Развитие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста средствами лепки Курсовая работа (проект)
ГОиРО (Гомельский областной институт развития образования)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста средствами лепки»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Развитие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста средствами лепки
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект занятия по лепке «Утенок» в младшей группе.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста в психолого-педагогической науке
1.2 Содержание и виды изобразительной деятельности
1.3 Этапы развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ СПОСОБОВ ЛЕПКИ
2.1 Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста способам и приемам лепки
2.2 Содержание занятий лепкой в развитии изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития ребенка, когда совершенствуется его умения и навыки. В детском саду воспитатели организуют с детьми много интересных занятий, на которых воспитанники развиваются в физическом и умственном плане. Педагоги формируют на этих занятиях отношение дошкольника к событиям и явлениям окружающего мира, учат воспринимать форму, цвет, величину, число, пространственные отношения между предметами, учат видеть и понимать прекрасное в жизни, природе, искусстве. Большое значение знакомство с предметами и их особенностями (формой, строением, пространственными отношениями) имеет в процессе подготовки детей дошкольного возраста к скульптурному изображению предметов [7, c. 84].
Задуманное изображение предметов, явлений в лепке дети дошкольного возраста могут осуществить лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность, заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей [17].
В.А. Езикеева, И.Л. Дзержинская, Т.Г. Казакова считают, что преимущество изобразительной деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников заключается, во-первых, в том, что эта деятельность по структуре ближе к игре, чем учебная деятельность, во-вторых, она позволяет развивать в совокупности способности как субъекта деятельности, так и способности личности.
Вопросами развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская, Н.Н. Сакулина.
Н.П. Сакулина анализировала различные функции рисунка, а также выделяла группы способностей к изобразительной деятельности [7, с. 23].
Такой исследователь как Василенко П.Г. рассматривал изобразительную деятельность дошкольников. По мнению, автора в процессе изобразительно деятельности ребёнок включается в активную поисковую и творческую деятельность, которая далее переходит в конечный результат, в виде рисунка, подделки. Занимаясь изобразительной деятельность, дети имеют возможность выражать свои впечатления, своё понимание и эмоциональное отношение в художественном творчестве [6, с.28].
ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста в психолого-педагогической науке
Дошкольный возраст – это период в котором изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечение почти каждого ребёнка, т.е. увлекая ребёнка в сказочный мир рисования, мы незаметно для него развиваем у него мышление и воображение
Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте. Виды творчества могут быть совершенно любыми: изобразительное искусство, музыка, литература, танцы – главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру. Чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее воздействие на его личность
Кроме того, это самый первый вид, который осваивается маленьким человечком. Ни читать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на бумаге. Направляя и поддерживая ребенка в этом занятии, можно добиться очень многого. Основную мысль можно выразить просто: рисуя, дети развивают и тело, и душу, и ум.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» – утверждал В.А. Сухомлинский [15]. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.
Отечественные педагоги считают развитие изобразительных способностей и воображения базой всестороннего развития личности [17].
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Н.Н. Волков, Г.Г. Григорьева, Т.Н. Доронова считают, что изобразительная деятельность является первым продуктивным видом детской деятельности, в которой ребенок отражает свои представления и впечатления об окружающем мире, перерабатывая их в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому [1].
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ СПОСОБОВ ЛЕПКЕ
2.1 Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста способам и приемам лепки
Детям от природы свойственна энергичность, любознательность, поэтому очень важно поддерживать и стимулировать познавательную активность ребёнка увлекательной деятельностью, которая откроет для него новые творческие возможности самореализации и развития. Занятия лепкой помогут ребёнку развить художественное воображение, изучить основные геометрические формы, познакомят с пластическими свойствами материалов, разовьют ручную умелость и координацию движений, а также внимание и наблюдательность.
Лепка – художественное отображение действительности в объёмных предметах посредством пластических средств выражения с использованием мягкого материала (глина, пластилин, солёное тесто, воск) [5].
Согласно тематическому календарному плану воспитателя группы, в которой производилось исследование, были описаны и подобраны темы занятий, задачи, содержание и формы работы. Ознакомится с содержанием занятий можно в приложении 1.
Цели обучения лепке:
- развитие творческих способностей;
- совершенствование мелкой моторики, самоконтроля и координации движений;
- воспитание культуры трудовой деятельности, практических навыков работы в коллективе;
- формирование предметного и пространственного мышления;
- развитие сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.
