процесса (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) [17, c. 349].
Прямые затраты можно прямо отнести на определенные виды продукции, работ, услуг (сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата рабочих, начисления на зарплату и др.). Косвенные затраты одновременно относятся ко
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК НА ОАО «СТАНКОЗАВОД «КРАСНЫЙ БОРЕЦ»
2.1 Современное экономическое состояние предприятия
Знамени станкостроительный завод «Красный борец» – государственное Республиканское унитарное производственное предприятие «Оршанский ордена Трудового Красного предприятие, находящееся в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
В сентябре 2008г. подписан приказ о создании государственного научно-производственного объединения «Белстанкоинструмент», в которое вошло РУПП «Станкозавод «Красный борец».
Завод образован в 1900 году. Расположен по адресу: г. Орша, ул. Энгельса, 29. Директор – Шульгин Александр Викторович.
С 1960 года завод является станкостроительным предприятием с основной номенклатурой продукции – плоскошлифовальные станки высокой и особо высокой точности с крестовым столом и горизонтальным шпинделем.
В настоящее время завод выпускает:
- станки шлифовальные и специальные;
- станки фрезерные;
- кривошипно-шатунные прессы, станки малой механизации (точильно-шлифовальные, отрезные, сверлильно-фрезерные);
- плиты электромагнитные;
- станочные приспособления и запасные части;
- потребительские товары.
Сегодня основным направлением производственной деятельности оршанских станкостроителей наряду с серийно выпускаемой гаммой плоскошлифовальных и фрезерных станков является и выпуск специальных шлифовальных и фрезерных станков по заказам потребителей для выполнения конкретных операций в мелкосерийном, серийном и массовом производстве.
Получило развитие новое перспективное направление в отечественном станкостроении: создание высокоавтоматизированного оборудования, обладающего технологической гибкостью и точностью вне зависимости от квалификации рабочего, что позволило наиболее полно решать задачи современного производства, каждое из них является оригинальным изделием, в котором воплотились современные конструкторские и технологические решения.
Управление ОАО «Станкозавод «Красный борец» осуществляется в соответствии с утвержденной организационной структурой, которая позволяет
ГЛАВА 3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК ОАО «СТАНКОЗАВОД «КРАСНЫЙ БОРЕЦ»
3.1 Оптимизация и снижение логистических издержек в транспортном хозяйстве
Как показал проведенный анализ, одним из основных направлений снижения логистических затрат на ОАО «Станкозавод «Красный борец» должно стать совершенствование бизнес-процессов в области управления транспортным хозяйством.
Растущая конкуренция вынуждает производителей искать новые рынки сбыта и расширять географию своего регионального присутствия. Таким образом, расстояния между поставщиками и клиентами все увеличиваются. С другой стороны, ужесточающиеся требования клиентов обязывают поставщиков осуществлять доставки и грузоперевозки точно и вовремя и в то же самое время предлагать рынку товары и услуги по выгодным ценам.
Для того, чтобы выжить в современных рыночных условиях нужно искать пути как оптимизации бизнес-процессов доставки, так и снижения издержек на транспортную логистику на территории самого предприятия. Практика показывает, что из-за нерационально спланированных маршрутов доставки и отсутствия средств контроля местонахождения транспорта транспортные расходы компании увеличиваются на 20-40 %. Неэффективное управление логистикой выливается в излишний пробег и расход топлива, неоптимальное использование автопарка и простой транспортных средств, а отсутствие средств контроля ведет к нецелевому использованию транспорта, сливу топлива, несоблюдению водителями условий транспортировки и т.д.
Так, организация транспортного хозяйства ОАО «Станкозавод «Красный борец», в том числе при внутризаводских перемещениях, что характерно для большинства отечественных организаций, не использующих логистического подхода в управлении транспортными потоками, имеет следующие недостатки:
- недостаточный уровень координации по распределению грузового транспорта между складским хозяйством и производством. Отсутствие центральной диспетчерской службы по обработке заказов на транспорт, определению маршрутов движения и оптимальному расчету загрузки автомобиля;
- сверхнормативные простои на КПП, складах и цехах;
- отсутствие связи у водителей на внешних и внутренних перевозках затрудняет обеспечение трейсинга на протяжении всего маршрута;
- отсутствие мотивации водителей к выполнению большего числа рейсов;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Производственная логистика представляет собой управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции. Основная задача производственной логистики состоит в создании и обеспечении эффективного функционирования интегрированной системы управления материальными потоками на предприятии. В рамках производственной логистики на предприятии реализуется логистическая концепция управления материальным потоком, под которым понимается процесс целенаправленного воздействия на производственные подразделения, занятые продвижением материальных и информационных потоков из пункта производства в пункт потребления продукции.
Одним из ключевых направлений управления производством и реализацией продукции на предприятии с точки зрения логистики является снижение логистических издержек как в целом в логистической цепи предприятия, так и на отдельных ее этапах.
Логистические затраты классифицируются не только по признакам, имеющим отношение к производству и реализации продукции, но и по более специализированным: по логистическим функциям, операциям и т.д. Это обуславливает необходимость более углубленного анализа логистических затрат в разрезе этих признаков, а также позволяет выявлять резервы их снижения по иным направлениям.
Рекомендации специалистов по контролю над логистическими затратами сводятся к следующим положениям: усилия концентрируются на контроле затрат в местах их возникновения; данные по разным видам затрат обрабатываются по-разному; эффективным путем к сокращению затрат является сокращение видов деятельности (процедур, работ, операций). Попытки снизить уровень дополнительных затрат редко бывают эффективными. Нельзя пытаться выполнить с низким уровнем затрат то, что не нужно было делать вовсе; эффективный контроль над затратами требует, чтобы деятельность предприятия оценивалась в целом. Для экономической оценки бизнеса предприятия в целом нужно иметь представление о результатах деятельности во всех функциональных областях логистики.
Знамени станкостроительный завод «Красный борец» – государственное Республиканское унитарное производственное предприятие «Оршанский ордена Трудового Красного предприятие, находящееся в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
Сегодня основным направлением производственной деятельности оршанских станкостроителей наряду с серийно выпускаемой гаммой
1. Алесинская, Т. В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т. В. Алесинская. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2013. – 179 с.
2. Ардатова, М.М. Логистика в вопросах и ответах: учеб. пособие / М. М. Ардатова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. – 272 с.
3. Банк, В. Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Р. Банк, С. В. Банк. – М.: TK Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 344 с.
4. Баско, И.М. Логистика: учеб. пособие / И. М. Баско[и др.]. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2013. – 431 с.
5. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник / А. М. Гаджинский. – М.: Дашков и Кº, 2013. – 420 с.
6. Голубков, Е. П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования/ Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 1. – с. 9-11.
7. Голубков, Е. П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 2. – С. 11-13.
8. Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А. М. Голубчик. – Москва: ТрансЛит, 2016. – 317 с.
9. Горяев, Н. К. Основы логистики: учебное пособие / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 178 с.
10. Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – Москва: Юрайт, 2015. – 734 с.
11. Дехтяренко, И. Актуальные задачи по оперативному управлению закупкой: как выбрать систему управления запасами: советы практика / И. Дехтяренко, А. Поташов // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 36-38.
12. Дроздов, П.А. Управление запасами в цепях поставок: учеб.-методич. пособие / П. А. Дроздов. – Минск: ИБМТ БГУ, 2014. – 103 с.
13. Дыбская, В. В. Логистика складирования: учебник / В.В. Дыбская. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 559 с.
14. Дыбская, В. В. Передовые практики в логистике и управлении цепями поставок в контексте мировых исследований / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2015. – № 6. – С. 7-20.
15. Дыбская, В.В. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: [учебник] / В. В. Дыбская [и др.]. – М.: Эксмо, 2014. – 939 c.
16. Еловой, И.А. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. – Минск: Право и экономика, 2011. – 460 с.
17. Ельдештейн, Ю. М. Логистика: учеб.-метод. комплекс / Ю. М. Ельдештейн. – Красноярск, 2006. – 387 с.
18. Ефремов, В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование / В. С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 2. – с. 17-21.
19. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2015. – 605 с.
20. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент / Ф. Котлер. – Пер. с англ. – СПб: ПИТЕР, 2011. – 510 с.
21. Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 268 с.
22. Левкин, Г.Г. Логистика: теория и практика / Г.Г. Левкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 221 с.
23. Логистика складирования: учебник. – М.: Инфра-М, 2014. – 559 с.
24. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес–процессов в целях поставок / В. В. Дыбская [и др.]. – М.: Эксмо, 2014. – 939 с.
25. Логистика: словарь терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.loglink.ru/dictionary/. – Дата доступа: 02.09.2018.
26. Логистика: учеб. пособие / В. И. Маргунова [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 507 с.
27. Логистика: учеб. пособие / И. М. Баско, В. А. Бороденя, О. И. Карпеко [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, профессора И. И. Полещук. – Минск: БГЭУ, 2016. – 431 с.
28. Логистика: учеб.-методич. пособие / И. А. Еловой. – Гомель: БелГУТ, 2015. – 165 с.
29. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. – М.: Юрайт, 2014. – 288 с.
30. Модели и методы теории логистики / Под ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2013. – 176 с.
31. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики: учебник / Н. К. Моисеева. – М.: Инфра-М, 2016. – 527 с.
32. Немогай, Н. В. Логистика и управление цепочками поставок как фактор конкурентоспособности отечественных организаций // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2013. – № 3. – С. 27-31.
33. Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. – М.: Дашков и Кº, 2015. – 978 с.
34. Основные элементы складской логистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://piter-consult.ru/home/Articles/logistics-managment-articles/ logistic-basic-elevments.html. – Дата доступа: 02.09.2018.
35. Основы логистики: учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – М.: КноРус, 2013. – 575 с.
36. Основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Коряев, О. Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 178 с.
37. Основы складской логистики: учеб. пособие / Багинова В. В., Николашин В. М. – М., МИИТ, 2013. – 86 с.
38. Республика Беларусь – 2017. Статистический ежегодник: статистический сборник. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. – 524 с.
39. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ - Дата доступа: 02.09.2018.
40. Современная логистика: учебник / Р. Мэрфи [и др.]; под ред. О. Пелявского. – М.: Вильямс, 2016. – 720 с.
41. Скузоватова, Н. В. Методы оптимизации логистических издержек в эффективном управлении предприятий / Н. В. Скузоватова // Журнал «Интеллект. Инновации. Инвестиции». – 2016. – № 3. – С. 44-51.
42. Сурмач, С. Простые решения в логистике / С. Сурмач // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
43. Эффективность логистического управления: учебник / Под общ. ред. Л.Б. Миротина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 368 с.