Задачи обучения лепке для детей младшей группы:
- стимулировать пробуждение живого интереса к лепке;
-познакомить с пластическими свойствами и правильным использованием материала (пластилин, глина, тесто);
- обучить техническим способам изготовления поделок (отделять от цельного куска, скатывать, соединять);
- научить лепке базовых форм (шар, цилиндр, диск) и созданию на их основе более сложных предметов (кольцо из валика, погремушка из цилиндра и шара, самолёт из цилиндра, пирамидка из колец или дисков).
Указанные нами цели обучения требуют от нас использования тех, задания, которые помогут достичь наиболее высоких результатов, благодаря подготовленных и проведённых занятий по лепке в младшей группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занятия по лепке в младшей группе характеризуются предметным характером. С приобретением навыков работы с глиной дети могут приступать к лепке и по собственному замыслу, но эти занятия являются сложными для малышей. В связи с этим подводить детей к лепке по собственному замыслу необходимо постепенно, активируя их мышление с помощью разнообразных методов и приемов обучения, например, с помощью наводящих вопросов.
Важным моментом проведения занятия является оценка деятельности детей. Педагог обязательно должен рассказывать детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки и в целом давать занятию положительную оценку обобщенные способы изображения предваряют процесс лепки, формируя более определенное представление о предмете. При формировании обобщенных способов изображения необходимо проводить ориентировочно-исследовательскую деятельность, использовать навыки на основе подражания, отрабатывать движения рук с помощью определенных упражнений, а также повторять с детьми словесную инструкцию, приведенную педагогом.
В соответствии с целью исследования, были изучены особенности изобразительной деятельности младших дошкольников.
Наиболее целесообразным представляется проводить знакомство детей с материалом в процессе выполнения элементарных действий, при помощи которых дети могут сразу получить видимый результат. Одновременно воспитатель обращает внимание на зрительный контроль, чтобы дети усвоили способ работы: необходимо раскатывать ладошкой. После того как дети осваивают формообразующее движение по созданию цилиндрических форм, необходимо учить детей преобразовывать цилиндр – делать из палочки кольцо.
Прежде чем обучать дошкольников младшей группы изображать предмет, необходимо научить их рассматривать его, исследовать, уметь выделять его основные свойства. Обучение изображению следует вести с помощью показа реального предмета или игрушки, например, пирамидки. При рассмотрении предмета воспитатель должен придерживаться следующих целей: сделать процесс восприятия предмета преднамеренным (воспитатель говорит детям: «Мы с вами сейчас рассмотрим пирамидку, а потом будем ее лепить»); вызвать у детей ориентировочную деятельность, внимание, интерес к обследуемому предмету; научить выделять основные части предмета; установить связь воспринимаемого с уже имеющимся умением.
1. Алексахин Н. Учимся лепить и расписывать// Дошкольное воспитание. -1994-№ 9. -87 с.
2. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий.- Скрипторий, 2003 – 2008.- 151 с.
3. Грибовская А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет. -М.:Сфера, 2010.- 80 с.
4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника: учеб. пособие для вузов / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - С. 220
5. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.
6. Елетнова С,. Изобразительная деятельность в жизни дошкольника / С. Елетнова // Пралеска. - 2012. - № 3.- 56 с.
7. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. -М.: Карапуз, 2007-140 с.
8. Ишмуратова, Е.М. Дигностика и развитие навыков продуктивных видов деятельности у детей раннего возраста / Е.М. Ишмуратова // Вестник практической психологии образования. – 2009. - № 3(20). – 165 с.
9. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985.-193 с.
10. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-136 с.
11. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977. – 253 с.
12. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации/ И.А. Лыкова.- М.: Карапуз, 2007.
13. Лыкова И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки.- Изд.: Карапуз, 2005. -20с.
14. Милосердова, Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 64 с.
15. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. – М.: Педагогика, 1981
16. Федосова, Е.С. В стране гномов: Книга для развития способностей детей дошкольного возраста/ Е.С. Федосова, Г.С. Федосов. - СПб : Союз, 2002
17. Юшкевич Н. Перспективный план ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством// Дошкольная педагогика – 2008 - № 7 – 56 с.
18. Янковская Л,. Развитие творческих возможностей дошкольников в процессе художественной деятельности / Л. Янковская // Пралеска. - 2011. - № 11.- 62 с
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект занятия по лепке «Утенок» в младшей группе.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты